Вверх
C63b25a0 684d 4897 b1cf 16239043f24f

Насколько «золотые» пропорции действительно золотые?

Дата публикации: 14.02.2023

В этом уроке я расскажу вам о золотом сечении, и мы постараемся проанализировать, насколько эти пропорции действительно «золотые» и нужно ли им неукоснительно следовать.

Насколько «золотые» пропорции действительно золотые?

Фото: Ренат Мансуров
Портрет Арины

Золотое сечение, золотая пропорция — это определённое соотношение целого и его частей, при котором пропорции частей между собой и наибольшей части к целому равны. Ниже мы проиллюстрируем это наглядно. Пропорции повсеместно используются в искусстве, инженерии и, конечно, в фотографии. Также очень часто мы можем наблюдать их в природе.

Фото: Ренат Мансуров
Рассмотрим обычное куриное яйцо: мысленно разделите его пополам в самой широкой части. Вы получите правильные, «золотые» пропорции.

Фото: Ренат Мансуров
Рассмотрим обычное куриное яйцо: мысленно разделите его пополам в самой широкой части. Вы получите правильные, «золотые» пропорции.

Математический смысл золотого сечения

Немного математики и точных расчётов. Если мы возьмём линию и разделим её на две части так, чтобы длинная часть соотносилась с короткой в такой же пропорции, как и вся линия соотносится с длинной частью, получим ту самую золотую пропорцию (золотое сечение). Она всегда будет равна значению 1,618. Это число даже получило собственное название — φ (фи).

И если перейти от отрезков к фигурам на плоскости, золотое сечение не потеряет своей актуальности. Используя пропорции золотого сечения, построим прямоугольник. Соотношение его большей и меньшей стороны будет равно числу φ (1,618).

Интересен этот прямоугольник тем, что сколько бы вы ни отрезали от него квадратов, он всегда будет оставлять после себя прямоугольный кусочек с золотым соотношением сторон. И так до бесконечности!

Первое упоминания о построении «правильного» прямоугольника было найдено в работах Эвклида 2300 лет тому назад.

С течением времени эти пропорции закрепились в искусстве и архитектуре как золотой стандарт, а в эпоху возрождения такие мастера, как Микеланджело и Леонардо да Винчи, лишь утвердили их позиции..

Если в каждом квадрате построить дугу от одного угла к другому, где радиус будет равен одной из сторон, то получим известную всем спираль Фибоначчи (золотую спираль).

Эстетический и математический смысл золотых пропорций в том, что мы видим некий идеальный случай, когда величины или формы между собой уравновешиваются и при этом каждая из частей уравновешивается к единому целому.

Платон говорил: «Наилучшая аналогия делает целое и его части нераздельными. Причём все величины можно дробить до бесконечности, и они будут сохранять свои “золотые свойства”». Отсюда, кстати, и пошло название этих пропорций.</i>

Примеров пропорций в природе можно найти довольно много. Распределение семян подсолнуха или семян на ромашке, спиральные раковины, соотношения пропорций человеческого тела… Даже нераскрывшаяся еловая шишка или ананас содержит спирали, близкие к «золотой»!

Использование золотого сечения в композиции

Как пользоваться этими числами и пропорциями? Давайте построим прямоугольник, используя метод, указанный выше, и встроим в него линии, задействовав золотое сечение. Мы получим разграничение прямоугольника несколькими линиями.

Если говорить о композиции, то существует признанное мнение, что, размещая объекты на линиях или их пересечениях, мы максимально выделяем их как смысловые центры.

Часто сетку золотого сечения дополняют спиралью Фибоначчи. Это, по мнению многих, инструкции по использованию золотого сечения в фотографии, живописи и дизайне.

Располагая смысловой центр в точках пересечения линий золотого сечения или в месте, где спираль закручивается, вы упростите восприятие фотографии и сделаете ее более гармоничной. Второстепенные детали старайтесь расположить таким образом, чтобы они, наоборот, не попадали в эти зоны и не перетягивали на себя внимание.

Но здесь же возникает вопрос: возможных точек слишком много, неужели каждая из них важна? Давайте разбираться на практике.

Восприятие целой картины всегда происходит частями, и полная картина собирается в голове только после того, как человек рассмотрит поле его внимания полностью. И в этом «разглядывании» стартовать он будет как раз с этих точек. Есть теория, что для большинства людей главное — найти на лице глаза и рот, чтобы быстро считать эмоции и намерения, потом посмотреть, есть ли у оппонента в руках оружие. Те, кто рассматривал нос и солнечное сплетение, до наших дней, к сожалению, не дожили. Отсюда и повышенное внимание к смещённым от центра объектам.

Восприятие целой картины всегда происходит частями, и полная картина собирается в голове только после того, как человек рассмотрит поле его внимания полностью. И в этом «разглядывании» стартовать он будет как раз с этих точек. Есть теория, что для большинства людей главное — найти на лице глаза и рот, чтобы быстро считать эмоции и намерения, потом посмотреть, есть ли у оппонента в руках оружие. Те, кто рассматривал нос и солнечное сплетение, до наших дней, к сожалению, не дожили. Отсюда и повышенное внимание к смещённым от центра объектам.

Восприятие целой картины всегда происходит частями, и полная картина собирается в голове только после того, как человек рассмотрит поле его внимания полностью. И в этом «разглядывании» стартовать он будет как раз с этих точек. Есть теория, что для большинства людей главное — найти на лице глаза и рот, чтобы быстро считать эмоции и намерения, потом посмотреть, есть ли у оппонента в руках оружие. Те, кто рассматривал нос и солнечное сплетение, до наших дней, к сожалению, не дожили. Отсюда и повышенное внимание к смещённым от центра объектам.

Давайте посмотрим и постараемся понять, как эти пропорции использовали мастера искусства фотографии? Мы просто наложили линии построения на известные кадры и картины классиков.

Насколько «золотые» пропорции действительно золотые?

Искусство — не точная наука. Если постараться, то можно притянуть эти пропорции за уши к любому произведению. Где-то это будет явный пример, где-то нет… Но ясно одно: пропорции, близкие к золотому сечению, дают наилучшие результаты, усиливая восприятие визуального произведения.

Эти пропорции проверены временем и сотнями тысяч творческих людей. Фотографы, художники, дизайнеры и архитекторы каждый день задействуют золотые пропорции в своей работе.

Используйте эти знания и вы, но помните, что всегда есть возможности отойти от золотых правил для достижения ваших целей. Высчитывать миллиметры в надежде сделать ваше творчество золотым, наверное, не стоит, но и забывать о приятных для глаза пропорциях точно не нужно. Как это делать правильно, каждый решает сам: существует множество приёмов работы с психологией восприятия, которые могут вывести вашу работу на новый уровень.

Давайте добавим ещё немного наглядности. Посмотрите на три варианта кадрирования снимка: по сетке золотого сечения, по правилу третей (а это одно из упрощений золотого сечения) и по спирали Фибоначчи.

Теперь постарайтесь ответить на вопрос: что же лучше? Подсказка: большой разницы нет!

Не останавливайтесь в изучении разнообразных художественных и композиционных приёмов, и ваше творчество будет восхищать оригинальностью и лёгкостью восприятия.

Дата публикации: 14.02.2023
Комментировать
584a7cf1 fc17 42e2 9687 73c80214e6c1 square 100
Ренат Мансуров

Профессиональный фотограф, Фотохудожник, лауреат международных фотоконкурсов и выставок

Другие статьи рубрики

Показать больше статей