Вверх
Ea1d54e1 eae8 4c65 9d70 57fe260ddf0d

Что такое макро? Особенности и приёмы съёмки мелких предметов

Дата публикации: 01.11.2021

Съёмка небольших объектов — интересная, но сложная задача. И в этом уроке вы узнаете о макросъёмке больше.

Что такое макро? Особенности и приёмы съёмки мелких предметов

Что такое макро? О масштабе съёмки

Вообще «макро» означает что-то масштабное: макрокосмос, макроэкономика… Но в случае макрофотографии речь идёт о масштабе съёмки.

Что такое масштаб съёмки? Представим, что мы фотографируем монету диаметром 22 мм. Если добьёмся того, чтобы на матрице камеры проекция монеты была размером с саму монету (то есть 22 мм), мы получим масштаб съёмки 1:1. Монета займёт весь кадр! Съёмка в масштабе от 1:1 называется макросъёмкой — съёмкой с большим масштабом. Получаются крупные планы предметов и деталей, которые можно увидеть невооружённым глазом. Но при макросъёмке мы не можем наблюдать микроскопических объектов и явлений — они становятся заметными при масштабе съёмки примерно от 20:1. И тут уже можно говорить о микрофотографии — так мир видит микроскоп.

Монета снята в масштабе 1:1. Её проекция на матрице фотокамеры того же размера, что и сама монета — 22 мм диаметре. Напомним, что размеры полнокадровой матрицы — 36×24 мм.

Монета снята в масштабе 1:1. Её проекция на матрице фотокамеры того же размера, что и сама монета — 22 мм диаметре. Напомним, что размеры полнокадровой матрицы — 36×24 мм.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/200 с, 105.0 мм экв.

Макросъёмка — это не отдельный жанр фотографии, а скорее технический приём, который используется в различных направлениях.

Например, её используют для съёмки насекомых, растений и грибов, в научных целях, в криминалистике, стоматологии, да и просто в творческих задачах при съёмке натюрмортов и этюдов.

NIKON D850 / 85 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F10, 2 с, 85.0 мм экв.

Минимальная дистанция фокусировки объектива и макросъёмка

Как сфотографировать предмет крупным планом? Ответ очевиден: подойти к нему поближе. Но все, кто пытался снимать мелкие объекты с помощью обычного (к примеру, китового) объектива, знают: камера просто не может сфокусироваться на близких дистанциях.

У любого объектива есть такая характеристика — минимальная дистанция фокусировки. Ближе этой дистанции линза сфокусироваться не сможет, это конструктивное ограничение. При фокусировке на малых дистанциях у простых объективов может заметно снижаться качество картинки. Минимальной дистанции фокусировки обычных объективов редко достаточно даже для съёмки в масштабе 1:5. Кстати, максимальный масштаб съёмки объектива всегда указывается в его характеристиках на сайте производителя.

Во многих фотоаппаратах и смартфонах есть режим макросъёмки, но не всегда он позволяет снимать с должным масштабом (хотя бы 1:5). Такая автоматическая сюжетная программа поможет лишь сфокусироваться на самом близком к объективу предмете, но не увеличит масштаб съёмки и не сократит минимальную дистанцию фокусировки имеющегося объектива.

Не все кадры с близко расположенным передним планом попадают под определение макросъёмки. Здесь мелкие цветы получились довольно крупно, но их масштаб съёмки далёк даже от 1:10.

Не все кадры с близко расположенным передним планом попадают под определение макросъёмки. Здесь мелкие цветы получились довольно крупно, но их масштаб съёмки далёк даже от 1:10.

Для съёмки в масштабе 1:1 нужны специальные приспособления. Можно использовать макромеха, макрокольца или даже обычную лупу для чтения, чтобы сократить дистанцию фокусировки. Но на рынке есть специализированные решения — макрообъективы. Их основная особенность — возможность фокусировки и получение качественного изображения на малых дистанциях. Стандартным масштабом является 1:1, и такой масштаб дают все современные макрообъективы от Nikon. К примеру, у Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S этот масштаб съёмки достигается на 29 см от плоскости матрицы. Сравним с портретным объективом, имеющим такое же фокусное расстояние — NIKKOR AF-S 105mm f/1.4E ED. Его минимальная дистанция фокусировки уже 1 метр, на ней масштаб съёмки около 1:7,5!

Важный момент: дистанция фокусировки измеряется не от передней линзы объектива, а от фокальной плоскости, от матрицы камеры. Чтобы знать, откуда отсчитывать дистанцию фокусировки, на камере есть знак Ꝋ, он находится на верхней грани фотоаппарата. Но иногда можно встретить понятие «минимальное расстояние фокусировки». В этом случае речь идёт о расстоянии от передней линзы до объекта съёмки. Эта величина актуально при съёмке живой природы.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/40 с, 105.0 мм экв.

