
© muha
«Глаза Стерна были так устроены, что маленькие вещи
часто виделись ему крупнее больших».
Вирджиния Вулф о «Сентиментальном путешествии по Франции и Италии» Лоренса Стерна.
Собираясь в путь
Что является приоритетным направлением вашей фотографической деятельности? Портреты? Пейзажи? Жанровые сцены? Дикие животные?
В каждом случае выбор аппаратуры должен быть свой. Нет смысла тащить с собой технику на все случаи жизни: нельзя объять необъятное, а вес взятого с собой будет постоянно давить вам на плечи, накапливая усталость и ухудшая мобильность. Когда вы много перемещаетесь и физические нагрузки велики, на первое место выходит ваша выносливость и способность концентрироваться на объекте съемки. Кому-то может показаться, что, скажем, пять объективов дают больше возможностей, чем два. Однако зачастую большое количество аппаратуры путает фотографа и не используется им в полной мере. Если наглядно — лучше мучиться выбором между двумя объективами, чем иметь с собой пять и, соответственно, тратить на это в пять раз больше времени и сил. Отсюда рекомендация: берите в путешествие только проверенную лично вами технику, с которой вы чувствуете себя комфортно; все необходимые тесты и эксперименты проведите заранее. Возвращаясь к вопросу о количестве аппаратуры: творческий выбор всегда интереснее технического! Разумеется, набор аппаратуры для автопутешествия может быть существенно тяжелее, чем для пешего похода по горам, однако общее правило при съемке путешествий такое: чем меньше вес, тем проворнее руки и глаз.
Вес и объем аппаратуры
Те, кто всерьез занят съемкой путешествий, склонны оптимизировать не только количество техники, но и ее вес и объем. Выбор системы — вопрос для отдельного исследования, но в отношении оптики доподлинно известно: зум-объективы почти всегда объемнее фикс-фокальных, кроме того, они обладают меньшей светосилой. У «фиксов» лучше и оптические характеристики (резкость, искажения и т. п.). На мой взгляд, сказанное является мощным аргументом в пользу «фиксов» для путешествий. Конечно, вам придется привыкнуть к «зуммированию ногами», но очень скоро вы раскроете весь спектр возможностей объектива и станете снимать с лучшим качеством в условиях недостаточной освещенности. Прибавьте к этому меньший вес, меньший объем и зачастую меньшую цену, и вы оцените преимущества «фиксов» для путешествий.

© meaduva
Светосильная оптика
Как известно, хорошего света много не бывает. В этом смысле бюджетные зумы с переменной диафрагмой 3.5–5.6 и даже профессиональные с постоянной диафрагмой 2.8 — не конкуренты «фиксам» с диафрагмой 1.4. Кроме самой картинки, разница будет видна в комфортности съемки в условиях низкой освещенности: вы сможете работать с более низким ISO и выиграть в качестве. Путешествие — это всегда неожиданные повороты и встречи. Очень часто вы будете перемещаться с яркого солнца в прохладный полумрак помещений и радоваться тем возможностям, которые дает вам ваш 50 мм или 35 мм с диафрагмой 1.4. Если говорить о длиннофокусной светосильной оптике — она обойдется дороже двух указанных объективов. А при работе с длиннофокусными, но не светосильными объективами на длинных выдержках помогут стабилизаторы изображения.
Штатив — за и против
На этот счет существует множество точек зрения, но готового решения нет. Кто-то принципиально за штатив, кто-то категорически против. Мои соображения: штатив хорош тем, что от его использования всегда можно отказаться. Рекомендация: не очень дорогой и не очень тяжелый, но достаточно устойчивый штатив. Такой штатив я обычно оставляю в отеле на дневное время, когда точно знаю, что он мне не понадобится, а забираю только в ранние утренние или вечерние/ночные часы, когда в нем возникает необходимость. На мой взгляд, такое решение вопроса более правильное, нежели выбор легкого портативного штатива, который болтается с вами постоянно, занимает место и давит на плечо, между тем недостаточно стабилен и, как правило, довольно дорог. Помните также, что в связи с требованиями безопасности при авиаперевозках штативы лучше сдавать в багаж. Если вы не сделали это, вас могут остановить непосредственно на личном досмотре, и тогда забот будет существенно больше
Куда это все сложить?
Аппаратуру можно носить в сумках (удобных и функциональных, на молнии и на карабинах), рюкзаках с лямками через одно или два плеча, а также в поясных сумках, навесных «карманах» и просто в чехольчиках, рассовав их по карманам верхней одежды. Во многом выбор — дело вкуса фотографа, но зависит это также от условий съемки и количества техники. Важные факторы, которые стоит учитывать: пыле-, влагозащищенность (самой ткани, стыков или молний
и т. п.), наличие специального «капюшона» на случай дождя, удобство ношения сумки или рюкзака в толпе, возможность быстро вынуть и убрать аппаратуру, сменить оптику. Безусловно, важна и специфика путешествий.
Для водных походов, например, сейчас предлагаются полностью герметичные сумки.
Полезные — и не мелочи
Сюда относятся бленды, фильтры, салфетки для чистки оптики, спусковые тросики для съемки со штатива, а также такая простая штука, как батарейки. О выборе всех этих вещиц написаны тома, и нам просто нужно не забыть прихватить их с собой. Для защиты аппаратуры в условиях крайне высокой влажности можно использовать силикагель. Для защиты от дождя и брызг в ряде случаев подойдут обычные чистые полиэтиленовые пакеты, но помните, что класть в них можно только сухую аппаратуру. Если на аппарат попала вода, надо предварительно его высушить, чтобы в пакете не случился парниковый эффект — очень некомфортная для техники среда.

© nattu
Погода в месте съемки
Стоит учесть фактор погоды не только с точки зрения одежды, но и с точки зрения света (солнечно, туманно и т. п.).
К примеру, мне довелось дважды путешествовать по Китаю зимой, когда свет в центральных и южных провинциях особенно мягок, а солнечные дни редки — замечательные условия для черно-белой фотографии.
Также неплохо заранее осведомиться о продолжительности светового дня: это поможет понять, где и до какого времени вы можете находиться. Далее по месту можно понять, где находится солнце, и спланировать день.
Как одеться
С одной стороны, это вопрос сугубо личный, с другой — есть свои тонкости. Разумеется, первый принцип — одеваться по погоде. Я бы посоветовал одежду с большим количеством карманов, причем застегивающихся на молнию или пуговицы. Для особо ценных вещей — внутренний карман на надежной застежке, а также «карманы», вешающиеся на шею, или «секретки» вокруг пояса. А для ношения денег — специальные ремни, куда можно спрятать купюры. Все это добро можно купить почти в любом аэропорту, правда, степень удобства будет различной. Опыт подсказывает, что лучше всего подходят «секретки» из мягкой ткани, которые не слишком видны под верхней одеждой и даже под легкой рубашкой.
Осторожными стоит быть с солнечными лучами в экзотических странах, лучше носить рубашку с длинным рукавом, а на голове — нечто, прикрывающее не только саму голову, но и уши, которые в таких странах, как Индия, могут обгореть до волдырей даже в январе. Внимательно стоит отнестись к защите от насекомых, особенно если известно, что они переносят, скажем, малярию.
Обувь — вопрос чрезвычайной важности. Она должна быть, во-первых, притертой к ноге, во-вторых, приспособленной к длительному хождению (хорошая амортизация, способность «дышать»). Кроме того, если есть вероятность дождей, стоит положить в багаж пару обуви на этот мокрый случай. Как правило, я беру с собой привычные кроссовки и горные ботинки, иногда — сандалии спортивного типа (они пригодятся, скажем, для прогулок под дождем в теплую погоду или для съемки в воде: ноги защищены от возможных повреждений и быстро сохнут).
Тщательно подберите носки: не забудьте про термоварианты для холодных условий, а также проверьте, насколько хорошо (плотно) носки сидят на ноге. Носок, который сползает при длительном хождении, натрет вам ногу. Теперь представьте, что в этот день вам надо снять водный фестиваль на какой-нибудь особенно желтой реке в Китае — а у вас на пятках прорвавшиеся мозоли, величиной с пятак каждая…
В дождь очень помогут плащи-пончо с широкими рукавами. В продаже имеются специальные плащи для фотографов, но они мало подходят для уличной фотографии, пончо в этом отношении удобнее: хорошо защищают, да и камера под ними не видна, а достать ее — пара движений.
