Вверх
Ac59d1fc f349 4ad6 b581 74f01effbfbc

10 советов от фотографа: как развить креативность, композиционное мышление и художественный вкус

Дата публикации: 25.02.2021

Как делать красивые фотографии? Ведь порой даже технически безупречные кадры не вызывают эмоций. Почему у одних фотографов есть авторское ви́дение, а у других нет?.. Творческие навыки и креативность важно развивать каждому, кто хочет делать цепляющие зрителя снимки. Основываясь на опыте фотосъёмки и многолетней практике преподавания, я подготовил 10 советов о том, как фотографу «натренироваться», чтобы создавать впечатляющие кадры.

10 советов от фотографа: как развить креативность, композиционное мышление и художественный вкус

Повторяйте за другими фотографами

Фотография — визуальный язык самовыражения.

Когда дети учатся говорить, они сначала повторяют за взрослыми простые слова, потом складывают их в фразы… Язык основан на повторении конструкций, символов. Творчество тоже работает через повторение. Как невозможно в одночасье заговорить языком Пушкина, так невозможно и создать шедевр с нулевыми знаниями. Важно многократно повторить и прочувствовать то, что было сделано до нас. Так работает научный прогресс, так работает даже эволюция.

Кстати, не во всех культурах под творчеством подразумевают создание нового. В Японии, к примеру, искусство — это высокое мастерство в той или иной области.

Натюрморт на тему Vanitas — сюжет голландской живописи XVI–XVII веков. Вдохновившись картинами, я решил воплотить такой сюжет на фото.

Натюрморт на тему Vanitas — сюжет голландской живописи XVI–XVII веков. Вдохновившись картинами, я решил воплотить такой сюжет на фото.

Некоторые думают, что «всё уже снято до меня, так что я даже браться не буду». Это губительный подход. Нам навязано мнение, что искусство всегда про что-то уникальное. Но порой признание получает тот, кто скомпоновал известные элементы в лучших пропорциях. Не бойтесь повторять сюжеты, идеи, композиции и подход к съёмке за фотографами, которые вас вдохновляют.

Креативность — это когда человек пользуется своими аналитическими и эмоциональными способностями, интерпретирует то, что раньше увидел, осознал, испытал. На этапе обучения фотосъёмке так или иначе придётся многое копировать, собственные подходы выработаются со временем.

Насмотренность и культурный опыт — то, что отличает настоящего фотографа

Итак, творчество — это то, что наш мозг увидел раньше, осмыслил и повторил в своей интерпретации. И чтобы был ориентир, нужно осознанно формировать насмотренность. Если ваш культурный кругозор ограничен рабочими буднями, сериалами и мемами из соцсетей, вряд ли вы станете хорошим фотографом (даже если досконально освоите технику съёмки). Видели когда-нибудь фото с невестой на ладошке или девушку, «держащую» в руках заходящее солнце? Банальность? А для некоторых людей без культурного багажа и с минимальной насмотренностью — настоящее творческое откровение.

Нам очень повезло, ведь через интернет мы имеем доступ ко всем знаниям мира. Не стоит тратить такую возможность на просмотр низкопробных приколов и фейковых новостей. Заходите на сайты галерей, просматривайте работы художников и признанных мастеров фотографии, знакомьтесь с особенностями стиля и подходами к съёмке. Посетите (и лучше не по одному разу) Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Пушкинский музей, Лувр или, к примеру, Галерею старых мастеров в Дрездене. В работах старых мастеров особенно видно, что они виртуозно сочетали известные им приёмы работы с сюжетом, композицией и материалом. А новизна получалась как бы сама по себе, эволюционным путём.

Не забывайте и про кино. Есть масса невероятных фильмов и даже сериалов, которые фотографу нужно посмотреть. Так называемое «кино не для всех». Авторы заложили в эти киноленты чуть больше, чем может понять обыватель.

