Вверх

Снимаем спектакль: разные ракурсы

Дата публикации: 20.03.2018
Снимаем спектакль: разные ракурсы NIKON D4 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/160 с, 24.0 мм экв.

Сегодня мы поговорим о нестандартных точках съёмки спектакля и, прежде всего, о ракурсе.

Фотография, сделанная в театре — это всегда результат творческого поиска фотографа, попытка осмыслить происходящее и передать зрителю свои мысли. Ракурс — один из рабочих инструментов и важно уметь им пользоваться. Как правило, зритель воспринимает происходящее на сцене фронтально — заняв место в зрительном зале, уже не побегаешь. У фотографа же возможностей значительно больше, и в поисках удачной точки съёмки он готов залезть даже на потолок.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/500 с, 98.0 мм экв.

Потолок над сценой в классическом театре — это особым образом устроенное пространство, используемое для работы со светом и декорациями; называется он «колосники». Потолка, собственно, никакого и нет — это система продольных балок и многочисленные блоки, между которыми проходят тросы. Выбравшись на один из «островков безопасности», фотограф может получить головокружительный взгляд на сцену, ведь прямо под ним развернётся действие спектакля. Вид, конечно, будет странный: точка съёмки на высоте от 15 до 50 (в зависимости от театра) метров и камера, обращённая строго вниз.

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F3.5, 1/20 с, 35.0 мм экв.

Здесь пригодится любая оптика: от широкого угла (например, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED) до самого серьёзного телеобъектива (скажем, AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II), в зависимости от задач, которые ставит себе фотограф. Но, кроме решения творческих задумок, необходимо очень серьёзно отнестись к технике безопасности: падение с большой высоты даже мелкого предмета может привести к самым печальным последствиям.

Следующая точка съёмки обладает не таким острым ракурсом, но тоже очень интересна. Со стороны зрительного зала можно снимать с верхних ярусов, а со стороны сцены — с монтировочных или световых галерей.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/500 с, 78.0 мм экв.

Основное отличие этих точек от колосников — они расположены сбоку от сцены и не так высоко. Соответственно, у вас появится возможность иначе организовать пространство кадра. Эти точки выгодны тогда, когда хочется подчеркнуть руки; когда на сцене интересный светотеневой рисунок; когда взгляд сверху помогает увидеть режиссерский замысел. Основной объектив для работы с галерей — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR; именно он даёт возможность гибко реагировать на изменение сюжета.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/640 с, 125.0 мм экв.

Обычную работу театрального фотографа на плоскости сцены мы рассматривали в прошлых статьях, поэтому смело спускаемся с небес на землю и даже под землю.

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/200 с, 17.0 мм экв.

Попробуем поснимать… из будки суфлёра. Во многих театрах сохранились и используются такие будки, они расположены на авансцене и прикрыты со стороны зрителя небольшими колпачками. Там вполне может разместиться фотограф и сделать кадры с необычного ракурса, когда камера фактически лежит на самой сцене, да ещё и в самой середине. Особенно удобно работать камерой с поворотным или откидным дисплеем, например, Nikon D850 с объективом AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/640 с, 200.0 мм экв.

Вообще, оправданным в этом случае будет использование широкоугольных и даже сверхширокоугольных объективов, вплоть до фишая. Хотелось бы поработать с новым AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED. Картинка может получится эффектной.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/200 с, 70.0 мм экв.

Есть ещё одна точка съёмки, которую нечасто используют фотографы. Давайте попробуем сделать кадр с тыльной стороны сцены, которая называется арьер. Такая возможность связана с немалыми ухищрениями, но результат вполне способен превзойти самые смелые ожидания. Фотография будет сделана как будто одним из артистов, и в кадре одновременно окажется и сцена, и зрительный зал.

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F5.6, 1/100 с, 17.0 мм экв.

Важно выбрать правильный момент и знать порядок смены света спектакля. Например, можно снимать поклоны, когда в зрительном зале уже начали включать освещение. В этом случае динамического диапазона камеры хватит, чтобы справиться и с ярко освещёнными, и с теневыми участками кадра. Работая с камерой в театре, очень важно хорошо ориентироваться в пространстве и чётко представлять каждый из спектаклей, которые снимаешь.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/400 с, 86.0 мм экв.

Стоит изучить выгодные и провальные точки съёмки, моменты, в которые лучше находиться здесь или в другом месте, световые решения каждой из сцен спектакля и, конечно, понимать происходящее на сцене. Оказаться в нужный момент в нужном месте. Не бороться с недостаточным освещением, а брать в союзники богатый театральный свет. Творчески воспринимать сюжет спектакля. Именно этого хочется пожелать тем, кто приходит в театр с камерой.

Все кадры сделаны в рамках Международного фестиваля балета Dance Open.

Дата публикации: 20.03.2018
Комментировать
0835de39 e337 4ea5 92d8 df9a7a36fd4b square 100
Марк Олич

Театральный художник, фотограф. Член Союза фотохудожников России. Работает в Мариинском театре, сотрудничает с российскими и зарубежными балетными труппами, ведущими фестивалями современного и классического танца, самыми знаменитыми балеринами. Преподаёт, ведёт авторский курс театральной фотографии в рамках фестиваля Context, несколько лет проводит мастер-классы на фестивале Dance Open. По словам Марка, фотография приобретает завершённость только будучи напечатанной. Много лет он посвятил поиску и совершенствованию техник создания фотографического отпечатка на художественных материалах и останавливаться пока не намерен. Узнаваемый стиль, знание предмета и талант делают его одним из самых востребованных современных фотографов театра.

www.instagram.com/markolich

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
18dd00a7 6c76 4a0a ac0a 637a89ff6945