Меня зовут Филипп Толстиков (@filipp_tolstikov_), я занимаюсь коммерческой и художественной фотографией. В этой статье хочу поделиться с вами одной своей интересной фотосъемкой спецтехники KOMATSU. Расскажу, как найти такой крупный заказ, что нужно учитывать при съемке масштабных коммерческих проектов, какие могут быть нюансы в работе и как получить результат, который превзойдёт все ожидания, а компания будет охотно использовать твои фотографии.
Добро пожаловать в мир гигантов! Наверняка каждый мальчик в детстве любил играть с машинками и роботами. Мне особенно запомнился строительный кран из конструктора, который собирался в разные варианты, на какие только хватало фантазии, и конечно же спецтехника из LEGO. Поэтому когда представился случай сделать проект с возможностью побывать на карьере, увидеть гигантские самосвалы, где только колесо выше человека в два раза, или гусеничный экскаватор высотой семь метров, я сразу за него ухватился.
В сфере фотографии, я имею опыт более 10 лет и наработал большую базу постоянных клиентов. Создав серию снимков для одной строительной компании, я заработал положительную репутацию в маркетинговом отделе. Они же занимались разработкой дизайна брендбука для компании KOMEK Machinery Kazakhstan. Это официальный дистрибьютор строительной и горной техники KOMATSU. Им нужны были качественные профессиональные фотографии. Тот архив материала, что имелся у компании, не подходил для брендбука, поэтому они пригласили меня для съёмки спецтехники. На презентации и защите своего брендбука, где также присутствовали представители компании KOMATSU из Казахстана, России и Японии, меня попросили рассказать и показать, как должны выглядеть профессиональные, художественно-коммерческие фотографии. Так началось наше сотрудничество. Этот проект был невероятно интересным для меня. Возможно, и вам будет полезно узнать, как создавалась эта серия.
Я стараюсь тщательно готовиться к любой съёмке, тем более если это такой крупный заказчик. Так как местом съемки был карьер, расположенный в другом городе, я предварительно запросил побольше фотографий местности. Например, уже на этом этапе я определился с цветовым решением всей фотосессии. На данном карьере грунт темно-серого цвета, в дальнейшем это выгодно скажется на постпродакшене и общей стилистике, контрастно выделяя фирменный желтый цвет техники на темном фоне. Всегда нужно учитывать стиль и концепцию бренда.
Была поставлена задача показать на фотографиях, что такая серьезная и большая техника удобна в работе, легко выполняет сложные задачи и очень безопасна. Мне заранее предоставили каталог техники, которая будет на карьере. Я приступил к подготовке съемочного плана, вдохновлялся референсами, делал раскадровки, зарисовывал композиции, чтобы на съемке четко видеть конечный результат и не тратить время на пленэре на эксперименты. Ангары, сервисные цеха, прилегающая территория — это всё понадобится для продумывания того, какие должны получится кадры.
Мне предстояло сделать 30 готовых фотографий, на которые было выделено четыре съемочных дня. Так как время съемки я выбрал на рассвете и закате то, грубо говоря, в день у меня было 2-2,5 часа для съемки утром и вечером, пока есть нужный свет. Трудность была в том, что перемещение по карьеру и ожидание техники на точке съемки занимало немалое количество времени, и мне приходилось работать максимально быстро и четко.
Из оборудования на подобные съёмки обязательно возьмите всё с запасом. Понадобятся две или три камеры, если одна подведет или упадет, у вас будет возможность замены. Это же касается и светового оборудования.
Я взял импульсный и постоянный источники света для прорисовки деталей и создания нужного объема. Не забудьте штатив, он вам очень поможет сделать панораму, HDR или, как в моем случае, многокадровую склейку, минимизируя в дальнейшем время на постпродакшене. Далее я покажу пример этого приема.
Немаловажным является и пульт дистанционного управления. Я работал с помощником, но бывали моменты, когда я оставался один, и пульт сильно выручал. Также будет полезным установить на телефон приложение дистанционного управления камерой. Но учитывайте, что на больших расстояниях такой способ не работает.
Мы на месте съемки! Пройдя инструктаж по безопасности, обязательно выделите время с запасом, чтобы обследовать всю локацию. Я также пользовался квадрокоптером, поскольку карьер — это очень рельефная местность, с большим перепадом высот и огромной территорией. Сделайте побольше пробных кадров с разных точек. Обязательно отметьте для себя, в какое время суток в данном месте вы будете фотографировать. На предварительно отснятых снимках поставьте для себя метки для выгодной точки и ракурса съемки.
Во время съемки спецтехника работала без остановки, и в этом заключалась сложность процесса моей работы. Хоть и было заранее обговорено с руководством, что будет возможность поставить технику так, как мне нужно для композиции, в действительности это не всегда получалось. У диспетчера есть четкий поминутный график, от которого нельзя отклоняться. Мне приходилось буквально ловить моменты и бегать за самосвалами в обход работающих экскаваторов. Как например на этом снимке:
Не смотря на то, что карьер работает круглосуточно, время съемки я выбрал на рассвете и закате, а днем смотрел отснятый материал. Свет в этот период времени очень красивый, он придает особый оттенок и художественность фотографиям. Выбирайте такие точки съёмки, чтобы солнце было на заднем плане, создавая контровое освещение. Ведь объем создается при помощи света и тени. Солнце красиво очертит объект, а висящая в воздухе пыль придаст еще больший объем и динамику снимку. Дополнительные источники света вам понадобятся, чтобы осветить тени на снимаемом объекте и прорисовать детали. Это смотрится профессионально и художественно.
Старайтесь не фотографировать в солнечный день, если того не требуют определенные задачи, особенно с полудня до 5 вечера. Причин здесь несколько. Прямой солнечный свет очень жесткий, при работе с ним нужно четко продумывать и понимать, как будет проходить съемка, так как он не всегда выгодно передает объем снимаемого объекта. К тому же вам потребуется дополнительное оборудование, чтобы компенсировать яркость света и тени.
В отдельных случаях, когда солнце заходит за облака, свет становится рассеянным, и тогда можно снимать более комфортно. Или же нужно выбрать ту локацию, где солнце сыграет вам на руку, создавая рисунок светом и тенью. Но не забывайте о вашей изначальной концепции. Важно чтобы серия снимков была гармоничной. В моём случае это всё же рассветный или закатный свет.
Не забываем, что облака придают фотографии особую атмосферу. Но если небо кристально чистое, то вы легко можете это исправить на этапе ретуши. Сегодня фоторедакторы могут менять небо даже в автоматическом режиме.
Для меня самым используемым объективом оказался зум 24-70 мм. Такое фокусное расстояние позволило гибко работать, не меняя объектив во время съемки. Также у меня был 70-200 мм, но экспериментировать с ним и подбирать нужный ракурс не было времени.
Если вы снимаете на широкоугольник, например 24 мм, не подходите слишком близко к объекту. Это сильно искажает перспективу: передний объект закрывает все поле кадра, и фотография смотрится непрофессионально. Лучше попробуйте уместить в композицию ландшафт, показав масштаб местности, в которой работает техника.
Фотографируя в карьере, я понял, что забираться вниз нет никакого смысла. Там не было красивого света, к тому же на заднем плане была сплошная стена грунта. А это делает изображение плоским. Лучше фотографии получались наверху карьера, где хорошо виден горизонт и небо.
Ко многим фотографиям из этой серии я применил метод склеивания нескольких изображений. Для того, чтобы получить один итоговый кадр, я делал от 5 до 15 фотографий. Камера была закреплена на штативе. Вспышкой или источником постоянного света я подсвечивал нужные мне части спецтехники: колеса, ковш бульдозера, и даже грунт. В этом мне также помог пульт дистанционного управления.
Сложность заключалась в том, что техника все время была в движении. К примеру, самосвал подъехал на погрузку: подобрав точку съемки и выставив кадр, я начинал фотографировать! Пока самосвал загружают тоннами грунта, он начинает проседать, а ещё в процессе погрузки он может подъехать немного ближе к экскаватору. Все эти нюансы существенно усложняли мою работу при съемке и на постпродакшене. Приходилось делать множество дублей и очень торопиться.
Покажу один из примеров. На первом кадре я с помощником подсветил переднюю часть самосвала.
На этом кадре видно, что пока мы подсвечивали другую сторону самосвала, в него начали загружать землю, и под тяжестью он немного просел.
Самым сложным объектом при объединении кадров в один оказался экскаватор, который все время находился в движении и даже развернул гусеницы. Приходилось фотографировать максимально быстро и четко.
На скриншоте видна небольшая часть процесса работы в фоторедакторе. Я добавлял маску к слою, белой кистью прорисовывал части фотографии, которые мне нужны, а черной — то, что нужно убрать.
А такой получилась итоговая фотография:
Вот еще один пример. На первом кадре я подсветил протектор переднего колеса, он смотрится очень фактурно.
На втором кадре подсветил немного контуры кабины и детали кузова.
На третьем кадре подсветил боковую сторону переднего колеса и часть машины.
На четвертом кадре осветил линии верхней части кабины, чтобы появился более выраженный блеск стекла.
На пятом кадре выделил заднюю часть машины.
Также подсветил задние колеса и грунт, создав имитацию проезжающего транспорта.
Совмещая нужные части кадров в редакторе, добавив ретушь и цветокоррекцию, я получил вот такой результат:
Такие темы как ретушь, композитинг (совмещение нескольких слоев) и цветокоррекция очень обширные, и им стоит посвятить отдельные уроки. Так что на деталях я тут останавливаться не буду.
В процессе работы мне удалось побывать внутри этих гигантов, залезть в кабину семиметрового гусеничного экскаватора и покататься на самосвале. С интересом наблюдал, как тонны земли поддаются этой мощи. Со многими сотрудниками мы очень сдружились. В этих ребятах я увидел полное увлечение своей профессией. В перерывах они рассказывали интересные истории о работе, а прибегающие полакомится местные дикие лисы стали нам как домашние питомцы.
В заключении хотелось бы сказать, для меня это был невероятный опыт. Серия кадров получилась целостной, а результат порадовал не только заказчика, но и меня как фотографа.