Сложности макросъёмки и особенности макрообъективов

С какими сложностями сталкивается фотограф, снимающий небольшие объекты? Разберём основные моменты, а через них поговорим и о приёмах макросъёмки.

  • Нехватка глубины резкости. От чего зависит глубина резкости на фотографии? От дистанции фокусировки, фокусного расстояния объектива и значения диафрагмы. Чем меньше дистанция съёмки, тем меньше пространства попадёт в глубину резкости. Это превращается в настоящую проблему, когда дело доходит до съёмки небольших предметов. Порой глубина резкости составляет доли миллиметра! Интересно, что при одном и том же значении диафрагмы и масштабе съёмки (например, 1:1) ГРИП будет одинаковой независимо от объектива и его фокусного расстояния. Масштаб съёмки как раз и задаёт фокусное расстояние и дистанцию. Это легко проверить, воспользовавшись формулой или калькулятором ГРИП. Для выигрыша в глубине резкости бесполезно выбирать «полтинник» вместо 105-мм объектива. При масштабе 1:1 ГРИП будет такой же малой за счёт меньшей дистанции фокусировки. Почти все макрообъективы — длиннофокусные. Большое фокусное расстояние позволяет держаться на достаточном расстоянии от объекта без перспективных искажений в кадре.
Глубина резкости при F14 — менее сантиметра. И здесь масштаб съёмки далёк от 1:1…

Глубина резкости при F14 — менее сантиметра. И здесь масштаб съёмки далёк от 1:1…

NIKON Z 7 / NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 1 с, 105.0 мм экв.

Чтобы увеличить глубину резкости, нужно закрыть диафрагму. Поэтому многие макрообъективы позволяют закрыть её до значений типа F32, F64, тогда как у обычных объективов предельное значение обычно F16 или F22… Уменьшая относительное отверстие столь сильно, фотограф неизбежно столкнётся с дифракцией и нехваткой освещения. Но так мы получим нужную ГРИП, и это главное! Нехватку освещения компенсируют вспышкой или съёмкой со штатива на длинной выдержке (если объект неподвижен).

Если же вы готовы потратить на съёмку больше времени (и в случае коммерческой фотографии это предусмотрено бюджетом и техническим заданием), то вместо изрядно закрытой диафрагмы с дифракцией разумнее воспользоваться фокус-стекингом. Благо все современные камеры Nikon позволяют снимать с шагом фокусировки — останется лишь собрать в Photoshop или Helicon Focus из многочисленных исходников один кадр с огромной ГРИП.

Процесс макросъёмки с использованием Nikon Z 7 и Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S

Процесс макросъёмки с использованием Nikon Z 7 и Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S

  • Трудности с автофокусом. При столь малой глубине резкости камере будет сложно сфокусироваться — слишком мала зона резкости в кадре. Так что общее свойство макрообъективов — неспешный автофокус. Это не репортажная оптика. Многие фотографы старой закалки вообще пользуются только ручной наводкой на резкость, когда снимают макро. На камерах Nikon Z удобны оба варианта. Автофокус при макросъёмке работает уверенно. При съёмке с рук хорошей комбинацией будет следящая фокусировка AF-C и режим слежения за конкретной зоной — так точность фокуса меньше пострадает от дрожания камеры в руках. А если вы решите наводиться вручную, это тоже будет удобно благодаря возможности увеличить область фокусировки, наличию фокус-пикинга.

Гораздо удобнее наводиться со штатива: так дистанция между камерой и объектом не будет постоянно меняться из-за дрожания рук.

NIKON D5600 / 40.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/160 с, 60.0 мм экв.
  • Освещение. Съёмка макро подразумевает работу с закрытыми диафрагмами. А раз так, скорее всего, естественного света будет не хватать. Отчасти ситуацию спасает наличие оптической стабилизации. У многих камер Nikon Z есть стабилизация изображения на основе сдвига матрицы. С её помощью с рук можно снимать на выдержках вплоть до 1/10 с (по моему субъективному опыту). Кстати, макрообъектив Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S имеет ещё и собственный встроенный стабилизатор. Он работает в паре со стабилизатором на матрице.
В качестве дополнительного освещения использован обычный фонарик. Свет от него  позволил сделать освещение интереснее, объёмнее, подчеркнул фактуру мха.

В качестве дополнительного освещения использован обычный фонарик. Свет от него позволил сделать освещение интереснее, объёмнее, подчеркнул фактуру мха.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 2 с, 105.0 мм экв.

