Вверх
53edbe16 af95 431d b7bb 6054038d4511

Снимаем панорамы. Часть 1

Дата публикации: 22.03.2016

В представлении большинства фотографов панорамный снимок — это вытянутый по горизонтали, «длинный» кадр, сделанный с очень широким (может даже 360°) углом обзора…

Снимаем панорамы. Часть 1

Панорама в представлении обычного человека

Однако в современной фотографии панорамами называют не только и не столько снимок, сделанный с большим углом обзора (какой-нибудь пейзаж, например), а изображение, последовательно собранное из нескольких отдельно снятых кадров. При этом каждый последующий кадр снимается «внахлёст» к предыдущему снимку для удобства последующей склейки итогового изображения. Получившаяся картинка необязательно должна иметь широкий угол обзора и вполне может сохранять стандартные соотношения сторон кадра.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 31, F20, 6 S

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 31, F20, 6 S

Классический пример панорамы, склеенной из трёх отдельно снятых кадров

Панорамная съёмка очень часто применяется в пейзажной фотографии, однако ею не ограничивается. Панорамы делают и в архитектурной, и в интерьерной съёмке, и даже при съёмке портретов!

Технически этот кадр тоже является панорамой. Как и предыдущий снимок, он сделан из трёх вертикальных кадров. 

NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1250 S

Технически этот кадр тоже является панорамой. Как и предыдущий снимок, он сделан из трёх вертикальных кадров.

NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1250 S

В чём же плюсы панорамной съёмки для фотографа и почему этой техникой стоит овладеть?

  • Контроль угла обзора. С помощью панорамной съёмки мы легко можем увеличить угол обзора нашего объектива. Нехватка угла обзора — проблема, знакомая каждому фотографу. Простая жизненная ситуация: во время экскурсии вы оказались в красивом, но тесном храме и хотите запечатлеть всё его убранство, весь интерьер. Отойти подальше, чтобы взять общий план, не получится, так как будут мешать стены здания, а из объективов у вас лишь «полтинник»… Что делать? Снимать панораму! Так угол обзора можно увеличить во много раз!
Этот кадр я совершенно случайно сделал во время портретной фотосъёмки. На камере у меня был Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Чтобы не отвлекаться от своей основной работы, я снял четыре вертикальных кадра, из которых впоследствии и собрал эту панораму.

Этот кадр я совершенно случайно сделал во время портретной фотосъёмки. На камере у меня был Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Чтобы не отвлекаться от своей основной работы, я снял четыре вертикальных кадра, из которых впоследствии и собрал эту панораму.

Один из кадров, снятых для панорамы

Один из кадров, снятых для панорамы

Разумеется, не всегда можно использовать вместо широкоугольного объектива панорамную съёмку. Если у вас в кадре много движения или вы сами двигаетесь (едете в поезде, например), склеить панораму просто не получится — положение объектов на снимке от кадра к кадру будет совершенно различным.

  • Контроль перспективы и перспективных искажений. Простое свойство перспективы: чем ближе к нам предмет, тем он кажется крупнее. Во многих видах съёмки это может сыграть с нами злую шутку, ведь объекты будут терять свои изначальные пропорции, наклоняться набок и тому подобное. Особенно это заметно при съёмке архитектуры. Например, дом хочется снять не каким-то кособоким из-за перспективных искажений, а вполне прямым. При склейке панорамы на компьютере мы можем эффективно и без серьёзных потерь в качестве итогового кадра работать с перспективой на фото.
Кадр, сделанный широкоугольным объективом. Из-за перспективных искажений дом на фото лишился естественных пропорций.

Кадр, сделанный широкоугольным объективом. Из-за перспективных искажений дом на фото лишился естественных пропорций.

При склейке панорамы пропорции архитектурного объекта сохранены. А ещё это пример вертикальной панорамы, иногда её называют верторамой.

При склейке панорамы пропорции архитектурного объекта сохранены. А ещё это пример вертикальной панорамы, иногда её называют верторамой.

