Должен сразу предупредить, что в этой статье я абсолютно не претендую на какую-либо истинность или объективность. Во всех остальных тоже не претендую, но в этой — особенно. Все, что вы прочитаете ниже — мое собственное мнение, и я буду только рад, если вы со мной не согласитесь и напишете свое мнение по этому вопросу. Лично мне не удалось найти ни в одном словаре определения того, что такое визуальная рифма. Более того, само существование этого понятия вызывает споры. Одним людям совершенно очевидно, что такая штука существует, в то время как другие совершенно не в состоянии понять, о чем же толкуют эти первые. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Поскольку понятие рифмы пришло (или только пытается прийти) в фотографию из поэтического языка, для начала следует вспомнить, что же такое рифма в поэзии. Разные поэты и исследователи, от Василия Тредияковского до Юрия Лотмана, давали разные определения рифмы, но суть их всех сводится к тому, что рифма есть созвучие в окончании двух или нескольких слов. Рифмы в стихах находясь на концах строчек, делят строчки между собой, задавая их длину. Схема рифмовки и вид рифм тоже определяют форму стиха.
Если соотнести все вышесказанное с языком фотографии, получится, что рифма — это две или более частей изображения, «созвучных» между собой. Слово «созвучных» я заключил в кавычки, чтобы у нас не возникало ненужной синестезии; лучше вообще заменим его словом «подобных». Части изображения могут быть подобны друг другу по-разному — например, повторяться может форма, может цвет, или жесты персонажей, или и то, и другое, и третье разом. Но так и рифмы бывают разные — простые и сложные, мужские и женские, банальные и нетривиальные… Что ж, попробуем найти примеры рифмованных фотографий. Искать мы их будем у членов коллектива In-Public – одной из самых известных групп фотографов, занимающихся так называемой «уличной», или стрит-фотографией. Почему стрит? Да просто потому, что визуальная рифма, как систематически применяющийся прием, более всего характерна именно для этого жанра. В репортажной, да и вообще в «серьезной» документальной фотографии, рифма, чаще всего, не нужна. Это вполне логично — вряд ли кому-то придет в голову писать стихами статью в газету, разве что Дмитрию Быкову. Документальная фотография обязана правдиво рассказывать историю. Уличная фотография рассказывать что-либо, тем более правдиво, вовсе не обязана, хотя и может. Не очень покривив душой, вполне можно сказать, что это такая фотографическая поэзия — а значит, рифма тут вполне уместна, хотя и, опять же, не обязательна.
Итак, начать следует, видимо, с примера такого подобия, которое не есть рифма. Очевидно не является рифмой полное подобие, или повторение. Например, на следующем снимке Мелани Эйнциг три мужика в звездно-полосатых трусах не составляют рифмы, это просто три мужика в одинаковых трусах:
На следующей фотографии лондонцев, решивших в редкий солнечный день поваляться на травке, фигуры лежащих людей тоже не рифмуются.
Недостаточно этого для рифмы, это просто меткое наблюдение, как и мужики в трусах. Если продолжать аналогию с поэзией, можно представить себе воображаемого поэта, который сочинил бы такие (например) строчки: «Я гуляю под дождем/ Липы плачут под дождем / Слез не видно под дождем» - и радовался бы, как ему замечательно удалось все срифмовать. Увы, этот наш воображаемый приятель, очевидно, усвоил, что рифма есть звуковое совпадение окончаний строк, но, скорее всего, не читал определение Юрия Лотмана, в котором есть важное уточнение: «Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении». Для фотографии это самое «смысловое несовпадение» еще более важно, чем для стиха — именно потому, что визуальная рифма не несет ни разделительной, ни какой-либо другой организующей функции.
Проходящий через всю следующую фотографию Мэтта Стюарта красный цвет тоже, видимо, не создает рифмы, именно в силу того, что его слишком много, а все остальные цвета в пространстве снимка - оттенки серого и коричневого — воспринимаются просто как фон.
