Илья Штуца - не просто талантливый стрит-фотограф. Фотография для него - способ взаимодействия с миром, своеобразная игра, правилами которой он с удовольствием делится.
Несколько лет назад, когда я только открыл для себя уличную фотографию, а заодно и фотографию вообще (школьные опыты со Сменой 8м, видимо, нельзя всерьез считать фотографическим опытом, осознанности там не было никакой, к тому же, после того, как я забросил «сменку», перерыв был, ни много ни мало, в 20 лет), я случайно оказался среди участников одного из фотоквестов во Владивостоке, как раз в момент, когда им выдавали задания. Задания были довольно разнообразные, 12, кажется, тем, одной из которых было «зазеркалье».
Казалось бы, чего проще — открывай шире глаза и иди в город, лови момент и приноси отличный снимок. Но… практически все эти люди предпочли сделать постановочный кадр. Причем для этого им приходилось дико изврашаться — я слышал разговор участников, которые собирались купить мороженую курицу, посадить ее в туалете, осветить красным и проделать еще несколько странных манипуляций, уже не помню подробностей — и все это вместо того, чтобы просто пойти и посмотреть, что на имеющийся запрос предложит дорогое мироздание.
Собственно, главный кайф уличной фотографии именно в том, что это чрезвычайно захватывающая игра для двух игроков — фотографа и… мира? Города? Окружающей среды? Проще всего, конечно, сказать, что игра идет с миром, причем идет на равных — если ты с широко распахнутыми глазами, выходишь в город, как в зачарованный лес, твердо зная, что за углом тебя ждут неведомые чудеса, то мир тебе обязательно эти чудеса покажет.
Это похоже на сказку, но сам принцип уличной фотографии лучше всего выражается как раз… строчкой из русской народной сказки - «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно, для примера, рассказать историю фотографии, на которой картонная коробка на ножках преследует убегающую девушку.
Меня часто спрашивают, не постановка ли это. Нет, конечно, никакая не постановка. Дело происходило в Благовещенске-на-Амуре, в июне, стояла сорокаградусная жара, я возвращался ночью домой и вдруг возле автобусной остановки увидел картонную коробку, из окошечка в которой выглядывал огонек сигареты. Наклонившись, я обнаружил в прорези чумазую физиономию, и сделал снимок — со вспышкой, потому что было очень темно. На вспышку из темноты прибежали трое парней, и сказали — погоди, он сейчас девок будет пугать, ты это сними, клево получится. Я отступил в темноту, и через пару минут, когда мимо прошли, о чем-то беспечно болтая, две ничего не подозревающие девушки, коробка тихо поднялась на ноги, подбежала к ним и стала толкать под зад. Девушки обернулись, завизжали и бросились наутек. Потом ситуация повторилась еще с одной прохожей. Сделав несколько фотографий, я спросил у парней — зачем вы это делаете? И услышал в ответ — а х… еще делать, скучно.
Конечно, мало увидеть что-нибудь интересное, надо еще уметь показать это другим, то есть, собственно, сделать хорошую фотографию. Но тут я не открою никакой Америки, практически все хорошие фотографы советуют одно и то же — много снимать и очень тщательно отбирать, безжалостно отбраковывая 99 процентов снятого, и смотреть много чужих хороших фотографий. Начать с сайта «Магнума», например. Кстати, одними только фотографиями лучше не ограничиваться, в музеи тоже полезно ходить, смотреть хорошее кино и вообще воспитывать в себе визуальную грамотность. Но это все прописные истины.
Упомянутое выше «пойди туда, не знаю куда» - идеальная инструкция для уличного фотографа. Идеальная, но, разумеется, далеко не единственно возможная. Конечно, здорово просто беспечно бродить по улице в поисках уникального впечатляющего момента, полагаясь исключительно на свой нюх, но снимать что-то на заданную тему очень полезно, хотя бы в качестве упражнения.
Мне, например, очень повезло три года назад (то есть в самом начале практически) найти и подключиться к проекту «Уличная фотография сегодня» (Street Photography Now Project). Этот проект был запущен в середине 2010 года лондонской Photographers Gallery вместе с Софи Ховарт и Стивеном Маклареном, авторами книги Street Photography Now, ставшей практически сразу после выхода чем-то вроде Библии для нового поколения уличных фотографов. В течение года 52 известных фотографа, например, Алекс Вебб и Брюс Гилден из агенства «Магнум», Мэтт Стюарт и другие члены коллектива In-public, и прочие давали каждую неделю какую-либо инструкцию, которые все желающие могли попытаться выполнить, просто загрузив свою фотографию, снятую в течение этой недели, в соответствующую группу на фотохостинге Flickr.
Почему я говорю, что мне повезло? Во-первых, это был, фактически, бесплатный годичный курс уличной фотографии от лучших мастеров жанра, причем иногда авторы инструкций активно комментировали работы участников — о чем еще может мечтать начинающий? Тут еще важно, что, поскольку в проекте принимали участие порядка 500 человек, их общее намерение выполнить очередную инструкцию создавало поток огромной силы, очень облегчающий задачу. Например, моя фотография с женщинами, катящими по улице кусок ствола дерева, была снята в ответ на инструкцию Гари Александера «Сюрреализм сегодня».
У меня тогда выдалась какая-то особо загруженная неделя, времени на то, чтобы бродить по городу с камерой совсем не было, и я смог выделить на выполнение инструкции всего три часа. То есть за три часа мне надо было пойти и найти какую-либо сюрреалистическую сценку. Задача казалась невыполнимой, но я был уверен, что что-нибудь подвернется — и вот, пробродив два часа впустую, я свернул в очередной переулок и увидел это.
Во-вторых, из постоянных участников проекта сформировалось дружное сообщество. Эти люди не пожелали прекращать игру после официального окончания проекта — и продолжили его своими силами второй, а потом и третий год! Единственное отличие — называется это теперь Street Photography Now Community и инструкции даются в два раза реже, из-за чего поток несколько поослаб, но не критично. Побочным эффектом продолжения проекта стало, в частности, создание международного коллектива стрит-фотографов Observecollective.
Фотографам, которые жили в доцифровую эпоху, такое и не снилось. Интернет предлагает невероятные возможности для чрезвычайно быстрого обучения, но у этого есть и оборотная сторона (бесплатных пирожных не бывает — любил повторять мой завкафедрой в институте). Когда перед твоими глазами каждый день мелькают тысячи картинок, очень быстро начинаешь понимать, что большая часть из них эксплуатирует довольно небольшой набор одних и тех же штампов.
К собственным фотографиям это тоже относится — то, что еще недавно казалось удачной находкой, оказывается вдруг очередным штампом, затасканным до тебя сотнями, если не тысячами людей со всех континентов. Как же быть, если уперся в эту стену? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но я думаю, что надо просто продолжать снимать, ловя кайф от самого процесса (иначе зачем это все?), возможно, откладывая фотографии на какое-то время, чтобы вернуться к ним потом со свежим взглядом. Одна из инструкций упомянутого выше проекта SPNP, которую дал участникам замечательный индийский фотограф Рагу Рей, звучала приблизительно так: «Пока в игру не вступило сверхъестественное, картинка остается просто информацией». Это значит, что хорошая фотография должна обладать какой-то магией.
Это трудно объяснить, но иногда происходит что-то, какой-то щелчок, и что-то проходит сквозь тебя, ломая тесную клетку штампов и умственных построений. Такие картинки, строго говоря, нельзя даже назвать собственными, они подарены какими-то силами, которые больше нас, а тот, кто держал в руках камеру, тут в лучшем случае соавтор. Но только именно они, по большому счету, и имеют значение.