  • Увеличение детализации и разрешения снимка. Опытные фотографы знают, что разрешение лишним не бывает! Да, современные зеркальные аппараты обладают серьёзным разрешением: при грамотной работе фотографа даже с самой простой зеркалки можно печатать изображения форматом 30х45 см. Однако бывают ситуации, когда требуется ещё большее разрешение. К примеру, пейзажи часто печатаются большими форматами. Снимки высокого разрешения удобнее редактировать — у вас всегда есть запас для манёвра, кадрирования. Хотите увеличить разрешение своих кадров в несколько раз? Снимайте панорамы. Очевидно, что, сложив несколько отдельных кадров в один, мы увеличим разрешение итогового изображения. Чем из большего количества кадров состоит панорама, тем больше итоговое разрешение! И разумеется, чем выше разрешение ваших кадров, тем более мощный компьютер понадобится для их обработки, да и сами они будут занимать много места на жёстком диске. Если вам не нужно высокое разрешение, при желании вы всегда можете убавить его, уменьшив снимки при обработке. Как видите, этот пункт я поставил на третье, а не на первое место, так как считаю, что в общем итоге контроль угла обзора и перспективы гораздо важнее в работе фотографа. Особенно сегодня, когда есть камеры, с разрешением 36 мегапикселей (Nikon D810) и более.
Размер снимка — 12416х8278, около 103 мегапикселей. Какая современная фототехника может обеспечить фотографу такое разрешение и угол обзора? Любая, если фотограф умеет работать с панорамами. К слову, это ещё и пример панорамы, сделанной телеобъективом. Она снята на Nikon D810 и объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor.

Размер снимка — 12416х8278, около 103 мегапикселей. Какая современная фототехника может обеспечить фотографу такое разрешение и угол обзора? Любая, если фотограф умеет работать с панорамами. К слову, это ещё и пример панорамы, сделанной телеобъективом. Она снята на Nikon D810 и объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor.

  • Контроль глубины резкости. Ещё одна не совсем очевидная возможность панорамной съёмки. Мы можем делать кадры с очень малой глубиной резкости, сильно размывать фон. Как сделать снимок с достаточно широким углом обзора, но с малой глубиной резкости, характерной для телевика? Для этого необходимо всего лишь снимать панораму на телеобъектив на открытой диафрагме. Если у вас нет портретного объектива, который сильно размывает фон, то один из рецептов для вас — снять панораму на открытой диафрагме и при максимальном зуме тем объективом, который у вас есть. Этот метод отлично работает при съёмке статичных объектов — всевозможных деталей. К примеру, цветов. При должной сноровке так можно снимать даже постановочные портреты, главное — попросить вашу модель не шевелиться, пока вы делаете серию кадров для панорамы.
Панорамная склейка кадров, снятых на не самый светосильный (хоть и качественный) зум Nikon AF-S 24–85 mm f/3.5–4.5G ED VR Nikkor. Съёмка отдельных кадров велась с фокусным расстоянием порядка 70 мм, диафрагма — F5.6. Благодаря панорамной склейке я добился серьёзного размытия фона и приятного боке, чего не всегда можно ожидать от подобного класса оптики.

Панорамная склейка кадров, снятых на не самый светосильный (хоть и качественный) зум Nikon AF-S 24–85 mm f/3.5–4.5G ED VR Nikkor. Съёмка отдельных кадров велась с фокусным расстоянием порядка 70 мм, диафрагма — F5.6. Благодаря панорамной склейке я добился серьёзного размытия фона и приятного боке, чего не всегда можно ожидать от подобного класса оптики.

Портрет собран из двух кадров, сделанных на объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor, поэтому он квадратный. Благодаря панорамной склейке удалось получить интересное размытие фона и необычное соотношение сторон кадра без применения кадрирования.

Портрет собран из двух кадров, сделанных на объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor, поэтому он квадратный. Благодаря панорамной склейке удалось получить интересное размытие фона и необычное соотношение сторон кадра без применения кадрирования.

Что нужно для панорамной съёмки?

Какое оборудование необходимо для панорамной съёмки? Давайте узнаем.

