Вверх
  • Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние
  • Какие бывают объективы? На что снимать портрет, а на что пейзаж?
  • Что такое глубина резкости или ГРИП. Часть 1
  • Рассчитываем глубину резкости. Часть 2
  • Восемь мобильных помощников фотографа. Какие приложения должны быть в смартфоне фотографа?
  • Три слагаемых отличного снимка.  Учимся оценивать качество своих кадров и исправляем ошибки
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Рассчитываем глубину резкости. Часть 2

Обсудить

Читайте также:


Из предыдущей статьи вы уже знаете, что такое глубина резкости и от каких параметров она зависит. Сегодня же мы познакомимся с этим понятием более детально. Как точно рассчитать глубину резкости? Как добиться максимальной глубины резкости, и почему программы-калькуляторы ГРИП часто ошибаются в расчетах? Об этом читайте далее.

Nikon AF-S DX Nikkor 16–85mm f/3.5–5.6G ED VR - ISO 125, F4, 1/80 с, 200.0 мм экв., 4.0 МБ NIKON D600 УСТАНОВКИ: ISO 125, F4, 1/80 с, 200.0 мм экв., 4.0 МБ

Когда стоит беспокоиться о точном расчете глубины резкости?

Очень часто фотографу требуется взять в резкость те или иные объекты, требуется добиться определенной глубины резкости. Следовательно, ему надо ее точно рассчитать. Опыт опытом, но не всегда он срабатывает на сто процентов. Точный расчет необходим в пейзажной, предметной, макросъемке, если вы печатаете фотографии большими форматами и их резкость принципиально важна. А вот если вы снимаете сугубо любительски, совсем не беспокоясь о качестве фотографий, и печатаете снимки маленькими форматами типа 10х15 см, или же занимаетесь арт-фотографией под девизом “кто сказал что, снимки должны быть резкими?!”, то для вас всё это не так важно. Мне точный расчет глубины резкости помог выжать максимум из моей фотоаппаратуры: ведь я не для того покупал дорогую многомегапиксельную камеру, чтобы использовать ее возможности не до конца.

Формула расчета ГРИП

Давным-давно была выведена формула расчета глубины резкости. В прошлом уроке мы уже говорили об основных критериях, влияющих на ГРИП — это фокусное расстояние, дистанция фокусировки, диафрагма. Все они представлены в формуле.

Nikon AF-S DX Nikkor 16–85mm f/3.5–5.6G ED VR - 1.0 МБ
  • R1 — передняя граница ГРИП;
  • R2 — задняя граница ГРИП;
  • R — дистанция фокусировки;
  • ƒ — абсолютное фокусное расстояние объектива;
  • K — значение знаменателя текущего относительного отверстие (значение диафрагмы);
  • z — диаметр кружка рассеяния. Очень интересный параметр, коренным образом влияющий на расчет ГРИП. К нему мы еще не раз вернемся в этой статье.

Соответственно, глубина резкости P будет рассчитываться по формуле:

P = R1 - R2

Не забудем о том, что дистанция фокусировки, как и ближняя с дальней границы ГРИП, отмеряются не от передней линзы объектива, а от места, где находится матрица аппарата — от фокальной плоскости.

Таким значком на фотоаппарате обозначена фокальная плоскость, в которой находится матрица фотоаппарата. Именно от этого места отмеряют дистанцию фокусировки.

Таким значком на фотоаппарате обозначена фокальная плоскость, в которой находится матрица фотоаппарата. Именно от этого места отмеряют дистанцию фокусировки.

Разумеется, на практике самой этой формулой сегодня никто не пользуется, но знать о ее существовании полезно. Именно на основе этой формулы работают многочисленные программы-калькуляторы ГРИП, в которые вы можете просто ввести параметры съемки и узнать глубину резкости без всяких математических упражнений. Об этих программах мы поговорим чуть ниже.

Что считать резким на фотографии? Кружок рассеяния

Мы уже знаем, что четкой границы между резкими и нерезкими областями кадра не существует. Это знание нам поможет понять, как вообще образуется глубина резкости изображаемого пространства. Для простоты условимся, что мы будем фотографировать на идеально резкий объектив точки ничтожно малого диаметра, выложенные в ряд.

