Современные смартфоны научились отлично снимать даже ночью. И речь не только о флагманах, но и об устройствах среднего ценового сегмента. Это стало возможным благодаря вычислительной фотографии. Умные алгоритмы помогают смартфонам компенсировать ограничения, связанные с малым размером матрицы и компактными объективами.
Сегодня устроим баттл: будем снимать на смартфон (в этой статье TECNO CAMON 20 Premier 5G) и на полнокадровый фотоаппарат. Сравним парные снимки!
Ночь и неон
Современные смартфоны имеют ночной режим, который можно применять и на улице, и в любом тёмном помещении. Мы начнём со снимка в баре с яркой неоновой вывеской.

Это широкоугольная камера смартфона и режим Super Night. Получилось ярко и выразительно. Снимок был сделан с рук и не подвергался постобработке.

Тот же сюжет на фотоаппарат. Здесь нам понадобился сменный сверхширокоугольный объектив, а в современных смартфонах такая камера часто является встроенной.
На снимке со смартфона удалось запечатлеть даже больше деталей «внутри» бара. В этой паре трудно выявить однозначного победителя, но смартфон точно выглядит как более доступное и простое устройство, не уступающее фотоаппарату по качеству.
Траектория светового пути
Поток световых шлейфов от автомобильных фар — этот сюжет пользуется заслуженной популярность у фотографов. А сейчас такое можно снимать и на смартфон благодаря ручному режиму Pro!

Для этого сюжета мы использовали штатив, потому что неподвижно удерживать смартфон в руках целую секунду — почти нереально. Но результат того стоил! Движущиеся автомобили оставили эффектные следы в кадре.

А это снимок на фотоаппарат: выдержка в 30 раз длиннее! Это возможно благодаря закрытию диафрагмы объектива. Смартфоны снимать с такой выдержкой пока не умеют.
Фотоаппарат может сделать классный снимок практически на любой выдержке, и в этом его сила. Но впечатляет сама возможность сделать подобное фото на смартфон.
Снимаем с проводкой, как профессионалы
Трудно представить, что можно сделать кадр с проводкой на смартфон, но это тоже реально. Два необходимых условия: ручные настройки и крепкие руки.

Мы включили на TECNO CAMON 20 Premier 5G режим Pro и выставили выдержку 1/15 с. Далее просто проводили устройство со скоростью проезжающих мимо машин и мопедов. Система стабилизации Sensor-shift OIS стала нашим помощником. На каждую проезжающую машину уходило по два-три кадра.
Получить такой кадр на фотоаппарат тоже нелегко: нужно запастись терпением и делать дубль за дублем.

На съёмку этого сюжета мы потратили примерно столько же сил и времени, но промахов по фокусу было больше. Смартфон с его огромной глубиной резкости здесь оказался даже удобнее.
Ручные настройки доступны и в смартфонах. Но, чтобы проводка получилась, нужна ещё и хорошая стабилизация. В данном случае целая система трехосёвой стабилизации на основе сдвига матрицы и сдвига линзы! Памяти в CAMON 20 Premier 5G много, и её хватит на огромное количество дублей.
Портрет с огнями города
Портрет — один из самых популярных жанров в фотографии. Классика — это модель и размытие заднего плана. Но мы же хотим захватить в кадр задний план! А значит, придётся снимать с широкоугольным объективом. Кто лучше справится с задачей?
.
Подведём итог: смартфон может сделать качественный портретный снимок, но размытие всё же будет программным, искусственным. С другой стороны, поясной портрет на камеру не будет так эффектен, и лишь дорогая сменная оптика выведет фото на принципиально другой уровень.
Шалость от редакции?
А селфи — это как раз про смартфоны. Но можно ли сделать его на фотоаппарат?
Наша шалость ещё раз доказала, что есть чисто смартфонные жанры. Не зря же разрешение и качество фронтальных камер растёт из года в год…
Жизнь в неоновом свете
Отражение и неон — отличный способ разнообразить обычную портретную фотографию и добавить изюминку.

На смартфон TECNO CAMON 20 Premier 5G мы получили тоже достойный результат, и это в почти полной темноте! Да, снимок проигрывает по красоте профессиональной фотографии на дорогой объектив, но с «обычной» оптикой смартфон выступил на равных.
Подведём итог: умные алгоритмы смартфонов позволяют делать портретные снимки, почти неотличимые по качеству от фотоаппаратов. При этом вам не придётся заморачиваться с настройками, только правильно выставить кадр.
Съёмка ночных улиц
Улицы города – отличное место, чтобы поснимать ночью. В этом жанре всегда есть место контрасту света и тени: яркий свет фонарей и неоновых вывесок создаёт неповторимую атмосферу.

К съёмке на смартфон все давно привыкли, и никто не обратит на вас внимания. Всё это делает вас «невидимкой» на улицах города и позволяет реализовать любые идеи.

С фотоаппаратом всё несколько сложнее — к нему относятся настороженно: люди не хотят попадать в кадр, а иногда и вовсе протестуют против съёмки.
И снова нет однозначного победителя – фотографии получились практически идентичными: яркий разноцветный неон не стал проблемой ни для фотокамеры, ни для смартфона. При этом оба устройства хорошо отработали и тёмную часть снимка.
Реализуй даже самый смелый замысел…
Съёмка на фотоаппарат часто требует терпения и навыков, умения обработки. Плюс современной мобильной фотографии — в её простоте и скорости: можно сразу же реализовать идею и поделиться ей в социальных сетях.
Этот кадр родился в рамках «пристрелки» на смартфон и так нам понравился, что впоследствии был повторён на фотокамеру. Искать новые сюжеты со смартфоном намного проще. Мобильная фотография вдохновляет на эксперименты благодаря своей простоте.
Итоги баттла

Часть снимков на смартфон и на фотоаппарат мы снимали с рук, но для некоторых сюжетов нам потребовалась не только дополнительная оптика, но и штатив.
Кто же стал королём ночи: смартфон или фотоаппарат? Мы считаем, что это боевая ничья, ведь крутая камера не смогла обойти смартфон в большинстве сюжетов, хотя формально имела на это все шансы.
Фотоаппарат показал себя лучше при съёмке на длинной выдержке, но и на смартфон тоже можно создавать такие снимки. Фотокамере преимущество могут подарить сменные объективы, но стоят они целое состояние. При этом на стороне смартфона простота и лёгкость процесса, а также более компактные размеры и доступная цена.
Но на этом мы не прощается, обязательно продолжим наш баттл. В следующей серии поговорим о съёмке видео!
Реклама I TECNO Mobile Limited
Николай, Вы отчасти правы. Размер матрицы оказывает огромное значение. Но меня как специалиста в сфере работы с изображениями искренне удивляют те успехи, которых достигли разработчики смартфонов.
Площадь матрицы тестируемого смартфона в 17 раз (!) меньше, чем площади полнокадровой матрицы. Вы готовы утверждать, что качество изображения ниже в 17 раз? Я — нет.
Вы пишете, что растровые изображения всегда сравниваются на 100%. Я с этим в корне не согласен. Растровые изображения сравниваются в том сценарии, для которого они создавались. Если мы говорим о предпечатной подготовке, то речь может идти о 100% кропах. Если мы говорим о просмотре на экране, то сравнивать нужно именно просмотр на экране и никак иначе.
вопрос не в зачем, если вы не заметили, нигде это в статье не обсуждалось. также обратите внимание, что я указал в каких случаях разницы нет.
тем более здесь не обсуждалась печать и прочие варианта применения..
зато растровые изображения всегда сравниваются на 100% - это азбука работы с цифровым изображением (в отличие от векторных). в противном случае уже сравниваются не сами изображения, в алгоритмы сжатия/увеличения :))))
поэтому в сухом остатке - выводы не меняются:
-растровые изображения/снимки с камеры намного лучше по качеству чем таковые с смартфона по всем параметрам, (чтобы не говорилось в статье и как бы автор не натягивал сову на глобус )))
Ну а дальше - каждый решает свои задачи. Если изображение сжать (даунсайз) - снизить разрешение/размер, то, маскируются многие проблемы. Что делает такое изображение достаточным для многих целей: просмотр на другом смартфоне, инста, просмотр в небольшом разрешении на мониторе, печать с низким/средним качеством и т.д.
А зачем нужны полноразмеры и парные кропы в 2023 году? Сколько процентов людей печатают большие фото? Даже я почти перестал это делать. А на мониторе, большом ТВ и тем более смартфоне такие кадры смотрятся на 5+. Печать форматом 10х15 — без вопросов. Форматом до A4 — тоже возможно, но некоторые сюжеты будут не столь эффектны, если носом в отпечаток уткнуться.
И это не простые слова, это мой опыт за много лет работы с изображением.
Давайте оставим 100% масштаб для дорогих камер, где на выходе важен каждый пиксель картинки. Но важен для фотографа-перфекциониста, и очень редко — для заказчика.
Добрый день Митя, повторю еще раз мой вопрос - вы точно сравниваете выложенные фото? Там нигде, ну никаким местом фото с смарта НЕ является "более объемной и богатой, по динамическому диапазону, так уж точно." )))
Еще раз как работает вычислительное фотография - минимально что делает алгоритм, так это шумодавит (получается каша - акварель) и сильно шарпит контурную резкость - чтобы картинка выглядела псевдо детальной.
Все это можно наблюдать в статье.
И еще раз.
Это не плохо и не хорошо. Для просмотра на экране смартфона такого качества вполне достаточно.
Оперативность смартфона тем более на высоте - всегда с собой, съемка в один клик.
Разве с этим кто-то спорит???
Но вот только не надо пожалуйста утверждать что полноразмеры фото с смартфона хоть как-то сопоставимы по качеству с фото с нормальной камеры - это просто абсолютно разного уровня снимки.
Для разных целей. С разыми трудо/денежными затратами. С несопоставимым результатом.
Как платите, так и получаете.
И еще, еще раз - ну нигде на снимках выше, никаким местом фото с смарта в полноразмере в подметки не годится камере. Ну хоть откройте полноразмеры, сделайте парные кропы и тыкните о чем вы говорите! )))))
Добрый день! Спасибо за ваш комментарий. Согласен, что снимок со смартфон может иметь более высокую контурную резкость или, как вы это назвали, перешарп. Но в глубине бара я отчетливо вижу картинку без ее приближения: я бы назвал картинку со смартфона в данном случае более объемной и богатой, по динамическому диапазону, так уж точно.
По поводу лайттрека - согласен, но мы хотели показать, что сам сценарий стал возможен на смартфоны, хотя многие пользователи часто не задумываются об этом. Претензии к перешарпу у вас повторяются - что свидетельствует о том, что это является одной из главных проблем мобильной фотографии. Но мы тут не противопоставляем устрйоства напрямую, скорее говорим, что то, что раньше делалось исключительно на камеру, сейчас возможно на смартфон: без дополнительных аксессуаров и объективов. Понятное дело, что во многих сценария камера покажет себя лучше и качественнее, но трудозатраты, как и денежные - будут несопоставимы.
Вы подходите к материалу с точки зрения высочайшего качества, которое мы требуем от коммерческой фотографии, но тут очень важны допущения и компромиссы: с точки зрения простоты использования, комфорта, а также цены! Иметь под рукой смартфон с качественной камерой - это возможность не только быть на связи для фотографа, но и запечатлеть момент или "пристреляться" на будущую съемку, запомнив локацию или ракурс!
Согласен с вами полностью. Против физики не попрёшь. На первом месте размер матрицы и оптика, математические алгоритмы обработки изображения на втором. И еще фото смартфона красиво смотрится на экране смартфона, а на хорошем мониторе компьютера сразу видны все недостатки "50-100 Мегапиксельных" снимков телефона.
честно, такое впечатление что автор анализировал какие то другие кадры, а не то, что в статье.
1. Бар
"На снимке со смартфона удалось запечатлеть даже больше деталей «внутри» бара. В этой паре трудно выявить однозначного победителя, но смартфонточно выглядит как более доступное и простое устройство, не уступающеефотоаппарату по качеству."
Нескромный вопрос - ГДЕ, ну где автор увидел больше деталей???
На смартфоне снимок имеет чудовищный перешарп. На снимке с камеры - отличное качество, на порядок больше деталей и меньше шума.
2.Траектория светового пути
Смартфон - перешарп, шум, акварель. Даже близко не дотягивает до уровня камеры, включая невозможность получить именно траектории светового пути.
3.Портрет с огнями города
"Подведём итог: смартфон может сделать качественный портретный снимок, но размытие всё же будет программным, искусственным"
Тот же вопрос - где, ну где вы увидели качество со смартфона???
Мыло, акварель, перешарп, некачественная вклейка/размытие в фон с "дырками" в одежде....
4. Шалость от редкации
"Этот снимок на фотоаппарат был бы почти невозможен без поворотного дисплея, а он есть не в каждой камере. Да и жать на кнопку спуска большой камеры неудобно."
Да и качественная камера есть не в каждом смартфоне, тем более с оптич стабом ))) На нормальной большой камере уже давно есть поворотный дисплей, отличный кам стаб и, о ужас, если неудобно жать кнопку - можно поставить автопуск с задержкой на 2 сек например! )))
Далее - все тоже самое.
Все снимки со смартфона - это высокий уровень шума, агрессивный шумодав убивающий детали - все становится акварелью, просто чудовищный перешарп и сильно ограниченные возможности из-за невозможности сменить оптику.
Разницы между смартфоном и нормальной камерой нет только на разрешении до 800-1024 пикселов ))).
Открываем полноразмеры - чуда нет, снимкам со смарта самое место в корзине - если сравнивать с снимками с камеры )))