Вверх
Ac59d1fc f349 4ad6 b581 74f01effbfbc

Как заставить объектив приближать сильнее? Всё о телеконвертерах. Сравнение телеконвертеров для зеркалок и беззеркалок от Nikon

Дата публикации: 07.04.2021

Прицеливаемся, чтобы снять покрупнее отдалённый объект, но фокусного расстояния не хватает… Знакомо? Такое часто случается в репортажной, спортивной съёмке, при съёмке дикой природы. Конечно, можно приобрести супертелеобъектив, но есть и специальные аксессуары, которые позволяют увеличить фокусное расстояние объектива до двух раз. В этой статье речь пойдёт о телеконвертерах.

Как заставить объектив приближать сильнее? Всё о телеконвертерах. Сравнение телеконвертеров для зеркалок и беззеркалок от Nikon NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1000 с, 280.0 мм экв.

Что такое телеконвертер?

Говоря упрощённо, телеконвертер (или экстендер) делает так, чтобы объектив сильнее «приближал».

Увеличив фокусное расстояние, мы сужаем поле зрения объектива, и он начинает сильнее «приближать» отдалённые сюжеты. Важно не путать экстендеры с макрокольцами, макромехами и макролинзами. Это другой класс оборудования, рассчитанный на уменьшение дистанции съёмки, а не на увеличение фокусного расстояния объектива.

Телеконвертер Nikon TC-14EIII AF-S для зеркальных камер и Nikon Z TC-1.4x для беззеркалок Nikon Z

Телеконвертер Nikon TC-14EIII AF-S для зеркальных камер и Nikon Z TC-1.4x для беззеркалок Nikon Z

Nikon Z 7 II с объективом NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S

Nikon Z 7 II с объективом NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S

Nikon Z 7 II с объективом NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S и установленным телеконвертером Nikon Z TC-1.4x

Nikon Z 7 II с объективом NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S и установленным телеконвертером Nikon Z TC-1.4x

Телеконвертер устанавливается между камерой и объективом. Благодаря своим оптическим элементам он увеличивает фокусное расстояние на определённый коэффициент. Как правило, конвертеры умножают фокусное расстояние на 1,4 или 2, изредка на 1,7. Но это ведёт к пропорциональному снижению светосилы: установив двукратный телеконвертер на объектив 70–200 мм со светосилой f/2,8, мы получим объектив 140–400 f/5,6. Плюс любой дополнительный оптический элемент снижает резкость картинки и негативно влияет на работу автофокуса. Важно выбрать правильный множитель конвертера и подобрать модель с хорошими оптическими характеристиками.

Без телеконвертера

Без телеконвертера

С телеконвертером 1,4х

С телеконвертером 1,4х

К какому объективу подойдёт телеконвертер? Совместимость экстендеров

Свои модели телеконвертеров есть у любого производителя фототехники. Но как выбрать модель, которая подойдёт именно вам?

  • Телеконвертер должен иметь байонет, совместимый с вашей камерой. Если у вас зеркалка Nikon, то байонет называется Nikon F. А вот у беззеркалок Nikon байонет Nikon Z. У других производителей свои крепления.

  • Объектив должен поддерживать работу с телеконвертером. Не на каждый объектив можно установить телеконвертер. Как правило, телеконвертерами пользуются вместе с телеобъективами профессионального уровня. И подавляющее большинство таких объективов поддерживают применение экстендеров. Перед покупкой телеконвертера (или объектива, который вы собираетесь использовать в паре с конвертером), ознакомьтесь с таблицей совместимости и материалами официального сайта производителя.

  • Можно ли использовать телеконвертер от стороннего производителя? Некоторые бренды (например, Kenko, FotodioX) производят свои телеконвертеры. Механически их можно установить на фотокамеру, если байонеты совпадают. Такие экстендеры значительно дешевле оригинальных, но никто не может гарантировать их совместимость и работоспособность с вашим объективом, это придётся проверять в магазине. Качество картинки с таким конвертером будет значительно ниже, а автофокус, скорее всего, перестанет работать или будет функционировать крайне медленно. Если мы говорим о конвертерах от производителей сторонней оптики, таких как Sigma или Tamron, то их конвертеры разумнее использовать с оптикой этого же бренда, в таком случае будет гарантирована работа всей системы.

  • Можно ли использовать на беззеркалках Nikon Z конвертер от зеркалок с байонетом F через переходник FTZ? Да, вполне. Мы проверили работоспособность такой связки, всё прекрасно работает. Ниже сравним телеконвертеры от зеркалок и беззеркалок по качеству картинки.

