Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Фотографируем капли воды

Дата публикации: 13.02.2016

Вода — это не только важнейшее вещество для всего живого на нашей планете, но и источник вдохновения для многих фотографов. Почти каждый видел завораживающие фотографии, на которых изображены капли воды, принимающие самые причудливые формы.

Может показаться, что такие снимки получится сделать только в условиях лаборатории, или, на худой конец, в профессиональной фотостудии. Однако это реально даже в домашних условиях. В статье мы разберёмся, как получить художественное изображение капель воды, имея лишь базовое фотографическое оборудование плюс немного терпения и фантазии. Мы не будем использовать химикаты и как-то окрашивать воду: добьёмся всего не с помощью лабораторных, а с помощью фотографических инструментов!

Фотографируем капли воды NIKON D810 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F20, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Какое оборудование потребуется?

Мы условились, что не будем использовать дорогостоящее специальное и лабораторное оборудование, а будем довольствоваться лишь тем, что имеется в арсенале каждого продвинутого фотографа.

Nikon D750

Nikon D750

Фотокамера. Если ваша камера имеет ручной режим и сменную оптику (или хотя бы режим Макро), она подойдёт. Также важно, чтобы камера имела «горячий башмак» для работы в внешней фотовспышкой (которая тоже понадобится, но об этом чуть ниже). Я использовал фотокамеру Nikon D810. Понятно, что зеркальная камера профессионального уровня может обеспечить отличное качество изображения. Но у фотоаппаратов Nikon есть ещё один плюс — наличие системы Nikon CLS (Creative Lighting System — система креативного освещения), которая позволяет без дополнительного оборудования дистанционно управлять внешними вспышками, что нам очень поможет в работе. Управлять внешними вспышками на расстоянии умеют все зеркальные аппараты Nikon начиная с серии Nikon D7000: Nikon D7200, Nikon D610, Nikon D750. Если ваш фотоаппарат не обладает системой Nikon CLS, внешними вспышками придётся управлять как-то иначе. Например, с помощью радиосинхронизаторов или другой внешней вспышки, установленной на камеру. Дистанционно управлять другими внешними вспышками производства Nikon могут модели начиная с SB-700 и старше.

Почему не получится оставить вспышку на фотоаппарате или просто воспользоваться встроенной вспышкой? Во-первых, фронтальное освещение наименее выгодное с художественной точки зрения. Во-вторых, очень часто при макросъёмке такой вариант вовсе не возможен: если вспышка находится на своём обычном месте, то свет от неё не попадёт на объект съёмки — снимаемый объект находится буквально в нескольких сантиметрах от объектива, и он будет всегда оставаться в тени, отбрасываемой объективом.

Макрообъектив. Он обеспечит возможность съёмки крупным планом, на небольшой дистанции. Я использовал объектив Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor. Подойдут и другие модели макрообъективов. Например, с «кропнутыми» камерами можно использовать более доступный Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G. Если макрообъектива нет, то просто возьмём объектив с небольшой дистанцией фокусировки.

Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor

Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor

Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G

Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G

Штатив. Съёмка капель потребует очень точного и неизменного положения фотоаппарата в пространстве, иначе мы никогда не попадём в фокус. Поэтому камеру нужно будет поставить на штатив. Штатив подойдёт любой, самое главное, чтобы он надёжно держал камеру и она не шаталась на нём.

Внешняя вспышка. Капля воды летит с огромной скоростью, и наша основная задача в процессе съёмки — запечатлеть её достаточно резкой, со всеми деталями. Как известно, за «заморозку» быстрого движения отвечает выдержка. Однако для съёмки столь быстротечных процессов может потребоваться очень короткая выдержка — примерно от 1/2000 секунды и короче. В условиях обычного помещения вы вряд ли сможете снимать на таких значениях — просто не хватит освещения. Тут мы применим хитрость: движение будем замораживать не с помощью выдержки фотоаппарата, а с помощью импульса от внешней вспышки. Дело в том, что длительность импульса вспышки вообще очень коротка и редко бывает длиннее 1/1000 секунды (тут всё зависит от модели вспышки). При этом внешняя вспышка устроена так, что чем меньше мощность импульса, тем он становится короче. Например, у вспышки Nikon SB-700 при мощности в 1/128 от максимума, его длительность составит всего 1/40000 секунды!

Я для съёмки буду использовать две вспышки — Nikon SB-700 и Nikon SB-910.

Nikon Speedlight SB-910

Nikon Speedlight SB-910

Nikon Speedlight SB-700

Nikon Speedlight SB-700

Пульт дистанционного управления для фотоаппарата. Вещь необязательная, но желательная. Она позволит не шатать камеру (и не сбивать фокусировку) в момент нажатия на кнопку спуска. Кроме того, с пультом вы сможете производить съёмку с большим удобством.

Кроме фотооборудования, потребуются и кое-какие принадлежности, которые вы вполне сможете найти в быту.

Ёмкость для воды. Наши капли будут падать на гладь воды. Контейнер для воды нужно наполнить водой до краёв. Для этих целей можно использовать почти любую ёмкость. Я взял обычный пищевой пластиковый контейнер подходящего размера.

«Капельница». Нам потребуется сделать очень много капель, прежде чем на фото получится достойный результат! Поэтому пускать их по одной с помощью пипетки неудобно. В качестве источника капель можно использовать любой сосуд с дырочкой или даже продырявленный полиэтиленовый пакет. Я использовал бутылочку от перекиси водорода: у неё удобное горлышко, благодаря которому капли получаются нужного размера. Удобно использовать и настоящую медицинскую капельницу. «Капельницу» нужно максимально жёстко зафиксировать в пространстве, ведь все капли должны будут попадать точно в определённо место, иначе они окажутся не в фокусе.

Кроме этих принадлежностей, я использовал дополнительный фон из бумажного веера и цветные стёкла-светофильтры для вспышек. Цветной фон, на мой взгляд, более интересен, нежели просто чёрный, на нём лучше видны прозрачные капли. Цветные фильтры помогли окрасить контейнер в розовый цвет, а фон — в голубой. Упомяну, что вспышки Nikon поставляются с двумя фильтрами в комплекте — зеленоватым и жёлтым. Они нужны для коррекции цветовой температуры вспышки при съёмке в различных условиях, но пригодятся и для творческой работы. Также можно приобрести специальный набор цветных гелевых фильтров для вспышек — они будут лучше, чем те кустарные стёкла, которые использовал я.

Приступаем к работе!

Сперва организуем нашу «съёмочную площадку». Расположим контейнер для воды и «капельницу» над ним. Высоту оптимального расположения «капельницы» лучше определить экспериментально, но отталкиваться можно от значений в 30–50 см. Теперь установим и настроим вспышки. Если у вас одна вспышка, ничего страшного, снимать можно. Но чем больше вспышек в вашем распоряжении, тем больше у вас возможностей настройки освещения.

Как расположить вспышки? Тут можно долго экспериментировать. Но отталкиваться я советую от бокового расположения вспышек.

Кадр, сделанный без использования цветных фильтров.

Кадр, сделанный без использования цветных фильтров.

NIKON D810 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F36, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Одну вспышку я установил на уровне контейнера и снабдил её красным фильтром: так нижняя часть фото окрасится в розовый оттенок. Другую вспышку я поднял чуть выше, она подсветит каплю и фон, её я снабдил синим фильтром.

Самое время настроить дистанционную работу вспышек. Я буду работать с системой Nikon CLS. Обе внешние вспышки перевожу в режим Remote.

Дистанционное управление вспышками осуществляется прямо из меню фотоаппарата.

Дистанционное управление вспышками осуществляется прямо из меню фотоаппарата.

Вспышки будут управляться дистанционно, ими будет «командовать» встроенная вспышка фотоаппарата. В соответствующем меню камеры я настраиваю импульс вспышек равный 1/128 секунды.

Общий вид «съёмочной площадки»

Общий вид «съёмочной площадки»

Чтобы наши капли не были покрыты лишними бликами и засветками, сведём к минимуму весь посторонний свет: выключим комнатное освещение, задёрнем шторы на окне, если за ним светит солнце.

Итак, свет настроен. Теперь, пожалуй, самый ответственный момент — настройка фокусировки. Фокусироваться нам придётся только вручную, никакой автофокус не успеет поймать каплю в полёте. Поэтому наша задача — сфокусировать объектив на определённой дистанции, в том месте, в котором будут падать капли. Поскольку дистанция съёмки очень мала, то и глубина резкости будет мизерной, следовательно, фокус нужно настроить максимально точно. Сделать это можно следующим образом: пустить воду из нашей «капельницы» и подставить под падающие капли любой небольшой предмет, сфокусировать камеру на этом предмете. Второй способ — от отверстия «капельницы» протянуть вниз нитку с иголкой и по иголке сфокусировать объектив. Помните, что в процессе съёмки автофокус должен быть отключён, иначе в момент нажатия на кнопку спуска вы просто собьёте фокус, не сделав кадра.

Теперь настроим параметры экспозиции. Мы уже упоминали, что снимать необходимо в режиме М. Выдержка должна быть равна выдержке синхронизации (x-sync) вашей камеры, в моём случае это 1/250 секунды (напомню, что реальную сверхкороткую выдержку будет отрабатывать импульс вспышки), диафрагму прикроем до F16 для получения достаточной глубины резкости (чтобы в неё влезла капля), а ISO подбираем в зависимости от ситуации. Не стесняйтесь повышать ISO (в разумных пределах!), если кадры получаются тёмными. Если повышения ISO недостаточно, настройте вспышки на более мощный импульс: 1/64 или 1/32.

Время приступать к съёмке. Суть съёмочного процесса проста: из «капельницы» падают капли, а мы жмём кнопку спуска в момент соприкосновения их с водой, налитой в основную ёмкость. Сделать удачный кадр получится далеко не с первого раза! Будьте упорны, следите за получаемыми результатами. Следите, чтобы фокусировка не сбилась. Рано или поздно вы поймаете красивый кадр с каплями причудливой формы!

NIKON D810 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F18, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Разумеется, в этой статье рассказано далеко не всё о съёмке капель воды — лишь базовая информация, достаточная для того, чтобы начать заниматься подобными съёмками. В дальнейшем вы можете использовать другие жидкости (например, молоко, сливки, глицерин) или окрашивать капли в различные цвета, добиваться более сложных форм — всё только в ваших руках! Творите и экспериментируйте, получайте красивые кадры!

Дата публикации: 13.02.2016
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus