Нью-Йорк 1970-х славился как город, который никогда не спит: это было сумасшедшее время диско, наркотиков и сексуальной свободы. Скандально известный клуб «Студия 54» был символом той эпохи.
Когда я занял должность главного фотографа и фоторедактора журнала Soho Weekly News, съемки «ночной жизни» стали частью моей работы. Так я совершил свой первый прорыв в фотографию. Посмотрев на мои фотографии, редактор сказал: «Да, ты знаешь, как снимать» — и дал мне первое задание: им оказалась съемка на Avant-Garde Art Festival.
В то время в районе Сохо прописался весь мир искусства — фирмы и производства съехали, предоставив осваивать освободившееся пространство свободным художникам. Там были галереи, бары, клубы. Тогда я и начал освещать все происходящее в ночных клубах — ранние диско, первые андеграунд-клубы: Studio 82, The Mudd Club, Le Jardin — один из самых первых диско-клубов, в котором я стал появляться со дня его открытия. Моя работа в журнале началась в 1973 году. К моменту открытия «Студии 54» в апреле 1977 года я уже снимал не только в клубах, но и на концертах и съемочных площадках фильмов.
«Студия 54» была потрясающим местом: больше всего поражали система освещения и звука. Там можно было столкнуться с кем угодно: наркоторговцы и бизнесмены, модели и артисты, бывшие звезды и популярные рок певцы — одним словом, в этом легендарном клубе встречался весь Нью-Йорк! Первым событием, которое я снимал там, была вечеринка, устроенная в честь хореографа Элвина Эйли.
Для того чтобы снимать танцующих людей и то, как развлекаются знаменитости, не нужно обладать каким-то особыми навыками. Что касается техники, в основном все сводится к пленке с высокой чувствительностью и вспышке. Ведь тогда у нас не было цифровых камер, позволяющих использовать сложные программы съемки. Я очень много снимал на черно-белую пленку и проявлял сам, пока у меня не появился ассистент. Обычно выдержки у меня были — 1/60–1/30, а вспышку я просто ставил в автоматический режим. Также я снимал на цветные пленки и на пленки типа Kodachrome и Ektachrome. Но это было сложнее: чтобы вышли хорошие фотографии, экспозиция должна быть идеальной.
Еще в работе клубного фотографа очень важно не забывать снимать и сам клуб, царящую в нем атмосферу. Для этого я, например, приходил в клуб со штативом и использовал широкоугольный объектив.
Если снимать на длинных выдержках, движения получаются размытыми — так можно передать динамику танца. А вспышка и длинная выдержка позволяют добавить в изображение чуть больше света, по-прежнему оставляя его размытым. Все, конечно, зависит от того, какой результат вы хотите получить.
Трудно оставаться незамеченным, когда ты в клубе, да еще и с большой камерой. Сейчас, приходя на «красную ковровую дорожку», можно встретить человек пятьдесят с камерами-«мыльницами». Но в «Студии 54» даже на самом крупном событии было не больше восьми фотографов.
Если на вас начинают обращать внимание — можно сделать перерыв, просто посидеть в баре, выпить чего-нибудь, присматриваясь к тому, что происходит вокруг. И как только начнется что-нибудь интересное — снова беритесь за камеру. Правда, теперь фотографов так много, что организаторы вечеринок предпочитают нанимать одного для съемки внутри, в то время как остальные ждут снаружи в надежде сделать хоть один кадр.
Что касается меня, в клубах я больше не снимаю. Все очень сильно изменилось: вместо того чтобы танцевать, многие просто уходят в VIP-комнаты, охрана запрещает снимать и может запросто разбить камеру или отобрать флешку. Может быть, в России пока нет таких строгих запретов… Но у нас эти ограничения распространяются даже на очень известных фотографов. Например, Дуглас Керклэнд, снимал Мерилин Монро не одну неделю, а сейчас на съемку ему выделяют 10 минут во время обеденного перерыва. Теперь все под жестким контролем, и я думаю, что веселью конец!
В «Студии 54» сюрпризов всегда хватало — оставалось только ловить момент и нажимать на спуск. Например, на одной из вечеринок мне удалось сделать фотографию Бьянки Джаггер, танцующей с чернокожим мужчиной, моделью: ее ноги были обвиты вокруг его талии, юбка задрана до неприличия. Было видно, что она пребывает в полном экстазе! Это был отличный снимок, его опубликовали по всему миру и, конечно, он пришелся по вкусу британским газетам.
Важно не только снимать, но и думать о том будущем, которое вам могут обеспечить фотографии. Ведь их можно передать в какой-нибудь фотобанк или агентство. Еще начинающим фотографам я бы посоветовал следующее: убедитесь в том, что вы имеете авторское право на ваш материал, никогда не отдавайте ваши фотографии просто так. Я и сейчас работаю фотографом, но немалую часть моих доходов мне приносят и будут приносить снимки, сделанные более 30 лет назад.
Сейчас я работаю с Canon EOS 5D и еще у меня цифровой Canon G7. А в 1970-х я в основном пользовался камерой Olympus LM-1, она еще цела. Когда приходилось снимать что-то для обложки, я доставал свой Hasselblad 500c — отличная камера 1957 года выпуска. Что касается пленки, я почти всегда снимал на Kodak Tri-X. Изредка — на Ilford HP5. На цветную пленку я снимал редко, ведь в то время все журналы вплоть до тех, что писали о моде, были черно-белыми. Я бы не сказал, что сейчас пленка свое уже отжила. Все зависит от того, что вы ищете. Если вы снимаете для журнала и ограничены в сроках, у вас просто нет иного выбора, кроме как снимать на цифровую камеру. Но если вы работаете над каким-либо долгосрочным художественным проектом — например, хотите сделать серию фотографий о ночных клубах Москвы и собираетесь снимать целый год — конечно, вы можете использовать пленку. Но в области новостей время пленки истекло.
Я считаю, что композиция и техника очень важны. Чтобы получать хорошие снимки, начинающим фотографам очень важно научиться всем этим правилам: законам композиции, балансу элементов в кадре и т. д. Только после этого можно начинать экспериментировать с композиционными приемами, пробовать разные углы съемки, можно даже вращать камеру. Я сам столько раз видел фотографов, которые во время съемки ставят камеру в диагональное положение — безусловно, это может сработать в некоторых случаях, но это не техника! Так что вначале выучите правила, а затем нарушайте их!
Нужно быть непреклонным и много работать. Я, например, старался прийти на место съемки пораньше, до того как появятся другие фотографы, и уходил последним. Всегда держите глаза открытыми и обдумывайте идеи, старайтесь завязать контакты с людьми, создать своеобразную сеть, знать всех — от владельцев клубов до охранников, налаживайте отношения с издательствами и журналами. Старайтесь развивать собственное видение и неповторимый стиль. Да, и еще — не забывайте про беруши! Громкая музыка опасна для слуха!
Фотографии Аллана Танненбаума вы можете увидеть на его сайтах: sohoblues.com, sohobluesgallery.com, sohoweeklynews.com
Цитаты о клубе Studio 54 приведены из текста Боба Колачелло, опубликованного в журнале GQ 2003, №3.