Любой человек, хотя бы раз в жизни снимавший пейзаж, замечал, насколько сильно конечный результат зависит от характера освещения и погоды. Находясь в одном и том же месте, в одно и то же время года, в один и тот же час, но с интервалом в год-два-три или больше, вы никогда не получите двух полностью идентичных фотографий. Всему причина — свет, который и делает картинку. В отличие от студийной техники съемки, когда стойки со светильниками можно двигать как угодно, выстраивая световые схемы самостоятельно, свет в пейзажной съемке — оружие неуправляемое. Причем качество и характер природного света напрямую связаны с погодой. Именно об этой связи и пойдет сегодняшний разговор.
Погода бывает разной
Занимаясь пейзажной фотосъемкой, в первую очередь необходимо сломать годами взращиваемый стереотип, касающийся того, что погода бывает плохой и хорошей. На самом деле, правильная формулировка такая: погода бывает разная. Все зависит от того, как ее «готовить». И совершенно неудивительно, что автором слов известной песни «У природы нет плохой погоды» является именно Эльдар Рязанов — человек, профессия которого очень близка к фотографии.
Забавно, но в традиционном понимании «хорошая погода», когда в зените светит яркое солнышко, а на небе — ни облачка, не совсем является таковой для фотографа-пейзажиста. А все из-за характера света, который в таких условиях всегда очень резок, при этом зачастую в воздухе стоит неприятная дымка, снижающая контраст и детали заднего плана, отдавая в фотографиях неким грязноватым оттенком. Все становится гораздо интереснее, когда на небе появляются облака, которые рассеивают солнечный свет, делая его более мягким. Смягченные тени и меньший перепад яркости облегчают выбор правильной экспозиции — фотография становится более приятной глазу. Не стоит забывать, что помимо своих утилитарных функций, облака в небе красивы сами по себе, и включать их в кадр непременно нужно.
Если облаков становится слишком много, они сливаются и превращаются в сплошную пелену. Днем при такой погоде положение солнца на небе обычно угадывается, однако не так уж редки случаи, когда плотность облачной завесы настолько велика, что все небо становится гигантским софтбоксом, у которого в течение дня лишь меняется интенсивность освещения, а о каком-либо направлении света говорить не приходится. Это тот случай, когда в итоге свет получается абсолютно рассеянным, при этом объекты ландшафта практически не отбрасывают теней. В такую погоду заниматься съемкой больших форм — занятие бесперспективное: лучше переключаться на фотографирование отдельных деталей пейзажа. Если вы заприметили камни или скалы интересной формы и фактуры, дождитесь пасмурного дня и снимайте крупные планы именно в такую погоду. Перепад яркости в кадре будет не очень большим, что позволит хорошо проработать тени, которые попросту провалились бы в черноту на ярком солнце. Стоит поискать и какие-либо цветовые акценты — в пасмурную погоду яркие цвета на снимках получаются более насыщенными. Не забывайте и о черно-белой съемке, в таких условиях можно найти хорошие графические сюжеты.
Пожалуй, самой перспективной погодой для фотографа является, как ни странно, погода ненастная. Конечно же, во время дождя или снегопада заниматься фотосъемкой проблематично и не совсем приятно, поэтому сами по себе осадки представляют интерес лишь постольку-поскольку. Однако в те моменты, когда дождь прекращается и грозовые тучи начинают терять свою плотность, то и дело в них возникают прорехи, через которые на пейзажную сцену проникают солнечные лучи. Именно за этим светом фотографу стоит охотиться в первую очередь. Обычно такие просветы не длятся долго. Ситуация со светом постоянно меняется, а количество и качество снятых в такую погоду фотографий напрямую зависит от опыта фотографа и его уровня владения техникой. И чем больше вы снимаете пейзаж, тем быстрее вы сможете реагировать на изменение света, тем точнее сможете предсказывать развитие ситуации.
[BANNER 4448]
Советы
Собираясь в фотопутешествие, всегда изучайте прогноз погоды. Я обычно делаю это на сайте Гисметео, который предлагает детальные краткосрочные прогнозы, а также, что немаловажно, выполняет долгосрочное прогнозирование. Обращайте внимание не на погоду в какие-то конкретные даты (тут как раз на синоптиков полагаться особо не стоит), а на тенденцию ее изменения на отрезке в 5–7 дней. Если вы видите резкую смену погоды в определенный период времени, планируйте свою поездку именно на эти даты. И не смущайтесь осадков! Самое главное — не попасть в монотонную череду дождливых и беспросветно пасмурных дней. А вот если на каком-то отрезке времени солнечные дни постоянно чередуются с дождливыми — это хорошее время для съемки. Шансов поймать просветы в облаках будет больше, то есть вероятность сделать необычный и впечатляющий кадр будет расти.
Снимая в сложных световых условиях, когда часть кадра освещена ярким светом лучей, пробившихся сквозь облака, в то время как остальная область находится в тени этих же облаков, очень важно правильно и быстро определить верную экспозицию. Матричный замер современных зеркальных камер определит, скорее всего, освещенность сцены неверно, и теневые участки останутся непроработанными, с минимумом деталей. Если вы снимаете на цифровую камеру, подобрать нужную коррекцию экспозиции можно экспериментальным путем, сделав несколько тестовых снимков с разными поправками, контролируя гистограмму, чтобы не допустить пересветов. Другой способ, который используется при работе с пленкой, заключается в точечном замере экспозиции по самой яркой области сцены.
Самое интересное освещение зачастую становится не по зубам цифровой матрице из-за ее недостаточного динамического диапазона. То же самое касается и слайдовой пленки, на которую обычно снимают цветной пейзаж. И если вы видите, что одновременно проработать детали в тенях и не допустить пересвета на самых ярких участках кадра невозможно, нужно применить градиентный фильтр или при помощи функции «брекетинга» снять со штатива несколько дублей с разными экспозиционными поправками. Затем эти кадры можно собрать в одну фотографию при помощи технологии HDR.
Если в своей фотопоездке вы все-таки попали в полосу плотной облачности, помимо макросъемки можно также заняться фотографированием рек или водопадов на длинной выдержке. Уровень освещенности в пасмурную погоду всегда невысок, что позволит вам более комфортно контролировать степень размытия водных потоков. Плюс ко всему освещенность сцены будет более или менее равномерной и проблем с определением верной экспозиции не возникнет.
В солнечную погоду всегда контролируйте угол падения солнечных лучей на те объекты, которые вы включаете в кадр. Избегайте света «в лоб», когда все тени остаются за объектами, что делает сцену плоской. Также угол освещения влияет на внешний вид облаков. Лучше всего свет прорисовывает тот участок, который находится под углом 180 градусов к солнцу (то есть перед вами, если вы повернетесь к солнцу спиной). И чем ближе к солнцу облака, тем менее детализированными они выглядят. Всегда старайтесь, исходя из этого, выбирать освещение под углом, что позволит одновременно и передать объем за счет теней, и не получить плоских и неконтрастных облаков на небе.
Заключение
Выбор правильной погоды во многом определяет весь результат съемки: сколько впечатляющих фотографий вы привезете домой. Тем не менее, даже если синоптики вас обманули и вы попали в неблагоприятную для фотосессии погоду, никогда не нужно расстраиваться. Всегда держите в голове, что именно лучше всего снимать в тех или иных условиях и делайте фотографии, а по возвращении хорошенько все проанализируйте, вспомнив, какой был свет, в чем вы ошиблись во время съемки, а где поступили правильно. Любая теория, любые советы принесут пользу только в том случае, если вы испытали их на практике. И не забывайте про очень важное качество для фотографа, снимающего пейзаж: терпение. Даже если вы промокли до нитки и продрогли в ожидании солнечного просвета, а буря даже не думает стихать, ждите до последнего. Природа обязательно это оценит.