Снимать на короткой выдержке удобно: и «шевелёнки» от дрожания камеры в руках не будет, и быстрое движение в кадре удастся «заморозить». Бывают же моменты, когда выдержку необходимо удлинить, но сделать это невозможно из-за слишком яркого освещения. Рассмотрим для примера две ситуации.
Допустим, вы снимаете солнечным днём на светосильный фикс-объектив, скажем, на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Причём снимать хочется именно на открытой диафрагме, чтобы получить максимально размытый фон, красивое боке. Но даже на самой короткой выдержке, доступной для вашего фотоаппарата (1/8000 с или 1/4000 с), и при самом низком ISO кадр всё же получается пересвеченным. Нужно как-то ограничить световой поток, чтобы можно было снимать на более длинных выдержках без пересвета. Та же проблема возникнет и при съёмке в студии с импульсным светом: редко какая вспышка позволит уменьшить свою мощность настолько, чтобы была возможность работать на открытой диафрагме.
Или, предположим, вы хотите получить эффект размытого движения, например, при съёмке пейзажа или уличных зарисовок, что смотрится весьма интересно. Размывать можно всё, начиная от морского прибоя и горных водопадов, заканчивая идущими людьми. Итак, чтобы максимально удлинить выдержку, вы закрыли до упора диафрагму (скажем, до F22), убавили до минимума ISO, но она при этом всё равно не получается достаточно длинной.
Как же быть в таких ситуациях? Для их решения созданы нейтрально-серые светофильтры, или ND-фильтры (Neutral Density — нейтральная плотность). По сути, это просто затемнённое стекло, которое устанавливается на объектив. Нейтрально-серыми такой класс фильтров называется потому, что они не должны вносить никаких искажений в цветопередачу на наших снимках. Это всё же не простое, а очень качественное затемнённое стекло.
Одно из важных преимущество продвинутых фотокамер Nikon ( Nikon D800, Nikon D810, Nikon D850, Nikon Z 7) — базовое ISO 64 и возможность понизить чувствительность до ISO 32. Поэтому с такими камерами порой и вовсе не нужны ND-фильтры: удлинить выдержку получается простым снижением чувствительности. Для примера: ISO 64 добавляет к экспозиции почти 1 ступень по сравнению с ISO100, что уже немало — выдержка будет длиннее почти в 2 раза!
Альтернатива применению ND-фильтров — особая техника съёмки и обработки, о которой мы писали ранее. Однако нейтрально-серые фильтры всё-таки дают более органичный результат, к тому же не приходится тратить время на обработку изображения.
Нейтрально-серые светофильтры выпускаются в различных форм-факторах. Рассмотрим два основных. Самый привычный вид — обычные круглые резьбовые светофильтры, накручивающиеся на объектив. Тут главное — подобрать светофильтр под диаметр резьбы своего объектива.
Второй вид — прямоугольные системные светофильтры. Суть в том, что фотограф благодаря специальному держателю может вставлять в него любые необходимые для работы фильтры. Прежде всего, такая система создана для использования градиентных фильтров, призванных выравнивать экспозицию в пейзажных кадрах и защищать небо от пересветов. Но и сплошные нейтрально-серые фильтры там можно использовать вполне свободно. Такая система хороша своей универсальностью — не приходится покупать новые фильтры, если вы поменяли объектив на новый с другим диаметром резьбы. Самый распространённый размер прямоугольных системных фильтров — ширина 100 мм и толщина 2 мм. Фильтров и держателей такого формата на рынке множество, а вот фильтры других видов — почти экзотика.
Для широкоугольной оптики с массивными передними линзами, не предусматривающими установку обычных резьбовых фильтров (пример — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED), выпускаются системные светофильтры шириной 150–165 мм и специальные адаптеры под конкретную модель объектива. К сожалению, стоят такие системы дорого, да и в использовании и транспортировке слишком громоздки.
