Вверх
D94d36cf a390 4730 9c36 6f0ea848eb96

Карты памяти: чем они различаются и как выбрать подходящую? Практические советы по работе с картами памяти

Дата публикации: 03.08.2021

Карта памяти — неотъемлемая деталь любой современной фотокамеры. Однако выбору карты памяти и грамотной с ней работе пользователи редко уделяют достаточно внимания. В этой статье мы расскажем об основных типах и особенностях карт памяти и дадим практические советы по их использованию.

Карты памяти: чем они различаются и как выбрать подходящую? Практические советы по работе с картами памяти

Типы современных карт памяти

За последние два десятка лет выпущено огромное количество типов карт памяти. Подробную техническую информацию о каждом из них можно найти в интернете. Мы же рассмотрим наиболее распространённые из них.

NIKON Z 5 / 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/2000 с, 35.0 мм экв.

SD — Secure Digital

Самое широкое распространение получили карты формата SD (Secure Digital). ​​«Эсдишки» знакомы всем! Их форм-фактор может быть как полноразмерным, так и компактным — microSD. Большинство современных фотокамер рассчитаны на полноразмерные SD-карты. Но с адаптером можно использовать и microSD. Этот формат универсальнее: он применим и в камере, и в дроне, и в некоторых смартфонах, планшетах. К минусам microSD отнесём чуть меньшую скорость записи и чтения, что не всегда имеет значение на практике.

Скорость SD-карт. Существует множество маркировок SD-карт: SDHC, SDXC, UHS-I, UHS-II… И сама скорость карт производителями часто указывается не в понятных мегабайтах в секунду (Мбайт/с), а в классах. Класс скорости указывает минимальную скорость записи (фактическая может быть значительно выше!), с которой должна работать карта. Так как формат карт существует на рынке много лет, со временем сложилась запутанная система классов скорости. Давайте в ней разберёмся.


Минимальная скорость записи Speed Class UHS Speed Class Video Speed Class
2 Мбайт/с Class 2 (C2) - -
4 Мбайт/с Class 4 (C4) - -
6 Мбайт/с Class 6 (C6) - Class 6 (V6)
10 Мбайт/с Class 10 (C10) Class 1 (U1) Class 10 (V10)
30 Мбайт/с - Class 3 (U3) Class 30 (V30)
60 Мбайт/с - - Class 60 (V60)
90 Мбайт/с - - Class 90 (V90)

Пользователю незачем углубляться в дебри этих стандартов и классов. Class 2–6 на сегодня устарели и являются слишком медленными. Class 10 подходит для любительских фотозадач. Да и вообще любая современная карта обязана соответствовать Class 10. Карты типа UHS-I Class 1 подходят для неспешной съёмки: постановочные портреты, семейная фотохроника, предметная, пейзажная, интерьерная фотография. А вот для использования при серийной съёмке в репортажных задачах они на сегодняшний день уже слишком медленные. Для таких задач необходим как минимум UHS-I Class 3. Такие же карты подойдут для записи видео в 4К при 30 кадрах в секунду.

Кроме UHS-I, существует ещё более скоростной интерфейс — UHS-II. Такие карты пригодятся тем, кто снимает большой спорт и делает длинные серии в RAW, занимается профессиональной видеосъёмкой. Не все устройства поддерживают UHS-II, только самые современные. Если ваша камера не поддерживает интерфейс UHS-II (можно уточнить в её технических характеристиках), карта будет работать, но на меньшей скорости — задействуется интерфейс UHS-I.

Серьёзные производители понимают, что эта система классов и стандартов очень запутанная, и указывают скорость чтения/записи в мегабайтах в секунду. Это хороший тон со стороны бренда. Такую информацию отмечают на самой карте или в её технических характеристиках, опубликованных на сайте производителя.

Современные камеры совместимы со всеми типами SD-карт. Сложность есть только с UHS-II: это сравнительно дорогие и редкие карты памяти, которые раскроют свой потенциал лишь с самыми новыми камерами, где есть поддержка этого стандарта. В случае Nikon это модели Nikon D500, Nikon D850, Nikon D780, Nikon Z 5, Nikon Z 7 II, Nikon Z 6 II.

О поддерживаемых типах карт памяти всегда пишут в характеристиках камеры на сайте производителя, а иногда даже на дверце отсека для карт памяти фотоаппарата. На официальном сайте Nikon есть база данных протестированных карт памяти различных типов, рекомендуемых для использования в камерах этого бренда.