Тогда резкость в кадре распространяется следующим образом:

Nikon AF-S DX Nikkor 16–85mm f/3.5–5.6G ED VR - 1.0 МБ

Идеально резкой будет лишь та точка, которая окажется ровно на дистанции фокусировки объектива. Точки, находящиеся перед или за дистанцией фокусировки, будут размытыми. На получившейся фотографии до определенного момента это размытие будет не заметно глазу наблюдателя. Однако потом точки начнут плавно превращаться в маленькие кружки, и наблюдатель начнет замечать нерезкость в кадре. Минимальный диаметр такого нерезкого кружа, заметного глазу, был назван “кружок рассеяния” (по английски — circle of confusion или сокращенно COC). Все точки диаметром меньше кружка рассеяния считаются на фотографии резкими. Все точки с большим диаметром считаются нерезкими.

В какой момент размытие становится заметным глазу? Тут всё зависит от наблюдателя. Поэтому глубина резкости — величина субъективная. Более зоркий и дотошный наблюдатель будет предъявлять к резкости снимка более высокие требования, чем менее искушенный. Но дело не только в наблюдателе. Многое здесь будет зависеть и от разрешения матрицы (или фотопленки). Покуда кружок рассеяния меньше размера пикселя на матрице фотоаппарата, все точки на фото будут одинаково резкими. И конечно же, очень много зависит от условия наблюдения. Если рассматривать маленькое фото, на нем мы увидим меньше деталей, чем на большом. Исходя из всех этих предпосылок, еще со времен фотопленки в качестве диаметра кружка нерезкости выступает величина в 30 микрон или 0,03 мм. На основе этой величины производители на некоторых объективах делают шкалу ГРИП типа этой:

Простая шкала глубины резкости на объективе <span role='device-inline' data-device-id=5287 data-device-primary=true>Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor</span>. Как ею пользоваться? 

На шкале приведены значения диафрагм F11 и F16 с рисками (выделены желтым), над ними — шкала расстояний фокусировки (выделена синим). При фокусировке на определенную дистанцию мы увидим какие, расстояния окажутся между рисками шкалы глубины резкости. Они и будут говорить, в каких пределах будет распространяться ГРИП. Стоит оговориться, что на современных объективах всё реже делают такую шкалу, так как оценить ГРИП по ней можно только очень грубо.

Простая шкала глубины резкости на объективе Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor. Как ею пользоваться?

На шкале приведены значения диафрагм F11 и F16 с рисками (выделены желтым), над ними — шкала расстояний фокусировки (выделена синим). При фокусировке на определенную дистанцию мы увидим какие, расстояния окажутся между рисками шкалы глубины резкости. Они и будут говорить, в каких пределах будет распространяться ГРИП. Стоит оговориться, что на современных объективах всё реже делают такую шкалу, так как оценить ГРИП по ней можно только очень грубо.

Калькулятор для расчета глубины резкости

Калькулятор глубины резкости (или по-английски DOF calculator) — программа, позволяющая точно рассчитать ГРИП без использования сложных формул. Сегодня в интернете существует несколько общедоступных калькуляторов ГРИП. Их легко найти, воспользовавшись интернет-поиском.

Однако гораздо большую практическую пользу имеют калькуляторы, разработанные для смартфонов. Ведь ими можно воспользоваться прямо в момент съемки, где бы она ни проходила. В магазинах приложений AppStore (для Apple iOS), Google Play (для ОС Android) и WindowsPhone по поисковому запросу “DOF Calculator” или “Калькулятор ГРИП” выдается множество приложений. Большинство из них вполне работоспособны: все они работают по одной и той же формуле, описанной выше. Чуть подробнее хочется выделить среди общей массы три бесплатных приложения, разработанных под разные ОС. По моему субъективному ощущению они наиболее удобны в использовании.