  • Любой фотоаппарат, имеющий ручные настройки. Желательно зеркальный. Именно с ним вы будете чувствовать себя уверенно при съёмке: он позволит настроить все параметры и даст высокое качество картинки. Кроме того, у зеркалок нет задержки при срабатывании затвора (так называемого лага затвора), а значит съёмка панорамы пройдёт гораздо быстрее и будет меньше шансов допустить ошибку. Для панорамной съёмки одинаково хорошо подойдут как «кропнутые» аппараты (например, Nikon D5300 или Nikon D7200), так и полнокадровые камеры типа Nikon D750, Nikon D610, Nikon D810. Отметим, что в зеркалках Nikon нет встроенного автоматического режима панорамной съёмки (серьёзным фотографам он неинтересен, ведь если разобраться с зеркальным аппаратом, панораму можно собрать самому). А вот в компактных аппаратах от Nikon этот режим имеется. Если вы фотолюбитель и хотите побаловаться с панорамами, то можете обратить внимание на гиперзумы типа Nikon COOLPIX P900 или водонепроницаемый компакт Nikon COOLPIX AW130.

  • Любой объектив. Существует стереотип, что панорамы можно снимать только объективами с фокусным расстоянием порядка 50 мм, так как на таких изображениях меньше всего перспективных искажений и их проще потом собрать. Это справедливо лишь в том случае, если вы собрались склеивать панорамы вручную. Однако сегодня так никто не делает (это такое же редкое явление, как лечение пиявками). Для автоматизированной склейки панорам создано множество компьютерных программ. Объектив для съёмки панорамы стоит выбирать исходя из того, в каком жанре вы будете снимать. Тут всё как обычно: для пейзажа больше подойдут широкоугольные объективы, а для портрета лучше использовать специальные портретные линзы. И требования к оптике при съёмке панорам предъявляются всё те же, что и при съёмке обычных одиночных кадров. Она не должна давать виньетирования, дисторсии, хроматических аберраций. Важное требование к объективу, который будет использоваться при съёмке панорам, — резкость по всему полю кадра (хотя бы на закрытых диафрагмах). Многие объективы грешат тем, что дают резкое изображение лишь в центре кадра, а по краям начинают «мылить». Такие объективы плохо подойдут для панорамной съёмки, ведь то, что являлось краем на одном из склеиваемых снимков, вполне может оказаться центром вашей будущей панорамы.

Панорама, сделанная на объектив с сильным виньетированием. На небе особенно заметны чёрные полосы на месте стыков отдельных кадров. Виньетирование (затемнение картинки по краям кадра) также вредно при съёмке панорам, ведь важно добиться равномерной экспозиции по всему кадру. Снимки с виньетированием сводить в панораму гораздо сложнее. Однако умеренное виньетирование, как и лёгкая дисторсия, лечится при обработке снимков в формате RAW.

Панорама, сделанная на объектив с сильным виньетированием. На небе особенно заметны чёрные полосы на месте стыков отдельных кадров. Виньетирование (затемнение картинки по краям кадра) также вредно при съёмке панорам, ведь важно добиться равномерной экспозиции по всему кадру. Снимки с виньетированием сводить в панораму гораздо сложнее. Однако умеренное виньетирование, как и лёгкая дисторсия, лечится при обработке снимков в формате RAW.

Объектив должен обеспечивать резкость изображения по всему полю кадра. Кроме того, он не должен страдать от сильной дисторсии — геометрических искажений. Сняв панораму на объектив с дисторсией, на итоговом снимке вы рискуете получить, например, волнообразную линию горизонта или такие же волнообразные дома. В нашем примере геометрические искажения легко можно заметить на лодочной мачте.

Объектив должен обеспечивать резкость изображения по всему полю кадра. Кроме того, он не должен страдать от сильной дисторсии — геометрических искажений. Сняв панораму на объектив с дисторсией, на итоговом снимке вы рискуете получить, например, волнообразную линию горизонта или такие же волнообразные дома. В нашем примере геометрические искажения легко можно заметить на лодочной мачте.

