Всем привет! Меня зовут Юрий Столыпин, уже более 9 лет я занимаюсь пейзажной фотографией. В этой статье мы обсудим такой интересный инструмент пейзажной съёмки, как дроны, поговорим об их возможностях и ограничениях.
Немного истории
Первые фотографии с воздуха были сделаны ещё в XIX веке, одно из упоминаний об этом датируется 1858 годом. Тогда французский фотограф и воздухоплаватель Гаспар-Феликс Турнашон впервые сфотографировал Париж с высоты 80 метров, находясь на воздушном шаре. Позднее появились более экзотические способы фотографирования земли с высоты: например, при помощи почтовых голубей. Одним из родоначальников этого способа (~1907 год) был немецкий изобретатель Юлиус Нойброннер. Он ремешками прикреплял камеру к голубю, а при помощи клапана с воздухом, который выполнял функцию таймера спуска затвора, делал фотографии, когда голубь летал. Были и такие изобретатели, которые монтировали камеру к воздушному змею или поднимали фотоаппараты при помощи аэростата.
С развитием авиации аэросъёмка начала приобретать масштабный характер, чаще всего её использовали в военных и научных целях. Но она по-прежнему была почти недоступна для рядового фотографа, увлекающегося пейзажами. Позже появились частные фирмы, специализирующиеся на аэросъёмке. Но по-настоящему массовой пейзажная аэрофотография стала лишь с появлением дронов.
Преимущества съёмки с дрона
Первое и самое главное — выбор более высокой точки съёмки.
Вторым преимуществом я считаю большой выбор ракурсов и возможность быстро перемещаться между ними, что при съёмке с земли бывает затруднительно или невозможно.
Третье преимущество: дрон очень помогает при разведке местности и поиске подходов к локациям.
Из дополнительных опций стоит упомянуть возможность съёмки видео, а также набор автоматических функций фото- и видеосъёмки в современных дронах. Они умеют снимать панорамы (даже сферические!), имитировать взлёт ракеты, очерчивать в воздухе спираль или круг, снимать гиперлапс, а также могут записывать маршрут полёта для гиперлапса и воспроизводить его при последующем запуске.
Современные модели дронов позволяют снимать HDR в формате RAW (несколько отдельных кадров в RAW с эксповилкой), что помогает делать фотоснимки с максимально хорошим качеством несмотря на небольшие матрицы.
Часто дроны используют как инструмент для фризлайта, делая на фотографиях световые рисунки или подсветку при помощи фонаря, установленного на дроне. Например, как на фотографии ниже, где я поднял дрон и осветил участок леса:
Недостатки и ограничения
Приведу в пример свой дрон DJI Mavic 2 pro и далее расскажу о его недостатках, которые в целом актуальны и для многих других моделей фирмы DJI. Во-первых, небольшая камера с таким же небольшим динамическим диапазоном. Чтобы компенсировать этот недостаток, приходится много снимать в HDR как одиночные кадры, так и панорамы. Однако этот способ не всегда работает, если выдержки довольно длинные, так как дрон колеблется в воздухе. Ниже пример фотографии, где при длинной выдержке в 3 секунды заметена «шевелёнка» на некоторых участках кадра:
Во-вторых, невозможность выбора фокусного расстояния. В линейке Mavic есть модель с зум-камерой, но этот плюс нивелируется ещё меньшим размером матрицы.
В-третьих, небольшая продолжительность полёта, в среднем 10–15 минут, что накладывает ограничение на его дальность. Фотограф должен рассчитывать время на возвращение в точку взлёта. Часто приходится летать несколько раз, меняя аккумулятор, чтобы снять удачный кадр. Сейчас есть модели с более ёмкими аккумуляторами, позволяющие летать до 40 минут (например, DJI Mavic 3).
В-четвёртых, связь, особенно если вы летаете вблизи сильных источников помех. Существуют возможности модификации: это могут быть аппаратные усилители (внешние или внутренние). По моему опыту, в городских условиях дальность полёта не превышает 700 метров, в случае с предыдущим дроном Mavic air — около 120–150 метров (при условии, что между дроном и пультом нет препятствий). Впрочем, в данный момент в городе на дроне лучше вообще не летать.
Эксплуатация В моём опыте, к счастью, не было эпизодов, когда дрон разбивался, падал или ломался во время эксплуатации (даже несмотря на огонь, воду и медные трубы). Для себя я разработал 10 основных правил, которые помогают мне минимизировать риски несчастных случаев во время эксплуатации дрона:
Основа основ — это законодательная база. Важно легализовать свои полёты в любой точке мира. Это избавит вас от общения с сотрудниками правоохранительных органов, возможной конфискации дрона и многих других последствий… Следует предварительно ознакомиться с правилами ввоза дронов в страну, которую планируете посетить. В Российской Федерации дрон нужно регистрировать в Росавиации, если его вес варьируется от 150 г до 30 кг. Если планируете полёты рядом со специальными или стратегическими объектами, то необходимо получить разрешение на полёт. Полёты вблизи или на территории аэропортов строго запрещены, как и в приграничных зонах.
