Вверх
  • Съёмка с Авто-ISO
  • Утро невесты – и пусть весь мир подождет
  • Съёмка мужского портрета в студии. Три простые световые схемы
  • Женский портрет в студии: как работать со светом
  • EXIF. Технические данные фотографии: как их посмотреть и удалить
  • Подружки невесты
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Женский портрет в студии: как работать со светом

Обсудить
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ

Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это — два самых распространённых заблуждения.

Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F5, 1/200 с, 62.0 мм экв., 7.0 МБ

Техника и настройки

Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.

Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом — наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.

В самом начале съёмки сделайте несколько пробных кадров и отрегулируйте все необходимые показатели. При выборе оптики помните, что неудобно работать с длиннофокусным объективом (выше 85 мм), так как в студии может просто не хватить места, чтобы снимать модель в полный рост.

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F3.2, 1/200 с, 24.0 мм экв., 10.0 МБ
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F2.8, 1/200 с, 44.0 мм экв., 9.0 МБ

Световые схемы

Сегодня я покажу вам несколько несложных схем света, которыми вы сможете пользоваться для гарантированного получения результата.

Принято считать, что женский портрет требует более мягкого света, чем мужской. Резкие тени украшают лица мужчин и делают грубее женские.

При работе с источниками света используйте синхронизатор. Прикрепите его на разъём внешней вспышки на камере, чтобы управлять источниками света с помощью приёмника синхронизатора, который подключён к одной из ламп. Следите, чтобы эта лампа была у вас включена при съёмке, тогда синхронизация будет срабатывать. Делая снимки для этой статьи, я использовала насадки для осветителей: октобокс, софтбоксы, рефлектор и стрипбокс. Также был использован светоотражатель.

Насадки и их применение

Женский портрет в студии: как работать со светом
Софтбоксы бывают двух видов: прямоугольные, квадратные и восьмиугольные (октобоксы). Они нужны для создания мягкого света. Для фотографии во весь рост используют большой прямоугольный софт; для портретов, как правило,— небольшой квадратный.
Женский портрет в студии: как работать со светом
Октобокс имеет форму восьмиугольника. Чаще всего его используют на журавле, так как насадка сама по себе достаточно массивная и позволяет осветить большую площадь. Один октобокс запросто подойдёт для съёмки группового портрета. Его свет мягкий, напоминает дневной свет из окна.
Женский портрет в студии: как работать со светом
Стрипбокс — это узкий прямоугольник. Используются в основном для контрового света, чтобы создать красивые объёмные блики на модели.
Женский портрет в студии: как работать со светом
Рефлектор даёт жёсткий свет. Подходит для контрового света, для освещения фона, для создания портретов с резкими тенями. Зачастую используется не один, а со «шторками», или сотами, для регулировки света. Во время творческих экспериментов можно использовать для него цветные фильтры.
Женский портрет в студии: как работать со светом
Светоотражатель — аксессуар фотографа, который помогает отзеркалить падающий яркий свет и, таким образом, подсветить теневую сторону модели или объекта. Благодаря этому снижается контраст между ярко освещённой стороной и теневой. Формы светоотражателя могут быть различными, цвета поверхности — нескольких оттенков: белого, серебра, золота. Каждый оттенок используется для получения определённого света. Золото делает отражённый свет более теплым, серебро — холодным, а белый — нейтральным. Очень полезный и недорогой аксессуар, который пригодится фотографу не только в студии, но и на пленэре: например, поможет смягчить тени в солнечную погоду.

Схема 1: Светлый фон

Начнём с самого простого: с использования одного источника света при съёмке на светлом фоне. Расположите его от модели примерно на 45 градусов и попросите модель повернуться к источнику лицом.

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом

Таким образом, у нас получается вот такая картинка:

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв., 5.0 МБ
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв., 8.0 МБ

Источник с насадкой софтбокс даёт мягкие свет и тени. Насадка располагалась слева, тени образовались справа.

Схема 2: Светлый фон

Теперь можно добавить такой же источник справа, чуть сзади модели. Практически софтбоксы должны стоять по диагонали друг к другу.

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом

Получается вот такая картинка:

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв., 8.0 МБ

Обратите внимание: справа появились блики на лице, плече и руке, что придало фотографии больше объёма.

Контровой свет нужен для того, чтобы отделить модель от фона и создать вокруг неё светлый ореол, а также получить освещённый контур фигуры благодаря бликам. Источник контрового света всегда расположен позади модели и направлен на неё. По мощности он всегда слабее того источника, что находится перед моделью.

Схема 3: Тёмный фон

Теперь можно посмотреть, как один источник будет рисовать в условиях тёмного фона.

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом

Располагаем источник чуть сбоку и чуть выше модели.

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/200 с, 50.0 мм экв., 10.0 МБ

Как видите, наша модель слилась с чёрным фоном. Чтобы отделить её, нам понадобится ещё один источник с насадкой «рефлектор». Направьте его только на фон. Мощность этого источника должна быть слабее мощности того, что направлен на модель.

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом

Теперь ясно видно, что модель не в чёрной дыре; за ней есть пространство.

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/200 с, 50.0 мм экв., 12.0 МБ

Схема 4: Тёмный фон

Ещё одна несложная схема выглядит так: с одной стороны от модели вы ставите софтбокс, а по диагонали, чуть за моделью — стрипбокс с сотами. Соты — это насадки в виде крупной решётки для получения строго направленного светового потока. Благодаря сотам свет не расходится в стороны, но остаётся таким же мягким как всегда, когда льётся из софтбокса.

