Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Взгляд из-за кулис

Дата публикации: 05.10.2017

Сегодня мы снова работаем за кулисами, на этот раз — в качестве аккредитованных фотографов фестиваля Context.

Что такое аккредитация? В данном случае, это — форма сотрудничества с оргкомитетом фестиваля, когда фотограф получает разрешение на фотосъёмку. Это волшебные бейджи с надписью «фото», дающие право входа куда угодно. И, самое главное, — это ответственность! Ты понимаешь, что есть люди, которые надеются на твой профессионализм и тебе нужно оправдать их доверие.

На фестивале я веду мастерскую театральной фотографии, где мои студенты с головой погружаются в профессию и, конечно, задают массу вопросов.

Взгляд из-за кулис NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/160 с, 70.0 мм экв.

Что самое сложное для съёмки в театре? Любой спектакль начинается с репетиций. Для фотографа репетиция — это и источник множества неформальных кадров, и опыт, и испытание на прочность. Часто репетиции идут параллельно с постановкой света, и схема освещения может смениться несколько десятков раз на протяжении съёмки, только успевай подстраиваться. Мне кажется, что нет ничего сложнее, чем снимать во время световой репетиции.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/320 с, 112.0 мм экв.

Техника

Как подстроиться под свет? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, решение принимается каждый раз заново, в зависимости от ситуации. Я работаю с камерой в полностью ручном режиме и, прежде всего, обдумываю сюжет. Нужно ли прижать диафрагму или, наоборот, максимально открыть; необходимы ли сверхкороткие выдержки или можно рискнуть и работать на длинных? Так подбирается экспопара, а ISO подгоняется уже к ней, в зависимости от освещённости объекта съёмки в конкретный момент. Потом, анализируя кадры, понимаешь, что бывают ситуации, когда за пару секунд делаешь кадр со значением выдержки 1/1000, F2.8, ISO 3200, а следом — 1/25, F4.0, ISO 1000. В сложных условиях я стараюсь работать со светосильным объективом Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/60 с, 70.0 мм экв.

Советы

Как «поймать движение»? Как и в каждой серьёзной теме, здесь множество нюансов. Но есть основные, базовые, вещи: если вы работаете длиннофокусной оптикой и не хотите смаза по движению, выдержка должна быть короче 1/320 – 1/500. Прыжок же и другие наиболее динамичные моменты лучше вообще снимать на 1/1000 секунды.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/400 с, 140.0 мм экв.

Вот здесь-то фотографа и подстерегают сложности — как правило, света во время спектакля и репетиции не хватает не то что на тысячную, но и на сотую долю секунды. Как быть? Что делать, если на сцене темно? Ответов много. Повышать ISO, теряя детализацию и цвет, но не допуская смаза. Принимать во внимание только наиболее освещённую часть объекта съёмки, надеясь «вытащить» картинку при постобработке. Работать «с проводкой», удерживая движущегося героя в кадре на заведомо недостаточно короткой выдержке. Кстати, иногда последний способ творит чудеса. Для лучшего результата я рекомендую использовать светосильную оптику со стабилизатором, например, Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 5 с, 85.0 мм экв.

Что такое «рабочее ISO»? Ответить на этот вопрос может, конечно, только владелец конкретной камеры и только применительно к конкретной ситуации. Моя камера — Nikon D4, она заточена на репортаж в любых условиях. На съёмках в театре я стараюсь работать в диапазоне от 1000 до 2500 ISO. Это почти всегда позволяет получить картинку с приемлемой детализацией и без большого количества шумов, поэтому 2500 ISO в данном случае можно назвать рабочей цифрой. У современных камер возможности рабочих значений ISO ещё выше.

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4.5, 1/100 с, 17.0 мм экв.

С какой точки закулисья лучше всего снимать сцену? С той, где не мешаешь работникам театра — артистам, монтировщикам, осветителям. И позаботьтесь, чтобы вас не было видно зрителю! Я люблю работать от софитных стоек — они большие, сквозь них можно снимать и за такой стойкой всегда есть возможность спрятаться!

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/50 с, 140.0 мм экв.

Во многих театрах существуют портальные кулисы, они объёмные и почти всегда гостеприимно принимают не очень толстого фотографа.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/200 с, 125.0 мм экв.

Почему камера допускает ошибки по фокусировке? На мой взгляд, работа за кулисами — это один из самых экстремальных видов съёмки. Фотографу сложно, но ещё сложнее камере. Динамика (если говорить о танцевальном спектакле), небольшие расстояния до объекта съёмки, контровый свет, недостаток света и, одновременно, его переизбыток — всё это непростые испытания для фотоаппарата, а особенно для системы автофокуса. Большое количество промахов по фокусу — почти норма. Но есть несколько простых приёмов, позволяющих выправить ситуацию. Первая помощь — бленда на объектив. Она отсечёт боковые засветки и камере сразу станет легче фокусироваться. Не бойтесь работать с ручным фокусом — есть множество ситуаций, когда руками навестись и быстрее, и точнее; здесь главное — навык.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/400 с, 170.0 мм экв.

Снимая сцену театра, пользуйтесь следящим режимом (AF-C). Он поможет камере держать фокусировку даже во время очень быстрого перемещения героя съёмки. Если в кадре статичный объект, более точно сработает режим покадровой фокусировки (AF-S).

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F3.5, 1/100 с, 30.0 мм экв.

И не забудьте о том, что после спектакля вас могут попросить сфотографировать всю труппу — постарайтесь, чтобы кадр получился весёлым и все в нём поместились.

Если вам хочется снимать в театре, прилагайте усилия! Собирайте портфолио, пишите заявку на участие в фестивале Context этого года и, быть может, через месяц мы встретимся уже на театральной площадке.

Все фотографии сделаны на фестивале Context. Диана Вишнёва в 2016 году.

Дата публикации: 05.10.2017
Комментировать
0835de39 e337 4ea5 92d8 df9a7a36fd4b square 100
Марк Олич

Театральный художник, фотограф. Член Союза фотохудожников России. Работает в Мариинском театре, сотрудничает с российскими и зарубежными балетными труппами, ведущими фестивалями современного и классического танца, самыми знаменитыми балеринами. Преподаёт, ведёт авторский курс театральной фотографии в рамках фестиваля Context, несколько лет проводит мастер-классы на фестивале Dance Open. По словам Марка, фотография приобретает завершённость только будучи напечатанной. Много лет он посвятил поиску и совершенствованию техник создания фотографического отпечатка на художественных материалах и останавливаться пока не намерен. Узнаваемый стиль, знание предмета и талант делают его одним из самых востребованных современных фотографов театра.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus