Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Как снимать Love story в зимнем лесу

Дата публикации: 03.01.2017

Зима! Казалось бы, прекрасное время года для фотосессий. Ведь зимние фотографии в социальных сетях выглядят так мило. Уверяю, ситуация с романтичными зимними фотографиями похожа на ситуацию с дельфинами: все знают, что дельфины спасают людей, толкая их к берегу, но ровно потому, что люди, которых дельфины толкали от берега, уже ничего об этом не расскажут. Массу неудачных зимних фотографий вы не видите, потому что их просто не публикуют. И чтобы вы их так и не увидели, даже на просмотровом экранчике своего фотоаппарата, я рискну поделиться своим опытом.

Как снимать Love story в зимнем лесу NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.2, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

КАМЕРА. Я снимаю на камеру Nikon D4. И от многих неурядиц в мороз меня защищает именно она. D4 — морозостойкая модель с защитой от влаги, терпимая к перепадам температур. Но, несмотря на это, матрицу камеры (которой в общем-то холод нипочём) может во время замены объектива атаковать снег (с перчаток фотографа, с неба или деревьев, от расшалившихся фотомоделей).

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Поэтому всегда:

  1. Изыскивайте возможность как можно меньше раз менять объективы. Идеальный вариант — надеть на каждую камеру нужный объектив ещё дома. То же относится к флешкам, батарейкам и АКБ. Я заранее планирую съёмку так, чтобы два моих излюбленных объектива — Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G и Nikon AF-S Nikkor 14-24mm f/2.8G ED — менялись как можно реже. Конечно, хочется и таким поснимать, и таким, но я сдерживаюсь: зима — не самое лучшее время «играться со стёклышками». Кадры, которые вам приходят в голову во время съёмки другим объективом, аккуратно складируйте на полочку в голове и доставайте уже тогда, когда «переобуетесь» на другое стекло.

  2. Перед сменой объектива помещайте камеру в кофр, убедившись, что на вас нет снега. Закрывайте кофр от ветра телом.

  3. Все операции по замене чего-либо выполняйте только без перчаток, не замерзшими руками.

Важнейшими факторами зимней фотосъёмки являются:

СОЛНЦЕ. Зимние съёмки, если вы дождались ясной погоды, дадут вам прекрасную возможность пользоваться низким положением нашего светила на небе. Оно не даёт теней под глазами. Его можно использовать не только как заполняющий и рисующий, но и как контровой свет. Часто его можно вписывать в кадр, делая ещё одним элементом изображения. Для смягчения теней и подсветки лиц в зимний период мне нравится использовать золотую сторону отражателя. Баланс белого я обычно настраиваю вручную на 3700 градусов Кельвина, что даёт голубоватый оттенок всего фона и естественный цвет лица моделей.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F22, 1/80 с, 16.0 мм экв.
NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.8, 1/160 с, 24.0 мм экв.

СНЕГ. Он, конечно, может быть просто джеклондоновским Белым Безмолвием, но будет лучше, если вы заставите его помогать вам рассказывать свою историю. Он может мельчайшей пылью неподвижно висеть вокруг главных героев, мягко лезть в кадр, подчёркивать направление и динамику движения, создавать объём и глубину кадра.

ПАР. Популярный голливудский штамп: если герой и героиня объясняются на ночной улице, то, независимо от времени года, у них изо рта идёт пар, который обязательно освещён чем-нибудь контровым, даже если на заднем плане только разгружающие состав с углём негры. Пожалуй, соглашусь с голливудскими операторами — это как минимум красиво. Не собираюсь вас «заштамповывать», но иметь в своей копилке такой выразительный приём очень советую.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.2, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Кстати, пар может идти не только от дыхания главных героев, но подниматься, например, от чашки горячего чая. Пар из выхлопной трубы автомобиля тоже очень романтично смотрится.

Маленький лайфхак. Часто бывает, что пар есть, но его недостаточно, или он быстро исчезает, например, из-за ветра. Облако, похожее на пар, могут давать дезодоранты. Хорошо для этого подходят электронные сигареты (советовать обычные не стану по двум причинам: первая — курение убивает, вторая — сигаретный дым прекрасно узнаётся на большинстве фото, т. к. это всё-таки дым, с характерной фактурой и цветом). Только сразу продумывайте, как замаскировать источник такого «спецэффекта».