Используем ГРИП рационально

При расчете ГРИП и использовании этих данных при съемке, важно учесть, что она распространяется в обе стороны от точки фокусировки. Часто фотографы об этом забывают, полагая, что глубина резкости распространяется только лишь за точку фокусировки. При таком подходе ГРИП будет рассчитана неверно и резкость на задней границе сюжета будет потеряна.

К тому же, на практике вы столкнетесь с тем, что передняя и задняя границы ГРИП расположены на разном дистанции от точки фокусировки.

Пример распределения глубины резкости.

Пример распределения глубины резкости.

К примеру, снимая пейзаж и фокусируясь на переднем плане, вы обязательно заметите, что в основном глубина резкости распространяется за точку фокусировки, и совсем чуть-чуть перед ней. Общая же закономерность такова: чем дальше дистанция фокусировки, тем глубина резкости сильнее уходит за точку фокусировки и менее значительно распространяется перед ней.

В каждом конкретном случае, параметры распределения ГРИП будут немного разными. Так что тут можно дать лишь одну практическую рекомендацию: каждый раз, когда нужно строго рассчитать глубину резкости, стоит учитывать то, что передняя и задняя границы глубины резкости находятся на разном расстоянии от плоскости фокусировки.

Понаблюдаем, как распределилась ГРИП при фокусировке на бампере автомобиля: большая ее часть ушла назад, меньшая - вперед.

Понаблюдаем, как распределилась ГРИП при фокусировке на бампере автомобиля: большая ее часть ушла назад, меньшая - вперед.

Nikon D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/400 с, 100.0 мм экв., 3.0 МБ

Почему калькуляторы глубины резкости иногда врут? Кружок рассеяния и современные реалии

Частенько от пользователей вышеописанных программ приходится слышать, что программа выводит данные, несоответствующие действительности. На фото глубина резкости получается меньше, чем показала программа. Вся проблема в том, что калькуляторы ГРИП для расчетов обычно используют параметр кружка рассеяния 0,03 мм.

Во времена пленочной фотографии значения в 0,03 мм вполне хватало: пленка не обладала столь высокой детализацией (разрешением), как матрицы современных камер. Диаметр в 0,03 мм слишком велик для современных аппаратов. В кружок с таким диаметром войдет довольно много пикселей изображения, полученного с современной матрицы, а следовательно, такой кружок будет отчетливо виден и на фото.

Кружок рассеяния диаметром 0,03мм в сравнении с пикселями изображения разрешением 6000x4000точек (24мп), полученного с матрицы формата APS-C.

Кружок рассеяния диаметром 0,03мм в сравнении с пикселями изображения разрешением 6000x4000точек (24мп), полученного с матрицы формата APS-C.

Как видите, в кружок нерезкости с диаметром 0,03 мм вошло довольно много пикселей изображения. Значит и на фото такой кружок будет выглядеть уже не точкой, а именно кружком. И на границах ГРИП, изображение будет заметно менее резким. Площадь одного пикселя мы получили простым делением площади матрицы на разрешение даваемых ею изображений. Разумеется, это лишь грубая оценка: один пиксель на матрице не дает одну точку на изображении: один пиксель на фотографии получается путем анализа данных сразу с нескольких пикселей на матрице. Кстати, поэтому на современных матрицах невозможна попиксельная детализация изображения — между точкой на изображении и физическими пикселями на матрице слишком сложные взаимоотношения.

Однако даже такая грубая оценка помогает понять суть проблемы: пленочные стандарты резкости на сегодня устарели и требуют корректировок. Особенно при условии использования качественной современной оптики, обеспечивающей высокую детализацию изображения. Особенно если вы снимаете на камеры с матрицами APS-C или более компактными: чем меньше матрица - тем меньше размер одного пикселя (чтобы всех их уместить на данной площади), следовательно даже маленький кружок рассеяния будет заметен. То же относится и к многомегапиксельным полнокадровым аппаратам типа Nikon D810, Nikon D800 и Nikon D800E с 36 мегапикселями на борту.

Сегодня для эффективного расчета ГРИП требуется пересмотр диаметра кружка нерезкости в сторону его уменьшения.

Как это выглядит на практике? При съемке этого натюрморта я уделил особое внимание расчету глубины резкости. Чтобы вся композиция “от и до” в нее попала. Для расчетов ГРИП я использовал диаметр кружка рассеяния 0,03 мм.

По идее, всё, что вошло в зону ГРИП, должно быть одинаково резким. Но какую картину мы будем наблюдать в реальности?

Желтым выделена область фокусировки, зеленым — зона, находящаяся на границе рассчитанной зоны ГРИП.

Желтым выделена область фокусировки, зеленым — зона, находящаяся на границе рассчитанной зоны ГРИП.

Nikon D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 100 с, 85.0 мм экв., 2.0 МБ
Резкость в зоне фокусировки прекрасна! Спасибо связке <span role='device-inline' data-device-id=16161 data-device-review=15966-nikon-d810-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D810</span>+<span role='device-inline' data-device-id=5303 data-device-primary=true>Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor</span>

Резкость в зоне фокусировки прекрасна! Спасибо связке Nikon D810+Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

То, что находится на границах глубины резкости, четким назвать уже нельзя. Видно, что и поднос и дальняя часть букета сильно размыты.

То, что находится на границах глубины резкости, четким назвать уже нельзя. Видно, что и поднос и дальняя часть букета сильно размыты.

Как же быть? Как рассчитать глубину резкости без ошибок? Для этого в расчетах глубины резкости я рекомендую использовать меньший диаметру кружка нерезкости. Опираясь на свой субъективный опыт, я выбрал диаметр в 0,015 мм. Кружок меньшего диаметра использовать уже не очень рационально: вряд ли вы столкнетесь с настолько резкой оптикой, которая будет снимать со столь высокой детализацией. Разумеется, чем меньше диаметр кружка рассеяния мы используем в расчетах — тем меньшую ГРИП получаем. Однако, такой расчет будет и более корректен.

В параметрах большинства калькуляторов ГРИП диаметр кружка рассеяния можно установить вручную. Пользуйтесь этой возможностью! Заметим, что если вы используете не слишком резкую оптику, например, объектив-гиперзум, то можно смело использовать в расчетах кружок рассеяния в 0,03 мм, так как большей резкости добиться не позволит объектив.

Так же стоит отметить, что по вышеизложенным данным может сложиться впечатление, что в таком случае на компактных фотоаппаратах должно получится лучше и сильнее размывать фон (а размытый фон — следствие малой ГРИП): ведь у них очень маленькие матрицы и на них большой кружок рассеяния будет заметен еще сильнее. Разочаруем: в компактах используется слишком короткофокусная оптика, поэтому глубина резкости все равно останется весьма значительной, какой бы кружок рассеяния в расчётах ГРИП мы ни использовали.

Делаем резким всё до бесконечности. Гиперфокальное расстояние

Часто бывает нужно сделать так, чтобы весь кадр, от начала и до конца был резким. Особенно это необходимо в пейзажной, архитектурной, интерьерной фотографии. Фокусировка на бесконечность не поможет: при этом мы потеряем резкость на переднем плане. А ведь часто хочется резко показать и передний план, и сильно удаленный фон. Чтобы добиться максимальной глубины резкости, начинающейся как можно ближе к нам и охватывающей бесконечно далекие объекты, фотографы пользуются наводкой на гиперфокальное расстояние.

Гиперфокальное расстояние — это дистанция, при фокусировке на которую всё от ½ этой дистанции до бесконечности попадет в ГРИП.

Nikon AF-S DX Nikkor 16–85mm f/3.5–5.6G ED VR - 1.0 МБ

Самое сложное в гиперфокальном расстоянии — его расчет. Но однажды рассчитав гиперфокал, вы сможете легко и быстро снимать любые пейзажи без предварительной фокусировки и расчета ГРИП, просто сфокусировав объектив на уже известное вам гиперфокальное расстояние. Как и глубина резкости, гиперфокальное расстояние будет зависеть от фокусного расстояния объектива и значения диафрагмы. Чем короче фокусное расстояние и чем сильнее закрыта диафрагма — тем ближе к нам будет находиться гиперфокал.

