Сегодня мы снова работаем за кулисами, на этот раз — в качестве аккредитованных фотографов фестиваля Context.
Что такое аккредитация? В данном случае, это — форма сотрудничества с оргкомитетом фестиваля, когда фотограф получает разрешение на фотосъёмку. Это волшебные бейджи с надписью «фото», дающие право входа куда угодно. И, самое главное, — это ответственность! Ты понимаешь, что есть люди, которые надеются на твой профессионализм и тебе нужно оправдать их доверие.
На фестивале я веду мастерскую театральной фотографии, где мои студенты с головой погружаются в профессию и, конечно, задают массу вопросов.
Что самое сложное для съёмки в театре? Любой спектакль начинается с репетиций. Для фотографа репетиция — это и источник множества неформальных кадров, и опыт, и испытание на прочность. Часто репетиции идут параллельно с постановкой света, и схема освещения может смениться несколько десятков раз на протяжении съёмки, только успевай подстраиваться. Мне кажется, что нет ничего сложнее, чем снимать во время световой репетиции.
Техника
Как подстроиться под свет? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, решение принимается каждый раз заново, в зависимости от ситуации. Я работаю с камерой в полностью ручном режиме и, прежде всего, обдумываю сюжет. Нужно ли прижать диафрагму или, наоборот, максимально открыть; необходимы ли сверхкороткие выдержки или можно рискнуть и работать на длинных? Так подбирается экспопара, а ISO подгоняется уже к ней, в зависимости от освещённости объекта съёмки в конкретный момент. Потом, анализируя кадры, понимаешь, что бывают ситуации, когда за пару секунд делаешь кадр со значением выдержки 1/1000, F2.8, ISO 3200, а следом — 1/25, F4.0, ISO 1000. В сложных условиях я стараюсь работать со светосильным объективом Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR.
Советы
Как «поймать движение»? Как и в каждой серьёзной теме, здесь множество нюансов. Но есть основные, базовые, вещи: если вы работаете длиннофокусной оптикой и не хотите смаза по движению, выдержка должна быть короче 1/320 – 1/500. Прыжок же и другие наиболее динамичные моменты лучше вообще снимать на 1/1000 секунды.
Вот здесь-то фотографа и подстерегают сложности — как правило, света во время спектакля и репетиции не хватает не то что на тысячную, но и на сотую долю секунды. Как быть? Что делать, если на сцене темно? Ответов много. Повышать ISO, теряя детализацию и цвет, но не допуская смаза. Принимать во внимание только наиболее освещённую часть объекта съёмки, надеясь «вытащить» картинку при постобработке. Работать «с проводкой», удерживая движущегося героя в кадре на заведомо недостаточно короткой выдержке. Кстати, иногда последний способ творит чудеса. Для лучшего результата я рекомендую использовать светосильную оптику со стабилизатором, например, Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR.
Что такое «рабочее ISO»? Ответить на этот вопрос может, конечно, только владелец конкретной камеры и только применительно к конкретной ситуации. Моя камера — Nikon D4, она заточена на репортаж в любых условиях. На съёмках в театре я стараюсь работать в диапазоне от 1000 до 2500 ISO. Это почти всегда позволяет получить картинку с приемлемой детализацией и без большого количества шумов, поэтому 2500 ISO в данном случае можно назвать рабочей цифрой. У современных камер возможности рабочих значений ISO ещё выше.
С какой точки закулисья лучше всего снимать сцену? С той, где не мешаешь работникам театра — артистам, монтировщикам, осветителям. И позаботьтесь, чтобы вас не было видно зрителю! Я люблю работать от софитных стоек — они большие, сквозь них можно снимать и за такой стойкой всегда есть возможность спрятаться!
Во многих театрах существуют портальные кулисы, они объёмные и почти всегда гостеприимно принимают не очень толстого фотографа.
Почему камера допускает ошибки по фокусировке? На мой взгляд, работа за кулисами — это один из самых экстремальных видов съёмки. Фотографу сложно, но ещё сложнее камере. Динамика (если говорить о танцевальном спектакле), небольшие расстояния до объекта съёмки, контровый свет, недостаток света и, одновременно, его переизбыток — всё это непростые испытания для фотоаппарата, а особенно для системы автофокуса. Большое количество промахов по фокусу — почти норма. Но есть несколько простых приёмов, позволяющих выправить ситуацию. Первая помощь — бленда на объектив. Она отсечёт боковые засветки и камере сразу станет легче фокусироваться. Не бойтесь работать с ручным фокусом — есть множество ситуаций, когда руками навестись и быстрее, и точнее; здесь главное — навык.
Снимая сцену театра, пользуйтесь следящим режимом (AF-C). Он поможет камере держать фокусировку даже во время очень быстрого перемещения героя съёмки. Если в кадре статичный объект, более точно сработает режим покадровой фокусировки (AF-S).
И не забудьте о том, что после спектакля вас могут попросить сфотографировать всю труппу — постарайтесь, чтобы кадр получился весёлым и все в нём поместились.
Если вам хочется снимать в театре, прилагайте усилия! Собирайте портфолио, пишите заявку на участие в фестивале Context этого года и, быть может, через месяц мы встретимся уже на театральной площадке.
Все фотографии сделаны на фестивале Context. Диана Вишнёва в 2016 году.