Все разновидности SD-карт отличаются сравнительно низкой ценой (даже упомянутые UHS-II в сравнении с другими типами карт памяти не столь дороги) и повсеместной распространённостью. Поехали на съёмку и забыли карту памяти дома? Купите её в любом ларьке! А вот с другими видами карт памяти такой трюк уже не пройдёт: они встречаются реже и стоят дороже.

NIKON D810 / Nikon AF 70-210mm f/4-5.6D Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 360, F5.6, 1/500 с, 210.0 мм экв.

Карта памяти для фотографа — расходник! Их придётся периодически менять, докупать. Здорово, если расходники для вашей камеры недорогие и продаются везде. На практике это очень важно. Так что при выборе фотокамеры наличие у неё слота для карт SD будет значительным преимуществом!

СFexpress и XQD

Это современные скоростные карты памяти. Их можно встретить лишь в некоторых самых продвинутых камерах: например, в Nikon Z 6, Nikon Z 7, Nikon D850, Nikon D6 и т. п.

Их основное достоинство — высочайшая скорость чтения и записи. У карт XQD она обычно составляет около 400 Мбайт/с, а у CFexpress превышает 1000 Мбайт/с. Для пользователя разница между XQD и CFexpress будет заключаться только в скорости. Формат XQD на сегодня можно считать устаревшим, вряд ли именно его будут использовать в новых камерах, ему на смену пришёл CFexpress. Почти все камеры, работающие с XQD, в новых прошивках получили поддержку CFexpress.

Карты выпускаются в двух форм-факторах. Форм-фактор XQD и СFexpress Тype B — довольно крупные и толстые карты памяти. Такие используются в камерах Nikon Z 6, Nikon Z 7, Nikon Z 6 II, Nikon Z 7 II, Nikon D850, Nikon D500, Nikon D6. Все они при наличии последней версии прошивки поддерживают как карты XQD, так и CFеxpress Type B. Если же у вас уже есть карта XQD, то благодаря обратной совместимости этих стандартов она заработает на современных камерах с поддержкой CFexpress Type B.

Бывают карты памяти CFexpress Type A, более тонкие, компактные. Перед выбором уточните, какой форм-фактор вам необходим.

XQD и CFexpress очень дорогие! Речь о десятках тысяч рублей даже за минимальный объём. И если уж покупать их, проследите, чтобы это были именно CFexpress, а не выходящий из обихода XQD. CFexpress немного доступнее по цене.

Практические советы по работе с картами памяти

Дадим несколько практических рекомендаций, которые помогут пользоваться картами памяти эффективно и безопасно вне зависимости от того, на какую камеру вы снимаете и в каких жанрах работаете.

Объём и скорость. Как выбрать карту для своего фотоаппарата?

Итак, мы познакомились с основными типами карт памяти. Но как же выбрать карту памяти для своих задач? Тут всё будет зависеть от того, как вы используете камеру. Если вы любитель в фотосъёмке, пользуетесь форматом JPEG (а не RAW) и снимаете FullHD-видео, то вам наверняка хватит SD-карты UHS-I Class 3 (маркировка U3 на карте).

Объём снимаемого материала зависит как от стиля съёмки, так и от модели фотокамеры и типа записываемых файлов. К примеру, чем больше мегапикселей, тем больший объём будут иметь файлы. Так, на 45-Мп Nikon Z 7 II RAW-файлы при использовании сжатия без потерь занимают по 60–70 Мбайт. То есть, чтобы быстро записывать на карту памяти такие объёмы данных, нужна скорость не ниже 50–100 Мбайт/с. Подойдут SD-карты UHS-I и UHS-II либо CF-Express. Они же подойдут для записи 4К-видео.

Приведу простую цифру из своей практики. День свадебной съёмки — это порядка 2–3 тысяч фото в RAW или около 200 Гбайт отснятых фото. Если планируете снимать целый день, необходимо иметь более 200 Гбайт на картах памяти. Причём покупать 1 карту памяти огромного объёма (256, 512 Гбайт) — не самый практичный вариант. Что вы будете делать, если такая карта выйдет из строя или просто потеряется?.. Лучше иметь несколько карт меньшего объёма. Я пользуюсь картами памяти 64 Гбайт. Если одна из них со временем выйдет из строя или потеряется, это не ударит по моему кошельку.

Сколько прослужит карта? К сожалению, объективного показателя надёжности не существует, да и как её измерить… Бренды указывают в характеристиках количество циклов перезаписи, но как вы этот показатель будете отслеживать на практике?.. Всё зависит от интенсивности съёмок, а хорошие карты могут быть практически вечными, если вы их сами не испортите, к примеру, выдернув из фотокамеры в момент записи или при использовании некачественного картридера. Я рекомендую не пользоваться очень старыми картами при ответственных съёмках. А те карты памяти, которые находятся в активной работе, менять хотя бы раз в 2 года. Но повторюсь: здесь всё индивидуально.

