Мы продолжаем цикл статей о съёмке на разные объективы. Ранее речь шла о «полтинниках» и 85-мм объективах. В этот раз вас ждёт знакомство со сверхширокоугольной оптикой.
Для полнокадровой камеры сверхширокоугольным является объектив с фокусным расстоянием короче 24 мм (15 мм для камер с матрицей APS-C) и углом обзора более 80 градусов по диагонали кадра.
В кадр поместится всё!
Часто в помещении хочется взять более общий план, но отойти подальше от объекта съёмки не получается — мешают стены или другие препятствия. Здесь на помощь приходит сверхширокоугольный объектив. Он используется в свадебной, репортажной съёмке, незаменим при съёмке интерьеров.
Идеальное решение для пейзажной съёмки
Если вы хотите захватить в кадр весь окружающий ландшафт, а не только его фрагменты, то без широкоугольной оптики не обойтись. При съёмке пейзажей используют все виды объективов, даже телевики. Но всё же основным инструментом фотографа-пейзажиста является сверхширокоугольный объектив.
Заставляет подойти ближе
«Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит вы подошли недостаточно близко». Эта цитата одного из известнейших фотожурналистов середины XX века Роберта Капы.
![Сверхширокоугольная оптика позволила подчеркнуть чувственные черты лица девушки. Впрочем, снимать портреты на такую оптику стоит с осторожностью: часто это приводит к искажению пропорций лица и тела модели.](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/9507/144966/thumb_630.jpg)
Сверхширокоугольная оптика позволила подчеркнуть чувственные черты лица девушки. Впрочем, снимать портреты на такую оптику стоит с осторожностью: часто это приводит к искажению пропорций лица и тела модели.
Сверхширокоугольный объектив позволяет и даже заставляет снимать на минимальном расстоянии от объекта съёмки, переднего плана. Если отойти подальше, все предметы в кадре будут одинаково мелкими.
![Снимок получился благодаря использованию сверхширокоугольного объектива и панорамной съёмки. Этот кадр я сделал на крутом склоне горы, буквально «зависнув» над обрывом. Чтобы показать пионы на переднем плане, мне пришлось влезть в небольшую рощу и снимать с очень близкой дистанции (от объектива до цветов меньше метра). Широкоугольный объектив позволил показать и цветы, и фактурные стволы старых деревьев, и восход.](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/9507/144967/thumb_630.jpg)
Снимок получился благодаря использованию сверхширокоугольного объектива и панорамной съёмки. Этот кадр я сделал на крутом склоне горы, буквально «зависнув» над обрывом. Чтобы показать пионы на переднем плане, мне пришлось влезть в небольшую рощу и снимать с очень близкой дистанции (от объектива до цветов меньше метра). Широкоугольный объектив позволил показать и цветы, и фактурные стволы старых деревьев, и восход.
Ярко выраженная перспектива
Широкий угол обзора и съёмка с минимальных дистанций сказывается на передаче перспективы в кадре — появляются перспективные искажения. Объекты, расположенные на переднем плане, визуально увеличиваются в размере, а более отдалённые уменьшаются.
![Сюжеты с линиями, уходящими вдаль, можно эффектно запечатлеть с помощью сверхширокоугольной оптики.](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/9507/144968/thumb_630.jpg)
Сюжеты с линиями, уходящими вдаль, можно эффектно запечатлеть с помощью сверхширокоугольной оптики.
А вот людей на широкоугольную оптику лучше снимать в полный рост. Вписывайте своих героев в окружающий сюжет, а классические портреты делайте на более длиннофокусную оптику.
![Такой угол обзора обеспечил Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED при съёмке с высоты человеческого роста.](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/9507/144969/thumb_630.jpg)
Такой угол обзора обеспечил Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED при съёмке с высоты человеческого роста.
Оптимальный выбор для съёмки звёздного неба
Съёмка звёздного неба, северных сияний становится всё популярнее. Конечно же, фотографы стремятся захватить в кадр как можно больше пространства, и без широкого угла обзора здесь не справиться.
Съёмка звёздного неба — задача, выполняемая на пределе технических возможностей фототехники. Чтобы захватить максимум света от далёких звёзд, объектив должен иметь высокую светосилу и давать хорошую резкость даже по краям кадра. Этим параметрам отвечают многие сверхширокоугольники от Nikon, но особенно хочется отметить Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED и светосильный фикс Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor.
Искажение геометрии. Объективы без дисторсии и фишаи
Помимо перспективных искажений, свойственных всем короткофокусным объективам, есть ещё и геометрические искажения, которые у разных моделей оптики проявляются по-разному. Дисторсия — это геометрическое искажение в кадре. Она особенно заметна при съёмке сюжетов с прямыми линиями. Геометрические искажения крайне нежелательны, например, при съёмке архитектуры, так как никому не хочется получить на снимке изогнутый дом или лихо закрученный интерьер. У качественного сверхширокоугольного объектива дисторсий быть не должно.
С другой стороны, сильные геометрические искажения можно использовать для создания эффектных снимков. Например, в фишай-объективах (англ. fish-eye — рыбий глаз) дисторсия не корректируется.
В линейке оптики Nikon есть несколько таких объективов: классический Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor, рассчитанный на применение с полнокадровыми фотоаппаратами, Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor для кропнутых камер, а также новинка — Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED, которую можно использовать как на полном кадре, так и на кропе.
Сверхширокоугольные объективы Nikon
Как выбрать сверхширокоугольный объектив? Приведём небольшой обзор наиболее интересных моделей от компании Nikon.
Начнём с моделей, рассчитанных на применение с полнокадровыми фотоаппаратами.
Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED — эталон сверхширокоугольной оптики. Благодаря фокусному расстоянию 14 мм, он обладает рекордным углом обзора. Но за высокую светосилу и отличные оптические характеристики приходится платить: объектив весит почти килограмм, а из-за внушительной передней линзы на него не получится установить стандартные резьбовые светофильтры. Великолепная резкость и высокая светосила делает Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED удобным для работы в любых жанрах: от свадебной до архитектурной фотографии.
Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR — более компактное решение. Объектив имеет чуть более узкий угол обзора и меньшую светосилу. Недостаток последней отчасти компенсирует эффективный стабилизатор изображения, который позволяет фотографировать без штатива даже на выдержках в районе ¼–½с. Это очень полезно при съёмке пейзажей «на бегу», ведь не всегда есть время, чтобы разложить штатив. Кроме того, наличие стабилизатора — отличная страховка от получения смазанных кадров. Объектив относительно компактен и позволяет использовать резьбовые светофильтры диаметром 77 мм.
Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED — один из самых недорогих сверхширокоугольных объективов для полного кадра. Он обеспечивает великолепное качество изображения, а рекордно малый вес и размеры позволяют брать его с собой повсюду. Это отличный выбор для фотопутешественника.
От размера матрицы камеры зависит и угол обзора установленного на неё объектива. Так, на кропнутых камерах полнокадровые сверхширокоугольные объективы теряют свой угол обзора. Поэтому для таких фотоаппаратов разработана специальная оптика.
Nikon AF-S DX NIKKOR 10-24mm f/3.5-4.5G ED — популярный сверхширокоугольный объектив для камер с матрицей APS-C. Он даёт широчайший угол обзора и обеспечивает прекрасное качество изображения. Эта модель весит значительно меньше своих полнокадровых собратьев.
Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR — горячая новинка от компании Nikon и самый доступный сверхширокоугольный объектив в модельном ряду. Несмотря на невысокую цену, он обеспечивает прекрасное качество картинки. Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR имеет систему оптической стабилизации, которая поможет во многих ситуациях снимать без штатива. Важным достоинством новинки является малый вес (230 граммов) и компактность. Объектив оснащён новым шаговым мотором фокусировки, который быстро и точно работает при фотосъёмке и обеспечивает бесшумную фокусировку при видеозаписи.
Заключение
Конечно, чтобы делать интересные кадры на сверхширокоугольный объектив, нужно учиться работать с таким нестандартным творческим инструментом. Эта оптика требует от фотографа сноровки.
Делитесь своими кадрами, сделанными на сверхширокоугольный объектив, и оставайтесь с нами на Prophotos.ru!