Ранняя весна. Обитатели Московского зоопарка постепенно выходят на улицу после зимовки. Поскольку животное находилось на почтительной дистанции, в поле, запечатлеть его помог длиннофокусный объектив с телеконвертером.

Ранняя весна. Обитатели Московского зоопарка постепенно выходят на улицу после зимовки. Поскольку животное находилось на почтительной дистанции, в поле, запечатлеть его помог длиннофокусный объектив с телеконвертером.

NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3200 с, 280.0 мм экв.

Модели телеконвертеров от Nikon: зеркальная и беззеркальная линейка

Рассмотрим актуальные модели телеконвертеров в зеркальной и беззеркальной системе Nikon. Кроме упомянутых, есть и другие модели конвертеров от этого производителя, но на сегодня их следует считать устаревшими. Так что мы их упоминать не будем, однако вы можете оставить отзыв о своём экстендере в комментариях.

Телеконвертеры для байонета Nikon F

Эти экстендеры подойдут к зеркальным фотоаппаратам и оптике, рассчитанной на них. Кроме того, их можно использовать через переходник FTZ на беззеркальных камерах Nikon Z.

Nikon TC-14EIII AF-S

Nikon TC-14EIII AF-S

Nikon TC-17EII AF-S

Nikon TC-17EII AF-S

Nikon TC-20EIII AF-S

Nikon TC-20EIII AF-S

  • Nikon TC-14EIII AF-S. Этот телеконвертер обеспечивает увеличение фокусного расстояния в 1,4 раза (фокусное расстояние становится на 40% больше) и снижает светосилу на 1 EV. То есть, установив на него оптику класса 70–200 f/2,8, мы получим объектив 98–280 f/4. Отметим, что экстендеры 1,4х считаются самым разумным выбором: увеличивая фокусное расстояние, они не слишком ограничивают фотографа в светосиле.

  • Nikon TC-17EII AF-S. Даёт увеличение фокусного расстояния на x1,7 и снижает светосилу на 1,5 ступени. Наш эталонный 70–200 f/2,8 с таким конвертером станет 119–340 f/4,8 (да, получаются такие необычные значения!). Телеконвертер принадлежит ко второму поколению, тогда как остальные модели — к третьему. Так что от него следует ожидать более компромиссного качества изображения. Это довольно редкая модель: обычно фотографы выбирают экстендеры либо 1,4х, либо сразу 2х. Зато по цене он доступнее двух других моделей.

  • Nikon TC-20EIII AF-S. Увеличивает фокусное расстояние объектива вдвое и на 2 ступени ограничивает светосилу! Из объектива 70–200 f/2,8 мы получим 140–400 f/5,6. Однако значительные потери в светосиле повлияют не только на экспозицию (придётся поднимать ISO), но и на работу автофокуса.

NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S УСТАНОВКИ: ISO 450, F2.8, 1/320 с, 200.0 мм экв.

Телеконвертеры для байонета Nikon Z

Для беззеркальных камер Nikon Z и соответствующей оптики разработаны свои модели экстендеров.

Nikon Z TC-1.4x

Nikon Z TC-1.4x

Nikon Z TC-2.0x

Nikon Z TC-2.0x

  • Nikon Z TC-1.4x. Эта модель обеспечивает увеличение фокусного расстояния в 1,4 раза при потере светосилы в одну ступень. С точки зрения своих функций, он аналогичен Nikon TC-14EIII AF-S. Но есть между ними и различия, о которых мы расскажем ниже.

  • Nikon Z TC-2.0x. Увеличивает фокусное расстояние в 2 раза и в 2 раза снижает светосилу. По своим функциям аналогичен Nikon TC-20EIII AF-S.

NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 110, F4, 1/3200 с, 280.0 мм экв.

Какой телеконвертер выбрать: 1,4x или 2x?

Любой серьёзный фотопроизводитель предлагает варианты телеконвертеров с увеличением 1,4x или 2x. Выбор невелик, однако заставляет поломать голову, что важнее: большее фокусное расстояние, получаемое при использовании двукратного экстендера, или сохранить баланс между светосилой и фокусным расстоянием, воспользовавшись конвертером 1,4. Логика «чем больше — тем лучше» ошибочна: многие не задумываясь выбирают двукратный телеконвертер, однако он будет ограничивать фотографа в съёмке многих сюжетов. Дадим несколько базовых рекомендаций, которые облегчат выбор.