Не стоит приобретать самую дешёвую карту памяти — скорее всего, она вам долго не прослужит, а скорости записи будет недостаточно для нормального функционирования фотоаппарата. Карта будет эдаким «бутылочным горлышком», тормозящим работу всей системы. Некоторые пользователи покупают карту памяти «на все деньги» — самую дорогую и быструю. Это тоже не всегда практично (например, если ваша камера не поддерживает UHS-II, в такой карте нет смысла). Здраво оцените ваши запросы по скорости записи и объёму материала. Если вы не снимаете большой спорт, динамичные репортажи или профессиональное видео, вряд ли вам потребуются экземпляры с рекордными показателями скорости.

Nikon Z 6 с подключённым внешним рекордером

Nikon Z 6 с подключённым внешним рекордером

Профессиональное видео всё-таки записывают не на карточки памяти, а на внешние рекордеры. У них скорость записи выше и объём памяти больше, там используются SSD-диски.

Вместо одной топовой карты, лучше приобретите 2–3 (а то и более) карт попроще, но подходящих для ваших задач. Так у вас появятся запасные карты памяти, что очень важно в любой съёмке.

Что касается производителей, лучше выбирать не тех, кто заявляет рекордные характеристики по минимальной цене, а тех, кто имеет хорошую репутацию у фотографов. Остерегайтесь поддельных и подозрительно дешёвых карт памяти, изделий от безымянных брендов. Такие карточки — верный способ потерять ценные кадры из-за их внезапного выхода из строя. Отличную репутацию имеют карты SanDisk, они известны всем фотографам и видеографам.

Как застраховать себя от потери данных на съёмке?

Любая карта памяти может выйти из строя, безотказной техники не существует. Поэтому фотографы стараются свести к минимуму риск потери кадров на ответственных съёмках. Помимо выбора качественных карт от надёжного производителя, есть ещё несколько рекомендаций. Во-первых, никогда не вытаскивайте карту памяти, пока на неё идёт запись данных. Об этом свидетельствует лампа на задней стороне камеры: пока она горит, идёт запись и карту вынимать нельзя.

Во-вторых, если однажды карта памяти выдала ошибку, больше её использовать не стоит.

Nikon D780 — зеркальная камера с двойным слотом для карт памяти.

Nikon D780 — зеркальная камера с двойным слотом для карт памяти.

Если в вашей камере два слота для карт памяти (это атрибут профессиональных моделей), вы можете дублировать информацию на две карты. Для этого нужно активировать соответствующий пункт в меню. Да, так вам потребуется вдвое больше карт памяти на каждую съёмку, зато вы будете практически на 100% застрахованы от потери данных.

Nikon Z 5 — беззеркалка с двумя слотами под карты памяти SD.

Nikon Z 5 — беззеркалка с двумя слотами под карты памяти SD.

В качестве альтернативы дублированию информации (допустим, у вас камера с одним слотом под карты памяти) или в качестве дополнения можно подключить свой аппарат к компьютеру, передавая на него кадры в режиме реального времени. Так, беззеркалки Nikon Z способны подключаться к ПК по Wi-Fi и автоматически передавать на него полноразмерные и RAW-снимки, чего нельзя сделать, подключив камеру к мобильному устройству по SnapBridge. Кроме того, существует технология NX Field, которая позволит как моментально передавать снимки по Wi-Fi, так и осуществлять удалённое управление камерами. Да, это требует наличия на съёмке, скажем, ноутбука. Но, например, на свадебной съёмке или вечеринке это вполне реально организовать, поставив ноутбук где-то в дальнем углу банкетного зала. В случае студийной съёмки (предметной, портретной, фешн-фотографии) подключение камеры к ПК почти всегда осуществляется по проводу (так передача данных быстрее и надёжнее), подчас съёмка ведётся сразу с компьютер.

NIKON Z 5 / 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 280, F1.6, 1/1600 с, 85.0 мм экв.

Имейте запасные карты памяти

Обязательное условие любой съёмки — наличие запасных карточек. Основная карта может заполниться, сломаться, потеряться. Если у вас есть запас, съёмка беспрепятственно продолжится! Часто начинающие фотографы начинают удалять уже отснятые кадры по одному, пытаясь избавиться от каких-то снимков похуже. Такой подход не освободит много места на карте памяти, занимает время, плюс есть риск удалить ценные кадры.

