Виктор Лягушкин — известный подводный фотограф и амбассадор Nikon, чьи работы публиковались в журналах Daily Mail, Time, Stern, National Geographic и других. Мы попросили Виктора, победителя множества международных фотоконкурсов и автора книг и документальных фильмов о подводной съёмке, рассказать об особенностях этого жанра.
Подводная съёмка начинается с подготовки
В подводной съёмке подготовка важна больше, чем в любом другом жанре. Нельзя надеяться на удачу: перед погружением нужно чётко представлять, что ты хочешь снять, как это должно выглядеть в результате, какие настройки техники будут использоваться. В воде снимать намного труднее, чем на поверхности, хотя бы потому, что запас воздуха ограничен и нет времени делать много дублей. Особенно, если в съёмке участвует модель, которая находится под водой без снаряжения. Например, фотосессия проекта «Принцесса китов» в Белом море с чемпионкой мира по фридайвингу Натальей Овсеенко заняла у нас меньше 12 минут, а подготовка длилась 2 месяца. Конечно, у фотографа обязательно должны быть отличные дайверские навыки: прежде чем погрузиться вместе с камерой, нужно хотя бы 100 раз нырнуть без неё, чтобы уверенно чувствовать себя под водой.
Вода — мутный голубой фильтр
Физические свойства воды совсем не такие, как у воздуха, соответственно, и съёмка в этих условиях очень специфична.
Во-первых, вода в тысячу раз менее прозрачна, чем воздух, и в 770 раз плотнее. А если она ещё и мутная, то есть с большим количеством примесей — микроорганизмов, неорганических частиц — видимость и вовсе может стремиться к нулю. Во-вторых, на глубине исчезают цвета — по одной составляющей спектра на каждые 8 метров. То есть сначала пропадают красные оттенки (вспомним поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»), потом оранжевые, жёлтые и так далее, пока не останется только сине-фиолетовый. В-третьих, коэффициент преломления у воды в 1,3 раза больше, чем у воздуха. Из-за этого все объекты визуально увеличиваются в размерах и кажутся расположенными на треть ближе, чем есть на самом деле.
Технические приёмы подводной съёмки: свет
Как же фотографу справиться с трудностями съёмки под водой? Если фотосессия проходит на маленькой глубине и вода достаточно прозрачная, можно довольствоваться естественным светом, тем более что современные зеркальные камеры обладают широким динамическим диапазоном. Время съёмки зависит от того, какой световой рисунок хочет создать фотограф: в течение дня лучи проникают под воду под разными углами. Например, для съёмок каньонов Грузии мне понадобилось около недели, чтобы определить, когда именно солнце даёт нужный рисунок. Если же фотограф опускается на 10 метров и глубже, без искусственного освещения не обойтись. Именно оно способно вернуть кораллам, водорослям и морским обитателям привычные цвета или хотя бы чёткие силуэты. Дополнительными источниками света выступают вспышки и фонари, в последнее время набирает популярность видеосвет. Я обычно использую от 5 до 11 искусственных источников света одновременно.
Технические приёмы подводной съёмки: фокусные расстояния
Поскольку в воде все предметы кажутся больше, чем есть на самом деле, и видимость может опускаться до нуля, главный совет для фотографа прост: подойти как можно ближе к объекту съёмки. И, конечно, использовать широкоугольные объективы. 90% подводных фотографий в мире делаются на объективы Fisheye, которые дают максимальный угол обзора — до 180 градусов. При этом «фишаи» искажают пропорции, поэтому снимать портреты и некрупные объекты (например, небольших рыб) ими не рекомендуется. В качестве подводного портретника я использую AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED и другие широкоугольные фиксированные светосильные объективы. Для макросъёмки мелких объектов — например, криля — отлично подходят AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED и AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED.
Стоит также иметь в виду, что подводный мир многие люди никогда вживую не видели, поэтому не представляют его размеров. Хорошо, когда на фоне ландшафта видна фигура дайвера: она выступает в роли «линейки».
Оборудование для подводной съёмки: защитные боксы и порты
Я, как и большинство профессиональных подводных фотографов, снимаю в основном зеркальными камерами, помещёнными в защитные цельнометаллические боксы. Они позволяют использовать весь функционал устройств, любые совместимые объективы, выдерживают глубину до 60 метров и не протекают, в отличие от более дешёвых гермопакетов. Последние можно рассматривать как экономвариант, но вероятность протечки у них намного выше, максимальная глубина погружения — всего 10 метров, к тому же управлять камерой приходится через целлофан, а это неудобно. Ещё одно существенное преимущество боксов — к ним можно подключить сколько угодно вспышек. Что касается объективов, то «фишаи» и широкоугольники традиционно упаковываются в сферические порты, которые представляют собой полусферу либо сегмент сферы. Кривизна стекла нивелирует коэффициент преломления воды и эффект «приближения» объектов. Для макрообъективов используются порты с плоским оптическим стеклом.
В среднем набор оборудования для профессиональной подводной съёмки обходится в несколько раз дороже обычного «наземного». Но и сделанные кадры отличаются кардинально: подводная съёмка даёт фотографам возможность заглянуть в неизведанные уголки мира и почувствовать себя первопроходцем. Открыть миру нечто принципиально новое — в этом и заключается смысл подводной фотографии.