Наиболее подходящее время, когда стоит снимать пейзажи – это время заката и рассвета. В это время лучи солнца довольно мягкие, идут низко и подсвечивают объекты сбоку, а чем ближе к середине дня, тем солнце ярче, а тени от него жестче. Ложатся они зачастую не очень удачно, и фотография получается плоской, с «грязными» цветами. Точное время наступления так называемого «сюжетного света» определить невозможно, оно зависит от погодных условий и времени года.
Так что, если вы нашли интересное место и продумали красивую композицию, стоит подготовиться к съемке пейзажа и понаблюдать за этим местом - в разное время суток и в разные дни оно будет смотреться совершенно по-разному. Эти два снимка сделаны ровно в одно и то же время, но с разницей в сутки, и разница между ними очевидна. Причем, так же радикально картинка может меняться и в течение нескольких минут.
Необычный свет можно поймать до и после дождя, когда небо затягивается серыми тучами, но объекты земли еще остаются подсвеченными.
Даже самый обычный городской пейзаж может здорово преобразиться в ночное время, если окажется подсвеченным искусственным светом – прожекторами, фонарями, даже фарами автомобилей.
Но не каждый вид подойдет для ночной съемки, важно, чтобы все значимые участки, которые войдут в кадр, были подсвечены. Иначе, возникнут сильные перепады темного и светлого, потеряются детали, снимок будет просто трудно экспонировать – темное станет черным, светлое окажется засвеченным.
Ночной пейзаж не получится снимать с рук, так как потребуется длинная выдержка. А если сокращать выдержку, повышая ISO, то шум окажется очень сильным, снимок потеряет качество. Более того, при обработке такого пейзажа в Фотошопе вы рискуете получить очень заметные артефакты. Как правило, для пейзажной съемки используется такое сочетание настроек: минимальное ISO + прикрытая диафрагма + длинная выдержка, неважно, снимаете вы при этом зеркалкой или нет.
Минимальное ISO сохранит наивысшее качество снимка, длинная выдержка позволит проработать снимок в трудных условиях освещения и получить интересные световые треки от автомобилей в движении, а прикрытая диафрагма даст большую глубину резкости и симпатичные лучики фонарей, или луны, как на снимке ниже. При больших значения числа диафрагмы кадр может начать равномерно размыливаться, поэтому лучше не закрывать ее сильнее f16.
Если нет штатива, то можно постараться найти любую другую опору для камеры – лавочку, парапет. Можно даже положить ее на землю и фотографировать мягко нажимая на кнопку спуска, или используя задержку спуска по таймеру.
Фото: Валерия Аникина