В предыдущих уроках мы разбирали технику панорамной съёмки. Для достижения более широкого угла обзора можно склеить несколько отдельно снятых кадров. Панорама — это не обязательно длинная «колбаса», которую неудобно смотреть на экране ПК или смартфона; соотношение сторон панорамы может быть любым. Мало того, панорама может быть не только горизонтальной, но и квадратной, и вертикальной.
А ещё панорамную съёмку можно использовать для снимков с необычным сочетанием малой глубины резкости, размытого фона и широкого угла обзора. На сленге фотографов такой вид панорамы часто называют бокерамой (от слов боке и панорама).
-
Сделать картинку с широким углом обзора и при этом с сильно размытым фоном поможет панорамная съёмка на открытой диафрагме, или бокерама.
-
Получить фото, близкое по виду к снимкам со среднеформатных камер, на которых даже широкоугольные объективы дают малую глубину резкости, также поможет данный приём.
-
Допустим, вы хотите снять пейзаж или архитектурный ансамбль при слабом освещении, без штатива. При этом из светосильных фиксов, позволяющих снимать с рук, у вас есть лишь портретник со слишком узким углом обзора. В таких случаях тоже можно задействовать панорамную съёмку на открытой диафрагме и получить бокераму.
Исходное разрешение изображения — около 320 Мп. После ресайза — 150 Мп.
-
Также панорамная съёмка поможет делать кадры высокого разрешения. С обычной 24-мегапиксельной камеры вполне можно получить изображение в 100 Мп и более.
-
С помощью панорамной съёмки можно замаскировать шум на высоком ISO. За счёт высокого разрешения картинки он будет не столь заметен, а при ресайзе снимка до разумных размеров практически сойдёт на нет.
-
Кроме того, бокерама позволяет делать кадры с любым соотношением сторон без потери деталей из-за кадрирования. Так, простая бокерама из двух-трёх кадров даст квадратное изображение с высочайшей детализацией.
Готовимся к съёмке бокерамы
Для такой съёмки подойдут относительно статичные сюжеты: пейзажи, натюрморты, элементы архитектуры и городской среды. Съёмка портретов тоже возможна, если человек в кадре не будет шевелиться пару секунд.
Объектив подойдёт практически любой. Если хочется получить заметное размытие фона, лучше использовать светосильную или/и длиннофокусную оптику. Я предпочитаю делать такие кадры на Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G, Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G, а иногда снимаю и на Nikon AF-P Nikkor 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR.
Пожалуй, единственное требование к объективу — хорошая резкость как в центре кадра, так и по краям. Ведь края какого-то из снимков могут оказаться в центре вашего кадра. Также желательно, чтобы не было сильного виньетирования. Увеличить резкость и уменьшить виньетирование можно путем диафрагмирования объектива. Скажем, снимать не на f/1,4, а на f/2,2–f/2,8.
Определитесь с композицией. Мысленно обозначьте границы будущего кадра, где должна начинаться и заканчиваться панорама.
Если в кадре есть движение (например, человек или качающаяся ветка дерева), то оно должно быть локализовано в пределах одного кадра панорамы. Тогда панорама точно склеится без брака.
Панорама из двух вертикальных кадров
Теперь вспомним, как снимаются панорамы. Основная задача — снять несколько кадров с наложением друг на друга. Такой нахлёст одного кадра на другой должен составлять как минимум 30% их площади. Больше — лучше. Большой нахлёст гарантирует, что панорама в итоге сложится без проблем.
Кадров в панораме может быть сколько угодно — от двух до нескольких сотен. Чем больше кадров, тем шире угол обзора, тем больше разрешение итогового изображения. Но и тем сложнее будет склеить панораму: чем больше кадров, тем компьютер будет сильнее тормозить и тем выше риск получить артефакты от склейки. Поэтому начинать лучше всё-таки с панорам из 2–4 кадров.
Ориентация исходных кадров при съёмке может быть любая, как горизонтальная, так и вертикальная. Главное, чтобы они покрывали намеченный вами угол обзора.
В случае бокерамы не обязательно использовать штатив. Если нет ярко выраженного переднего плана в метре от камеры, то эффект параллакса будет выражен слабо и кадры, сделанные с рук, сойдутся без проблем. Просто нужно снимать с одной точки, не размахивая камерой между кадрами. Штатив потребуется в том случае, если выдержки будут слишком длинными для съёмки с рук.
Снимаем бокераму
Важно, чтобы экспозиция всех кадров панорамы была одинакова. Так что удобнее всего снимать в режиме М. Если вы снимаете с рук, настройте выдержку, исключающую появление на снимках шевелёнки.
Фокусировка на всех кадрах должна быть строго одинакова, иначе бокерама не сойдётся. Поэтому сразу фокусируемся в нужном месте и блокируем автофокус. Можно снимать в режиме покадровой фокусировки AF-S — в нём автофокус блокируется до тех пор, пока кнопка спуска остаётся полунажатой, за это время можно быстро снять все кадры панорамы.
Продвинутые камеры Nikon позволяют убрать автофокус с кнопки спуска, назначив его на специальную кнопку AF-ON. Таким образом, можно сфокусироваться один раз и не бояться, что фокусировка потеряется при неосторожном нажатии кнопки спуска.
Когда экспозиция и фокусировка настроены, дело за малым: снимать исходные кадры, аккуратно двигая камеру и обеспечивая должное наложение между снимками. Избегайте рывков камерой, это может дать смаз на фото. Помните, что движение должно быть изолировано в пределах одного кадра. Избегайте создания отдельных кадров, где есть одно лишь боке и отсутствуют резкие объекты или хотя бы контрастные контуры. Такие снимки вряд ли получится склеить в автоматическом режиме в Adobe Lightroom Classic.
Теперь осталось собрать все кадры воедино на ПК. Можно пользоваться любым ПО для склейки панорам. Их умеет собирать Adobe Photoshop, есть продвинутые программы типа ptGUI. Но мы воспользуемся самым простым и эффективным методом — соберём бокераму в Adobe Lightroom Classic. Плюс этой программы в том, что в ней можно сделать панораму прямо из RAW-файлов и продолжить работать с итоговым изображением точно так же, как с RAW.
Просто импортируем все фото в программу, выделим их, щёлкнем правой кнопкой мыши и найдём пункт Merge — Panorama. Далее программа проанализирует снимки и предложит три разных варианта проекций. Как правило, с панорамами, снятыми на длиннофокусную оптику, хорошо работает прямолинейная проекция (Perspective), в противном случае можно выбрать цилиндрическую (Cyllindrical).
Выбираем проекцию, нажимаем OK и через некоторое время получаем сшитый воедино снимок в формате DNG, с которым можно продолжать работать так же, как с отдельным RAW-cнимком.
Бокерама — приём, позволяющий делать весьма необычные кадры, расширяющий творческие возможности фотографа. После небольшой практики создавать бокерамы не составит труда.