  • Отталкивайтесь от того, в каких условиях освещения вы снимаете. Если съёмка ведётся при хорошем дневном освещении, можно позволить себе конвертер 2x. Если снимать приходится при слабом освещении, в помещении, на крытых спортивных площадках, то оптимальным выбором будет конвертер 1,4x.
NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 140, F4, 1/320 с, 280.0 мм экв.
  • Насколько динамичны ваши сюжеты? Если вы снимаете большой спорт (футбол, лёгкая атлетика) или дикую природу, важны короткая выдержка и быстрый автофокус. И если светосила объектива будет недостаточной, эффективно снимать такие сюжеты не получится. Поэтому для съёмки динамики практичнее конвертер 1,4х. Если же ваша цель — пейзажная или архитектурная фотография, стоит воспользоваться двукратным конвертером. Нехватку светосилы вы с лёгкостью компенсируете штативом и выдержкой подлиннее. Напомним, что работа с длиннофокусными объективами всегда подразумевает использование штатива или монопода: некоторые супертелевики сложно даже удержать в руках.
Съёмка на объектив Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR с двукратным телеконвертером. Получается, что шире f/8 данная связка открыть диафрагму не позволит. Для съёмки медленно движущихся объектов такой вариант подходит: луну можно снимать на сравнительно длинных выдержках (разумеется, со штатива).

Съёмка на объектив Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR с двукратным телеконвертером. Получается, что шире f/8 данная связка открыть диафрагму не позволит. Для съёмки медленно движущихся объектов такой вариант подходит: луну можно снимать на сравнительно длинных выдержках (разумеется, со штатива).

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/8 с, 400.0 мм экв.
  • Двукратный телеконвертер эффективно работает только на светосильной оптике. Если ваш объектив имеет светосилу f/4 или f/2,8, с ним удобно использовать оба типа конвертеров. Но если объектив изначально имеет светосилу f/5,6, ставить на него двукратный конвертер неразумно (со светосилой f/11 вряд ли получится снимать, да и автофокус перестанет работать). К примеру, есть великолепный супертелевик Nikon AF-S 200-500mm f/5.6E ED VR. Он уже обладает весьма серьёзным фокусным расстоянием и с ним в паре отлично сработается конвертер 1,4x, тогда как 2x будет избыточен.
Nikon AF-S 120-300mm f/2.8E FL ED SR VR — один из флагманских телевиков от Nikon.

Nikon AF-S 120-300mm f/2.8E FL ED SR VR — один из флагманских телевиков от Nikon.

Nikon AF-S 200-500mm f/5.6E ED VR — сравнительно доступный и продвинутый объектив.

Nikon AF-S 200-500mm f/5.6E ED VR — сравнительно доступный и продвинутый объектив.

Телеконвертер не заменяет сверхдлиннофокусную оптику. Вряд ли с его помощью получится заставить объектив 70–200 мм работать так же эффективно, как, допустим, Nikon AF-S 120-300mm f/2.8E FL ED SR VR, Nikon AF-S NIKKOR 500mm f/4E FL ED VR Lens или сравнительно недорогой Nikon AF-S 200-500mm f/5.6E ED VR (к которым, конечно, тоже можно присоединить экстендер!). Зато с помощью телеконвертера вы значительно расширите возможности уже имеющейся оптики и даже сможете сильно сэкономить: некоторые супертелевики не дешевы даже по меркам фототехники.

NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/1000 с, 210.0 мм экв.

Телеконвертеры в работе: сравнение зеркальной и беззеркальной системы

Как и любое оптическое изделие, телеконвертеры могут давать и резкую картинку, и размытую: всё зависит от качества и потенциала объектива. Прогресс не стоит на месте, и с каждым годом выпускаются более совершенные модели как объективов, так и экстендеров.

У нас оказались два набора:

  • NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S с телеконвертером Nikon Z TC-1.4x — объектив и телеконвертер для зеркальных фотоаппаратов Nikon;
  • Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR с телеконвертером Nikon TC-14EIII AF-S — комплект для беззеркалок Nikon Z.
Вверху AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR с экстендером Nikon TC-14EIII AF-S, установленный через переходник FTZ на Nikon Z 5 (данная камера не участвует в наших тестах, просто установлена на фото для понимания размера обоих комплектов). Внизу NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S с телеконвертером Nikon Z TC-1.4x, установленный на Nikon Z 7 II, на которой мы и будем тестировать объективы.

Вверху AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR с экстендером Nikon TC-14EIII AF-S, установленный через переходник FTZ на Nikon Z 5 (данная камера не участвует в наших тестах, просто установлена на фото для понимания размера обоих комплектов). Внизу NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S с телеконвертером Nikon Z TC-1.4x, установленный на Nikon Z 7 II, на которой мы и будем тестировать объективы.