Фокусировка на гиперфокальное расстояние позволила мне сделать резким и камень на переднем плане, и далекие горы.

Фокусировка на гиперфокальное расстояние позволила мне сделать резким и камень на переднем плане, и далекие горы.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 1/60 с, 4.0 МБ

Все описанные выше калькуляторы ГРИП умеют рассчитывать и гиперфокальное расстояние. Пользоваться ими легко и удобно. При расчете гиперфокального расстояния будут справедливы всё те же замечания, касающиеся диаметра кружка рассеяния. Особенно удобно наводиться на гиперфокальное расстояние тогда, когда объектив оснащен шкалой дистанций фокусировки. Тогда можно просто вручную по шкале навестить на нужную дистанцию, как я всегда и делаю.

<span role='device-inline' data-device-id=5243 data-device-primary=true>Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor</span>

Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

<span role='device-inline' data-device-id=16287 data-device-primary=true>Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor</span>

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor

Nikon AF-S DX Nikkor 16–85 mm f/3,5–5,6G ED VR

Nikon AF-S DX Nikkor 16–85 mm f/3,5–5,6G ED VR

Широкоугольный объектив со шкалой дистанций фокусировки — отличный выбор для пейзажной съемки.

Практические трудности в работе с гиперфокальным расстоянием заключаются в том, что шкала дистанций фокусировки даже на топовых современных объективах сильно редуцирована: она мала и по ней можно делать лишь ориентировочные оценки дистанции фокусировки. Тогда как для абсолютно точной наводки на гиперфокальное расстояние, порой требуется высчитывать расстояние не только в метрах, что позволяет сделать шкала, но и в сантиметрах.

Типичная шкала дистанций фокусировки широкоугольного объектива. 

Широкоугольный объектив — пожалуй основной инструмент фотографа-пейзажиста. И именно при использовании широкоугольника в основном есть смысл пользоваться гиперфокальным расстоянием. Однако можно заметить, что на этой шкале между “бесконечностью” (а “бесконечность” может начинаться с десятков метров!) и фокусировкой на 1 метр, нет никаких обозначений. При фокусировке же на гиперфокал как правило приходится наводить объектив на 1,5 -2 метра. Точно сделать это, пользуясь данной шкалой, очень затруднительно.

Типичная шкала дистанций фокусировки широкоугольного объектива.

Широкоугольный объектив — пожалуй основной инструмент фотографа-пейзажиста. И именно при использовании широкоугольника в основном есть смысл пользоваться гиперфокальным расстоянием. Однако можно заметить, что на этой шкале между “бесконечностью” (а “бесконечность” может начинаться с десятков метров!) и фокусировкой на 1 метр, нет никаких обозначений. При фокусировке же на гиперфокал как правило приходится наводить объектив на 1,5 -2 метра. Точно сделать это, пользуясь данной шкалой, очень затруднительно.

Лично я для себя придумал решение этой проблемы. Это же решение поможет навести на гиперфокальное расстояние объектив, вообще не обладающий никакой шкалой фокусировки (китовый к примеру). На съемку я беру с собой обычную строительную рулетку. И когда мне надо навестить строго на определенную дистанцию, прислоняю ее к метке фокальной плоскости на камере и вытягиваю вдаль рулетку на рассчитанное перед этим расстояние гиперфокала. После этого можно наводиться на кончик рулетки - он будет находиться на необходимой дистанции. Разумеется, метод этот весьма экстравагантен и я им пользуюсь только в очень сложных ситуациях, когда глубину резкости нужно использовать действительно максимально точно. Есть и более простой способ: зная гиперфокальное расстояние, можно найти в кадре объект, находящийся приблизительно на этой дистанции и сфокусироваться на него.

Итак, подытожим

  • Для точного расчета глубины резкости удобно пользоваться калькуляторами ГРИП. Программу-калькулятор можно установить на свой смартфон и пользоваться ею прямо на съемке. Введите в программу различные параметры дистанции съемки, фокусного расстояния объектива, диафрагмы: посмотрите как от этого будет меняться ГРИП.

  • Для достижения идеальной резкости, при расчете глубины резкости стоит использовать кружок рассеяния диаметром не 0,03мм, а меньше. Тут всё зависит от ваших требований к резкости на фото и используемой техники. При использовании недостаточно резкой оптики, уменьшение кружка рассеяния при расчетах не даст никаких улучшений. Я пользуюсь в расчетах диаметром кружка рассеяния 0,015мм.

  • Чтобы максимально точно распределить на снимке глубину резкости, помните что она распространяется от точки фокусировки неравномерно: какая-то ее часть уходит вперед от это точки, а какая-то (как правило, значительно большая) — назад.

  • Чтобы добиться при съемке пейзажа резкости от ближайших к нам объектов до бесконечности, стоит пользоваться фокусировкой на гиперфокальное расстояние. Те же самые программы-калькуляторы ГРИП умеют рассчитывать точное расстояние, на которое нужно навестись, чтобы получить резкость от ½ этого расстояния до бесконечности.

  • Помните, что резкость и техническое качество фото зачастую не так важны, как его художественная составляющая. Творите, экспериментируйте, ищите интересные сюжеты, работайте над композицией и освещением: именно это прежде всего сделает ваши фото интересными. А точный расчет ГРИП лишь поможет создать фотографию на должном техническом уровне.

<span role='device-inline' data-device-id=16161 data-device-review=15966-nikon-d810-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D810</span> - ISO 64, F16, 30 с, 18.0 мм экв., 1.0 МБ Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 18.0 мм экв., 1.0 МБ

Опубликовано: 20.02.2015

Обсудить
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов
Опубликовано 20.02.2015

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Alexander Savochkin, 2017-09-23T07:03:17

Глубина резкости зависит
1. От относительного отверстия: чем оно меньше, тем ГРИП больше;
2. От масштаба съёмки: чем он крупнее, тем ГРИП меньше;
3. От принятого в системе кружка рассеяния: чем он меньше, тем ГРИП меньше.

Всё. Больше ГРИП не зависит ни от чего. В это трудно поверить, но от фокусного расстояния она тоже не зависит.

На первый взгляд, последнее утверждение противоречит здравому смыслу и практике, но даже школьного знания о геометрической оптике достаточно, чтобы убедиться, что это не так. В самом деле, возьмёте вы объектив 50 или 200 мм, при постоянном кружке рассеяния (а он в общем неизменяемый) и при одном и том же относительном отверстии (скажем, f/5,6) глубина резкости будет одинаковой при одинаковом масштабе.

Проще говоря, если снимаете портрет по пояс при диафрагме 2,8 — глубина резкости будет одинаковой независимо от объектива. А вот размытие фона будет разное из-за разного угла зрения объектива.

По этой же причине глубина резкости при макросъёмке ничтожно мала: масштаб очень уж крупный.

Андрей, 2017-09-23T05:26:21

Я Вам поверил,а вот это видео Вас опровергло:https://www.youtube.com/wat...

Сергей Андреев, 2017-07-26T13:55:52

А можно узнать на какую камеру и объективы Вы снимаете? Просто интересно...

Сергей Андреев, 2017-07-26T13:49:57

Спасибо!

Alexander Savochkin, 2017-07-24T12:40:58

Я чуть не сказал, что на рынке фототоваров подделок практически нет за отсутствием экономической целесообразности в подделке, как вспомнил, что меня самого валяется аккумулятор ненадлежащего качества. Возможно, вам не повезло.

Хорошие фильтры делают Hoya, B+W, Tiffen, Kenko.

Сергей Андреев, 2017-07-24T08:45:57

Спасибо за совет. Буду пробовать... 16-35 у меня недавно, ещё не освоил... А можете посоветовать поляризационный фильтр? (в реальных деньгах, бюджет не очень большой). Я вместе с объективом купил фильтр Nikon C-POL 77 мм, думал- родной... Один выход на природу и, снял так как качество падает очень сильно, хотя функцию поляризации выполняет. Думаю на подделку нарвался.