Наконец, стоит принимать решение по цветовой гамме — не только ориентируясь на погоду, но и учитывая возможность слиться с толпой. Все-таки чем меньше фотограф привлекает внимание, тем удобнее: если вас заметят в толпе на пару секунд позже, это даст вам лишний шанс сделать кадр.

© muha
Чек-лист
Составьте перечень необходимого, чтобы ничего не забыть. Кстати, это касается не только аппаратуры. По сути, если речь идет о путешествии с фотографическим уклоном, даже не относящиеся к фотографии детали могут сказаться на съемке как положительно, так и отрицательно. Так что вдумчиво отнеситесь к составлению списка, все пункты важны. В фотографии мелочей нет, и миллиметр, по словам Картье-Брессона, имеет значение. В путешествии тоже нет мелочей, и часто малое видится там крупнее большого.
Продумайте все заранее. Маршрут, цели поездки, ваши идеи, аппаратура, экипировка — все это звенья одной цепи.
Не откладывайте сборы на последний момент: под рукой или в магазине может не оказаться как раз самого простого и необходимого.
Для читателя все сказанное выше — чужой опыт, и чтобы он стал своим, надо прожить различные ситуации самому.
В конечном счете универсального опыта не существует, поэтому так редко можно дать универсальный совет.
Другими словами, если вернуться к Стерну: «Нередко Стерн долго и обстоятельно рассуждает о тех или иных событиях, пока наконец не решает: все равно тут нет ни слова правды» (Жан Поль).
познавательно
вот интересное дополнение к вашей публикации - http://kak-fotografirovat.c...
Вынес для се6я несколько уроков! Спаси6о!
Подскажите плиз какие настройки были применены на первой фотографии?
Со штативом наверно снималось..
Совершенно верная мысль.Потому что, до нажатия на спуск в голове уже должен созреть результат, а это, в свою очередь возможно, если представляешь возможности этой коробочки с глазиком.
Позвольте пожать Вашу руку, хотя бы и на расстоянии!
Впрочем, один фотомастер оценивал профессионализм собеседника не по количеству сделанных за день или неделю кадров, а по тому, сколько раз в день человек просто общается с камерой: берет её в руки, держит, "греет руки" об неё и её "согревает" своим теплом, прицеливается, думает, не выпуская камеры из рук. С этого начинается профессионализм - со сроднения с фотоаппаратом.
Сергей.
Сегодня моя дочь была у меня в офисе и увидела на стене фото.Ой, а кто это так красиво снял - спросила она. Да ты сама два года назад... Мы зачастую себя недооцениваем. Просто постоянно фотографируйте и не важно какой техникой. Например на самом почетном месте в нашем доме висит шедевр, который я снял сотовым телефоном Nokia N95.
читаю Ваши советы и кажется, что очень сложно уместить все это в моей голове, и кажется не получится таких замечательных фотографий, но я буду стараться!
Мне кажется, что этот вопрос в России сегодня решаем трудно. Возьмем тот же напрочь взломанный софт. Как мы можем при этом требовать сохранения СОБСТВЕННЫХ авторских прав?
На Рамблере есть аккаунт "Мои фото". Можно там создавать папки с ограничениями "Виден только мне", "Виден моим друзьям" и "Виден всем".
Думаю, что это двойной труд, но, скорее всего, именно там можно распределять фотографии по их размерам и ресайз помещать в "Виден всем", а оригинал - в "Виден только мне", или "друзьям".Тогда возможно доказывать, что оригинал находится именно у Вас.
Кроме того, вот я, к примеру, сделал экслибрис со своими инициалами и иногда размещаю его на фото. Пока "для прикола". Но, кажется, его можно как-то добавлять к изображению таким образом, что он не будет виден. Как делать такие водяные знаки, я пока не знаю, не пробовал.
Сергей.
Мне кажется, что этот вопрос в России сегодня решаем трудно. Возьмем тот же напрочь взломанный софт. Как мы можем при этом требовать сохранения СОБСТВЕННЫХ авторских прав?
На Рамблере есть аккаунт "Мои фото". Можно там создавать папки с ограничениями "Виден только мне", "Виден моим друзьям" и "Виден всем".
Думаю, что это двойной труд, но, скорее всего, именно там можно распределять фотографии по их размерам и ресайз помещать в "Виден всем", а оригинал - в "Виден только мне", или "друзьям".Тогда возможно доказывать, что оригинал находится именно у Вас.
Кроме того, вот я, к примеру, сделал экслибрис со своими инициалами и иногда размещаю его на фото. Пока "для прикола". Но, кажется, его можно как-то добавлять к изображению таким образом, что он не будет виден. Как делать такие водяные знаки, я пока не знаю, не пробовал.
Сергей.
элементарно уважаемый:)
в фотошопе сделайте шаблончик с вашими данными. и цепляйте его на все фото. в принципе и асидиси может это делать. но я предпочитаю фотошопить!
И опять таки простят меня матерые профи! но вот давеча купил себе штатив Rekam, и докупил для него головку для панарамной работы.
общая стоимость покупки составила чуть больше 150 евро. и штатив доказал свою живучесть. его не убила тарнспортировка в автобусах в мяхком чехле притегнутым к сумке, ни падение при выгрузках и погрузках, по мимо этого пару раз он нырнул в басейн с водой во время работы в басейне (имел глупость поставить его на проходе) единственное что его доканало это свидание с песком. так что господа рекомендую!
элементарно уважаемый:)
в фотошопе сделайте шаблончик с вашими данными. и цепляйте его на все фото. в принципе и асидиси может это делать. но я предпочитаю фотошопить!
И опять таки простят меня матерые профи! но вот давеча купил себе штатив Rekam, и докупил для него головку для панарамной работы.
общая стоимость покупки составила чуть больше 150 евро. и штатив доказал свою живучесть. его не убила тарнспортировка в автобусах в мяхком чехле притегнутым к сумке, ни падение при выгрузках и погрузках, по мимо этого пару раз он нырнул в басейн с водой во время работы в басейне (имел глупость поставить его на проходе) единственное что его доканало это свидание с песком. так что господа рекомендую!
Сергей большое спасибо за дельные советы! Тампончики работают супер.К тоиу же в нашем городе находиться завод технического углерода.Нетрудно догодаться, что свечку зажигать не пришлось:) По поводу Netprint.ru пока не определился, т.к. живу в Омске, поэтому печатаю в определённом месте.А если создавать на каком то сайте альбомы и закачивать туда фото в полном качестве, то как сохранять авторские права?
Николай, если один производитель делает и штативы и штативные головки, то они обычно друг к другу подходят :-)
Там одинаковая посадочная резьба. И эта резьба наиболее распространена.
Что же до отдельной штативной головки для фотоаппарата, то тут дело вкуса. Видеоголовку можно использовать для фотоаппарата. Только фотоаппарату надо будет штативную площадку купить, чтобы с видеокамеры не перекручивать. Мало того, я бы использовал для фотоаппарата, а для видеокамеры брал был площадку длиннее. Под стандарт, используемый в G2180 еще Manfrotto площадки делает.
Но если захотите двигаться в сторону совместимости компонентов разных производителей, лучше выбрать стандарт Arca Swiss. Под этот стандарт и площадок больше выпускается, и всяких L-plate.
Спасибо большое господин sakharov за дельные советы! На их основе выбираю штатив GT2540EX, панорамную головку Nodal Ninja NN3 MkII, Видеоголовку Gitzo G2180. А дальше вопрос: подойдёт ли эта видеоголовка к моему штативу, нужно ли брать ещё головку для фотоаппарата (если да, то какую конкретно для моего комплекта)? И,если не трудно, то какие именно площадки заказать?. Закажу дочери, она в Лондоне на Амазоне купит.Заранее благодарю.
Кстати, только что пришло в голову: ведь этих тампнчиков, заранее намазанных копотью, можно взять с собой в пакетик сколько угодно! А значит, это может быть и пляжным делом.
Сергей.
По поводу съемки сильным телевиком я уже где-то тут постился: как я нашел способ быстрого отлова объекта в видоискатель. Не нужен зум, которым вы коротким ловите, а потом длинно зуммируете - это слишком долгая история для живой природы. Это может быть даже телефикс типа 500 мм. В моем способе надо одним глазом смотреть в видоискатель, а второй глаз не закрывать. В глазах получается стереоэффект: Вы пытаетесь совместить объект, видимый далеко свободным глазом, с центром видоискателя в другом глазу. Как только появляется момент "стереообъединения" - объект оказывается в кадре. Две-три репетиции, и Вы осваиваете этот способ окончательно.
По поводу съемки портретов со вспышкой в режимное время (восход/закат). Надо иметь фильтры-насадки на вспышку - от слабожелтого до желто-оранжевого. Их можно в принципе делать самостоятельно из обрезков театральных фильтров. Тем самым мы будем приближать цветовую температуру вспышки к солнечной режимной. На природе это не всегда нужно, но в домашних условиях (это уже не в тему, но кстати) таким образом мы можем приблизить вспышку к цвету ламп накаливания и выровнять весь цветовой баланс. Комбинация ламп накаливания и вспышки иногда дает интересный эффект, а иногда от него хотелось бы избавиться.
Никогда не протирайте объективы салфетками для очков.
Я уже получил несколько благодарных отзывов за мой способ, к сожалению, ныне забытый и вытесненный техническим прогрессом с не лучшим результатом. Конечно, это не пляжное дело. Дома, в гостинице, берете парафиновую свечу, столовую ложку и ватную косметическую палочку - тампончик. Зажигаете свечу и коптите внутреннюю сторону ложки - хорошо коптите, минуту-полторы. Затем набираете с ложки копоть на тампон - чем больше, тем лучше. Аккуратно, без нажима удаляете жир, пятна и пр. с линз любого самого дорогого изделия. Поверхность линзы приобретает вид только что приобретенного объектива. Ни волосков от тампона, ни копоти на объективе не остается. Это - многолетний опыт профессионалов фото, кино и телевидения. Если есть сомнения - попробуйте на дрянных объективах, которых не жаль. Убедитесь сами.
Для справки: карандашом Lenspen можно качественно отчистить объектив два-три раза. Дальше на нем накапливается жир и грязь с прошлых объективов, и его надо выбросить. А чистящее вещество Lenspen`a - атомарный углерод или... копоть.
Сергей.
PS: По поводу карт памяти вопрос: Моя Соня а300 с 10 Мпкс обещает мне, что на карте 8 ГБ поместится 502 RAW`a. На деле на карту вошло около 720 RAW`ов. Приятно, но непонятно. У Вас есть какие-нибудь наблюдения по этому поводу?
С.
Сразу даю рекомендацию по размещению фотографий.
Netprint.ru - регистрируетесь и создаете альбомы со ссылками для нас, а себе заказываете печать до 30х45 и можно больше с разрешением 300 dpi.
Цены - самые щадящие - дешевле, чем в любой мастерской. Если много-много фот, то они дают хорошую скидку. Можно заказать доставку на дом, а можно взять в ближайшем к вам киоске - предлагается множество адресов по Москве. В пределах Садового кольца на копеечки дороже.
Сейчас дочитаю статью и что-нибудь ещё скажу.
Сергей.
Николай, по поводу штативов для путешественника я в свое время статью писал:
http://www.veloclub.ru/cont...
Вот хорошая статья-блог на ту же тему:
http://blog.lexa.ru/2008/09...
Под Вашу технику подойдет из Gitzo GT0540, GT1540, GT2540.
Если хотеть удобства для макро, лучше смотреть на GT2540EX - у него ноги на произвольный угол раскрываются. Либо вариант со смещенной центральной колонной.
Если хотеть особой компактности в сложенном состоянии, можно посмотреть на серию Traveler.
Я использовал штативы разных производителей, но для путешествий предпочитаю Gitzo.
По поводу головок для панорам - запустите поиск по словам "нодальная точка".
Что же до шедевров, то снимает не камера, а фотограф.
Здравствуйте господа!
С удовольствием читаю ваши комментарии.Надеюсь, что мы не будем здесь отходить от темы.А что лучше зеркало или компакт выясним в других форумах.
Как и обещал поделюсь впечатлениями от поездки на Мальдивы в рамках этого форума. Напомню, что взял с собой только,что подаренный мне на 50-летие: Canon EOS 450D, Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, EF-S 60mm f/2.8 Macro USM, EF-S 55-250 f4-5,6 IS, EF-S 18-55 f/3,5-5,6 IS, вспышку Canon 430EX II. Всё это уложил в класный рюкзак на одной лямке фирмы Lowepro "Slingshot 200 AW". Взял штатив и видеокамеру Panasonic NV-GS500.До этого снимал на G7,G9. Зеркалка была давным давно - Зенит.На видео и кино то же снимаю давно - со времён 16мм "Красногорск-3".
О экзотических для нашего глаза красотах природы рассказывать здесь неуместно, а о непривычных условиях съёмки, думаю,надо. Утром солнце быстро встаёт, не успеешь сообразить - оно в зените, а вечером быстро падает.Цветовая температура меняется в эти минуты очень быстро. Поэтому лучше снимать в РАВе - потом разберёмся с балансом.Понравившиеся пейзажи снимать надо каждый день в разное время, так как выглядят они всегда по-разному.Благо острава там маленькие, наш, например, о.Куреду всего 1500х300 метров.Каюсь - не снял ни одной панарамы, хотя компактом всегда снимал.Даже сам не понял почему? А вот недавно прочитал, что хорошо панораму можно снять с рук (как я всегда поступал), а шедевр только со штатива да ещё с панорамной головкой. Хотелось бы узнать почему и что даёт панорамная головка? Да ещё может посоветуете штатив для таких поездок.Чтобы лёгкий, прочный для всех видов съёмки, включая макро.
Портреты.Без хорошей вспышки в любое время суток я не снял бы ни одного,потому что тени очень резкие.Ещё надо учитывать, что песок белоснежный, режет глаза, как снег.Один день тучки гуляли, вот тогда оторвался на портретах!Причём, если раньше при съёмке компактом я старался показать задний план, то этот аппарат изменил меня сами понимаете как - это получились настоящие портреты с сильно размытым задним планом. Портреты вдвоём и ночные съёмки, как понимаете, без штатива невозможны.Пожалел только, что штатив положил в чемодан - всё таки подломали, хотя дослужил две недели.Для штатива надо какой то тобус и брать его в ручную кладь.
Телевиком снимал летучих лисиц,птиц, дельфинов, гидропланы и портреты тоже.Опыта не хватило на летучих,т.к. раньше телевиком никогда не снимал.Макро снимал, но мало - не хватило времени и штатива. Пожалел, что UV фильтр был только на 17-55.Хотя проблем с пылью на матрице удалось избежать, но всё-таки что то надо иметь с собой (пока не знаю что?).Две флэшки по 8 Гб заполнились быстро и без РАВа, поэтому фотобанк с собой нужен (у меня не было).А аккумуляторы на вспышке не заряжал ни разу.Одного акк. в таких условиях для фотика и для одного для видео достаточно.Спасибо супруге, что взяла салфетку для протирки очков!
Хочу поклониться в ноги создателям замечательного фоторюкзака - берите именно такой! Компакт сознательно не брал, чтобы прочувствовать все прелести зеркалки в разных условиях. Скажу откровенно: мой скептис по-поводу зеркалок улетучился, а стиль съёмки изменился с уклоном к репортажу.Я именно почувствовал, что полностью владею ситуацией и могу поймать МГНОВЕНИЕ! Ещё одно интересное наблюдение: люди уже настолько привыкли к компактам, что когда начинаешь их снимать, автоматически замораживаються, как бы давая камере настроить параметры. Приходилось даже объяснять, что от них этого не требуется. Конечно рюкзак тяжёленький, но результат окупает понесённые затраты и неудобства. Когда я напечатал фотографии, а печатаю я всегда на А4, то восхищению не было предела!!! Даже сын - ярый противник зеркалок (камер обскура!) выразил своё восхижения и признал, что был неправ. Так как в инете я новичок, подскажите пожалуйста, где публиковать фото - хочется показать миру? И как при этом сохранить свои права на фото?
Подводный мир. Конечно побывать на Мальдивах и не фотографировать под водой - преступление.Подсел я братцы на подводную съёмку.Сначала купил на острове плёночную мыльницу в боксе.Наснимал четыре плёнки - в магазине кончилась плёнка на 400ед.Потом снимал самсунгом амфибией - попросил у одного португальца.Плавал без акваланга, много наснимал черепах, мурен, скатов и пр.красоты. Теперь, понимаете, мой багаж станет тяжелее.Когда полетим в Тайланд, то надо крепко подумать, что купить в Бангкоке для подводной съёмки. Но это будет уже другая история.
А можно, я тоже подпишусь под этим постом?
Подписываюсь: Сергей Виноградов.