В то же время для объективов с меньшими габаритами передней линзы вполне хватит и фильтров шириной 100 мм. Так, в линейке беззеркальной оптики Nikon Z есть объектив Nikkor Z 14-30mm F/4 S. Это первый полнокадровый объектив с фокусным расстоянием 14 мм, который позволяет использовать обычные резьбовые фильтры диаметром 82 мм, а так же работает без затемнения по краям с системными 100-мм светофильтрами. Возможность использования сравнительно недорогих и компактных 82-мм круглых и 100-мм системных светофильтров — важнейший практический плюс этого объектива!
Какой бы форм-фактор светофильтров вы не выбрали, работать они будут одинаково. Все нейтрально-серые светофильтры различаются своей плотностью, то есть степенью затемнения. В мире используется несколько различных маркировок, характеризующих плотность ND-фильтра.
Таблица 1. Плотность нейтральных фильтров и кратность затемнения
Компенсация ступеней экспозиции, EV | Традиционная шкала плотности | Кратность уменьшения светового потока | Количество пропускаемого света, % |
1 | 0,3 | 2 | 50 |
2 | 0,6 | 4 | 25 |
3 | 0,9 | 8 | 12,5 |
4 | 1,2 | 16 | 6,25 |
5 | 1,5 | 32 | 3,125 |
6 | 1,8 | 64 | 1,563 |
7 | 2,1 | 128 | 0,781 |
8 | 2,4 | 256 | 0,381 |
9 | 2,7 | 512 (ND500) | 0,1955 |
10 | 3 | 1024 (ND1000) | 0,09775 |
11 | 3,3 | 2048 (ND2000) | 0,048875 |
12 | 3,6 | 4096 (ND4000) | 0,0244375 |
Плотность ND-фильтра характеризуется тем, во сколько раз снижается проходящий через него поток света. Это самая распространённая в обиходе шкала. Именно её показания, как правило, указывают после маркировки ND: ND2, ND4, ND16… И если вы, допустим, снимали со светофильтром ND8, то это означает, что ваш фильтр удлинил экспозицию на 3 ступени. Обратите внимание, что начиная с плотности ND512 значения, приведённые в маркировке на фильтре, начинают округляться. Так, фильтр ND1000 на самом деле уменьшает световой поток в 1024 раза. В таблице мы приводим как фактическое, так и (в скобках) округлённое значение, которое будет указано на самом фильтре.
Альтернативная шкала измерений — традиционная шкала плотности. Такую шкалу чаще можно встретить на системных светофильтрах-пластинах, но ею редко кто пользуется на практике в качестве основной. Мы её привели для полноты картины. По ней фильтр ND8 имеет плотность 0,9 единиц, а ND1000 — 3 единицы. Приведена здесь и доля светового потока, который проходит через тот или иной фильтр, в процентах. Посмотрите, как мало света проходит через самые плотные ND-фильтры! Меньше процента!
Между прочим, многие производители не останавливаются на значениях ND1000 и выпускают гораздо более плотные фильтры. Так, на рынке есть светофильтры , которые дадут многочасовую выдержку даже в яркий солнечный день, например ND32000 (15 EV) и ND16777216 (24 EV). Для производителя создание такого тёмного, но имеющего хорошую разрешающую способность нейтрального фильтра — своего рода достижение, поэтому столь плотные фильтры есть в линейках только самых продвинутых брендов.
Использован светофильтр ND1000
В качестве замены нейтрально-серого фильтра можно использовать поляризационный. Любой поляризационный фильтр «съедает» порядка двух ступеней экспозиции, а значит эквивалентен фильтру ND4. В случае съёмки на светосильную оптику при ярком освещении «полярик» может быть даже более предпочтителен. Ведь он поможет убрать с изображения лишние блики, что бывает необходимо при портретных фотосессиях в городе. Кстати, качественные поляризационные фильтры выпускаются под брендом Nikon и продаются в официальном московском магазине Nikonstore.ru.
Какой нейтрально-серый фильтр выбрать? Что касается марки производителя — тут главное понимать, что хороший фильтр не будет стоить дёшево. Недорогие фильтры с китайских торговых площадок заметно искажают цвета, имеют неравномерное затемнение и ухудшают детализацию снимка. Так что, если уж выбирать ND-фильтр, то от известного бренда с хорошей репутацией. Таких на рынке множество: Hoya, Formatt Hitech, B+W, Marumi. Системные фильтры из оптического стекла выпускаются под брендами Formatt Hitech, Nisi, Haida. Пластиковые (у них ниже цена, но ниже и оптические свойства) — Lee, Cokin. Отметим, что в случае системных фильтров шириной 100 мм и толщиной 2 мм можно сочетать крепления одной фирмы и фильтры другой — сами светофильтры стандартны.
Какой плотности светофильтр выбрать? Универсальных решений нет. Но, пожалуй, самым востребованным будет фильтр ND8 — он, например, позволит снимать в вечернем городе на выдержках порядка 30 секунд, получая эффектно размытые огни от движущегося транспорта. Этот же фильтр даст возможность снимать светосильной оптикой при ослепительном солнечном свете, не получая слишком ярких кадров. К примеру, если без фильтра выдержка составляла 1/8000 с, то с фильтром ND8 ту же яркость изображения мы получим уже при 1/1000 с.
Он же позволит брать выдержки в районе ½ с при дневной съёмке водопадов. На выдержках около ⅕-1 с вода в бурном ручье ещё не превращается в «молоко» и сохраняет приятную фактуру.
Напомним, что для съёмки на выдержках длиннее примерно 1/15 с используют штатив для фиксации камеры. Иначе мы получим смазанные снимки. Штатив обязателен при работе с длинными выдержками!
Светофильтры ND64 позволят снимать на выдержках порядка 30–60 с в режимное время. Это пригодится, например, для фотографирования водной глади, движущихся облаков.
Использован светофильтр ND64
Фильтр ND1000 уже экстремально удлиняет экспозицию. С ним выдержки будут порядка 30 с в яркий полдень и около 2–15 минут в режимное время. Лично я его использую не так часто, лишь когда нужно сильно размыть слабое движение (облаков, к примеру). Кроме того, фильтры ND1000 и более плотные подойдут для съёмки солнечного затмения — без очень тёмного фильтра открытое солнце снимать опасно как для глаз, так и для камеры.
Выдержка 30 с в солнечный день доступна благодаря фильтру ND1000. За счёт длинной выдержки вода получилась абсолютно гладкой, без отвлекающей ряби. Да и движущиеся облака эффектно сгладились.
Стоит упомянуть и о нейтрально-серых светофильтрах переменной плотности. Такой фильтр можно крутить в оправе, тем самым настраивая степень затемнения. Технологически фильтр переменной плотности — это два поляризационных фильтра, поставленных друг к другу «лицом». Если у вас в хозяйстве есть два «полярика», вы сможете сделать такой фильтр своими руками. Однако ND-фильтр переменной плотности наследует и все нюансы поляризационных фильтров, а именно — неравномерное затемнение кадра при использовании с широкоугольной оптикой.
Кроме того, при их применении невозможно точно выставить необходимую плотность. А при невозможности точно настроить переменный ND-фильтр на конкретное значение не получится и точно пересчитать экспозицию для съёмки с ним.
Специфика съёмки с плотными ND-фильтрами
С фильтрами плотностью примерно до ND16–ND64 (в зависимости от камеры и условий освещения) автофокус и экспозамер фотокамеры будут работать как обычно. Можно просто накрутить фильтр и продолжить съёмку. А вот с более тёмными фильтрами могут возникнуть проблемы. Поскольку они пропускают очень мало света, то может перестать работать автофокус, экспозамер будет ошибаться. Поэтому с фильтрами типа ND1000 потребуется особый алгоритм действий.
Использован светофильтр ND1000, чтобы сгладить воду.
-
Если вы используете защитный светофильтр, то его лучше снять перед установкой ND-фильтра. Да и вообще, чем меньше фильтров на объективе, тем качественнее будет результат. К тому же, несколько резьбовых фильтров, установленных друг на друга, могут вызвать виньетирование на широкоугольной оптике.
-
Необходимо использовать штатив, а кадр должен быть заранее скомпонован.
-
Если у вас задействован автофокус, сфокусируйтесь на объекте съёмки, после чего отключите автофокусировку тумблером на объективе.
