Вверх

Как правильно выбрать точку автофокуса

Дата публикации: 20.08.2018

Что такое точки автофокуса и сколько их в камере

Точки фокусировки — это специальные датчики, которые определяют резкость кадра и автоматически подстраивают объектив, если объект съёмки находится не в фокусе. Они могут быть задействованы по одному, группами или все сразу.

Точки автофокуса используются при фокусировке через видоискатель (это называется фазовым автофокусом). В режиме Live View работают другие алгоритмы, которые позволяют задействовать всю площадь кадра (а не только точки). При этом фокусировка через видоискатель по-прежнему намного быстрее, точнее и чувствительнее. В частности, центральная точка автофокуса Nikon D850 может работать при световых условиях -4EV, что для Live View выглядит как полная темнота.

Как правильно выбрать точку автофокуса NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F4, 1/125 с, 145.0 мм экв.

Чем больше точек фокусировки, тем удобнее фотографу наводить камеру на резкость в нужном месте кадра. Так, в портретах резкость наводится по глазам, поэтому я хочу быть уверен, что точка фокусировки находится именно на глазах модели.

Nikon D850 имеет 153 точки фокусировки, из которых вы можете выбрать до 55 точек. Оставшиеся 98 являются вспомогательными. Они дают возможность камере понять размеры снимаемого объекта, чтобы все детали оставались чёткими, и более точно осуществлять слежение, даже если выбранная точка «съехала» с объекта съёмки.

Кстати, 55 точек — это максимум; в меню вы можете уменьшить их до 15. Это может быть очень удобно для быстрого перемещения точки с одного края кадра на другой, ведь пролистывание мультиселектором большого количества точек занимает достаточно времени. Точки покрывают значительную часть кадра, то есть можно выбрать именно ту, которая наиболее точно совпадает с объектом съёмки.

NIKON D850 / Tokina AT-X 12-28 F4 PRO DX УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/2500 с, 19.0 мм экв.

На старых камерах точек автофокуса было меньше, соответственно уменьшена оказывалась и зона покрытия. Часто приходилось снимать с перекомпоновкой кадра, то есть сначала фокусироваться на нужном объекте, потом компоновать кадр, например, смещать фотографируемый объект из центра на треть кадра. Этот приём до сих пор часто используют многие фотографы, но перекомпоновка имеет существенные ограничения. Во-первых, так невозможно снимать двигающиеся объекты. Во-вторых, появляется сложность со светосильной оптикой: можно легко оказаться вне глубины резкости из-за смещения камеры.

А с Nikon D850 всё намного проще из-за большого количества точек автофокусировки (которые, к тому же, можно объединять в группы). Поэтому необходимости в перекомпоновке в большинстве случаев нет.

Точки автофокуса, как и в предыдущих камерах, выбираются мультиселектором. Но кроме этого, у Nikon D850 появился джойстик, с помощью которого тоже можно изменять точку автофокуса. Мне этот способ показался более удобным.

Как и зачем выбирать точку автофокуса вручную

Несмотря на мощную автоматику, значительно помогающую при съёмках и ускоряющую работу, в большей части случаев профессиональные фотографы предпочитают выбирать точку автофокуса вручную. Так я помогаю камере понять, на каком именно объекте в кадре следует фокусироваться, и повышаю свои шансы на то, чтобы получить идеально резкий кадр в нужном мне месте.

NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/30 с, 200.0 мм экв.

Поэтому главное правило — если вы хотите, чтобы резкость находилась на определённом участке снимка, выбирайте точку автофокуса вручную. Наведите её на желаемый объект, сфокусируйтесь и жмите на кнопку спуска.

Так, если бы я использовал автоматическую фокусировку, снимая сказителя-кайчи, то камера сфокусировалась бы на ближайшем объекте, то есть на музыкальном инструменте. Для меня же было важно сфокусироваться на самом исполнителе, поэтому я переключился в режим ручного выбора точки автофокусировки и навёл резкость по лицу музыканта.

Это может быть особенно необходимо, когда вы используете малую глубину резкости — ведь в таком случае сфокусироваться на нужном участке кадра может быть критически важно. В моей практике путешествий было достаточно случаев, когда я делал интересный портрет в труднодоступном регионе, но при просмотре фотографии на компьютере оказывалось, что резкость немного «съехала». Это обидно, ведь потрачено столько сил и времени, а кадр отправляется в корзину.

Когда работать с одной точкой, а когда — с группой точек

Как правило, большинство профессиональных фотографов работают с одной точкой автофокуса для того, чтобы указать резкость нужного объекта на снимке наиболее точно. Резкость, как и размытость, объектов на переднем или заднем плане достигается настройками диафрагмы, которая изменяет глубину резкости и, соответственно, большее число объектов в кадре оказываются в зоне фокуса.

В Nikon D850 можно работать с динамической точкой фокусировки, включающей 9, 25, 72 или 153 точки, или с группой точек. Динамическая точка используется для слежения за движущимися объектами, и мы расскажем о ней подробнее в статье про следящий режим автофокуса.

NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/250 с, 70.0 мм экв.

Если вы снимаете крупный и малоконтрастный объект, автофокус может рыскать. Это происходит, когда камера не может найти контрастную линию, чтобы оценить резкость. В подобном случае может быть удобнее фокусироваться по группе точек. Данный режим автофокуса не такой точный, как фокусировка по одной точке, но зато он очень быстрый, и объектив не рыскает даже при съёмке в условиях сильного контрового света или недостаточного освещения.

NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/250 с, 200.0 мм экв.

Однажды во второй половине дня я снимал гуляющих коней в контровом свете. Фокусировка по одной точке постоянно рыскала, ведь из контрастных объектов на снимке — только линия головы и гривы. Поэтому я переключился в режим группы точек. Точность наводки на резкость ухудшилась, но зато автофокус значительно ускорился.

Итоги

Одно из важных преимуществ Nikon D850 — широкое покрытие кадра точками автофокуса. Это даёт возможность делать хорошие снимки в более сложных условиях, с лёгкостью компоновать кадры так, как вы не сможете на других камерах. А в случае, если съёмочные условия слишком сложны для работы одиночной точки фокуса, просто используйте фокусировку по группе точек.

Дата публикации: 20.08.2018
Комментировать
F82b8160 1358 4039 921d f8fdb7adbdd1 square 100
Александр Пермяков

Александр Пермяков — руководитель Travel Photography Club, специалист по приключенческому туризму и организатор путешествий для фотографов по самым красивым местам планеты. Путешествует с фотоаппаратом с раннего детства и на сегодняшний день посетил огромное количество труднодоступных регионов мира. Пересёк Монголию и Тибет, поднимался с папуасами в горы Новой Гвинеи, много раз был в Африке, Латинской Америке, Новой Зеландии и Океании; совершил кругосветное путешествие. Статьи о своих экспедициях публикует на Prophotos.ru, также ведёт блог в Facebook и Вконтакте.

Автор курсов Fotoshkola.net

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
6368@*******, 2018-08-28T19:32:40

У вас все о Никон, а Кэнон как же?

Alan Wake, 2018-08-23T11:34:54

после никона перейдя на Сони 6300 был как без рук - нету отдельно взятой точки фокусировки, а автофокус конкретно мажет на общих планах, решил режимом РАСШИРЕННОЕ ПЯТНО которое тоже через Ж сделано, два лишних действя вместо одного как на Никоне

PS Сделайте что нить с ботами.

lalkman, 2018-08-06T23:57:56

Ого н︈е ож︈ид︈а︈л з︈д︈е︈сь у︈в︈и︈д︈ет︈ь в︈а︈шу вака︈нси︈ю. У в︈а︈с с︈н︈ова от︈кры︈т н︈а︈б︈о︈р уда︈л︈ённых раб︈о︈тн︈иков? Е︈с︈ли д︈а︈, м︈о︈г︈ли б︈ы в︈ы у︈ст︈ро︈ить мо︈е︈го зя︈тя︈, а т︈о п︈о︈ка я е︈му дока︈зыв︈а︈л ч︈т︈о в︈ы хо︈р︈ош︈и︈е ре︈б︈я︈та и с ва︈ми мо︈ж︈н︈о раб︈о︈та︈т︈ь, в︈се в︈а︈к︈ан︈с︈ии бы︈л︈и з︈акр︈ыт︈ы((

94cd30b6 9b5f 4578 8131 ca1ee4e45bbf