Cреди сверхширокоугольной оптики выделяется особый класс — так называемые фишай-объективы. Такое название происходит от английского fish eye (рыбий глаз) и метко определяет их особенность. Ведь если обычный широкоугольный объектив разрабатывается так, чтобы предметы на фото передавались без геометрических искажений, то с фишаями всё наоборот: в них дисторсия никак не исправляется.
При этом получается достичь большего угла обзора по сравнению с обычными объективами при тех же фокусных расстояниях. В линейке объективов Nikon фишаи представлены несколькими моделями.
Фотографии для этой статьи подготовлены с помощью Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E.
Причина 1: угол обзора
Фишай-объективы делятся на два типа. Циркулярные фишаи дают в кадре круглое изображение с углом обзора 180 градусов. Диагональные фишаи заполняют изображением весь прямоугольник кадра и дают угол обзора в 180 градусов по его диагонали.
Столь широкий угол позволит включить множество объектов в кадр, эффективно работать с многоплановой композицией, делать панорамные виды, а также снимать с очень близкой дистанции, что важно в тёмных помещениях, когда нельзя отойти от объекта съёмки.
Разумеется, под кроп-аппараты с матрицей формата DX нужны фишаи с меньшим фокусным расстоянием. При установке на такие камеры угол обзора обрезается, а значит и весь смысл фишай-объектива теряется. При использовании на кропе полнокадровый диагональный фишай превратится просто в невыразительный широкоугольник с умеренной дисторсией.
Особняком здесь стоит объектив AF-S Fisheye Nikkor 8-15mm F3.5-4.5E ED. Это тот редкий случай, когда фишай имеет зум. Он будет эффективен как на кропе, так и на полном кадре. На полном кадре этот объектив работает на минимальном фокусном расстоянии как циркулярный, а с 14 мм — как диагональный фишай. На кропе его также можно использовать без проблем. На шкале зума есть метка, при установке на которую объектив будет диагональным фишаем на кропе с углом зрения 180 градусов.
На шкале фокусных расстояний объектив имеет особую метку между 10 и 12 мм. Установленный на этой метке объектив покрывает весь кадр на матрице формата DX, являясь диагональным фишаем для кропа.
Объектив поставляется в комплекте с блендой. Она полезна не только для защиты от бликов, но и для физической защиты выпуклой передней линзы. Бленда имеет надёжное байонетное крепление с защёлкой. Однако для работы с минимальными фокусными расстояниями и использования Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E как циркулярного фишая, бленду придётся снять. Иначе её края будут попадать в кадр.
Причина 2: дисторсия
Дисторсия объектива устроена так, что предметы начинают изгибаться по мере приближения к краям кадра. Поэтому, чтобы показать предмет на фото без всяких деформаций, достаточно поместить его в центре кадра. Это же правило действует и в отношении линии горизонта.
Чем ближе к границам кадра, тем заметнее дисторсия. Посмотрите, как изогнулся изначально прямой парапет набережной.
При съёмке природных объектов дисторсия может быть не столь заметна, ведь мы имеем дело со сложными природными формами.
В случае же съёмки в городе дисторсия, скорее всего, будет достаточно сильной. Но при этом необычные искажения помогут взглянуть на привычные сюжеты по-новому. Съёмка на фишай — очень интересная практика для развития навыков композиции!
Поскольку крест расположен в центре кадра, дисторсия на нём практически не сказалась.
Кстати, от дисторсии можно избавится при обработке, вернув изображению прямолинейный вид. Так, в Adobe Lightroom Classic геометрические искажения можно убрать одним кликом, поставив галочку активации профиля объектива. Правда, в жертву при этом мы принесём угол обзора, да и качество снимка снизится по краям по причине их растяжения.
В любом случае фишай поможет сделать весьма эффектные и необычные кадры, недоступные при использовании другой оптики. Мощные передние планы, ярко выраженная перспектива — это всё козыри съёмки на фишай.
Причина 3: перспективные искажения
Надо сказать, что заметные перспективные искажения свойственны всей короткофокусной оптике. Но за счёт широкого угла обзора особенно ярко они проявляются именно у фишай-объективов.
Чем ближе к нам объект, тем он крупнее относительно заднего плана. Это свойство линейной перспективы доведено в фишаях до настоящего гротеска.
За счёт искажения перспективы можно изменять объекты, увеличивать передние планы и уменьшать задние. Хотите сделать человеку большой нос и голову — разместите его лицо ближе к камере, а чтобы удлинить ноги — снимайте снизу. Эффект ярко выраженной перспективы позволит делать интересные кадры, главное — научится использовать перспективные искажения на благо сюжету, а не во вред.
Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E можно использовать на беззеркалках Nikon Z 7 и Nikon Z 6 через адаптер FTZ без каких-либо ограничений.
Причина 4: всё будет резким
За счёт короткого фокусного расстояния объективы этого класса обеспечивают очень большую глубину резкости. Это упрощает работу с экстремально близкими передними планами. Кроме того, в некоторых ситуациях на фишай можно снимать буквально «наотмашь», не глядя в видоискатель, поднимая камеру над головой или беря ракурсы от земли. Достаточно просто настроить объектив на гиперфокальное расстояние. А гиперфокал у короткофокусных объективов всегда очень близко. Так, при фокусном 15 мм и f/8 дистанция гиперфокала составит 1 м. То есть, установив фокус на эту дистанцию, мы будем иметь резкость от полуметра до бесконечности. Кстати, современные фишай-объективы типа AF-S Fisheye Nikkor 8-15mm F3.5-4.5E ED к тому же дают хорошее разрешение по всей площади кадра.
Причина 5: фишай можно использовать во всех направлениях съёмки
Фишай — объектив очень специфический. Вряд ли он станет вашим основным творческим инструментом в распространённых направлениях съемки. Однако на роль вспомогательного объектива с изюминкой фишай подойдёт практически в любом направлении фотографии.
Так, фишай используется в подводной съёмке. Поскольку далеко в воде не видно, то необходимо снимать на минимальной дистанции, но при этом иметь достаточный угол обзора. Фишай пригодится и при создании панорам, как простых, так и 3D. Ведь в панораме чем шире угол обзора объектива, тем меньше надо кадров, чтобы создать сферу с изображением.
Пейзаж и съёмка архитектуры, портрет, свадебная и репортажная съёмка — вот неполный список жанров, в которых многие фотографы используют фишай-объективы.
Не воспринимайте фишай как баловство — в таком случае вы действительно поиграете с ним, он вам быстро наскучит и вы так и не научитесь им снимать. Ставьте перед собой серьёзные и осознанные задачи, думайте, в каких сюжетах такая картинка будет наиболее уместна. Как и к прочим видам оптики, к фишаю надо привыкнуть, прочувствовать это фокусное расстояние. Тогда вы сможете раскрыть свой собственный потенциал как фотографа и сделать отличные кадры.