Независимо от наличия в камере стабилизации, применение штатива улучшит ваши кадры при съёмке неподвижных (и малоподвижных) объектов. Штатив позволит не только использовать выдержки любой длины, но и выверенно скомпоновать кадр и точно сфокусироваться. Без штатива этому будет мешать тряска камеры в руках.

Если речь идёт о съёмке подвижных объектов, можно использовать макровспышку. Она крепится на оправу объектива. Обычной встроенной или накамерной внешней вспышкой пользоваться в макросъёмке не получится: объектив будет отбрасывать тень на предмет. Макровспышки широко используются при съёмке насекомых, дентал-съёмке, в криминалистике, в науке. Они не позволяют применять сложные световые схемы, но работать с ними быстро и просто. В ювелирной же фотографии, где требуется правильно расположить блики и тени на гладких поверхностях драгоценных металлов и камней, используется студийное освещение: моноблок, софтбоксы, фрост-рамы и прочее.

Комплект вспышек для макрофотографии Nikon R1C1 Kit

Комплект вспышек для макрофотографии Nikon R1C1 Kit

Макрообъективы в системе Nikon Z

В системе Nikon Z на данный момент есть два макрообъектива. Дадим им краткую характеристику.

Nikon NIKKOR Z MC 50mm f/2.8 — универсальный «полтинник» с возможностью макросъёмки. На него можно снимать любые сюжеты: от пейзажа (макрообъективы традиционно очень резкие) до портрета.

Nikon NIKKOR Z MC 50mm f/2.8 позволяет снимать макро в масштабе 1:1. Однако сравнительно небольшое фокусное расстояние 50 мм заставляет фотографа снимать почти вплотную к объекту, чтобы получить такое увеличение. Минимальная дистанция фокусировки — 16 см. Подобраться так близко не всегда возможно, скажем, при съёмке насекомых. На полном кадре он даст сравнительно широкий угол обзора. Такой вариант подойдёт для фуд-фотографии, однако для классической предметной или ювелирной съёмки это всё-таки широко: появятся перспективные искажения. Зато для кропа этот объектив будет идеальным макрообъективом с правильным углом обзора (75 мм экв.). При фокусировке у объектива выдвигается «хобот», на нём указан масштаб, с которым в данный момент происходит съёмка.

Объектив защищён от пыли и брызг, лёгкий (всего 260 г) и компактный. Это отличный выбор для любительских съёмок и для предметной фотографии с использованием кроп-камер типа Nikon Z 50 или Nikon Z Fc.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z MC 50mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 64, F6.3, 1/6 с, 50.0 мм экв.

Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S — профессиональный макрообъектив, наследник легендарной модели для зеркалок Nikkor AF-S Micro 105mm f/2.8G IF-ED VR. 105 мм — оптимальное фокусное расстояние для большинства задач макросъёмки. Оно позволяет получить увеличение 1:1 со сравнительно большой дистанции в 29 см, и при этом картинка будет с минимальными искажениями перспективы. Однако за счёт сильного размытия фона и большого фокусного расстояния он будет хорош для портретной съёмки и других жанров.

Достоинство Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S — внутренняя фокусировка: при наводке на резкость «хобот» объектива не выезжает вперёд. Внутренняя конструкция лучше защищена от пыли и влаги.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/4 с, 105.0 мм экв.

У Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S есть информационный дисплей. С помощью кнопки Disp можно выбирать, какая информация на него будет выводиться: значение диафрагмы, дистанция фокусировки или масштаб съёмки.

Объектив резкий даже на открытой диафрагме, а хроматические аберрации скорректированы практически идеально — вы не увидите цветных контуров вокруг контрастных предметов.

Если Nikon NIKKOR Z MC 50mm f/2.8 — универсал с полноценной функцией макро и классная опция для кроп-камер, то Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S — профессиональный инструмент, заточенный под макро. С ним получится серьёзно заниматься всеми направлениями предметной и ювелирной фотографии, съёмкой природы и живых существ.

Мир макросъёмки удивителен! Попробуйте себя в этом жанре: он увлечёт как в творческом, так и профессиональном плане! Делитесь своими работами в комментариях!

Дата публикации: 01.11.2021
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Viktor Dmitriyev, 2021-11-12T10:50:23

Неплохая лайт-версия о съёмке макро с вшитой рекламой Никона )
Про штативы надо было поподробнее, какие, где искать, названия и т.д.
По сути штативы то совсем необычные.
По свету тоже хотелось бы больше информации конечно, вспышки "в лоб" уж слишком жёсткие.