Вверх

Длинная выдержка без ND-фильтра

Дата публикации: 20.12.2018

Длинная выдержка — важный творческий инструмент фотографа. Зрителей неизменно впечатляют снимки с красиво размытыми огнями автомобильных фар, динамично показанной водой или летящими по небу облаками.

Длинная выдержка без ND-фильтра

17 кадров со Stack Mode в режиме Mean

NIKON Z 7 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 3 с, 35.0 мм экв.

Но часто освещение в вечернем городе бывает слишком ярким и на по-настоящему длинных выдержках снимать не всегда получается. Даже на закрытой диафрагме и минимальном ISO выдержка может составлять каких-то 1–3 секунды, а при таких значениях ещё не получится добиться сильного размытия.

Выдержка в три секунды, практически максимальная из доступных мне без фильтра, не дала как следует размыть автомобильный поток — вместо красивых следов от фар получился «пунктир».

Выдержка в три секунды, практически максимальная из доступных мне без фильтра, не дала как следует размыть автомобильный поток — вместо красивых следов от фар получился «пунктир».

NIKON Z 7 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 3 с, 35.0 мм экв.

Часто начинающие фотолюбители пытаются удлинить выдержку, снимая на закрытой «до упора» диафрагме. Напомним, что на минимальных значениях относительного отверстия происходит заметное падение резкости изображения из-за дифракции. Так что снимать, например, на F22 только для удлинения выдержки — ошибка. Вторая ошибка начинающих — создание слишком ярких, переэкспонированных кадров в погоне за выдержкой. Цена такого подхода — серьёзные пересветы. К примеру, вместо живописного ручья вы можете получить на фото белое пятно без деталей.

Как же быть, чтобы всегда иметь возможность снимать на длинной выдержке? Для этого созданы нейтрально-серые (ND, Neutral Density) фильтры. По сути, такой фильтр — просто тёмное стекло, ограничивающее поток света, проходящего через объектив.

Нейтрально-серый светофильтр плотностью ND1000

Нейтрально-серый светофильтр плотностью ND1000

ND-светофильтр в связке с Nikon D810 и Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED

ND-светофильтр в связке с Nikon D810 и Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED

Но есть два нюанса. Во-первых, нейтрально-серый фильтр стоит ощутимых денег. Совсем недорогой noname-фильтр покупать смысла нет — он будет искажать цвета, снижать резкость, ловить блики и даже давать неравномерное затемнение.

Качественный же фильтр от производителя с хорошей репутацией будет стоить несколько тысяч рублей; цена зависит от его диаметра. А для полноценной работы потребуется несколько таких фильтров с различной степенью затемнения.

Во-вторых, не на все объективы можно установить светофильтры. Многие сверхширокоугольные объективы, например Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, имеют большую выпуклую линзу, поверх которой обычные светофильтры не ставятся.

Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

А ведь эффекта длинной выдержки можно добиться вообще без светофильтров. Путём совмещения в графическом редакторе нескольких фото, снятых на обычных выдержках, мы можем получить изображение, будто бы сделанное с длинной экспозицией. К примеру, совместив 60 кадров, снятых на секундной выдержке, мы получим итоговый кадр с «выдержкой» в минуту!

NIKON Z 7 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1 с, 28.0 мм экв.
А ведь эффекта длинной выдержки можно добиться вообще без светофильтров. Путём совмещения в графическом редакторе нескольких фото, снятых на обычных выдержках, мы можем получить изображение, будто бы сделанное с длинной экспозицией. К примеру, совместив 60 кадров, снятых на секундной выдержке, мы получим итоговый кадр с «выдержкой» в минуту!

А ведь эффекта длинной выдержки можно добиться вообще без светофильтров. Путём совмещения в графическом редакторе нескольких фото, снятых на обычных выдержках, мы можем получить изображение, будто бы сделанное с длинной экспозицией. К примеру, совместив 60 кадров, снятых на секундной выдержке, мы получим итоговый кадр с «выдержкой» в минуту!

NIKON Z 7 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1 с, 28.0 мм экв.

Данный способ хорош тем, что мы имеем доступ ко всем кадрам в серии, сделанным как на короткой, так и на длинной выдержках. Этот же приём позволит размыть движение лишь в одном участке снимка (например, ручей с водой), а другие подвижные объекты оставить чёткими, немного поработав с масками в графическом редакторе.

Минусы имитации длинной выдержки при обработке тоже есть. Десятки и сотни исходных кадров требуют места на карте памяти. Процесс склейки в графическом редакторе отнимает много времени — эта операция требовательна к вычислительным мощностям вашего ПК. Кроме того, не всегда итоговое изображение выглядит столь же естественно, как натуральная длинная экспозиция; иногда приходится поколдовать над яркостью автомобильных треков или контрастом облаков на сшитой картинке. Но, несмотря на эти минусы, данный способ выручал меня, когда не было возможности использовать светофильтры, а получить длинную выдержку очень хотелось!

Nikon Z 7 — отличная камера для работы с длинными выдержками, как натуральными, так и имитацией их при обработке. В подготовке материалов к статье очень помог её режим интервальной съёмки. Делать подряд заданное количество снимков с Nikon Z 7, как и с младшей моделью Nikon Z 6, очень удобно.

Nikon Z 7 — отличная камера для работы с длинными выдержками, как натуральными, так и имитацией их при обработке. В подготовке материалов к статье очень помог её режим интервальной съёмки. Делать подряд заданное количество снимков с Nikon Z 7, как и с младшей моделью Nikon Z 6, очень удобно.

Итак, для получения длинной выдержки без нейтрально-серого фильтра необходимы:

  • Штатив обеспечит постоянство ракурса съёмки и надёжную опору для камеры, не допуская смаза изображения. Кстати, если ваш аппарат оснащён оптической стабилизацией и снимать вы собираетесь на выдержках не длиннее ½ с, то можно попробовать сделать серию кадров даже без штатива, с рук. Стабилизатор подстрахует от смаза, а программа позволит точно подогнать кадры друг к другу, чтобы получить идеально резкую картинку.

  • Adobe Photoshop — графический редактор, в котором будет проходить склейка итогового изображения. Желательно иметь и Adobe Lightroom для быстрой пакетной обработки и конвертации из RAW десятков исходных кадров. Adobe Lightroom можно заменить бесплатным конвертером Nikon Capture NX-D, в нём тоже возможна пакетная обработка фотографий.

  • Само собой, фотоаппарат. В принципе, подойдёт абсолютно любая камера с ручными настройками. В продвинутых камерах Nikon, таких как Nikon D500, D750, D810, D850, есть функция интервальной съёмки. Этой возможностью не обделены и новейшие беззеркалки Z6 и Z7. В меню этой функции можно задать интервал и количество создаваемых кадров. Интервал должен быть минимальным, чтобы на итоговом изображении не получилось прерывистое размытие подвижных объектов — технический брак.

Интервальная съёмка в меню Nikon Z7

Интервальная съёмка в меню Nikon Z7

Настройка интервальной съёмки. Для наших задач важно выбрать минимальный интервал 0,5 с и указать желаемое количество кадров.

Настройка интервальной съёмки. Для наших задач важно выбрать минимальный интервал 0,5 с и указать желаемое количество кадров.

Экспозиция на всех кадрах должна быть одинаковой, иначе склейка будет затруднена. Поэтому лучше всего снимать в режиме М, выключив авто-ISO. Брекетинг тоже лучше отключить. Если же хочется получить дополнительный тёмный кадр для защиты от пересветов на небе, просто сделайте его до начала съёмки исходников для «длинной выдержки». Позже тёмный кадр с проработанными деталями на небе мы всегда сможем подставить на фото при редактировании в Adobe Photoshop.

Склейка 6 кадров для получения «длинной выдержки» и эффекта размытой воды в ручье. При этом небо получилось невыразительным, есть потери деталей в светлых участках.

Склейка 6 кадров для получения «длинной выдержки» и эффекта размытой воды в ручье. При этом небо получилось невыразительным, есть потери деталей в светлых участках.

Более тёмный кадр с деталями на небе подставлен отдельным слоем при обработке. С помощью маски тёмный слой удалён с ручья.

Более тёмный кадр с деталями на небе подставлен отдельным слоем при обработке. С помощью маски тёмный слой удалён с ручья.

Итоговое изображение. 6 кадров на выдержке ¼ с. 1 кадр на выдержке 1/15 для проработки деталей на небе.

Итоговое изображение. 6 кадров на выдержке ¼ с. 1 кадр на выдержке 1/15 для проработки деталей на небе.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 64, F13, 1/4 с, 30.0 мм экв.

При съёмке важно получить максимально качественные исходные кадры. В настройке экспозиции отталкиваемся от того, насколько длинную выдержку мы можем получить одним кадром. Для получения максимальной выдержки стоит прикрыть диафрагму до F14–F16, но не более; дальше — сильное падение резкости из-за дифракции. А ISO поставим минимальное. Полезное свойство продвинутых камер Nikon — возможность использования пониженной светочувствительности ISO 32, это большое подспорье в погоне за длинной выдержкой. Если мы хотим в итоговом изображении иметь минутную выдержку, то потребуется 60 кадров при выдержке в 1 с или 120 при ½ с.

Серия снимков, открытая в Adobe Lightroom. 139 кадров с выдержкой 0,6 с и интервалом ½ с. Соответственно, выдержка итогового изображения составит 152 секунды.

Серия снимков, открытая в Adobe Lightroom. 139 кадров с выдержкой 0,6 с и интервалом ½ с. Соответственно, выдержка итогового изображения составит 152 секунды.

Если в вашем фотоаппарате нет интервальной съёмки, можно воспользоваться пультом дистанционного управления. Продвинутые пульты имеют программируемый режим, где задаются и интервал, и количество снимков. А если в вашем распоряжении лишь простой однокнопочный пульт, можно включить серийную съёмку на камере, снимать очередями, а количество кадров отсчитывать самостоятельно. Чем больше кадров — тем длиннее будет «выдержка» на итоговой картинке.

Nikon ML-L3 — простой инфракрасный пульт с одной кнопкой. Работает с камерами Nikon начального уровня, которые имеют инфракрасный приёмник.

Nikon ML-L3 — простой инфракрасный пульт с одной кнопкой. Работает с камерами Nikon начального уровня, которые имеют инфракрасный приёмник.

The MC-36A — программируемый пульт, на котором можно задать количество кадров и интервал между ними.

The MC-36A — программируемый пульт, на котором можно задать количество кадров и интервал между ними.

В итоге мы получим серию из нескольких десятков кадров. Загрузим ее в Adobe Lightroom. На этом этапе можно применить к снимкам все необходимые коррекции: расширить динамический диапазон, поправить баланс белого, контраст, яркость — всё как обычно. Важно, чтобы все кадры были обработаны одинаково! Синхронизируйте все их настройки.

Синхронизация всех настроек. Поскольку кадры практически идентичны друг другу, синхронизировать стоит и локальные настройки, и кадрирование, и коррекцию перспективы.

Синхронизация всех настроек. Поскольку кадры практически идентичны друг другу, синхронизировать стоит и локальные настройки, и кадрирование, и коррекцию перспективы.

Adobe Lightroom. Выделим кадры нашей серии, в контекстном меню выберем Edit In - Open as Layers in Photoshop.

Adobe Lightroom. Выделим кадры нашей серии, в контекстном меню выберем Edit In - Open as Layers in Photoshop.

Теперь откроем все наши кадры в Adobe Photoshop как слои. Если вы всё-таки снимали без штатива, или во время съёмки ракурс немного менялся, то на этом этапе кадры можно подогнать друг к другу с помощью функции Auto-Align Layers. Но корректный результат не гарантирован, а времени это займет много. Так что лучше иметь качественные исходники.

Выделим все открытые слои. Выберем в меню Edit пункт Auto-Align Layers.

Выделим все открытые слои. Выберем в меню Edit пункт Auto-Align Layers.

В появившемся окне выберем пункт Auto. Через некоторое время получим результат.

В появившемся окне выберем пункт Auto. Через некоторое время получим результат.

Далее есть два пути. Если наша цель — просто размыть огни машин, то достаточно применить ко всем слоям, кроме нижнего, эффект наложения Lighten. Если огни при этом получились слишком яркими, установим слоям прозрачность, поставив параметр Opacity, к примеру, на 50%. Готово.

Откроем все фото как слои в Adobe Photoshop.

Откроем все фото как слои в Adobe Photoshop.

Всем слоям, кроме самого нижнего, установим режим наложения Lighten. Чтобы огни автомобилей не были слишком яркими, установим этим слоям прозрачность 50%.

Всем слоям, кроме самого нижнего, установим режим наложения Lighten. Чтобы огни автомобилей не были слишком яркими, установим этим слоям прозрачность 50%.

Фотография сшита из 17 слоёв с эффектом наложения Lighten. Для сравнения, в начале статьи представлена фотография, сделанная по методу, описанному ниже.

Фотография сшита из 17 слоёв с эффектом наложения Lighten. Для сравнения, в начале статьи представлена фотография, сделанная по методу, описанному ниже.

NIKON Z 7 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 3 с, 35.0 мм экв.

Но что, если размыть надо не огни, а все движущиеся детали? Воду, облака… Для этого выделим наши слои, зайдём в меню Layers → Smart Objects и выберем Convert to Smart Object. Теперь надо набраться терпения и подождать, пока программа сконвертирует все слои в смарт-объекты и поместит их в стек. Это может занять несколько десятков минут. Дождавшись завершения процесса, зайдём в меню Layers → Smart Objects и выберем Stack Mode → Mean.

Программа снова «задумается», но после этой операции мы получим готовый результат — кадр с «длинной выдержкой». Готово! Теперь можно произвести слияние всех слоев и работать далее с полученной картинкой как с обычной фотографией.

Летом за полярным кругом светло даже ночью. Поэтому просто дождаться темноты, чтобы снимать на длинной выдержке, не получится. А поскольку нейтрально-серых фильтров со мной в походе не было, я сделал 140 отдельных кадров и сшил их в Stack Mode в режиме Mean.

Летом за полярным кругом светло даже ночью. Поэтому просто дождаться темноты, чтобы снимать на длинной выдержке, не получится. А поскольку нейтрально-серых фильтров со мной в походе не было, я сделал 140 отдельных кадров и сшил их в Stack Mode в режиме Mean.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 40, F14, 1/2 с, 30.0 мм экв.

Имитация длинной выдержки — настоящая палочка-выручалочка в сложных съёмочных ситуациях. Без дорогих светофильтров и специфических условий освещения у нас всегда есть возможность для создания уникальных изображений с эффектным размытием движения!

Дата публикации: 20.12.2018
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
3e498a62 c707 431c b6a6 1cf3395b78fa