Сегодня мы поговорим о нестандартных точках съёмки спектакля и, прежде всего, о ракурсе.
Фотография, сделанная в театре — это всегда результат творческого поиска фотографа, попытка осмыслить происходящее и передать зрителю свои мысли. Ракурс — один из рабочих инструментов и важно уметь им пользоваться. Как правило, зритель воспринимает происходящее на сцене фронтально — заняв место в зрительном зале, уже не побегаешь. У фотографа же возможностей значительно больше, и в поисках удачной точки съёмки он готов залезть даже на потолок.
Потолок над сценой в классическом театре — это особым образом устроенное пространство, используемое для работы со светом и декорациями; называется он «колосники». Потолка, собственно, никакого и нет — это система продольных балок и многочисленные блоки, между которыми проходят тросы. Выбравшись на один из «островков безопасности», фотограф может получить головокружительный взгляд на сцену, ведь прямо под ним развернётся действие спектакля. Вид, конечно, будет странный: точка съёмки на высоте от 15 до 50 (в зависимости от театра) метров и камера, обращённая строго вниз.
Здесь пригодится любая оптика: от широкого угла (например, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED) до самого серьёзного телеобъектива (скажем, AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II), в зависимости от задач, которые ставит себе фотограф. Но, кроме решения творческих задумок, необходимо очень серьёзно отнестись к технике безопасности: падение с большой высоты даже мелкого предмета может привести к самым печальным последствиям.
Следующая точка съёмки обладает не таким острым ракурсом, но тоже очень интересна. Со стороны зрительного зала можно снимать с верхних ярусов, а со стороны сцены — с монтировочных или световых галерей.
Основное отличие этих точек от колосников — они расположены сбоку от сцены и не так высоко. Соответственно, у вас появится возможность иначе организовать пространство кадра. Эти точки выгодны тогда, когда хочется подчеркнуть руки; когда на сцене интересный светотеневой рисунок; когда взгляд сверху помогает увидеть режиссерский замысел. Основной объектив для работы с галерей — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR; именно он даёт возможность гибко реагировать на изменение сюжета.
Обычную работу театрального фотографа на плоскости сцены мы рассматривали в прошлых статьях, поэтому смело спускаемся с небес на землю и даже под землю.
Попробуем поснимать… из будки суфлёра. Во многих театрах сохранились и используются такие будки, они расположены на авансцене и прикрыты со стороны зрителя небольшими колпачками. Там вполне может разместиться фотограф и сделать кадры с необычного ракурса, когда камера фактически лежит на самой сцене, да ещё и в самой середине. Особенно удобно работать камерой с поворотным или откидным дисплеем, например, Nikon D850 с объективом AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR.
Вообще, оправданным в этом случае будет использование широкоугольных и даже сверхширокоугольных объективов, вплоть до фишая. Хотелось бы поработать с новым AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED. Картинка может получится эффектной.
Есть ещё одна точка съёмки, которую нечасто используют фотографы. Давайте попробуем сделать кадр с тыльной стороны сцены, которая называется арьер. Такая возможность связана с немалыми ухищрениями, но результат вполне способен превзойти самые смелые ожидания. Фотография будет сделана как будто одним из артистов, и в кадре одновременно окажется и сцена, и зрительный зал.
Важно выбрать правильный момент и знать порядок смены света спектакля. Например, можно снимать поклоны, когда в зрительном зале уже начали включать освещение. В этом случае динамического диапазона камеры хватит, чтобы справиться и с ярко освещёнными, и с теневыми участками кадра. Работая с камерой в театре, очень важно хорошо ориентироваться в пространстве и чётко представлять каждый из спектаклей, которые снимаешь.
Стоит изучить выгодные и провальные точки съёмки, моменты, в которые лучше находиться здесь или в другом месте, световые решения каждой из сцен спектакля и, конечно, понимать происходящее на сцене. Оказаться в нужный момент в нужном месте. Не бороться с недостаточным освещением, а брать в союзники богатый театральный свет. Творчески воспринимать сюжет спектакля. Именно этого хочется пожелать тем, кто приходит в театр с камерой.
Все кадры сделаны в рамках Международного фестиваля балета Dance Open.