Выбор фототехники для съёмки в путешествии — вопрос важный, но однозначных ответов на него нет. Ведь сколько фотографов, столько и подходов к выбору оборудования. Некоторые предпочитают брать с собой технику полегче и подешевле, другие не мыслят поездки без десятка объективов и нескольких вспышек. И выбор в данном случае не может быть правильным или неправильным; он может оказаться лишь подходящим или неподходящим лично для вас.
Передо мной, как перед активным путешественником и фотографом, который зарабатывает фотографией на жизнь, остро стоит вопрос выбора оптимальной техники. Мой фаворит в настоящее время — Nikon D850. Дальше я перечислю критерии, важные для меня, и объясню, почему мой выбор пал именно на этот творческий инструмент.
Прочность
Пожалуй, самое неприятное, что может произойти в фотопутешествии, — выход из строя техники. Все наши планы и надежды на съёмку красивых кадров в необычных местах полетят в тартарары из-за сломавшейся камеры. Поэтому в своей технике нужно быть уверенным на сто процентов. В камеры начального уровня не закладывается тот ресурс прочности, который присутствует в продвинутых моделях. Так, например, у Nikon D850 в основе конструкции имеются корпус из металлического сплава и компоненты с большим запасом надёжности.
А обтекаемая форма камеры без угловатых граней препятствует появлению сколов и царапин на ней. Все регуляторы и колёсики утоплены в корпус, их сложно оторвать или расшатать. Разумеется, всё это не отменяет бережного отношения к камере; забивать ею гвозди не нужно. При аккуратном обращении устройство долго будет служить вам верой и правдой.
Удобное управление
Ничто так не нервирует во время съёмки, как «непослушная» камера. Неудобное управление будет отвлекать на себя слишком много внимания, постоянно придётся перепроверять настройки, необходимые для работы. Разумеется, к интерфейсу любой фотокамеры можно привыкнуть. Но, например, каждый раз заходить в меню фотоаппарата для регулировки постоянно необходимой настройки, скажем, брекетинга экспозиции или ISO, — неприемлемый вариант. Сбрасывающиеся при включении-выключении параметры — ещё хуже. А всё это присутствует в камерах начального уровня любого бренда. В продвинутых же камерах управление разработано так, чтобы все настройки были под рукой, а их регулировка — быстрой и удобной. Nikon D850 — не исключение. Любую настройку можно внести в считанные мгновения, не заходя в меню. А ещё управление камеры можно кастомизировать — настроить под свой стиль съёмки.
Я люблю снимать рано утром и поздно вечером, когда природа просыпается или, наоборот, засыпает. Как рассвет, так и закат — очень скоротечные события. На этой съёмке в горах Крыма после восхода солнца над горизонтом у меня было 15 минут, пока свет оставался максимально интересным. Моя задача — сделать в такие моменты как можно больше снимков. Это экономически оправдано: чем больше снимков, тем меньше себестоимость каждого из них. Удобное управление очень помогает в таких ситуациях.
Надёжность и привычность классической зеркалки. Оптический видоискатель
Сегодня всё чаще фотографы переходят на беззеркальные камеры. У Nikon тоже есть линейка полнокадровых камер — Nikon Z 6 и Nikon Z 7. У этих устройств много плюсов, например стабилизация изображения на матрице. Но всё-таки конструкция зеркалок проверена временем и опытом фотографов, а это вселяет необходимую в работе уверенность. Важная особенность зеркалки — оптический видоискатель. Почему плюс? Хотя бы потому, что при съёмке через видоискатель заряд аккумулятора камеры расходуется значительно меньше. По методике измерения CIPA, Nikon D850 на одном заряде батареи может сделать порядка 1840 фотографий. А в путешествии для камеры бывает очень важно уйти в энергосберегающий режим, ведь не всегда под рукой есть розетка, более того, её может не быть неделями. Кроме того, фазовый автофокус Nikon D850, задействованный при съёмке через оптический видоискатель, — быстрый, чувствительный и очень цепкий, что помогает при динамичных репортажных съёмках.
При всём совершенстве современных электронных видоискателей фотографировать с ними в условиях звёздной ночи пока ещё довольно сложно: ничего не видно. А вот светлый оптический видоискатель Nikon D850 позволяет снимать не «на ощупь»: Млечный Путь в нём виден прекрасно.
Здесь же отмечу, что для зеркалки сегодня проще найти специфические аксессуары. Например, L-bracket для установки камеры на штатив вертикально или же нодальные рельсы нужной длины — всё это нужно для эффективной съёмки пейзажей, панорам.
