Вверх

Пять причин купить сверхширокоугольный объектив

Дата публикации: 20.07.2017

Мы продолжаем цикл статей о съёмке на разные объективы. Ранее речь шла о «полтинниках» и 85-мм объективах. В этот раз вас ждёт знакомство со сверхширокоугольной оптикой.

Пять причин купить сверхширокоугольный объектив Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED УСТАНОВКИ:

Для полнокадровой камеры сверхширокоугольным является объектив с фокусным расстоянием короче 24 мм (15 мм для камер с матрицей APS-C) и углом обзора более 80 градусов по диагонали кадра.

Типы объективов по углу обзора

Типы объективов по углу обзора

В кадр поместится всё!

Часто в помещении хочется взять более общий план, но отойти подальше от объекта съёмки не получается — мешают стены или другие препятствия. Здесь на помощь приходит сверхширокоугольный объектив. Он используется в свадебной, репортажной съёмке, незаменим при съёмке интерьеров.

Кадр, сделанный 50-мм объективом

Кадр, сделанный 50-мм объективом

Кадр, сделанный на фокусном расстоянии 14 мм

Кадр, сделанный на фокусном расстоянии 14 мм

Идеальное решение для пейзажной съёмки

Если вы хотите захватить в кадр весь окружающий ландшафт, а не только его фрагменты, то без широкоугольной оптики не обойтись. При съёмке пейзажей используют все виды объективов, даже телевики. Но всё же основным инструментом фотографа-пейзажиста является сверхширокоугольный объектив.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED УСТАНОВКИ:

Заставляет подойти ближе

«Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит вы подошли недостаточно близко». Эта цитата одного из известнейших фотожурналистов середины XX века Роберта Капы.

Сверхширокоугольная оптика позволила подчеркнуть чувственные черты лица девушки. Впрочем, снимать портреты на такую оптику стоит с осторожностью: часто это приводит к искажению пропорций лица и тела модели.

Сверхширокоугольная оптика позволила подчеркнуть чувственные черты лица девушки. Впрочем, снимать портреты на такую оптику стоит с осторожностью: часто это приводит к искажению пропорций лица и тела модели.

Nikon D810 УСТАНОВКИ: ISO 1100, F3.5, 1/250 с, 18.0 мм экв.

Сверхширокоугольный объектив позволяет и даже заставляет снимать на минимальном расстоянии от объекта съёмки, переднего плана. Если отойти подальше, все предметы в кадре будут одинаково мелкими.

Снимок получился благодаря использованию сверхширокоугольного объектива и панорамной съёмки. Этот кадр я сделал на крутом склоне горы, буквально «зависнув» над обрывом. Чтобы показать пионы на переднем плане, мне пришлось влезть в небольшую рощу и снимать с очень близкой дистанции (от объектива до цветов меньше метра). Широкоугольный объектив позволил показать и цветы, и фактурные стволы старых деревьев, и восход.

Снимок получился благодаря использованию сверхширокоугольного объектива и панорамной съёмки. Этот кадр я сделал на крутом склоне горы, буквально «зависнув» над обрывом. Чтобы показать пионы на переднем плане, мне пришлось влезть в небольшую рощу и снимать с очень близкой дистанции (от объектива до цветов меньше метра). Широкоугольный объектив позволил показать и цветы, и фактурные стволы старых деревьев, и восход.

Nikon D810 / Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ:

Ярко выраженная перспектива

Широкий угол обзора и съёмка с минимальных дистанций сказывается на передаче перспективы в кадре — появляются перспективные искажения. Объекты, расположенные на переднем плане, визуально увеличиваются в размере, а более отдалённые уменьшаются.

Сюжеты с линиями, уходящими вдаль, можно эффектно запечатлеть с помощью сверхширокоугольной оптики.

Сюжеты с линиями, уходящими вдаль, можно эффектно запечатлеть с помощью сверхширокоугольной оптики.

Nikon D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 3 с, 18.0 мм экв.

А вот людей на широкоугольную оптику лучше снимать в полный рост. Вписывайте своих героев в окружающий сюжет, а классические портреты делайте на более длиннофокусную оптику.

Такой угол обзора обеспечил Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED при съёмке с высоты человеческого роста.

Такой угол обзора обеспечил Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED при съёмке с высоты человеческого роста.

Nikon D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 640, F3.5, 1/2500 с, 18.0 мм экв.

Оптимальный выбор для съёмки звёздного неба

Съёмка звёздного неба, северных сияний становится всё популярнее. Конечно же, фотографы стремятся захватить в кадр как можно больше пространства, и без широкого угла обзора здесь не справиться.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED УСТАНОВКИ:
Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED УСТАНОВКИ:

Съёмка звёздного неба — задача, выполняемая на пределе технических возможностей фототехники. Чтобы захватить максимум света от далёких звёзд, объектив должен иметь высокую светосилу и давать хорошую резкость даже по краям кадра. Этим параметрам отвечают многие сверхширокоугольники от Nikon, но особенно хочется отметить Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED и светосильный фикс Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor.

Nikon D810 / Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ:

Искажение геометрии. Объективы без дисторсии и фишаи

Помимо перспективных искажений, свойственных всем короткофокусным объективам, есть ещё и геометрические искажения, которые у разных моделей оптики проявляются по-разному. Дисторсия — это геометрическое искажение в кадре. Она особенно заметна при съёмке сюжетов с прямыми линиями. Геометрические искажения крайне нежелательны, например, при съёмке архитектуры, так как никому не хочется получить на снимке изогнутый дом или лихо закрученный интерьер. У качественного сверхширокоугольного объектива дисторсий быть не должно.

Дисторсия в кадре

Дисторсия в кадре

Отсутствие дисторсии: колонны на фото прямые.

Отсутствие дисторсии: колонны на фото прямые.

С другой стороны, сильные геометрические искажения можно использовать для создания эффектных снимков. Например, в фишай-объективах (англ. fish-eye — рыбий глаз) дисторсия не корректируется.

Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor

Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor

Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor

Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor

Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED

Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED

В линейке оптики Nikon есть несколько таких объективов: классический Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor, рассчитанный на применение с полнокадровыми фотоаппаратами, Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor для кропнутых камер, а также новинка — Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED, которую можно использовать как на полном кадре, так и на кропе.

Съёмка на фишай-объектив. Обратите внимание на изгибы ступеней и дерева. Они придают кадру динамику.

Съёмка на фишай-объектив. Обратите внимание на изгибы ступеней и дерева. Они придают кадру динамику.

Расстояние до девушки порядка метра, но она поместилась в кадре в полный рост. Это магия фишай-объектива!

Расстояние до девушки порядка метра, но она поместилась в кадре в полный рост. Это магия фишай-объектива!

Сверхширокоугольные объективы Nikon

Как выбрать сверхширокоугольный объектив? Приведём небольшой обзор наиболее интересных моделей от компании Nikon.

Начнём с моделей, рассчитанных на применение с полнокадровыми фотоаппаратами.

Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED — эталон сверхширокоугольной оптики. Благодаря фокусному расстоянию 14 мм, он обладает рекордным углом обзора. Но за высокую светосилу и отличные оптические характеристики приходится платить: объектив весит почти килограмм, а из-за внушительной передней линзы на него не получится установить стандартные резьбовые светофильтры. Великолепная резкость и высокая светосила делает Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED удобным для работы в любых жанрах: от свадебной до архитектурной фотографии.

Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED и Nikon D810

Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED и Nikon D810

Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR — более компактное решение. Объектив имеет чуть более узкий угол обзора и меньшую светосилу. Недостаток последней отчасти компенсирует эффективный стабилизатор изображения, который позволяет фотографировать без штатива даже на выдержках в районе ¼–½с. Это очень полезно при съёмке пейзажей «на бегу», ведь не всегда есть время, чтобы разложить штатив. Кроме того, наличие стабилизатора — отличная страховка от получения смазанных кадров. Объектив относительно компактен и позволяет использовать резьбовые светофильтры диаметром 77 мм.

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor и Nikon D750

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor и Nikon D750

Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED — один из самых недорогих сверхширокоугольных объективов для полного кадра. Он обеспечивает великолепное качество изображения, а рекордно малый вес и размеры позволяют брать его с собой повсюду. Это отличный выбор для фотопутешественника.

Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED

Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED

От размера матрицы камеры зависит и угол обзора установленного на неё объектива. Так, на кропнутых камерах полнокадровые сверхширокоугольные объективы теряют свой угол обзора. Поэтому для таких фотоаппаратов разработана специальная оптика.

Nikon AF-S DX NIKKOR 10-24mm f/3.5-4.5G ED — популярный сверхширокоугольный объектив для камер с матрицей APS-C. Он даёт широчайший угол обзора и обеспечивает прекрасное качество изображения. Эта модель весит значительно меньше своих полнокадровых собратьев.

Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor

Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor

Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR — горячая новинка от компании Nikon и самый доступный сверхширокоугольный объектив в модельном ряду. Несмотря на невысокую цену, он обеспечивает прекрасное качество картинки. Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR имеет систему оптической стабилизации, которая поможет во многих ситуациях снимать без штатива. Важным достоинством новинки является малый вес (230 граммов) и компактность. Объектив оснащён новым шаговым мотором фокусировки, который быстро и точно работает при фотосъёмке и обеспечивает бесшумную фокусировку при видеозаписи.

Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR

Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR

Заключение

Конечно, чтобы делать интересные кадры на сверхширокоугольный объектив, нужно учиться работать с таким нестандартным творческим инструментом. Эта оптика требует от фотографа сноровки.

Делитесь своими кадрами, сделанными на сверхширокоугольный объектив, и оставайтесь с нами на Prophotos.ru!

Дата публикации: 20.07.2017
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Константин Воронов, 2017-09-02T18:13:45

Алексей, здравствуйте!
Обратите внимание на эту статью https://prophotos.ru/lesson... в ней как раз рассказывается о том, как лучше фокусироваться при пейзажной съемке.
Чтобы в кадре всё было резко, нужно научиться управлять глубиной резкости. О ней рассказано здесь:
https://prophotos.ru/lesson...
https://prophotos.ru/lesson...

Кстати, чем короче фокусное расстояние объектива, тем глубина резкости, при прочих равных, больше. Так что, с покупкой сверхширокоугольного объектива описанная Вами проблема если не исчезнет полностью, то с ней будет легче справиться.

aleksey-2017, 2017-09-02T17:30:38

Добрый день. У меня Никон д3000 и оптика 18-105 мм. Очень хочу купить для сьёмки пейзажей вышеописанную оптику. Однако у меня не получается на моей оптике при сьёмке пезажей добиться резкости по всей области кадра. Вопрос следующий : куда фокусироваться при пезажах? Как выбрать из 12 точек фокусировки нужную? Спасибо за внимание

18dd00a7 6c76 4a0a ac0a 637a89ff6945