Alexander Savochkin, 2017-07-23T06:37:00

А зачем вам тогда гиперфокальное расстояние? Ведь куда проще взять и навести камеру на снимаемую сцену, сфокусироваться где-то на ней — всё равно ведь у вас широкоугольник и глубина резкости метров от пяти до горизонта — и снять? Даже перекомпоновывать кадр не обязательно, всегда есть возможность сфокусироваться где нужно. С глубиной резкости широкоугольника и фокус-стекинг выглядит очень просто: ставите камеру на штатив, фокусируетесь на бесконечности, снимаете, фокусируетесь на 3-4 метрах, снимаете, а дома подменяете нерезкую часть первого снимка резкой частью со второго. Это же не макросъёмка, где надо сотни кадров совмещать.:)

Как показывает моя пейзажная практика, даже и фокус-стекинг не нужен. Вполне достаточно просто сфокусироваться на удалённом предмете и снять. При диафрагме 8 на снимке всё в порядке и с глубиной резкости, и с самой резкостью, и с микроконтрастом.

Сергей Андреев, 2017-07-23T04:27:54

Добрый день! Скажу честно, про фокус-стекинг услышал впервые. Почитал. Нет- это не для меня. Мне нравятся фотографии приближенные к нормальному взгляду человека, когда: если очень близко- резко, когда дерево в 40-50 метрах- мне не надо каждый листочек!!! это фотоснимок, а не картинка на основе элементов фотоснимков. Когда в итоге: солнце с рассвета, облако с заката, луну фотографировали месяц назад, а огоньки от машин- в течении трех дней..... Это не фотография -это забавная картинка для экспертов в области графической обработки (чаще всего с полным незнанием элементарных физических законов природы). Они же от компьютера не отходят, на улице редко бывают (например - цвет заката и цвет света от него, несовпадение положения источника света и теней--- вообще бесит...)
Большое спасибо за информацию. Буду экспериментировать!

Alexander Savochkin, 2017-07-22T23:03:17

Калькуляторы гиперфокального расстояния редко учитывают диаметр кружка рассеяния, тогда как этот параметр очень серьёзно влияет на результат расчёта. Например, у камеры Nikon D810 с объективом 24 мм при диафрагме 11 гиперфокальное расстояние при фотографировании составит 5,24 м, резким всё будет от 2,67 м до бесконечности. Если снимать этой же камерой видео, резкость будет от 70 см до бесконечности, поскольку кружок рассеяния для кадра FullHD равен 0,0375 мм, а для 36 Мп — 0,0098 мм. Вероятно, ваш калькулятор это не учитывает. Также вероятно, что при печати снимка в формате 20х30 см вы не увидите нерезкости там, где видите её на мониторе — обычно кружок нерезкости принимают равным 0,029-0,03 мм, как раз соответственно возможности его различения на отпечатке этого формата.

Не удержусь от вопроса, как пейзажист пейзажисту: правильно ли я понимаю, что все эти сложности вы практикуете исключительно ради того, чтобы получить резкость на как можно большую глубину? Если да, то почему бы просто не использовать фокус-стекинг?

Сергей Андреев, 2017-07-22T04:33:11

Добрый день! Мне кажется, что я что-то недопонимаю... Если главный объект в кадре находится в метрах 20-30 от меня, то как настроить камеру на гиперфокальное расстояние наведя точку фокусировки на главный объект в кадре? Если по шкале на объективе, то это невозможно. У меня Nikon 16-35 на нем три цифры: 0,28 0,35 0,5 и бесконечность...(вообще понять не могу зачем она в таком виде нужна и кто ей пользуется ?!) Если увернуть на бесконечность - привет шифт-форус... Если фокусироваться на предмет удаленный на расстояние 25 метров, то по калькулятору ГРИП всё красиво - фокус от полутора метров до бесконечности (f/11). На практике- передний план до 3-4 метров (детализация близко расположенных предметов всегда бросается в глаза) не такой уж и резкий. А при фокусировке на гиперфокальное расстояние - всё резко. Я всегда снимаю на приоритете диафрагмы. Когда камера в руках- фокусируюсь на гиперфокальное расстояние на земле как правило, диафрагму я поставил сам, ISO тоже, а выдержку камера сама придумывает исходя из освещенности объекта. А земля всегда темнее чем горизонт (вот при том и горизонт). Может я что-то не так делаю? Подскажите пожалуйста!