А вот следующий снимок, опять Мэтта Стюарта — это как раз пример того, как повторяющийся яркий цвет может создавать визуальную рифму:
Во-первых, в кадре, кроме алого, есть и другие яркие цвета — синий и желтый. Во-вторых, и платок у женщины на голове, и пакетик из «Макдональдса» довольно невелики по размеру и занимают собой небольшую часть кадра, но при этом их цвет такой насыщенный, и оттенок так точно повторяется, что эти два пятна несомненно создают два сильных композиционных центра, заставляя зрителя несколько раз перевести взгляд с одного на другой.
Рифму, основанную только на цвете, как в предыдущем примере, можно назвать простой рифмой. Чаще, конечно, цвета недостаточно, и для создания полноценной рифмы повторяется не только цвет, но и форма, как на следующих двух снимках Нильса Йоргенсена и Дэвида Гибсона:
Еще два примера простой, на грани банальности, но не переходящей эту грань, рифмы от Джесса Марлоу:
А вот пример действительно банальной рифмы, ну, типа кровь-любовь или розы-морозы:
Дэвид Гибсон включил этот снимок в свое портфолио, хотя, думается, этот сюжет был избит и до него. Но уж снимать это сегодня, в сто-пятьсот-тысячный раз — можно, конечно, но… лучше никому потом не показывать.
Несколько цветов сразу — тоже простая рифма (Нильс Йоргенсен):
Приведу еще два (последние) примера простой рифмы от Мэтта Стюарта. Не надо особо пояснять, что в одном из них рифма возникает за счет синхронных жестов, а во втором из-за похожести панковского гребня на крону дерева:
Еще небольшой шаг в сторону усложнения — совпадение цвета и .сложной формы или структуры объекта. Довольно формальный пример от Пола Расселла:
и совершенно волшебный (по-моему) снимок Нарелль Отио:
Несколько цветов, фактура и… что-то еще, неуловимое (Мелани Эйнциг):
Рифмующиеся объекты могут быть разного размера, принадлежать к разным классам предметов и сходство их может быть совершенно случайным (Мэтт Стюарт):
Классический пример «сильной» рифмы — одна из самых известных фотографий Мэтта Стюарта:
Этот снимок потому и стал фотографической «иконой», что каждому, наверно, кто его видит в первый раз, приходит в голову одна и та же мысль: «Это же очевидно, как же я сам этого не увидел?» Ну ладно, пусть не каждому, но многим наверняка приходит.
Нетривиальную визуальную рифму нашел Мачей Дакович:
Эта рифма была бы простой, если бы на снимке присутствовали только настоящий велосипедист с одной стороны и нарисованные люди на велосипеде с другой. Но то, что колесо нарисованного велосипеда, обрываясь, в точности продолжается колесом стоящего сзади мотоцикла, делает ее гораздо более интересной.
Следующий пример, фотография Амани Виллетт, показывает, как даже абсолютно затертое клише превратить в нечто нетривиальное. Наверное, все видели снимки, на которых человек (как правило, женщина), закрывает лицо газетой (или книжкой, или журналом), на которой изображено лицо. Понятно, что человеку с фотоаппаратом очень трудно пройти мимо такого сюжета. Никто и не проходит, и таких фотографий в итоге миллион. Но тут в кадре, кроме лица с газеты, есть и другое лицо. Похожее, только старше. Во-вторых, очень удачно по цвету, рядом с синим лицом из газеты — синее кресло, а рядом с живым теплым лицом красное кресло. И, наконец, рука, держащая газету, и рука женщины справа, поднесенная к лицу — это вообще высший пилотаж:
И последний пример сложной рифмы, который мне хочется привести, принадлежит опять Мэтту Стюарту. На этом фото присутствуют сразу несколько перекрестно рифмующихся объектов:
И, наконец, стоит сказать о том, что кроме визуальной рифмы существует прием, который является, по сути ее противоположностью. По-английски это называется juxtaposition, на русский это, видимо, следует переводить как «противопоставление». Это, действительно, своего рода «антирифма». На фотографиях, использующих этот прием, сталкиваются между собой не подобные вещи, а, нечто либо противоположное по смыслу, либо приобретающее в таком соседстве какой-либо неожиданный смысл, который сам по себе возникнуть бы никак не мог. Вот примеры от Отто Сноека и Мачея Даковича:
Рекомендуемые статьи:
Композиция в фотографии. Учимся у мастеров. Анри Картье Брессон
Ритм в фотографии. Бруно Барби
Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии