Вверх
  • Съемка в городе… и не только
  • Как связаны фотография и мультимедийные технологии
  • Уроки съемки для экспедиционного фотографа
  • Фотопортрет. Психология съемки
  • Советы по съемке диких животных
  • Фотография как способ мыслить
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Фотопортрет. Психология съемки

Обсудить
© Елена Ростунова
© Елена Ростунова

Хорошая портретная фотография передает сущность человека, будь то ребенок, сосед или знаменитость.

Людям испокон веков хотелось получить свои парадные портреты, на которых они были бы изображены красивыми и представительными. Неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно походили на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь на улице — не узнаешь.

За это были готовы платить деньги. Портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные гонорары. До изобретения фотографии портрет был привилегией только очень богатых людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как на самом деле выглядел Наполеон. Художники, как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя. То же самое было и с фотографией в момент ее изобретения. Фотограф создавал образ, и этому образу верили. Вспомним портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове. Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать имидж человека. Соответственно, портреты могут по-разному интерпретироваться. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, застывшим правителем, живым человеком.

© Елена Ростунова
© Елена Ростунова
© Елена Ростунова
© Елена Ростунова

Ко мне как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Попросил снять его более взрослым, с доброй улыбкой человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии — и сняли героическим мачо. Этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно. Наша с ним фотосессия началась сразу по окончании рабочего дня. Ко мне он вышел усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы я побыстрее все отсняла. А мне хотелось по-честному отработать свои деньги. Мы начали разговаривать. Я усадила его, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя. И между делом нажимала на кнопку. Через час мы закончили.

Он выглядел отдохнувшим. Глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? — спросил он. — Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, — продолжал он, — вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Потом, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что я говорила ему в тот момент и почему у него такие добрые глаза отличного парня.

© Елена Ростунова
© Елена Ростунова

Когда мы снимаем портреты, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж смотря какая перед вами стоит задача… Чаще всего хочется получить психологический портрет, хочется поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что называется душой.

© Елена Ростунова
© Елена Ростунова
© Елена Ростунова
© Елена Ростунова

Бывает, что на съемке, как только направляешь объектив на человека, он выдает тебе заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна людям-знаменитостям, тем, кто привык к частым фотосессиям в гламурных журналах и всегда готов к дежурной сияющей улыбке, так, чтобы было видно максимальное количество зубов. В результате получается технически безупречная фотография — при условии, что вы умеете работать со светом, — но совершенно неинтересная с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек при тебе вел себя естественно, как он ведет себя в кругу друзей. Большинство людей при виде объектива напрягается. Ваша задача — стать фотографом-невидимкой или тем самым, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит раскованным и веселым, в кадре другого у него напряженный, серьезный вид. В третьем случае он может показаться гламурным, пафосным. В четвертом — человек вписан в фотографию как арт-объект, и фотография рассматривается как набор символов.

© Елена Ростунова
© Елена Ростунова
© Елена Ростунова
© Елена Ростунова

Даже у коммерчески очень успешного фотографа должна быть причина, по которой он снимает людей, а не натюрморты. И очень многие фотографы хотят добиться схожести человека и фотографии. Той самой схожести, когда человек смотрит в зеркало и видит себя красивым, живым и расслабленным.

Таким образом, становится очевидным, что портрет — психологическое выражение как модели , так и фотографа. Сходятся фотограф и модель на съемочной площадке, и тут начинается сотрудничество. Фотографы бывают злые, добрые, жесткие, мягкие, очень серьезные и очень беззаботные. Обо всем этом можно судить по их фотографиям.

© Елена Ростунова
© Елена Ростунова

Опубликовано: 10.09.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Елена Ростунова
Опубликовано 10.09.2008
DreamHunter, 2011-04-15T16:24:14

Отличная статья, многое почерпнул из нее .

"Когда мы снимаем портреты, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж смотря какая перед вами стоит задача… Чаще всего хочется получить психологический портрет, хочется поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что называется душой."

отлично написано

Иоанн, 2011-02-21T00:02:00

Всё здорово и интересно!Но мне хочется уточнить,что на чёрно- белом снимке, человек выглядит значительно лучше,это из-за цвета?Что цветная фотография привлекает смотрящего на неё больше красками,чем смыслом того,что хотел показать фотограф на чёрно-белом снимке.Я прав, или здесь что-то иное?

Ekaterina Amirova, 2010-11-21T01:30:35

Спасибо!! очень полезная информация))

Yana Kazakova, 2010-08-17T09:58:20

Спасибо за статью, вы во многом мне помогли!

Белый Ягуар, 2010-07-02T20:48:24

да полностью согласен.фотограф должен быть от части и психологом...пусть это не воспринимается буквально(т.е. не надо особых знаний)..но то что фотограф должен быть творческой личностью это однозначно и соответственно должен чувствовать хорошо.

manjashka_asl, 2010-02-05T22:01:12

Спасибо за статью!!!

Наталия Муха, 2009-06-07T18:49:33

очень понравилась статья, Елена! Спасибо большое, она мне очень поможет, т.к. я только начинающий фотограф, но очень люблю снимать, душу радует... хочется и других радовать.

Никишаев Андрей, 2009-05-17T22:13:25

Уже не первый раз читаю эту статью и все так же получаю удовольствие от прочтенного.
Вы абсолютно правы, по крайней мере ваше мнение совпадает с моим. Портретная съемка это скорее умение перенести душу человека в кадр нежели его изображение.
Иногда бывает так что фотографируешь кого-то и попадаешь именно в тот момент когда запечетилваешь внутренний мир человека, при этом стоит сказать что я все время снимаю серией. В итоге получается два кадра с разницой в пару десятых секунды. И на один кадр прям таки дышит в руках, а второй просто красивая картинка. Минимальная разница в кадре и огромная разница в восприятии работы.
Посему для меня портретная съемка это умение вызвать истинное лицо человека, уловить его и успеть запечатлеть на камеру. Это как игра в прятки с внутренним миром человека.

Катюша, 2009-03-17T14:35:34

портретная съемка мне очень интересна и Ваша статься помогла кое в чем разобраться. спасибо

Ya.Mariya, 2009-02-21T21:27:08

"Когда мы снимаем портреты, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего..."
Просто в точку!
Спасибо, Елена, за то,что напрвили )))
Даже в голову такое не приходило, а теперь все мысли об ошибках начинают выстраиваться, как пазл, в картинку ))))

Смолина Ольга, 2009-01-21T23:25:26

Огромное спасибо именно Юрию! Будем следовать советам. Чувствую - помогут :)

Сергей Балмашов, 2008-12-26T01:42:14

Спасибо! Очень поучительная статья. А фотографии пробирают насквозь! Комментарий Юрия порадовал. Отдельное ему спасибо!

Павел, 2008-12-24T21:03:28

Как психолог - абсолютно согласен с ходом мысли автора статьи. Такой подход важен не только в фотографии, но и в психологии.

Павел, 2008-12-24T21:02:22

Как психолог - абсолютно согласен с ходом мысли автора статьи. Такой подход важен не только в фотографии, но и в психологии.

jukku, 2008-10-27T15:10:18

Прекрасная статья! Спасибо автору!)

Anastasia bore, 2008-10-25T03:31:05

даа именно то, что я обычно делаю. и с Юрием тоже согласна, проверено на личном опыте.

Anastasia bore, 2008-10-25T03:31:05

даа именно то, что я обычно делаю. и с Юрием тоже согласна, проверено на личном опыте.

Lana, 2008-10-20T20:45:23

Спасибо за информацию!

kuskuse, 2008-10-14T06:42:32

Спасибо. Было интересно.

Полина, 2008-10-06T13:53:11

Спасибо за статью, для людей, страстно желающих научиться делать хорошие портреты - материал ценный. Отдельное спасибо Юрию за идеи и варианты раскрепощения.

0c0b53f6 5096 41c3 9f82 b7b5aa3d3e00