Защита от пыли и влаги
Путешествие — выход из зоны комфорта не только для вас, но и для фототехники. Улицы большого города, толпы людей в туристических местах, горные скалы, бурные морские волны, дожди и пыль — всё это факторы риска для фотоаппарата. В зеркалках Nikon (кроме моделей серии 3ххх и 5ххх) предусмотрена защита от влаги и пыли. Специальными уплотнителями герметизированы все кнопки и стыки на корпусе. Это не значит, что можно купаться или нырять с камерой. Но в случае внезапного дождя такая защита будет очень полезной.
Чтобы поймать отражение от моста на водной глади, пришлось расположить фотокамеру вплотную к воде. Благодаря влагозащите я был уверен, что от случайных брызг, попавших на камеру, не будет вреда.
При перемещениях я всегда держу камеру в большой салфетке из микрофибры. Она защищает аппарат от физических повреждений и одновременно служит для протирания техники в сложных условиях: на съёмках водопадов, в тумане.
Наклонный дисплей
Часто при съёмке просто с высоты человеческого роста получаются скучные, «обычные» кадры, не видно творческой работы фотографа.
Низкая точка съёмки — это почти всегда эффектный ракурс, интересный передний план, необычная работа с перспективой.
Я специально взял точку съёмки вплотную к земле, чтобы в кадре была не только модель, но и красивая растительность. Это придало снимку дополнительный объём, нужную атмосферу.
Ещё недавно, чтобы снимать с низкой точки, приходилось ложиться животом на землю. С приходом в фотоаппараты режима Live View ситуация стала лучше, однако смотреть в зафиксированный на камере дисплей всё же не слишком удобно. Поэтому наклонный дисплей — настоящая находка для тех, кто, как и я, любит снимать от земли.
Разрешение
Есть вещи, которых не бывает слишком много: деньги, время, светосила, разрешение… Высокое разрешение поможет передать больше деталей на наших фото. А это нужно не только для печати снимков в большом формате. Высокая детализация заметно упрощает ретушь, можно эффективнее работать с самыми мелкими деталями на снимке. К тому же высокое разрешение позволит обрезать снимок без видимой потери резкости. Nikon D850 имеет солидное по сегодняшним меркам разрешение — 45 мегапикселей.
Но при этом есть следующие нюансы. Чем выше разрешение матрицы фотокамеры, тем серьёзнее требования к качеству объективов. Если на камере разрешением 24 мегапикселя какой-то объектив казался вам идеально резким, не факт, что он останется таким же на 45 мегапикселях. По этой причине, перейдя на Nikon D850, я пересмотрел парк своей оптики и стал чаще снимать на прикрытых диафрагмах, даже тогда, когда мне нужен хорошо размытый фон. То же касается и «шевелёнки» — смаз из-за дрожания камеры в руках при высоком разрешении заметнее, он заставляет брать выдержки покороче. Тем не менее недостатки эти не слишком значительны, а выгоды от высокого разрешения огромны. В случае, если для каких-то задач высокое разрешение не нужно (например, для репортажной съёмки), то в меню Nikon D850 вы всегда сможете убавить его до 26Мп или до 11Мп.
Качественный автофокус
Фотоаппарат для путешествий должен быть достаточно универсальным, чтобы фотограф мог работать с ним в любых жанрах, от портрета до репортажа. При съёмке динамичных сюжетов качество автофокуса крайне важно. Nikon D850 имеет быстрый и точный фазовый автофокус (в нём 153 датчика), который задействован при съёмке через видоискатель. Он уверенно следит за движущимися объектами и достаточно чувствителен даже при очень слабом освещении. При съемке в Live View работает контрастный автофокус. Он не умеет так хорошо следить за объектами, как фазовый, однако довольно быстр и точен.
Неожиданно удачной связкой при портретных съёмках оказался автофокус AF-F с определением лиц. В этом режиме камера следит за героем кадра, даже если мы не держим нажатой кнопку фокусировки. Таким образом, герой всегда в резкости и мы можем снимать в любой момент. Получается уделить больше внимания общению с моделью, компоновке кадра.
Скорости автофокуса AF-F достаточно, чтобы снимать постановочные портреты или неподвижные объекты. Кстати, при съёмке портрета отлично помогает фокусировка с распознаванием лиц — камера уверенно держит лицо модели и даже глаза точно в фокусе, а вам остаётся компоновать кадр и снимать. А в случае пейзажной съёмки с экраном Live View достойно работает фокусировка по широкой зоне — камера хорошо фокусируется даже при очень слабом свете и всегда попадает точно в цель.