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом

В этой схеме есть один недостаток: сильные тени упадут в область шеи. Чтобы этого избежать, я добавляю светоотражатель снизу.

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом

Примеры ниже: до добавления светоотражателя и после.

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв., 1.0 МБ
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв., 1.0 МБ

Добавим света на фон, чтобы отделить его от модели.

Женский портрет в студии: как работать со светом

Получаем результат:

Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/200 с, 50.0 мм экв., 1.0 МБ

Схема 5: Белый фон

При съёмке на белом фоне можно использовать следующую схему. Расположите два источника (в данном случае — софтбоксы) позади модели, направив их на фон и один — перед моделью, осветив её саму. Источник должен быть чуть выше, чем камера (я использовала журавль с октобоксом).

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/200 с, 50.0 мм экв., 5.0 МБ
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/200 с, 50.0 мм экв., 6.0 МБ

Схема 6: Экспериментальная

Сейчас я приведу пример экспериментальной съёмки. Ведь студия просто создана, чтобы экспериментировать! Мой опыт — это попытка поиграть с тенями. Возьмите один источник с рефлектором и передвигайте его, меняя положение под разными углами относительно модели. Делайте кадры и наблюдайте, какие тени у вас получаются. Такая простейшая схема поможет создать интересный снимок!

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/200 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ

Схема 7: Бьюти

Для тех, кто любит журнальные бьюти портреты, подойдёт такая несложная, но дающая красивый результат схема. Установите октобокс на журавле чуть выше модели и перед ней. Стрипбокс открепите от стойки и положите на пол, направив на модель снизу (я подложила рефлектор). На выходе получается нежная картинка!

Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом
Женский портрет в студии: как работать со светом NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв., 6.0 МБ

Не бойтесь пробовать! Студия помогает по-новому взглянуть на фотографию и открыть в ней неизведанные горизонты!

Опубликовано: 22.03.2017

Обсудить
8bc1b549 39c5 43d2 868a e850df14add4 square 100
Ольга Терехова
Опубликовано 22.03.2017
Sergey Shestakov, 2017-07-13T22:49:11

Ответ не по теме . Портртятарелка может быть 75 см . Если вы снимаете "десяти сантиметовой" и без заполнения то понятно почему у вас глубокие тени!

Сергей Дорошенко, 2017-07-13T11:42:45

Сергей! Просто в студии и поснимайте часика 3-4 :) Думаете жанр фотографии назвали в честь этого тазика? А если серьезно: от тарелки с сотами будут глубокие тени. Получится хороший портрет в низком ключе типа человек в свете керосинки.

Sergey Shestakov, 2017-07-12T10:30:14

Бьюти снимается с насадкой Бьюти Диш с сотами , вы видите такую насадку?
Тональные переходы это интерпритация светотени, ваша тофтология есть следствие полного непонимания тог что вы утверждаете!

Сергей Дорошенко, 2017-07-10T15:17:41

Там написано "бьюти". Это типовая схема. Возможны варианты. Иногда и отражателем подсвечивают. Здесь не важен светотеневой рисунок. Важны тональные переходы.

Константин Зубенко, 2017-04-09T12:45:16

Здравствуйте! очень приятно посмотреть на работу профессионала. Что хотел бы отметить... при детальном разглядывании видно в ГЛАЗАХ моделей как играет свет от вспышки... возможно ли расположение световых элементов так, чтобы этого НЕ БЫЛО видно ?
Спасибо. Константин

Sergey Shestakov, 2017-04-03T11:22:28

Если подсвечивать тень от подбородка ,то легонечко отражателем иначе нарушается геометрия лица и подбородок плавно переходит в шею. Окта стоит под 45 градусов на огромном расстоянии от модели и полностью высвечивает модель во весь рост размазывая свет на белом фоне и хотя портрет погрудный вы еще добавили стрип снизу и получили в итоге просто плоское изображение. Если вы этого не видите ......... ну что тут скажешь?

Георгий Полицарнов, 2017-04-03T09:34:33

В Москве есть очень неплохие интерьерные студии. Просто стоят они чуть подороже.

Ольга Терехова, 2017-04-02T20:17:02

Про серый фон согласна (:

Ольга Терехова, 2017-04-02T20:13:18

Есть итоговая картинка этой схемы (вначале и в самом конце статьи), мне кажется, на них видно, что с объемом все в порядке. Посмотрите)

Sergiy, 2017-04-02T16:28:45

По поводу черного и белого фона. Проще иметь один только серый фон. Как говорил в одном из видео Игорь Сахаров (за дословность не ручаюсь): дайте мне серый фон и я сделаю из него фон любого цвета. А что касается интерьеров в фотостудиях, то они в большинстве своем дурацкие. Поэтому, действительно однотонный фон лучше чем всевозможный хлам...

Sergey Shestakov, 2017-04-01T04:20:49

Стрип светит снизу да еще от камеры! Это чего вы хотите получить на снимке?
Смягчить таким светом тени под подбородком?
Эта схема света называется "Смерть объема на фотографии"!

Ольга Терехова, 2017-03-22T18:54:01

В данном уроке я не использовала портретную тарелку, поэтому о ней не рассказала.

Ольга Терехова, 2017-03-22T18:53:11

Большое спасибо Вам!!

Жорж, 2017-03-22T13:25:00

Портретную тарелку забыли(

Никита, 2017-03-22T09:34:21

Ольга, спасибо большое!. Все максимально понятно и наглядно! Отличная Ваша работы и моделей! Очень приятные и выразительные снимки!

0c0b53f6 5096 41c3 9f82 b7b5aa3d3e00