При наращивании культурного опыта не нужно разделять произведения на «нравится/не нравится». Многим, например, «Чёрный квадрат» К. Малевича не нравится, однако знать про картину и про то, что происходило с изобразительным искусством в начале ХХ века, нужно обязательно. Как вы отнесётесь к тому или иному произведению, лучше решить после знакомства с ним. Приём «не читал, но осуждаю» не работает.

Попробуйте оценивать фильмы не только через призму сюжета. Обращайте внимание на работу с композицией, освещением, цветами, постановкой сцены, на то, как автор задаёт настроение. Часто кинематографисты этому уделяют больше внимания, чем самой истории, которой может и не быть, если она не нужна.

Хорошее место для «наращивания» насмотренности — сайт NikonPro.ru. Здесь собраны работы амбассадоров бренда. Все они профессионалы мирового уровня. К снимкам прилагаются авторские рассказы о съёмках, что не менее полезно.

Составляйте подборки фотографий для вдохновения

Сохраняйте понравившиеся вам изображения, изучайте их, смотрите, как они были сделаны, вдохновляйтесь. Составление подборок с кадрами, на которые вы ориентируетесь — отличный подход. Если фотограф растёт, галерея будет пополняться, а что-то, возможно, из неё исчезнет (и это тоже часть пути).

Ещё один приём — составление мудборда (от англ. mood board, «доска настроения») для конкретной съёмки. Допустим, нужно провести творческую фотосессию с моделью. Мало обсудить с ней образ и локацию. Скорее всего, у вас будет разное представление о том, что должно получиться. Очень полезно составить подборку фотографий, которые близки вашей идее по настроению, сюжету, композиции, позам и образу модели, цветовым решениям. Такой подход позволит вам глубже понять результат, над которым вы работаете, и синхронизирует это понимание со всеми участниками съёмки. Опытные модели часто просят прислать референсы, то есть показать примеры того, что фотограф хочет получить. Наличие референсов становится для модели некой гарантией успеха съёмки.

Страничка на Pinterest с моими подборками интересных для фотографа-пейзажиста мест.

Страничка на Pinterest с моими подборками интересных для фотографа-пейзажиста мест.

Фотографам-путешественникам, урбанистам, пейзажистам будет полезно составлять подборки с локациями. Возможно, даже ваш родной город богат местами, где можно получить великолепные кадры. Я также веду таблицу, куда добавляю локации для съёмок и их основные параметры (примеры фото, маршруты), чтобы ничего не потерять.

Установите расширение для браузера от Pinterest с кнопкой Pin (выделено жёлтой рамкой). Нажав её, вы сможете сохранить в подборку понравившееся фото с любого сайта. Авторские права при этом не нарушаются, ведь вы сохраняете не изображение, а ссылку на него.

Установите расширение для браузера от Pinterest с кнопкой Pin (выделено жёлтой рамкой). Нажав её, вы сможете сохранить в подборку понравившееся фото с любого сайта. Авторские права при этом не нарушаются, ведь вы сохраняете не изображение, а ссылку на него.

Сегодня любая социальная сеть позволяет создавать подборки картинок. Но есть и более удобный сервис. Pinterest — своего рода социальная сеть для работы с сохранёнными изображениями. Там можно создавать свои галереи, продумывать их структуру и вдохновляться. Возьмите за правило каждый день сохранять хотя бы одну картинку, и скоро подборка станет настоящей энциклопедией ваших визуальных интересов.

Путешествуйте, посещайте новые места

Хорошие кадры не залетят в форточку, их не принесёт курьер… За ними придётся ходить самому. И для вдохновения мозгу нужна свежая информация. Просмотр фильмов даёт культурный опыт, но не стимул творить. Стимул возникает при наличии встряски. Так что отклоняйтесь от привычных маршрутов, исследуйте окрестности дома, путешествуйте! Способ увидеть что-то новое есть всегда.

Это важно даже для студийных фотографов. Погуляйте в новом месте, придите в студию и вы увидите, что съёмка идёт легче, появляются идеи. У меня есть знакомый фотограф, который снимает рекламу в студии. И при первой же возможности он срывается в путешествия, причём довольно экстремальные, чтобы зарядиться эмоциями для новых шедевров.

Осознанно формируйте свою ленту в социальных сетях

Важно посадить мозг на диету из хороших фотографий, живописи, кино. Поэтому неплохо было бы отписаться от всех знакомых, которые выкладывают в соцсети свои бытовые снимки типа «я и мои дети» и «мой кот спит». Так же поступаем с местечковым фотографами и пабликами типа «лучшие фотографы N-ской области». Насмотревшись такого контента, вы сами начнёте снимать подобным образом. Порой фотограф формирует в соцсетях информационный пузырь с посредственными ориентирами и авторитетами и поэтому не развивается как профессионал. Он просто не видит выдающихся фоторабот.

Однако прямо-таки отписываться от всех родных не стоит. Соцсети формируют новостную ленту с учётом наших предпочтений, поэтому просто следите за тем, что вы просматриваете и лайкаете: формируйте свою информационную среду, чтобы расти. Пусть это будут по-настоящему талантливые фотографы, паблики о классической фотографии и кинематографе, странички интересных людей, создающих красивый контент.

Не подходите к созданию кадра технически

Фотография, как и любое творчество, не поддаётся техническому измерению. И всё же многие пытаются собрать кадр будто по инструкции, как конструктор. Изучив правила композиции, они стараются неукоснительно соблюдать их. Но хороший кадр не тот, который идеально проэкспонирован, и не тот, который скомпонован чётко по правилу третей. И портрет хорош не тогда, когда резкость попала строго на глаза. Главное — творческий подход.

В фотографии нет абсолюта. Язык фотографии меняется подобно языку, на котором мы говорим. И даже в разных странах он разный. То есть любое правило может быть нарушено. Слышали идею о том, что «чтобы нарушать правила, нужно их изучить»? Это не всегда так. От того, что вы не знаете, как работает правило золотых треугольников, ничего не меняется. Так что строго придерживаться правил необязательно, их можно и нужно нарушать. И делать это гармонично помогут уже не раз упомянутые насмотренность и визуальный опыт.

Есть законы восприятия, основанные на антропологии. Они работают всегда. Так что стоит, например, познакомиться с теорией цвета (основы которой заложил ещё Гёте, а сформулировал в современном виде Иттен), с такими элементами, как ритм, баланс, с тем, как в кадре воспринимаются предметы с разной геометрией.

Многие правила описывают лишь геометрическое построение кадра (спираль Фибоначчи, правило золотых треугольников). Но они не учитывают главного: особенностей сюжета, фактуры, освещения. Так что это не правила, а просто шпаргалки. Такие рекомендации всегда начинаются с фразы: «Чтобы кадр выглядел лучше, расположите объект съёмки в таком-то фрагменте!». Они придуманы в фотошколах, чтобы доступно объяснить новичку, где расположить объект. Это не значит, что пользоваться, например, правилом третей плохо. Но это не закон, а именно шпаргалка для упрощения работы с композицией.

Сколько правил построения кадра нарушил всемирно известный фотограф Анри Картье-Брессон на этом снимке? Центральная компоновка, заваленный горизонт, обрезанные ноги… В современной фотошколе он получил бы двойку за композицию! Но фотограф действовал интуитивно, опираясь на свой опыт. Поэтому этот кадр — всемирно известный шедевр.

Сколько правил построения кадра нарушил всемирно известный фотограф Анри Картье-Брессон на этом снимке? Центральная компоновка, заваленный горизонт, обрезанные ноги… В современной фотошколе он получил бы двойку за композицию! Но фотограф действовал интуитивно, опираясь на свой опыт. Поэтому этот кадр — всемирно известный шедевр.

Личный опыт, насмотренность и культурный багаж позволят вам компоновать кадры, не пользуясь композиционными правилами. Простой ответ на вопрос о том, какую историю вы хотите рассказать в кадре, поможет скомпоновать снимок в соответствии с вашей историей. Именно её часто не хватает в работах начинающих фотографов.