Двойной слот для карт памяти
Страшный сон фотографа — потеря снимков. Особенно обидно, когда теряются кадры из путешествия. Ведь вернуться и переснять то же самое ещё раз просто невозможно! Карты памяти периодически ломаются, выдают ошибки. Поэтому возможность продублировать снятый материал сразу на две карты памяти — очень полезная функция.
Низкий уровень цифрового шума при съёмке на высоких ISO
В путешествии мы почти не имеем дела с идеальным освещением. Часто съёмка ведётся в сумерках или даже ночью. Здесь в большинстве случаев помогут штатив и длинная выдержка, но бывают и исключения. Репортаж при слабом освещении, съёмка звёздного неба — примеры задач, где крайне значимо то, как аппарат работает на высоких значениях светочувствительности. Я редко забираюсь выше ISO 3200 — на таком значении уже вполне можно и снимать в тусклом свете храмов, и делать кадры со звёздами. Большая полнокадровая матрица с обратной засветкой Nikon D850 даёт сравнительно низкий уровень шума при такой чувствительности, что делает эту камеру пригодной для съёмки в любых условиях освещения.
Широкий динамический диапазон
Это ещё одно значение, которого не бывает слишком много. При съёмке важно получить качественные исходники, чтобы на них были сохранены все детали как в светлых, так и в тёмных участках кадра. При работе с естественным светом на закате или на рассвете часто бывает так, что светлые или тёмные участки «выгорают», на фото вместо них оказываются белые или чёрные пятна. Это свидетельство нехватки динамического диапазона. Если есть такие потери, значит качественного исходника нет и дальнейшая обработка снимка будет затруднена — детали из потерянных зон вряд ли получится достать. «Фамильная черта» аппаратов Nikon — широчайший динамический диапазон. При съёмке в RAW и наличии определённого опыта почти любой сюжет можно снять так, чтобы все детали на фото остались проработанными.
Кадров с силуэтами деревьев на фоне заката или рассвета полно. А вот сделать снимок, где видны детали как на деревьях, так и на закатном небе — испытание и навыков фотографа, и его техники. На этом кадре сквозь осенний буковый лес, сбросивший листву, виден морской берег и рассвет над морем.
Кроме того, широкий динамический диапазон — это ещё и хорошая защита при ошибках экспозиции. Если вы ошиблись и получили слишком тёмный кадр, но без значительных потерь в качестве, из RAW получится вытянуть до 3–4 ступеней экспозиции. Если же кадр получился слишком светлым, то из пересвеченных зон реально спасти 1–2 ступени, что тоже очень хорошо.
Я сам стал в кадр, чтобы лучше показать масштаб этих структур на дне высохшего озера. С помощью Snapbridge я через смартфон мог управлять камерой издалека.
Snapbridge
Snapbridge — технология беспроводной связи, заметно упрощающая подключение фотокамеры к мобильному устройству (смартфону или планшету). Я редко использую её для передачи снимков с камеры на смартфон, однако это ещё и возможность превратить ваш мобильный в беспроводной пульт дистанционной съёмки. Таким образом, с помощью смартфона, на который будет передаваться то, что «видит» камера в режиме Live View, можно управлять ею издалека, делая, например, снимки со своим участием в кадре.
Конечно, у Nikon D850 есть не только плюсы, но и минусы. Один из них — солидный вес, обусловленный обилием металла в конструкции (1005 граммов вместе с батареей). Полнокадровые камеры со сменной оптикой всегда имеют приличные габариты и вес. Но даже такой аппарат — пушинка в сравнении с некоторыми другими аксессуарами, которые фотографы берут с собой в поездки: штатив или фотосвет могут весить гораздо больше. Так что не надо думать, что выбор лёгкой «тушки» сильно облегчит ваше фотоснаряжение; определяющую роль, как правило, играют оптика и прочие аксессуары. Кстати, благодаря выбору достаточно лёгких объективов, таких как Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR, мой походный комплект фототехники весит сравнительно немного.
Ещё один минус, значительный для путешествия, — невозможность зарядки батареи прямо в фотокамере. Этот вопрос я решил покупкой USB-зарядки для аккумуляторов EN-EL15.
Nikon D850 стал моим верным напарником во всех поездках. Это камера, которой я могу доверить любые задачи. Расскажите, какую фотокамеру вы берёте с собой в путешествия, а ещё лучше — поделитесь своими фотографиями в комментариях!