Ввиду всего вышесказанного, я рекомендую пользоваться при съёмке панорам оптикой, оптимизированной под современные стандарты качества. Монокли и «гелиосы» оставьте для других видов съёмок! В основном я снимаю панорамы объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, иногда пользуюсь портретником Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor и лёгким телевиком Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Кроме того, прекрасным выбором для съёмки панорам станут недавно появившиеся широкоугольные фикс-объективы от Nikon AF-S 28mm F/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor, Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor. Конечно же, панорамы очень удобно снимать и универсальным зум-объективом Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED VR Nikkor. Выше перечислены объективы для полнокадровых аппаратов, но они подойдут и для «кропнутых» камер с матрицей формата APS-C. Однако если вы хотите иметь широкоугольный объектив для «кропнутого» аппарата, лучше использовать специально разработанную для них модель — она даст больший угол обзора и при прочих равных будет гораздо компактнее. Среди широкоугольных объективов, созданных специально для «кропа», можно отметить Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor.

Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

  • Программы для автоматической склейки панорам. Итак, вы сняли несколько кадров и хотите склеить из них панораму. Простое совмещение в фоторедакторе не даст должных результатов — будут видны стыки. Склейка панорамы — задача не такая простая, но легко автоматизируемая. Существует множество специальных программ, созданных для автоматической склейки изображений. Пожалуй, самые известные из них — PTGui и Autopano Giga . Очень эффективно умеет склеивать панорамные кадры всем известная Adobe Lightroom (начиная с версии 6). При этом она может склеивать панорамы непосредственно из RAW-снимков, создавая панорамный RAW-файл. Это позволяет продолжать работать с панорамным изображением как с обычным RAW’ом, применяя к нему все известные методы обработки. Среди бесплатных решений можно выделить программу Hugin и детище Microsoft — Image Composite Editor . Склейке панорам будет посвящён отдельный урок в нашей рубрике «Как это снято».

  • Штатив. Чтобы все кадры, снятые для панорамы, удалось собрать, они должны быть сняты из одной точки. Постоянную точку съёмки обеспечит штатив. К тому же при панорамной съёмке штатив нужен точно по тем же причинам, что и при обычной съёмке, например, пейзажа. Ведь часто приходится снимать на длительных выдержках. Тем не менее при определённой доле сноровки и подходящих условиях съёмки панорамы вполне можно снимать с рук. Для этого потребуется установить выдержку, подходящую для съёмки с рук, и просто снять все кадры из одной точки. В этой статье все панорамные снимки с людьми сделаны именно с рук.

Какой штатив подойдёт для панорамной съёмки? Любой. Главные требования — надёжность, устойчивость и удобство. Некоторые считают, что съёмка панорам невозможна без специальной панорамной штативной головки. Это не так. Панорамная головка (как и более простое приспособление — нодальная планка) нужна далеко не всегда. Её используют, когда в кадре есть близко расположенный к камере передний план, ведь в этих случаях приходится бороться с явлением параллакса. Подробнее о практике съёмки панорам и борьбе с параллаксом мы поговорим в следующих уроках. Оставайтесь с нами!

Пример панорамы, снятой без использования штатива.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/400 S

Пример панорамы, снятой без использования штатива.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/400 S

Дата публикации: 22.03.2016
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Денис, 2018-06-23T07:09:49

Здравствуйте. Подскажите, как настраивать панорамную голову на 50мм??
Отснял наверное панорам 300.. Никогда не было проблем с настройкой. Снимал на фишай 8мм на кит 18-55, на 10мм тоже снимал. А тут не могу настроить. центр. Т.е. когда камеру вниз направляю, чтобы отцентровать - меток вообще не видно, размывается всё в хлам. Ведь его МДФ: 0,5м.. Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA. И далее при следующем шаге не совсем понятно как настраивать? Когда минимизируем параллакс. Если на фишае видна разница при смещении и можно точно подстроить, то здесь уже практически разницы не видно..Часто стали возникать проблемы со склейкой.

Настя, 2017-03-15T13:35:19

Красиво

Георгий Полицарнов, 2016-04-08T11:01:17

Спасибо за внимание к нашему проекту!

Дмитрий, 2016-04-06T21:18:02

Уважаемый Георгий!

Хорошо, что Вы как модератор вмешались в нашу с Константином Вороновым дискуссию. Полагаю, это поставит в ней точку.
Тем не менее, хотел бы отметить, что никакого "перехода на личности" я не вижу. Однако, как мне показалось, на мои вполне безобидные и вполне справедливые первичные замечания по поводу учебной фотографии Константина я получил от него весьма резкий ответ, причём, как говорится, не по делу. Мой же ответ на это был просто выдержан в предложенной Константином стилистике.
Если Константин планирует продолжать свою деятельность в качестве преподавателя, ему следует изменить отношение к своим ученикам и читателям. Грубость не украшает учителя, а уход от поставленных вопросов лишает его доверия со стороны учеников.
Теперь по поводу моего отношения вообще к учебным работам.
Я не считаю, что все учебные работы должны быть выставочного качества. К сожалению, этого невозможно добиться, тем более, если использовать только свои работы. Но они не должны содержать какие-то сомнительные элементы или даже ошибки.
Учебные работы должны не только иллюстрировать частные идеи, излагаемые преподавателем в конкретном уроке, но и в целом быть для учеников образцом для подражания. Даже если такая задача учителем и не ставится, ученики "впитывают" его примеры целиком. Об этом нельзя забывать.
Представьте, как можно учить кого-то хорошим манерам и быть при этом самому в грязных ботинках? В самом деле, если даже все слова правильные, но ботинки-то грязные. И чему так можно научить?
И, наконец, хоть это и не относится к нашей теме, но хотел бы сказать пару слов про критику на выставке. Если бояться критики выставочных работ или считать её дурным тоном, надо, в первую очередь, настрого запретить посещать эти самые выставки господам критикам. Только вот хорошо ли будет от такого подхода людям, для которых творят фотографы?

Надо признаться, мне самому бывает неприятно, когда кто-то находит в моих фотографиях изъяны и указывает на них. Да, неприятно, но не обидно. Неприятно, потому что я что-то недоработал и дал повод для замечания. Но считаю просто глупо обижаться на человека, если он честно указывает мне на мои промахи. Согласитесь, намного хуже любой критики, когда в глаза льстят, а за глаза высмеивают...
Спасибо, Георгий, за то, что Вы прочитали это послание, и надеюсь, Вы правильно поняли мои мотивы.
Человек я скромный и миролюбивый, но за правду постоять могу. К тому меня обязывает мой учительский долг.
В заключение хотел бы выразить Вам свою читательскую признательность за Ваш очень хороший журнал Prophotos.RU и пожелать Вам дальнейших успехов на этом поприще.

Константин Воронов, 2016-04-01T15:11:14

Да, Роман, эти вопросы вам придется решать на практике самостоятельно :)
Именно потому, что модель во время съемки должна оставаться неподвижной, такой прием подойдет лишь для постановочного портрета. На сколько вам нужно будет отходить, зависит от того, панораму из сколкьих кадров вы хотите сделать. Советую начинать с панорамы в 2-3 кадра.
К слову, на 135мм и одним кадром ростовые портреты снимают ;)

Рома Герчиков, 2016-04-01T13:31:01

на сколько же нужно отходить от модели, чтобы сфотографировать ее во весь рост к примеру с 135мм?))) а если модель двиганется, пока я фотографирую другую ее часть?)

Георгий Полицарнов, 2016-03-31T07:23:06

Дмитрий, давайте прекратим переход на личности в подобном ключе. Все прекрасно понимают, что речь здесь идет о съемочном приеме. Глупо относиться к иллюстрациям урока как к выставочным работам. Кстати, критиковать работу автора на фотовыставке также является дурным тоном, и чаще всего за этим стоит низкий культурный уровень подобного критика.

Константин Воронов, 2016-03-25T22:27:50

Дмитрий, давайте посмотрим пару работ от классиков фотографии
http://prophotos.ru/inspira...

Дмитрий, 2016-03-25T21:19:57

Нет, Константин, в данном случае руки девушки находятся в кадре и участвуют в нём, хотя их и не видно непосредственно. В плане композиции здесь всё в полном порядке. Девушка абсолютно естественная и красивая; притягивает взгляд и вызывает желание рассмотреть получше; излучает радость и делится ею со зрителем.
А рассказывал я про фотографию, в которой кисти рук модели оказались за пределами кадра. До сих пор жалею о той моей ошибке.
Кстати, моя модель с той старой фотографии удивительным образом похожа на эту девушку.

Константин Воронов, 2016-03-24T22:41:58

Действительно, Дмитрий!
Рассказывая про кисти рук, вы, должно быть, имели в виду эту фотографию?
http://a.disquscdn.com/uplo...

Дмитрий, 2016-03-24T22:30:30

Помню, когда я много лет тому назад сделал первый женский портрет одной очень привлекательной девушки в замечательном платье цветочницы начала XIX века, она была просто в восторге. В фотостудии, где она решила напечатать этот портрет для своих подружек и родни, у неё попросили разрешения поместить её фото в витрине их студии.
Но когда я спросил старого мастера, что он думает о моей работе, он ответил буквально следующими словами: "Девушка - прекрасна! Слов нет! Но, коллега, никогда не отрезайте своей модели кисти рук." А потом на всякий случай добавил: "И ножки тоже не уродуйте".
Школа, однако!

Дмитрий, 2016-03-24T22:16:55

Сергей, Вы привели хороший пример правильного портрета: и с настроением, и технично, и художественно. Разделяю Ваш вкус. :)

Дмитрий, 2016-03-24T22:05:16

Следуя Вашему совету, попил чаю, а потом ещё пошёл и пофотографировал. После посмотрел снова на Ваше фото.
И что же? Завал вертикали и пятно на подоле никуда не делись.
А то, что ножек у девочки нет, так это художественный приём. Я правильно догадался?

Константин Воронов, 2016-03-24T20:30:30

Здравствуйте, Роман! Известно, что чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньшую ГРИП он дает и сильнее размывает фон. Так что сняв панораму телевиком (на открытой диафрагме конечно), мы сохраним сильное размытие фона, характерное для телеобъектива, а угол обзора мы сможем значительно увеличить.
Таким образом можно получать достаточно широкоугольные картинки с очень сильным размытием фона.
В англоязычном интернете этот прием известен как "Bokeh panorama".

Роман Герчиков, 2016-03-24T19:54:01

"Благодаря панорамной склейке удалось получить интересное размытие фона и необычное соотношение сторон кадра без применения кадрирования."
А можете поподробнее рассказать, как удалось получить интересное размытие?)

Константин Воронов, 2016-03-23T04:45:35

Когда возникает сильное ощущение завала горизонта на чужих снимках и хочется написать комментарий про отрезанные ноги — это первый признак, что нужно отложить клавиатуру, взять фотоаппарат и сходить самому пофотографировать немножко. Или на выставку сходить. Или просто выпить чаю.

Дмитрий, 2016-03-22T22:17:42

Возникает сильное ощущение завала вертикали по часовой стрелке.
На подоле какое-то пятно странное.
И зачем девушке ножки "отрезали"?

Константин Воронов, 2016-03-22T16:55:17

Вы что-то и против женщин имеете? Этот снимок я делал не чтобы угодить вашему вкусу (а вкусы у нас очевидно различаются), а для модели на фото. Ей этот кадр, как и вся съёмка очень нравится, о ней до сих пор она отзывается с большой теплотой. Вам тоже желаю удачных кадров!
Фотографию можно понять лишь через практику, а не через теоретические споры на форумах :)

Sergey Shestakov, 2016-03-22T16:22:04

Если уж портрет , то снятый не кое как! У вас реакция как у женщины! Хороших кадров!!

Константин Воронов, 2016-03-22T13:35:55

- Как вы сумели оценить резкость по такой маленькой картинке? Для портретов мягкая картинка далеко не редкость. Некоторые вообще моноклями снимают. Вспомнить хотя бы Георгия Колосова. Здесь, кстати, был софт-фильтр использован. О нем как-нибудь расскажу.
- "ужасающая перспектива" - это какая? Поясните. "Сжатая" телевиком? Ну тогда почти все портреты имеют ужасающую перспективу)
- Знаете разницу между балансом белого и творческим тонированием фотографии? Вы серьезно думаете, что этот снимок с авто ББ снят?
- про не использованное правило третей написать забыли.