Наш новый автор — фотограф, который снимает в театре. На его кадрах ни на миг не замирает движение: белые пачки из «Лебединого озера», балерины за кулисами, пуанты, свет и тень… Так и хочется сказать, что перед вами почти Дега. Впрочем, представится он сам.
Здравствуйте, меня зовут Марк Олич, я театральный фотограф, и поэтому сегодня мы идём в театр. Камеру не забыли? Мы собираемся серьёзно поработать! Наша первая задача — классическая съёмка балетного спектакля из зала, и я постараюсь познакомить вас с тонкостями своей работы. Поговорим и о важном, и о мелочах, без которых не бывает профессии.
Театральная съёмка родилась из студийной, долгое время считалась документальной и только в последние годы переросла в разряд авторских. Сейчас интересны взгляд фотографа, его видение и собственное прочтение образа спектакля.
Что ж, добро пожаловать в театр!
Техника
Как вы думаете, что беспокоит фотографа во время съёмки спектакля больше всего? Экспозиция, фокусировка, эмоции? Нет! Главное — не мешать зрителям и актёрам. Настоящий театральный фотограф старается быть бесшумным и незаметным, одевается в тёмное, а на камеру иногда надевает настоящую шубу — звукоизоляционный чехол. Только обеспечив невидимость и неслышимость, можно вздохнуть спокойно и задуматься собственно о технике.
Взгляните, дирижёр уже идёт в оркестровую яму, спектакль вот-вот начнётся. Моей основной специализацией является балет, поэтому оборудование рассчитано на съёмку очень динамичных сцен в условиях недостаточного освещения. Что это значит? Фотоаппарат должен фокусироваться мгновенно и держать фокус всегда, даже если балерина не танцует, а летает над сценой. Матрица с хорошими показателями, время работы аккумулятора — всё важно. Оптика выбирается по тем же критериям: самая светосильная и качественная из доступных.
Вы не забываете фотографировать? На сцене солистка в окружении кордебалета! Моя любимая камера — Nikon D4. С её помощью я могу сделать в театре почти всё. Эта модель умеет быстро и точно фокусироваться даже в темноте, восхищает своей выносливостью: она сделала почти полтора миллиона кадров без единой поломки и замены узлов затвора и блока фокусировки.
Основной вес в фоторюкзаке составляют, конечно, «стёкла». Набор оптики театрального фотографа состоит из линейки светосильных объективов, перекрывающих наиболее востребованные фокусные расстояния. В моём случае это Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/ 2.8G ED VR II, Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor и Nikon 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S Zoom-Nikkor. Дополняют их Nikon 300mm f/2.8G ED-IF AF-S VR Nikkor и Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor, нужный для особенно сложных по свету и расстояниям условий. Во время съёмок из зрительного зала я чаще всего работаю объективом с диапазоном фокусных расстояний 70–200 мм. Несколько десятков метров от фотографа до объекта съёмки — это много, но переменное фокусное расстояние даёт возможность поймать в кадр и всю сцену, и крупный план. Стабилизатор помогает избежать «шевелёнки», но я рекомендую использовать монопод или штатив. Это не только гарантирует отсутствие смаза от тремора, но и значительно облегчает жизнь фотографа, так как камеру не приходится держать на весу.
Но если есть возможность и стоит такая задача, допустимо работать и с меньших расстояний. Устроившись в первом ряду, выберите для съёмки объектив с фокусным расстоянием 24–70 мм. Тогда вы получите совсем другую картинку и иные впечатления от спектакля. Этот объектив стал одним из самых востребованных в моих съёмках. С ним кажется, что снимаешь прямо на сцене.
Настройки
Как научиться снимать танец? Движение на сцене подчинено строгим законам, а разобраться в них помогает музыка. Прислушиваясь к ней, фотограф получает огромное количество подсказок. После некоторой практики можно научиться безошибочно предугадывать основные моменты танца и делать кадры вовремя.
Изменения света и сюжета происходят постоянно, нужно быть готовым среагировать мгновенно.
Изучите свою камеру так, чтобы можно было не задумываться о настройках и сосредоточиться на сюжете. Пользуйтесь режимом AF-C при съёмке танца. В условиях плохой освещённости я спокойно снимаю на ISO 2000, но всегда готов оперативно изменить настройку, подняв значение светочувствительности до 6400 или снизив его. Быстрый танец при плохом свете потребуют от вас высоких ISO, короткого затвора и открытой диафрагмы.
Советы
Статичная сцена со множеством артистов и хорошим светом позволят прикрыть диафрагму, удлинить выдержку и снизить светочувствительность. Движение в полную силу, особенно в сольной или дуэтной партии, требует очень короткой выдержки, порядка 1/500–1/1000 секунды, а это почти всегда заставляет работать с максимально открытой диафрагмой. Взамен мы получаем резкую картинку с основным объектом съёмки, отделённым от размытого фона.
Зритель хочет увидеть в фотографии красоту, актёр — идеальное движение, администрация театра — картинку, которую можно использовать для афиши или буклета… Фотограф должен передавать свои впечатления от спектакля, быть прежде всего чувствующим, эмоциональным, не отстранённым от происходящего на сцене.
Момент съёмки всегда определяется интуитивно. Со временем вы научитесь понимать завершённость позы и наберётесь смелости, чтобы не следовать правилам. Не забывайте, что востребован не только техничный, сбалансированный и качественный кадр. Важнее всего перечисленного — авторский взгляд, эмоциональная вовлечённость зрителя в спектакль, чувства…
Надеюсь, мы с вами успели не только обсудили фотоаппаратуру, но и поснимать. Расходимся обрабатывать получившиеся кадры, но прощаемся ненадолго. Следующая встреча будет посвящена съёмке за кулисами театра.
Все представленные кадры были сделаны в 2017 году на съёмках балетных постановок Бориса Эйфмана.