ХОЛОД. Да, это тоже важный фактор съёмки. Я хотела с него начать, но решила, что после зловещих намёков на коварных дельфинов надо немного ослабить давление на читателя, а то, пожалуй, он может расстроиться и закрыть эту статью. Но теперь пришло время узнать вам страшную правду: больше половины возможностей съёмки во время зимней фотосессии не реализуются по причине холода.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Его жертвами обычно становятся:

РУКИ. В особенности пальцы фотографа. О каком творчестве может идти речь, если вашим пальцам некомфортно? О да, вы стойко будете терпеть все тяготы и лишения, не сомневаюсь, но время на настройку камеры вы будете тратить ощутимо больше. И очень скоро животрепещущие вопросы — менять или не менять объектив, фокусное расстояние, другие параметры съёмки, подсказать движением позу для позирующего — будут решаться в пользу «оставить всё как есть». Потом всплывает ещё одно гениальное решение — «в фотошопе поправим». И всё, можно отправляться домой. В соцсетях обычно после этого появляется селфик с телефона и месседж «скоро выложим результаты фотосессии в снегу, было суперпозитивно», но… (см. выше). Поэтому защищайте свои руки тёплыми перчатками, в которых вам будет удобно пользоваться техникой. Обязательны тёплые и глубокие карманы на одежде: аппаратура во время переноски висит на теле и не нуждается в руках. Отлично помогают химические грелки для рыбаков и охотников.

ОПТИКА. Её холод часто атакует с помощью запотевания (достаточно занести хорошо остывший объектив в тёплое помещение), а оптику слишком расслабленной жертвы — ещё и изморозью (это если вы запотевший объектив вынесете обратно на холод). Так же коварно изморозь может атаковать видоискатель, на который попадёт дыхание фотографа. Не то чтобы критично, особенно в условиях чёткой работы автофокуса, но удовольствия от работы ощутимо поубавится, так что не разговаривайте, слегка отстранив камеру от лица. К тому же это невежливо.

Так как я пользуюсь камерой Nikon, я помню, что сам по себе холод не причинит ей сколько-нибудь значимого вреда. Но не спешите при каждой возможности протискиваться поближе в натопленную бытовку и протягивать в огню драгоценную «тушку». Поставить кофр с техникой на батарею — тоже плохая идея. Опасны перепады с холода в тепло, а не сам холод. Техника, помещённая в хороший, плотный кофр, сама правильно остынет или отогреется.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/8000 с, 17.0 мм экв.

ФОТОМОДЕЛИ. Это излюбленные жертвы холода. У меня такое ощущение, что примерно половина моих моделей — иностранцы из какой-то жаркой страны, которые думали, что русская зима — это как в Италии, только со снегом, который точно тополиный пух, но лучше, потому что от него не чихают. И вот на съёмке они узнают, что, оказывается, туфли и джинсы не подходят к таким условиям. Не бойтесь показаться занудой. Скажите, повторите, напомните и перепроверьте — одеваться нужно очень-очень тепло. Им придётся переодеваться, застывать, поворачиваться к ветру, обсыпаться снегом, валяться в нём и прочее. Ведь мы говорим о фотосессии, а не просто о паре кадров «я и лес на заднем плане». В общем, практически всё, что они будут делать, приводит к усиленной потере тепла, которое придётся восстанавливать.

NIKON D4 / Zeiss Planar T* 1.4/50 ZF.2 УСТАНОВКИ: ISO 250, F14, 1/1600 с, 50.0 мм экв.

Я очень люблю, когда модели двигаются. Чем больше движения, тем больше интересных и динамичных кадров. Даже если что-то не получается — это всё равно весело и обычно согревает. Приводить моделей в движение я предпочитаю без давления. Нам не дано, не зная человека хорошо, угадать его моторику, нюансы мимики и жестикуляции. Дайте ему подвигаться, лишь немного подсказывая, что, на ваш взгляд, получается особенно удачно, и выражая восхищение сделанными кадрами. Пусть человек расслабится, не смотрите на него взглядом члена приёмной комиссии в актёрском училище. Если он перед вами — значит, вы уже согласились с ним работать.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Иногда, чтобы ободрить моделей, я показываю им парочку удачных снимков. Они поверят в свои силы и поймут то, что я стараюсь поймать. Но каждый кадр показывать категорически не советую. На это уходит много времени. Да и не факт, что все кадры в итоге получатся и вы сможете потом распечатать анонсированное.

Заранее продумайте фотосессию, её идею, стиль. Времена, когда фотографа звали на съёмку только потому, что у него есть фотоаппарат (и была некоторая надежда, что он умеет им пользоваться), давно прошли. Фотограф — это стилист, идейный вдохновитель, режиссёр, художник по свету и многое другое. Хорошая камера позволяет максимально довериться технике и больше внимания уделять происходящему на съёмочной площадке. Вот и уделяйте! Работайте не просто настройщиком выдержки и диафрагмы, а творите. Как обычно, но с учётом вышеперечисленных «зимних» факторов.

Зимой особенно важны заранее продуманные мизансцены. Повторюсь, обычно климатические условия не располагают к долгим творческим поискам на пленэре, и хотя бы примерную направленность и динамику вы должны себе представлять. «Мы придём в лес и будем фотографироваться» — это не план. Для меня идеальный план зимней фотосессии состоит из нескольких частей, и всегда есть возможность дать моделям и себе немного отогреться в машинах за чашечкой горячего чая.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2, 1/3200 с, 85.0 мм экв.
NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F22, 1/500 с, 14.0 мм экв.
Дата публикации: 03.01.2017
Комментировать
Ed4515dd 631c 4cc0 b38a 186cffcf24c2 square 100
Юлия Логинова

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus