Зима — замечательная пора для красивых кадров. Несмотря на то, что свадьбы в это время года не особенно популярны, многих так и манят белые пушистые хлопья, а сказочный лес зазывает своими искрящимися ветвями. В этой статье я расскажу, как правильно подготовиться к зимней съёмке и сделать яркие и интересные кадры.
Техника для любой погоды
Хочу отдельно остановиться на выборе оборудования для съёмки в сложных погодных условиях, в особенности зимой. Дело в том, что обычная техника не способна оставаться работоспособной в условиях повышенной влажности или холода. В результате вы не только рискуете упустить нужный кадр, но и окажетесь обречены на дорогостоящий ремонт. В качестве основной камеры я использую Nikon D4s. К счастью, все модели камер Nikon профессиональной серии (D4, D4s, D5, а также более младшая линейка полноформатных камер, начиная с D750) способны не только противостоять влаге, но выполнены из магниевого сплава и готовы к самым суровым погодным испытаниям.
Моя камера Nikon D4s обладает прекрасной пыле- и влагозащитой и позволяет снимать в самых экстремальных условиях. Хочу также отметить, что практически все объективы Nikon Nikkor имеют надёжный конструктив и резиновое уплотнительное кольцо на байонете, которое позволяет проводить съёмку даже во время небольшого дождя.
Зимой из объективов я отдаю предпочтение зумам AF-S серии для полноформатных камер FX (Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и Nikon NIKKOR AF-S 24-70mm f/2.8G ED). Так называемая Святая троица — это проверенная временем конструкция, быстрая работа автофокуса и непревзойдённая универсальность (14–200mm). Всё вместе позволяет на время забыть о технической стороне и сосредоточиться на творческом процессе.
Тем не менее всегда лучше перестраховаться: отправляясь на съёмку, закиньте в свой рюкзак плащ-дождевик или большой полиэтиленовый пакет. Это не только сохранит вашу технику сухой, но и убережёт вас самих от дождя и снега.
Зимние особенности съёмки
Главным преимуществом съёмки в зимнее время является красивый и мягкий свет. Снег под ногами выступает в роли естественного рефлектора и отражает солнечные лучи снизу вверх, заливая мягким светом всё вокруг. Используйте это — располагайте моделей так, чтобы солнце (даже если оно за облаками) находилось ЗА вашими моделями и выступало в роли контровика. Благодаря контровому освещению фотография станет более объёмной, а заливающий белый свет, отражённый от снега, сделает освещение качественнее и мягче.
К сожалению, яркий свет имеет и обратную сторону медали: экспозамер камеры очень часто занижает значение экспозиции при съёмке в режиме A (приоритет диафрагмы), поэтому снимки могут получаться тёмными и недосвечеными. Чтобы этого избежать, обязательно делайте поправку на самой камере по значению экспозиции (например +1,3 EV). А ещё лучше — снимайте в ручном режиме М. Да, это требует определённого опыта и сноровки, но в долгосрочной перспективе поможет вам в полной мере контролировать свет во время всего съёмочного процесса. Кроме того, снимайте в RAW. Этот формат у Nikon хорошо поддаётся корректировке и гибко тянется на постобработке. Поэтому недосветы в моём случае — это не проблема.
Особое внимание уделите вашей технике при переходе из холода в тепло. За счёт разницы температур внутри камеры образуется конденсат, а объектив имеет свойство запотевать в самый неподходящий момент. Самым верным решением будет отложить на время камеру и объектив, не вынимая из кофра, пока температура не выровняется (около 30 мин). У меня для таких случаев имеется запасной комплект аппаратуры, который всегда лежит в тепле: снимая свадьбы в условиях быстро меняющегося репортажа, нужно быть готовым нажать на кнопку спуска затвора в любой момент.
Спланируйте съёмку заранее
-
Уделите особое внимание таймингу на вашей фотосессии: обязательно учитывайте короткий световой день в зимнее время. Идеально начать съёмку до полудня, а закончить не позднее 15:00.
-
Планируя съёмку на холоде, обязательно продумайте основное место своей дислокации — это может быть тёплый автомобиль, кафе или номер гостиницы. Из-за сильного холода приходится снимать «перебежками», в перерывах согреваясь горячим чаем.
-
Подумайте и о вашей личной экипировке: как показывает практика, больше всего в тепле нуждаются руки и ноги, поэтому позаботьтесь о тёплых непромокаемых ботинках и кожаных перчатках: они не позволят выпасть камере из рук.
-
Всегда держите в голове чёткий план действий: заранее продумайте, что и как вы будете снимать. В условиях экстремального холода у вас попросту не останется времени на творческие поиски и находки.
В этом кадре я попросил ребят ненадолго выбежать на балкон, а сам снимал из комнаты. Мой ассистент также находился снаружи и по команде вбросил снег слева-направо. Всё это придало кадру динамики и позволило в большей степени раскрыть зимний сюжет.
В едином стиле
Во время съёмки зимой очень важно, чтобы образы моделей смотрелись органично в снежном пейзаже. Белый фон даёт большой простор для творчества и позволяет использовать практически любые цвета: от нежных пастельных до ярко-красных оттенков — главное, чтобы сами образы гармонировали друг с другом.
Что касается реквизита, то здесь нужно отталкиваться от тематики свадьбы — лично я не сторонник навязывать людям различные предметы для съёмки. Лучше всего использовать интересы самих молодоженов, например, если они увлекаются зимними видами спорта, можно именно это и обыграть на фотосессии.
Подумайте о реквизите и с практической точки зрения: фотосессию можно провести в красивых вязанных валенках, что не только расставит яркие акценты, но и позволит значительно увеличить время пребывания молодожёнов на улице в холодное время года.
Больше двигайтесь
Фотосессия в холодное время года как нельзя кстати располагает к динамике во время съёмки. Это не только сделает ваши снимки более живыми, но согреет ваших моделей и позволит дольше оставаться на улице. Захватите с собой пару тёплых одеял — с их помощью вы сможете быстро привести в чувство своих отважных моделей.
Полезные советы
-
Выставляйте ручной баланс белого (ББ) на камере вручную. Из-за яркого снега температура баланса может «прыгать» время от времени, но зато при последующей обработке вы сможете с лёгкостью применить корректировки ББ сразу ко всем кадрам в серии.
-
Для того, чтобы сделать максимальный акцент на снежинках, помните главное правило — чем больше фокусное расстояние, тем крупнее и объёмнее они будут казаться. Вы можете также придать динамику падающему снегу, если выставите на камере более длинную выдержку (<= 1/160 сек). Благодаря такому приёму снег в кадре прорисуется длинными штрихами, что позволит вашей фотографии выглядеть более «живой».
-
Снимая во время снегопада, старайтесь избегать длиннофокусных расстояний (более 135mm). В противном случае вы рискуете не поймать фокус на основном объекте (особенно в тёмное время суток).
-
Не ограничивайте себя только уличной съёмкой в день свадьбы — используйте номер, студию или квартиру для неспешной портретной съёмки (не каждая невеста сможет позировать «для обложки», когда на градуснике -20°).
В завершение — история создания одного зимнего кадра на свадьбе, которая проходила в городе Сочи.
Фотография была сделана на зум-объектив Nikon NIKKOR AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II с максимальным фокусным значением (200мм), что позволило мне находиться на большом расстоянии от жениха и невесты. Благодаря такой перспективе удалось вырезать из кадра посторонние объекты, акцентируя внимание на молодожёнах (действие происходило в час пик на горнолыжном спуске «Горная Карусель»). Я заблаговременно попросил ребят подняться на пару сотен метров, а сам, заняв «удобную» позицию по пояс в снегу, переключил фокусировку на объективе в режим M/A (приоритет ручной фокусировки). Из-за сильного снегопада я корректировал автофокус вручную, чтобы максимально точно сфокусироваться на объектах. Три секунды в режиме непрерывной съёмки CH (11 кадров в секунду) — и мне удалось поймать нужную фазу движения! В конце спуска нас встречали друзья — с овациями, тёплыми вещами и горячим глинтвейном.