Больше тысячи километров дороги, туманные рассветы и древние крепости, озёра и леса: эта серия баттла между смартфонами и камерами будет посвящена пейзажной фотографии! В одном углу ринга смартфон средней ценовой категории TECNO CAMON 20 Pro 5G, в другом — полнокадровый фотоаппарат. У вас уже есть догадки, кто выйдет победителем?
- Снимаем ночь: на смартфон или на камеру?
- Снимаем видео: на смартфон или на камеру?
- Семейная фотография: на смартфон или на камеру?
Туманы и рассветы
Начинаем мы с места в карьер. Уже на первых сюжетах появляется интрига. Дело в том, что без изучения EXIF и увеличения на 100% даже я, автор снимков, не смог определить, на что сняты кадры.

TECNO CAMON 20 Pro 5G смог на удивление точно передать атмосферу туманного утра, да ещё и детализацией удивил. Здесь был использован режим высокого разрешения, а в нём камера смартфона выдаёт целых 64 Мп!

А что камера? Она без труда справилась с сюжетом. Разве что цвет получился другой, нежели на смартфоне. Но тут большую роль играет обработка RAW. Кстати, на неё я всё же потратил несколько минут, а вот кадр на смартфон меня полностью устроил и без обработки.
Когда всё должно быть резким!
Снимая пейзаж на камеру, я каждый раз решаю в голове непростую задачу: где должен быть фокус и как сильно закрыть диафрагму, чтобы весь кадр уложился в глубину резкости. И не всегда нахожу правильный ответ…
Усложняем задачу!
Кажется, нашему баттлу грозит неожиданный финал! Однако у камеры ещё есть в запасе козыри.

TECNO CAMON 20 Pro 5G легко и непринуждённо на лету снимает HDR, отлично отрабатывая широкий динамический диапазон! Красивые облака, красивые тени — и не скажешь, что снято на смартфон.

Но съёмка на зеркалку с поляризационным фильтром и последующая склейка HDR из трёх кадров не оставляют шансов мобильной фотографии. При вдумчивом подходе к делу профессиональная техника оказывается сильнее.
Когда правила можно нарушить
Пейзаж снимают на разные объективы. Я использую фокусные расстояния от 14 до 600 мм, но чтобы уравнять шансы со смартфоном, в этот раз взял с собой лишь широкоугольный зум и сверхширокоугольный фикс. Как же TECNO CAMON 20 Pro 5G справится с зеркалкой и сменной оптикой?

Чтобы уместить в кадр весь ансамбль Новгородского кремля, я использовал 14-мм объектив для зеркальной камеры. По-другому никак не получалось.
Ну что тут скажешь, будь у меня в руках старший брат смартфона — TECNO CAMON 20 Premier 5G с его сверхширокуогольной камерой, я без проблем бы снял такой же сюжет. Но CAMON 20 Pro 5G всё равно заслуживает уважения за то, что предлагает возможности для съёмки в, казалось бы, безвыходных ситуациях. И речь не только о съёмках панорам! Ещё он умеет, например, вот так:

Кадр сделан с той же точки и в то же время на основную камеру CAMON 20 Pro 5G в режиме «замена неба». Смотрится необычно и, как ни странно, довольно реалистично. Неожиданный взгляд на сюжет!
И снова паритет?
Сменная оптика, поляризационные фильтры — всё это способно расширить творческий потенциал системного фотоаппарата, но всегда ли?
Вот простой сюжет со смотровой площадки: отличный вид на исторический центр города, который каждый турист обязательно снимет на память.
Обрабатывать или нет?
А вот ещё одна древняя крепость на фоне потрясающих облаков! Пройти мимо такого вида просто невозможно. Наводим смартфон и делаем кадр. А потом повторяем результат на камеру, опять с поляризационным фильтром.
Штатив: брать или не брать?
Я люблю снимать со штатива, но просто терпеть не могу его с собой носить. Прежде чем его раскладывать, ещё тысячу раз подумаешь, а делать ли кадр. Со смартфоном проще: даже ночью можно снимать с рук.

На всё про всё ушло не более 10 секунд: пара секунд, чтобы достать смартфон и включить камеру, свайп в сторону для выбора режима — одна секунда, и 4–5 секунд на съёмку с рук. А раскладывать штатив для камеры я поленился…
Но в следующем сюжете я переборол свою лень. Расставил треногу, настроил минимальное ISO в камере, включил задержку срабатывания затвора, закрыл диафрагму, сделал несколько дублей с разной экспозицией.
Через несколько минут я смог получить вот такой результат:
Для самых требовательных
И всё же в пейзажной фотографии камеры-тяжеловесы будут иметь преимущество. Ниже сюжет, который отлично получился у смартфона. Но если вы захотите напечатать его крупным форматом, то технического качества может и не хватить. А ведь именно на крупном отпечатке пейзажные кадры смотрятся лучше всего!
Кто победитель?
Если мы говорим о вдумчивой съёмке пейзажа с дальнейшей распечаткой результата, то победителем всё же будет фотоаппарат. Техническое качество снимков у него выше, особенно в сложных сюжетах с тонкими тональными переходами, плавными цветовыми градиентами…
Смартфон же отлично справляется в тех случаях, когда сверхвысокое качество не нужно: фото на память, для социальных сетей или блогов. На экране разницу между TECNO CAMON 20 Pro 5G и зеркалкой не всегда можно уловить.
Смартфон не отягощает фотографа дополнительными аксессуарами (сменной оптикой, фильтрами, штативом) и позволяет получить результат быстрее и проще, чем фотоаппарат. Иногда это оказывается определяющим фактором: некоторые кадры я снимал только на смартфон, поскольку под рукой не было камеры или достаточного времени на съёмку.
Реклама I TECNO Mobile Limited
erid: Kra23iNdk
Иван, позвольте ворвусь в дискуссию)
На мой взгляд тут дело не в том сколько служит смартфон относительно фотоаппаратов, а в том что камера на смартфоне это дополнительная функция самого смартфона но не базовая. Покупая смартфон стоимостью с фотоаппарат мы приобретаем многофункциональное устройство, он же и навигатор, и почта, и видеоплеер, браузер и тому подобное. Да, камеры смартфонов далеки от камер фотоаппаратов и вряд ли когда либо догонят т.к. и те и другие развиваются с технологиями. Но в некоторых случаях хорошая камера смартфона как бальзам на душу.
Логика в Ваших словах есть. Но если говорить об экономии, то она сомнительна. Мы использовали для этой статьи далеко не флагманское устройство стоимостью менее 30 000 рублей. Разница со стоимостью фотоаппарата многократная. К сожалению, этот фактор тоже оказывает не последнюю роль на всеобщую популярность смартфона в качестве инструмента для создания контента. Но по качеству профессиональный фотоаппарат выигрывает, спору нет.
Я подойду к этому с другой стороны-сколько служит смартфон? 2-3 года,потом начинает тормозить,обновления устанавливаются с трудом,если вообще приходят и все-нужен новый смартфон вместе с фотоаппаратом,естественно. Качественный фотоаппарат прослужит верой и правдой в 5 раз дольше и видеокамера тоже. Ну а если что то в сервисном центре можно заменить затвор и фотоаппарат прослужит еще столько же. Качество снимков полнокадровой профессиональной зеркалки по крайней мере не уступает снимкам самого навороченного смартфона. Так зачем платить лишние деньги?
Не с Вами ли мы спорили про растровые изображение и сравнение их пиксель в пиксель? Если с Вами, то напоминаю: мир поменялся. Совсем. Весповоротно!
Дизайнер при подготовке макета откроет 100% хайрез. Фотограф при вёрстке фотокниги, возможно, откроет хайрез. А может, и нет: в окне превью посмотрит и останется довольным. Люди смотрят фото на экране. А в 9 случаях из 10 — на экране смартфона или в лучшем случае планшета.
Поо курсы спасибо, безмерно благодарен за совет!:)
"Уже на первых сюжетах появляется интрига. Дело в том, что без изученияEXIF и увеличения на 100% даже я, автор снимков, не смог определить, на что сняты кадры."
"Здесь был использован режим высокого разрешения, а в нём камера смартфона выдаёт целых 64 Мп!"
==========================
как бы вам объяснить... растровое изображение состоит из пикселей.. Мп - это перемножение сторон прямоугольника, которые и составляют изображение. Пока не сильно сложно? Открытие на 100% - это и есть пикселы, которые записал девайс в кадр, без алгоритмов уменьшение/увеличения. Надо ли говорить, что всегда сравниваются картинки только на 100% если хотят корректно сравнить?
Если вы не открываете на 100%, то, нескромный вопрос, что вы сравниваете??? Картинку 2Мп с 2Мп - там сколько будет реальное разрешение в мм/л? Ну, так разницы не было и не будет ))))
Зачем тогда говорить о "целых 64 Мп!"
Ну а если открыть реальные картинки, т.е. 100%, то смартфон сливает вчистую. Проблемы снимков смартфона
-постеризация (падение глубины цветности настолько, что уже видно см облака)
- чудовищная "акварель"
- сильнейший перешарп (вода на снимке превратилась в песок)
- прочие "радости" постобработки, в попытке натянуть сову на глобус, замазать проблемы микроскопической оптики и сенсора путем рисования в посте ))))
Понятно что статья - это оплаченная джинса, но хоть чуть чуть, хоть отдаленно должно быть подобие реального пояснения к кадрам )))
ну а этот перл:
"Снимая пейзаж на камеру, я каждый раз решаю в голове непростую задачу: где должен быть фокус и как сильно закрыть диафрагму, чтобы весь кадр уложился в глубину резкости. И не всегда нахожу правильный ответ…"
===============
может возьмете какие-то фото курсы для начинающих? это бывает полезно, там объясняют что такое ГРИП, как пользоваться калькулятором ГРИП, как влияет диафрагма на ГРИП и прочее - что надо знать при работе с про техникой ))))
Попробуйте, может сможете находить правильный ответ! )))
Все фото на смартфон выложены в оригинальном качестве. Фото на камеру приведены к аналогичному разрешению. Кликаете фото правой кнопкой и жмёте «открыть ссылку в новом окне».
Георгий, а где можно посмотреть оригиналы этих фото?
(((Но съёмка на зеркалку с поляризационным фильтром и последующая склейка HDR из трёх кадров не оставляют шансов мобильной фотографии. При вдумчивом подходе к делу профессиональная техника оказывается сильнее.)))
Зря столько действий, получилось на любителя, хватило бы и просто настройки RAW, а на смартфон поучилось естественней, небо по цвету только совсем чуток подправить по ББ.
Нет-нет, всё по-честному. Если снимаете 50/60 кадров, то и выдержка будет в два раза короче. А ISO выше:) Так что в темноте уж лучше по-старинке 25 кадров/с.
Получается 50/60 кадров он эмулирует умножением на два?
Я с Вами полностью согласен. Дело в том, что при съёмке видео есть ограничение по выдержке, которе не даёт в полную силу развернуться многокадровой съёмке и другим умным алгоритмам. И смартфон вынужден «по-честному», как и все другие камеры, снимать кадр за кадром на условной 1/25 с со всеми шумами.
Мрачнее всего, хотя это к статье и не относится, с видео на смартфон в темноте. Да даже днём, когда монтирую - невооружённым глазом заметно на что ролик снят.
Нет, я бы сказал, что пока только смартфоном обойтись не получится. Но в моей личной практике поездок, которые обходятся без фотоаппарата, становится всё больше.
Да победил спонсор, что говорить :) А если серьёзно, то слабая ночная съемка и "подрисовки" останавливают меня от занятия фотографией только на смартфон (у меня среднебюджетный S20FE). Ну и капитальное снижение качества при "зуме", верее его имитации, только дополняет картину.
Это Вы у кого спрашиваете? Мы со своей стороны комментарий не удаляли. Более того, даже уведомление о нём не получали!
Какой смысл оставлять комментарий если его без объяснений удаляют через несколько часов?