Вы — лучший критик своих работ

Получить адекватную критику в современном мире практически невозможно. В интернете вас буду хвалить ваши близкие и ругать «хейтеры», которые просто ищут повод выплеснуть собственный негатив. Те, кто мог бы разобрать ваши кадры и дать дельные рекомендации, никогда не будут делать это бесплатно в комментариях, ведь их время ценно. Есть платные курсы, частное обучение… Но это доступно не всем и не всегда. Как же быть?

Выработайте привычку критического отношения к своим работам. Если вы абсолютно удовлетворены результатами съёмок, это тревожный сигнал. В психологии выделяют эффект Даннинга-Крюгера: явление, когда человек только начал разбираться в той или иной области, но уже считает себя экспертом. Ни один по-настоящему успешный фотограф не бывает доволен своими фото на сто процентов! Он знает, где в его работах слабые места и как сделать лучше в следующий раз. Постарайтесь вовремя находить изъяны в своих кадрах, чтобы учесть их в дальнейших съёмках.

Участвуйте в фотоконкурсах

Чтобы себя показать и на других посмотреть, примите участие в фотоконкурсе. Это способ создать конкретные цели и задачи, что важно в творческой фотографии, повод анализировать и выбирать сильные кадры. Не стоит обижаться на результаты не в свою пользу. При любом раскладе это хороший творческий и эмоциональный опыт. Начните с регулярных фотоконкурсов на Prophotos.ru, ежегодной премии 35Awards. Особенность последней в том, что вы сможете видеть рейтинг своих работ в режиме реального времени и сравнивать снимки участников. Если подписаться на аккаунты NikonRussia, NikonPlaza и NikonSchool_ru, вы не пропустите активности компании Nikon (а их много!). Есть и международный конкурс от Nikon, проводящийся с 1969 года — Nikon Photo Contest. Актуальные конкурсы легко найти в интернете. А если вы вольётесь в фотографическую тусовку, анонсы будут постоянно мелькать в новостной ленте.

Сфокусируйтесь на своём направлении фотографии

Я работаю рядом с фотомагазином и знаю, что новички чаще всего интересуются максимально универсальной техникой, «чтобы снимать всё». А вот продвинутые фотографы точно знают, что их интересует.

Распыляться на всё подряд допустимо только в начале творческого пути. Если снимать и портрет, и пейзаж, и репортаж, и макро, и звёзды, и ещё что-нибудь, вряд ли вы достигнете серьёзных высот в каком-то жанре. Постарайтесь сконцентрироваться на минимальном количестве направлений съёмки. Желательно на одном. Так вы сможете углубиться в тему, развиваться, не отвлекаясь на второстепенное.

Подберите оптимальный комплект оборудования

В коллекционировании фототехники ничего плохого нет, это тоже хобби. Но если наша цель — красивые кадры, избыточный набор техники не поможет, а помешает. Оказывается, художественный портрет на улице можно снять без импульсного света, а в путешествии не пригодится десяток объективов (пока вы будете ими жонглировать, сюжеты разбегутся, вы их даже не заметите).

Беззеркальная система Nikon Z позволит собрать оптимальный комплект оборудования для любых съёмок. Такие камеры компактны и технологичны, с ними можно меньше думать про технику и больше заниматься творчеством.

Беззеркальная система Nikon Z позволит собрать оптимальный комплект оборудования для любых съёмок. Такие камеры компактны и технологичны, с ними можно меньше думать про технику и больше заниматься творчеством.

Чтобы оптимизировать комплект оборудования, нужно определиться с задачами (об этом чуть ниже). Работайте минимальными средствами. К примеру, для съёмки пейзажа нужны штатив и светофильтры. Проследите, какой техникой вы пользуетесь чаще всего, а остальное оставьте дома.

Интересуйтесь миром

Как выбрать своё направление в фотографии? Снимайте то, от чего у вас горят глаза! Я часто вижу этот огонёк у учеников, и это признак того, что они занялись правильным делом. Вас интересуют экстремальные виды спорта? Это повод попробовать себя в таком репортаже. Любите путешествовать? Тогда усиливайте свои навыки в тревел-съёмке. Вы любите общение? Становитесь фотографом-портретистом. Любите красивую одежду, необычные образы? Присмотритесь к фешн-фотографии. Ищите тему, которая вас увлекает, это ключ к тому, чтобы не бросить увлечение фотографией.

Старайтесь увидеть в выбранном объекте съёмки больше, чем остальные. Красота действительно в глазах смотрящего. Везде есть своя эстетика, глубина. Главное — прочувствовать её, в этом и есть работа фотографа.

Развитие — это процесс

При чтении статьи вы подумали, что всё это скучно, ведь у вас и так безупречный вкус? Верный признак того, что советы будут полезны для вашего фотомастерства. Развитие фотографа — маршрут без финишной точки. Каждому из нас важно в чём-то совершенствоваться. Я не исключение. :) Мы всегда можем узнавать, видеть, чувствовать то, что улучшит наше творчество.

Дата публикации: 25.02.2021
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Vladimir Pevzner, 2021-04-29T09:05:14

Большое спасибо. Спокойно, грамотно изложен путь к правильному самовыражению!

Валерий, 2021-03-11T04:39:25

Прекрасно изложено, отличные иллюстрации, спасибо!

Георгий Полицарнов, 2021-03-10T16:35:50

Речь не о местах в конкурсах, а о первичности и оригинальности идеи.

Андрей Ч, 2021-03-10T15:20:13

Не думаю, что в творчестве вообще есть нумерация.
Уж извините за наглость, но мне моё личное "нравится" какой-то работы на порядок дороже её первого (или любого другого) места в каком-нибудь конкурсе. Хотя приятно, когда совпадает. :)))

Андрей Ч, 2021-03-10T15:16:33

Очень хорошо написано! Вдохновляет.

P.S. Не уверен, что Картье-Брессон вообще думал о построении этого кадра. :)
Важно иметь камеру в нужный момент и увидеть этот момент.
Хрен бы этот паренёк второй раз так прошёл при постановке.
А если бы фотограф выправлял горизонт, он просто обрезал бы других детей и укоротил мальчишке ноги по самые шорты. :)

Георгий Полицарнов, 2021-02-25T09:59:45

Да, именно так!

alexey umidoff, 2021-02-25T09:42:47

Надуманную, нарочитую "концептуальность", кстати, тоже всегда видно - это уже концептуальность от усталости, от бессилия сделать качественно.

alexey umidoff, 2021-02-25T09:37:41

Согласен, но вторичность не бывает по-настоящему вторичной, если автор вкладывает часть себя, а не просто пытается скопировать.
Скопировать можно манеру, стиль приёмы, но невозможно скопировать видение. Мы видим преемственность во всём вокруг, но откровенное копирование всегда видно и всегда вызывает отторжение, в то же время вдохновение так же всегда видно, но оно никогда не выглядит вторичностью.

Георгий Полицарнов, 2021-02-25T09:31:49

А мне больше всего акцент на вторичности понравился. Нас почему-то всегда учат быть первыми, и никто не говорит, что сначала нужно научиться быть двадцатым, десятым, вторым... И кому-то повезет стать первым.

alexey umidoff, 2021-02-25T09:26:03

Хороший материал, и где-то даже "крик души".
В любой области, особенно в той, которая постоянно и стремительнейше развивается, как фотография, "нужно бежать изо всех сил, чтобы просто остаться на месте".
Помните, что когда-то Моне (и Мане тоже), не выставляли в галерее, потому что его манеру писать посчитали низкопробной, а музыку Тома Бангальтера и Ги-Мануэля де Омем-Кристо известный в Британии музыкальный еженедельник обозвал "сумасбродными отбросами" (Daft Punk).
Ну, и пусть немного по-детски, но мне вспоминается цитата из фильма "Запретное царство":
"Изучи всё, затем забудь всё. Изучи путь, затем найди свой путь".