Оценка погоды. Неблагоприятные условия (дождь, метель, сильный ветер и т. д.) сильно повышают риски потерять дрон. Некоторые рекомендации указаны в инструкции по эксплуатации (скорость ветра или влагозащита), но я эти нюансы учитываю интуитивно, исходя из опыта. Например, во время полёта допустим моросящий дождь, но никак не ливень! Даже в лёгкий дождь появляется проблема — это капли на объективе. В безветренную снежную погоду или туман опасность заключается в том, что дрон теряется из виду с небольшого расстояния, возвращаться домой приходится в прямом смысле по приборам, а если туман ещё и охлаждённый, то на лопастях образуется наледь, что приводит к неправильной работе двигателей. В грозу заниматься аэросъёмкой также не рекомендуется. Это очень тонкая грань, которая нащупывается опытным путём и здравым смыслом. И если во время полёта вы понимаете, что погода значительно влияет на лётные характеристики, то лучше прекратить съёмку и посадить дрон.
Летайте всегда с заряженными и прогретыми аккумуляторами. Для возвращения домой я оставляю минимум 30% заряда, но при этом оцениваю реальную ситуацию: силу ветра, высоту полёта, возможные препятствия. Иногда этих процентов может не хватить, особенно если удаление до дрона приближается к 2 км.
Правильно задавайте инструкцию при потере сигнала. Есть три основные инструкции: зависнуть на месте, посадить дрон, вернуться домой (на точку взлёта или к пульту управления). Лучше каждый раз оценивать целесообразность той или иной инструкции, чтобы не потерять дрон. В своих съёмках я чаще использую опцию возврата домой к точке взлёта.
Правильно выставляйте высоту возврата домой, это поможет дрону сэкономить энергию аккумулятора на облёт препятствий, но и не следует с фанатизмом подходить к этой опции. Важно трезво оценивать высоту окружающих сооружений и вероятность, что они будут на пути возврата домой.
Калибруйте компас перед каждым полётом и при взлёте, проверяйте все рычаги управления и только после этого приступайте к работе.
Не рекомендую летать в режиме отсутствия спутников — ATTI (режим полёта, при котором не используется навигационная система дрона, основанная на GPS), так как при потере сигнала дрон не вернётся домой и может улететь по ветру. Если вы летаете в тёмное время суток, то лучше пользоваться подсветкой. На моём пульте на клавишах c1 и с2 установлено включение габаритных огней и нижней подсветки дрона, чтобы его было видно на дальних дистанциях.
Не рекомендую летать вне поле видимости дрона, если не уверены, что связь будет стабильной. Особенно это касается полётов в городских условиях.
Не провоцируйте птиц и животных. Они могут атаковать дрон или повести себя непредсказуемо и кому-нибудь навредить.
Фотосъёмка на дрон
Как и многие пейзажисты, я предпочитаю фотографировать с режимным светом, а именно в золотой час. В это время солнце светит ещё достаточно сильно и при этом даёт тёплый оттенок и увеличивает объём на фотографии. Дрон выручает, так как с земли не всегда можно сфотографировать закат/рассвет из-за расположения поблизости высоких домов или, например, деревьев. Ниже пример снимка, при съёмке которого у меня не было возможности сфотографировать рассвет, но с дроном всё получилось.
Иногда я снимаю и в синий час (после заката или до рассвета), и в этих условиях камера дрона справляется хуже. Но благодаря HDR можно получить приемлемый результат.
В редких случаях получается сделать качественный снимок в ночное время, но в моём примере сыграла роль белая ночь в Петербурге.
При построении композиции в городских условиях я люблю использовать правило диагоналей, цветовой контраст, также руководствуюсь правилом третей. На экране пульта у меня всегда включена сетка из третей для более удобного построения композиции.
Флэтлэй — один из популярных приёмов съёмки, временами раскрывающий совершенно неожиданные сюжеты. Ниже примеры таких снимков.
Я часто добавляю в композицию людей, это помогает раскрыть пространство, передать масштаб.
Очень эффектно смотрятся кадры в разных погодных условиях: например, с туманом или инеем.
Ещё один интересный приём съёмки с дрона — вертикальная панорама. Снимается она по такому же принципу, как и горизонтальная, разве что на постобработке иногда приходится поработать с перспективой.
Для съёмки с дрона я использую разные параметры экспозиции. Если съёмка происходит днём с хорошим освещением, то спокойно снимаю в авторежиме. Вечером приходится управлять экспозицией вручную, так как камера дрона в авторежиме сильно поднимает ISO, что сказывается на качестве. Панорамы (как и HDR) также снимаю в ручном режиме, так как чаще всего это достаточно динамичные по освещению сцены.
Управление экспозицией на мануальных настройках — уже привычка, перенятая с фотоаппарата. Есть сцены с интенсивным светом, и в таких случаях дрон не всегда справляется с пересветами даже с максимально закрытой диафрагмой, поэтому аэрофотогрфы тоже используют ND-фильтры. В некоторых модельных рядах дронов фильтры продаются в комплекте. Но чаще всего их применяют при видеосъёмке. Ну и напоследок, хочется ещё раз отметить, что дрон в пейзажной съёмке занял своё почётное место среди инструментов и расширил творческие возможности фотографов. Но всегда помните, что дрон — это большая ответственность, поэтому безопасность всегда должна быть на первом месте.