-
Время сделать тестовый кадр без фильтра для проверки экспозиции. Если кадр по яркости нас устраивает, в нём нет пересветов и провалов в чёрное, запомним параметры выдержки, диафрагмы и ISO, при которых был получен снимок. Съёмку тестового кадра можно заменить просмотром изображения в Live view с эмуляцией экспозиции — на экране будет показана правильная яркость кадра ещё до съёмки.
-
Необходимо пересчитать экспозицию под используемый нами светофильтр. Для этого можно воспользоваться специальным приложением — калькулятором экспозиции, который убавит её на должное количество ступеней. Всё, что требуется — внести в программу исходную экспозицию (без фильтра) и задать плотность используемого фильтра. Осталось настроить полученную длинную выдержку на фотоаппарате.
Приложение «Калькулятор экспозиции». Вводим исходные параметры экспозиции, которые мы получили при съёмке без фильтра. Поле «ND-фильтр» позволяет внести поправку экспозиции в ступенях экспозиции в зависимости от плотности используемого фильтра. Кроме того, можно пересчитать экспозицию, используя с фильтром другие параметры ISO и диафрагмы.
Приложение ND Calculator ещё проще. Вводим исходную выдержку, плотность светофильтра и получаем выдержку с фильтром. Особенность приложения — оно позволит просто рассчитать выдержку, если используются сразу два фильтра.
-
Если съёмка ведётся на зеркальную камеру, полезно будет чем-то закрыть оптический видоискатель, так как свет, попавший на матрицу через него, может стать причиной засветок. В продвинутых аппаратах Nikon для этого есть встроенная заслонка видоискателя. Если таковой нет, камеру и окно видоискателя можно накрыть сверху непрозрачной тканью.
-
Теперь, когда камера зафиксирована на штативе, кадр скомпонован, произведена фокусировка, а экспозиция рассчитана, устанавливаем светофильтр.
Тонкость работы с системными фильтрами. Дабы не допустить попадания света между креплением и светофильтром и получения засветок в кадре, на тыльную сторону плотных ND-фильтров наклеена специальная, не пропускающая свет, пена. Такой светофильтр вставляется в ближайшее к линзе гнездо адаптера таким образом, чтобы не было открытых щелей между адаптером и фильтром.
Как сделать выдержку длиннее 30 секунд
Современные фотокамеры позволяют автоматически отрабатывать выдержки длиной вплоть до 30 с. Что делать, если необходимо снимать на выдержках ещё длиннее? Допустим, мы используем фильтр ND1000 и выдержка нужна 2 минуты. Как её получить?
В камерах Nikon при настройке выдержки есть 2 режима. Первый — Bulb: выдержка идёт, пока мы держим кнопку спуска нажатой. Этот режим не подходит для самого очевидного решения — держать кнопку спуска рукой и снимать. На камеру будет передаваться дрожание ваших рук, кадры будут смазаны. Режим Bulb используется для работы с пультами дистанционного управления. Простые пульты с одной кнопкой предполагают, что вы засекаете время на любых доступных часах и держите кнопку на пульте нужное время. Программируемые пульты удобнее — прямо на них можно задать нужное время выдержки.
Режимы Bulb и Time доступны фотографу в режиме М (ручной). Просто крутите колесо управления выдержками в сторону их удлинения: после значения 30 с пойдут эти режимы.
Режим Time более удобен для съёмки без пульта. В этом случае выдержка начинается при первом нажатии, а заканчивается при повторном. Получается, что во время съёмки не придётся постоянно держать кнопку спуска нажатой, а нужное время можно отмерить секундомером смартфона. Тем более, что идеальная точность при работе с выдержками более минуты не требуется, плюс-минус пара секунд ничего не решат.
Длинные выдержки — мощный инструмент в творческой фотографии. С их помощью можно по-разному показывать движение в кадре, демонстрировать не только динамику, но и течение времени, а их применение ограничено лишь фантазией фотографа. ND-фильтры позволят добиться по-настоящему длинных выдержек и получить необычные кадры.