Вышел на улицу, дошло... Объектив в ручную настройку фокусировки, фокус на предмет на гиперфокальном расстоянии поднимаем камеру и фотографируем. Так?

Alexander Savochkin, 2017-07-21T06:47:39

Помилуйте, переэкспонированные кадры никак не связаны с фокусировкой. Да и горизонт не при делах. А что вам мешает фокусироваться штатным способом, наведя точку фокусировки на главный объект в кадре?

Сергей Андреев, 2017-07-20T03:38:30

Да. Я так делаю когда камера в руках а не на штативе. Однако у меня получается много брака (переэкспонированные кадры) так как не всегда есть что-то на уровне горизонта, а земля- всегда темнее неба (кроме ясного морозного зимнего дня). А описанный мной способ - это когда увидел и АХ! Когда хочется 100% результат.

Alexander Savochkin, 2017-07-09T03:04:23

Сергей! Ваш способ прекрасен и почти до деталей повторяет подход к фокусировке в кино. И всё же мне кажется, что этот способ несколько избыточен. Не проще ли отмерить рулеткой расстояние до какого-нибудь предмета и фокусироваться по нему?

Сергей, 2017-07-08T04:19:36

Добрый день! Я конечно не проф.фотограф, фотография - моё хобби. Снимаю в основном пейзаж. Мой способ фокусировки на гиперфокал со стороны может и выглядит идиотски, но всё же работает и, возможно кому-то пригодится... Помимо штатива я ношу с собой ногу от сломанного когда-то мною штатива. На одной стороне- острый наконечник для втыкания в грунт, на другой- канцелярский зажим для фиксации карманных календариков (я на них фокусируюсь). Ставлю штатив, рулеткой измеряю расстояние, втыкаю "ногу", закрепляю календарик, фокусируюсь, убираю ногу и снимаю. Получается...

Александр Савочкин, 2017-05-02T18:17:38

Объектив фокусируют на гиперфокальное расстояние либо по шкале расстояний (примерно), либо на глаз отмеряют расстояние до некоторого предмета и фокусируются на нём. Второй способ работает даже когда на объективе нет никаких шкал. Если у вас автофокусная камера, вам нет необходимости заботиться о гиперфокальном расстоянии — камера всё равно будет фокусироваться по датчикам автофокуса.

Alina Balushkina, 2017-05-02T17:26:24

Добрый день,может глупый вопрос.Например,гиперфокальное расстояние рассчитано,допустим 15,5 м.Как фотографы определяют,где именно эти 15,5 м,на чем нужно фокусироваться,неужели на глаз?у меня вот с этим проблемы,я и где 5 метров вряд ли смогу определить,а если это какое нибудь поле или с обрыва я фотографирую. спасибо

Михаил, 2016-12-25T11:07:12

Отличная статья! Спасибо

Илья Блэк, 2016-11-09T19:39:51

На фотографии с пеньком и горами, фокусировались, получается, где то на пеньке? Калькулятор для Никон д810, диафрагмой 14 и фокусным расстоянием 18мм гиперфокал показывает 1м 15.5 см.. Смущают как то эти цифры..Все правильно?

Александр Творогов, 2016-10-19T18:55:48

Хорошая статья, но вот это "пленка не обладала столь высокой детализацией (разрешением), как матрицы современных камер" само по себе требует пояснения, нельзя ли поподробней. Что вы имеете в виду, говоря о разрешении для пленки и цифровой матрицы?

Андрей, 2016-10-05T03:32:00

Спасибо.Всё стало сразу понятно.А то на форумах каждый во что горазд пытается ответить.

C1bb7c89 5cdd 4f3d ac9d 6af08f50b04d