Давайте проверим, как они поведут себя в одинаковых условиях. Некоторая разница в цветопередаче связана с изменением естественного освещения (наступает вечер) и подсветкой моста, меняющей цвет. Но нас интересует резкость. Тестировать мы их будем на 45-Мп Nikon Z 7 II. Комплект с байонетом Nikon F установим на неё через переходник FTZ. Адаптер FTZ никак не влияет на качество изображения: в нём нет оптических элементов, только электронные контакты и механический привод диафрагмы.

Сперва проверим работу обоих телевиков без телеконвертера.

Сравнивать между собой Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR и NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S без телеконвертеров сложно. Оба эти объектива очень резкие и вполне пригодны для самых сложных съёмок.

NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S

NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S

Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

На тестовых снимках без применения экстендеров разница в резкости невелика, но всё же есть: ближе к краям кадра видно, что версия под байонет Nikon F начинает немного терять детализацию:

Nikon NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S: Фрагмент кадра

Nikon NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S: Фрагмент кадра

Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR: Фрагмент кадра

Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR: Фрагмент кадра

Кроме немного разной резкости, объективы отличаются и приводом автофокуса. Шаговый привод автофокуса STM в новом объективе NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S всё же работает чуть быстрее и точнее, мы особенно ощутили это во время съёмки в зоопарке. А ещё он абсолютно бесшумен.

Но давайте установим на объективы их экстендеры и сравним работу объективов с ними! С телеконвертером 1,4x мы имеем фокусное расстояние 280 мм.

NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S с телеконвертером Nikon Z TC-1.4x

NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S с телеконвертером Nikon Z TC-1.4x

NIKKOR AF-S 70-200mm f/2.8E FL ED VR с экстендером Nikon TC-14EIII AF-S

NIKKOR AF-S 70-200mm f/2.8E FL ED VR с экстендером Nikon TC-14EIII AF-S

При установке телеконвертеров видно, что старый экстендер для зеркалок начинает ощутимо снижать резкость: для некоторых сюжетов такой детализации уже не хватит. Телеконвертер Nikon Z TC-1.4x тоже немножко теряет детализацию, но ощутимо меньше! Это отлично видно на тестовых снимках. Достаточно посмотреть, к примеру, на детали Крымского моста.

Обеими системами можно снимать и получать отличные кадры. Они пригодны для профессионального использования, репортажной съёмки. Но беззеркальная система показала лучшие результаты. NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S сам по себе чуть резче, да и новый телеконвертер Nikon Z TC-1.4x практически не снижает качества картинки, чего нельзя сказать о его аналоге для байонета Nikon F.

NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 560, F4, 1/400 с, 210.0 мм экв.

Телеконвертер — полезный аксессуар, который позволит значительно расширить возможности имеющегося телеобъектива. Он доступный и компактный. Такие современные телеконвертеры, как Nikon Z TC-1.4x и Nikon Z TC-2.0x, практически не снижают качество изображения.

Дата публикации: 07.04.2021
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
John Whistler, 2021-04-13T13:41:45

"Как заставить объектив приближать сильнее?" - выбрать кроп. режим на полнокадровой БЗК ;)

Георгий Полицарнов, 2021-04-12T06:40:58

Спасибо за внимание к нашему проекту!
Что касается падения качества, то оно зависит не только от самого телеконвертера, но и от конкретного объектива. Определённые аберрации вносит сам конвертер. Но при этом он как бы увеличивает картинку, даваемую объективом. Если у объектива есть запас по резкости, то условно речь будет идти только о влиянии конвертера. Но в жизни такое встречается редко. И чаще всего ситуация будет индивидуальна не только для конкретного сочетания модели объектива и конвертера, но даже экземпляров устройств. В современной технике это выражено слабее, к счастью, что и продемонстрировал автор.

Юрий Тимофеев, 2021-04-12T02:58:31

Хорошая статья. Снимаю на z-7 с 70-200 FL, часто использую более старый Nikon TC-20EII AF-S. Большей частью снимки меня устраивают, в плане резкости и детализации я пользователь требовательный. Конечно детализация падает, но если "попадаешь" то результат отличный. Я когда-то читал что двукратный конвертер режет разрешение процентов на 15-20 (по разным источникам), но более никакой конкретики. А ведь на каждом сочетании оптика+конвертер так понимаю падение разное. Было бы очень интересно ваше сравнение с двукратными конвертерами где все становится более ясным. И желательно съемку делать со штатива с одной точки и когда скачиваешь фото будет удобнее видеть разницу в качестве.