Найдите чехол для хранения своего арсенала карт

Если ваши карты памяти будут раскиданы по случайным карманам одежды или фотосумки, вряд ли процесс замены карты памяти произойдёт быстро, да и риск её потери сильно возрастёт. В качестве чехла можно использовать хоть спичечный коробок. Но есть и специализированные кайсы для карт памяти, а многие фоторюкзаки и фотосумки имеют внутренний карман для носителей информации — такие решения, конечно, удобнее.

Копируйте материал на компьютер сразу после съёмки

Карта памяти — не место для фотоархива. Возьмите за правило после каждой съёмки копировать материал на жёсткий диск компьютера. Тогда перед следующей съёмкой вы сможете спокойно отформатировать карту и снимать.

Nikon D3500

Nikon D3500

Берите на съёмку заранее отформатированные карты памяти

Чтобы ваша карта не заполнилась в первые же минуты съёмки, выработайте привычку очищать все карты памяти перед выходом на съёмку.

NIKON Z 5 / 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 140, F1.4, 1/2000 с, 35.0 мм экв.

Выбирайте подходящие карты памяти, пользуйтесь ими дисциплинированно и имейте их запас! Так вы сэкономите и нервы, и деньги. А за новыми статьями о фотографии и фототехнике следите у нас на Prophotos.ru!

Дата публикации: 03.08.2021
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Alexey Nikitin, 2021-09-15T13:19:47

Ну пускай, пусть 2% пользователей RAW-формата и покупают карты UHS-II, остальным достаточно первой ревизии. Я уже писал, карты не продаю и не рекламирую. Поэтому даю советы простым пользователям как не потратить лишнего.

Георгий Полицарнов, 2021-09-15T13:07:49

Вы можете быть не согласны или согласны, но RAW-видео — это отдельный формат, и он не имеет ничего общего с обычным видеоформатом, записанным с логарифмическим профилем гамма-кривой.

Alexey Nikitin, 2021-09-15T12:38:54

Не согласен, Canon Log это и есть видео для последующей проф. обработки. Почему это не RAW в широком смысле слова? То что вы показали это 8K видео снятое на связку камера+объектив под полмиллиона рублей. Сейчас 8К видео это какие-то задачи выходящие за рамки фото/видео читающих этот журнал. Ну или 1-2% от общего числа задач. Для остальных, повторюсь UHS-I V30 более чем достаточно.

Ну конечно я не беру в расчёт задачу продвижения UHS-II карт или их рекламу :)))

Георгий Полицарнов, 2021-09-15T12:15:59

Не, это не RAW-видео. И к сожалению, никто при таком подходе от затыков не застрахует.

RAW-видео вот тут посмотрите: https://prophotos.ru/review...
Вот ссылка на пример ролика: https://yadi.sk/d/JWEqiTlqA...

Alexey Nikitin, 2021-09-15T11:40:40

Я писал выше, что Canon Log 2, да и 3 сейчас проверил, 4К/50fps, битрейт 325 Mb/s, 4:2:2 на простую карту UHS-I V30 происходит без затыков. Это и есть настоящее RAW-видео. Вся информация проверена на личном опыте.

Георгий Полицарнов, 2021-09-15T10:36:27

Нет, для записи RAW-видео нужны более быстрые карты. Для этого сейчас используется формат CFexpress.

Alexey Nikitin, 2021-09-15T10:17:49

В случае Canon это наверное несжатый RAW на камере R5. На моей R6 с UHS-I количество C-RAW+JPEG в серии превосходит все мыслимые ограничения для моих задач.

Георгий Полицарнов, 2021-09-15T10:00:55

Для фотосъёмки сериями они нужны.

Alexey Nikitin, 2021-09-15T09:38:34

Весь вопрос в том нужен ли UHS-II даже для коммерческой съемки? Имеется в виду торжества и т.д. простых людей. Я не очень уверен, но мне кажется даже количество телевизоров 4К не так много у простых людей. Так чего им 4К заказывать? А фотографу лишний раз переконвертировать в FullHD надо. Так что карточки UHS-II скорее залезают на территорию внешних устройств записи.

Георгий Полицарнов, 2021-09-15T09:25:57

Хороший UHS-II даёт очень солидный выигрыш по скорости, но и камера должна поддерживать этот формат (причём, не для галочки). Но хороший UHS-II и стоит существенно дороже, Вы правы.

Alexey Nikitin, 2021-09-15T09:21:42

Годная статья, всё по полочкам разложено. UHS-II всё-таки сейчас стоят "как самолет", я думал приобрести одну для видео, но как показала практика на моём EOS R6, видео 4K, 50 кадр/с пишется без затыков на UHS-I V30. Да даже Canon Log 2 не застопорился на 9 минутах. Но я его все равно не использую, мощности компьютера для обработки не хватает.