Вверх

Съемка спорта

Дата публикации: 22.01.2008

*Фотолюбитель — это тот, кто меняет деньги на фотографии, *

а профессионал — тот, кто меняет фотографии на деньги.

Из недр интернета

Аппаратура и экипировка

Даже у фотографов, имеющих аккредитацию — специальное разрешение на съемки, — не всегда есть возможность подойти близко к спортивным состязаниям, иногда для их же собственной безопасности, как, например, в автоспорте. Очень часто специально отведенные для прессы места оказываются неудобными для фотографирования, и здесь могут выручить либо оригинальная идея, либо длинный фокус. Почти все спортивные репортеры работают со светосильными длиннофокусными объективами, из них самыми удобными считаются 200, 300 и 500 мм или аналогичные зумы. Хорошо, если в камере есть автофокусировка с функцией слежения. Как показывает опыт, очень сложно снимать быстрое движение объектов на обычную цифровую компактную камеру. После нажатия на кнопку спуска камера еще немного думает, и затвор срабатывает с небольшой задержкой. Обидно то, что фотограф увидел момент и вовремя нажал, но ситуация изменилась, и вместо кадра — один веселый смех.

z
z

Только качественные зеркальные фотоаппараты способны достаточно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся и динамичные моменты в спорте. Кроме того, в профессиональных зеркальных камерах есть такая опция, как динамический автофокус (не путать со следящим автофокусом), который позволяет постоянно держать движущийся объект в резкости независимо от того, где он находится, в центре или с краю кадра, даже если он иногда перекрывается другими объектами. Но все же, несмотря на то что сейчас техника совершенствуется очень быстро, не на всякий автофокус можно рассчитывать.

Очень полезен для спортивной съемки также штатив или, еще лучше, монопод (отдельная нога под камеру или объектив, легкая и мобильная). Для быстрого перемещения со всей своей техникой удобно носить фотожилет с карманами для объективов, а еще небольшой раскладной стульчик, сидя на котором, вы можете провести долгие часы, следя за спортсменами и ловя миг удачи.

z
z

Спорт можно снимать не только во время больших соревнований, часто даже местные локальные состязания дают шанс сделать хороший динамичный снимок.

Выдержка и чувствительность

z
z

*Снимок виндсерфингиста сделан с выдержкой 1/800 сек. фокус 300 мм (да плюс еще кроп-фактор 1,4), диафрагма 7,1 чувствительность 125. Увы, даже 300 мм объектива в таком случае будет мало, однако рядом со мной стоял коллега с 500 мм и жаловался, что ему тоже не хватает фокуса. Спортивному фотографу всегда есть что удлинить… *

Как правило, спорт — это движение, поэтому, говоря о спортивной съемке, мы вообще-то имеем в виду фотосъемку любых быстро движущихся объектов. Не берем во внимание такие игры, как шахматы, — в остальных состязаниях везде присутствует активное перемещение. Поэтому, чтобы снимать спорт хорошо, надо правильно ставить выдержку. Разной скорости движения соответствует разная выдержка. Если фотограф задумал получить ясную и резкую картинку, то выдержка должна быть как можно более короткая, причем чем быстрее движение — тем короче выдержка. Для ходьбы или неторопливого бега достаточно 1/125 или 1/250 сек.; хоккей, футбол как минимум не длиннее 1/250 или 1/500 сек.; бокс, борьба, серфинг 1/250 или 1/500, автоспорт, мотоспорт — от 1/1000 сек. и короче.

Хочу заметить, что все рекомендации довольно условны и зависят от задачи и от того, насколько близко к месту действия вы находитесь. Если фотограф снимает длиннофокусным объективом, то скорость перемещения объектов в кадре может быть достаточно спокойной, даже если в реальности она высока, но с широкоугольником и с близкого расстояния те же действия становятся молниеносными и требуют более короткой выдержки. Для съемки с проводкой, которая будет описана ниже, выдержка может быть достаточно длинной — 1/60, 1/30 сек. или более.

Не всегда спортивным соревнованиям сопутствует хорошее освещение. Например, практически все состязания, что проходят в помещениях, хорошо видны глазу, но чтобы «схватить» интересный момент на фото, требуется очень короткая выдержка, и света оказывается недостаточно. Поэтому профессиональные спортивные фотографы снимали раньше на высокочувствительную пленку. Иногда для повышения чувствительности пленки прибегали к так называемому пуш-процессу (Push Process). При нем пленку экспонируют не по номинальной чувствительности, а с заведомой двух- или четырехкратной недодержкой, и потом проявляют дольше или при повышенной температуре, но подобное решение возможно для профессиональных, а не обычных бытовых лабораторий. В любом случае вы можете спросить в центре обработки пленок, проявляют ли они в режиме пуш и до какой чувствительности можно разгонять конкретную пленку без ощутимой потери качества.

Но сейчас практически все спортивные репортеры перешли на «цифру» и ставят на своих камерах чувствительность ISO не меньше 800, 1600 или даже 3200.

z
z

Для этих снимков использовалась очень короткая выдержка. Во время съемок ни один из спортсменов не пострадал. Хотя бывает и иначе:

z
z

девушке впоследствии была оказана медицинская помощь — бинтование коленок и искусственное дыхание «из уст в уста», а фотографы становились в очередь, готовые помочь и в том и в другом.

Съемка с проводкой

Один из распространенных приемов в спортивной фотографии — фотосъемка с проводкой. Такой прием хорошо работает, если движение спортсменов происходит не хаотично и спонтанно, а по определенной траектории, как, например, во всех авто-, вело- и мотогонках или соревнованиях на треке. Суть метода проста: камера должна постоянно следовать за движущимся объектом. Фотограф ведет его, глядя в видоискатель, выбирает наиболее выигрышный момент, жмет на кнопку спуска и, что очень важно, — не прекращает движение камеры до того как затвор закроется. Пока объект находится в поле видоискателя, можно снять его не один раз. Для этого метода обычно пользуются длиннофокусными объективами.

При съемке с проводкой выдержка может быть длиннее, чем при обычной спортивной съемке, и для большей выразительности кадра допускается даже некоторая нерезкость объекта. В идеале фотограф получает на снимке достаточно хорошо читаемое изображение спортсмена и полностью смазанный фон, за счет которого появляется ощущение скорости движения. Для того чтобы сделать грамотную картинку, очень важно найти правильное место для съемки, выбрать объектив и подходящий задний план. Если объект и фон близки друг другу по цвету или тону, прием с проводкой не сработает, поскольку спортсмен сольется с ним. Очень хорошим фоном для съемки с проводкой могут быть трибуны, полностью заполненные зрителями. Если скорость перемещения камеры за спортсменом достаточно велика, то множество мелких деталей заднего плана превратятся в разноцветные горизонтальные полосы, на которых ваш объект будет замечательно выделяться.

Во время съемки не забывайте о композиции кадра и оставьте некоторое пространство впереди движущихся спортсменов, так сказать, для развития движения. Нехорошо, когда летящий стремительно мотоцикл или авто упирается прямо в край фотографии.

z
z

Объектив отслеживал движение, перемещаясь за спортсменами, при этом фотограф следил за изображением в видоискателе и снимал в нужный момент. Смазанный фон хорошо контрастирует с резкими фигурами, передавая ощущение скорости. А вот пример съемки с проводкой с использованием широкоугольника: задник не особенно размыт, герой-спортсмен немного смазан, но какая экспрессия!

z
z

Практические советы

Для того чтобы сделать хороший кадр, необходимо правильно выбрать точку съемки. Проанализируйте, где могут произойти решающие события или возникнуть острые моменты? Откуда лучше всего будет видна ситуация и на каком фоне произойдут действия? Чтобы спортсмен хорошо читался на снимке, фон не должен быть пестрым, пустые трибуны и яркие рекламные щиты на заднем плане вряд ли украсят ваш спортивный снимок.

Все виды спорта, где есть прыжки, хорошо снимать с нижней точки, чтобы зрительно увеличить амплитуду вылета, исключение можно сделать для лыжного фристайла или сноуборда. Снятые с верхней точки телевиком прыгуны обычно видны на размытом фоне долины и хорошо читаются. Как ни странно, фигурное катание тоже удобно снимать сверху, проецируя фигуристов на лед и избегая навязчивой рекламы, а прыгуны с шестом очень выразительны в момент отталкивания от земли, если снимать их телевиком анфас.

Для съемок горнолыжников, заняв позицию, рекомендую заранее навести фокус на место, где спортсмены делают эффектный поворот, и при появлении сделать серию кадров, то же самое можно посоветовать для съемок прыжков в мотокроссе. Если фотокамера и объектив непрофессиональные, автофокус может не справляться с высокими скоростями и не поспевать, поэтому отключите его.

z
z

Гонки на тройках можно снимать как с проводкой, так и замораживая движение короткими выдержками. Во время бега лошади есть фаза, когда все ее ноги оторваны от земли.

z
z

Горнолыжные соревнования — это всегда высокие скорости. Хорошая точка для съемки спереди и немного снизу. Огибая препятствие, лыжник встает на кант, что смотрится эффектно.

В большом теннисе кроме выразительной позы игрока и эмоций хорошим тоном считается наличие мяча в кадре. При съемке единоборств интересны лица боксеров или борцов, спортсмены, снятые только со спины, не украсят снимок. Для съемок спортивных соревнований, где есть вода, неплохо ставить очень короткую выдержку, до 1/1000 или 1/2000, чтобы «заморозить» водяные брызги, если они есть.

Можно и дальше перечислять популярные фотографические решения, но все профи стараются по возможности избегать штампов и находить свои, новые и оригинальные точки съемок. Ну и, наконец, без решающего момента, острой ситуации никакая спортивная фотография не произведет впечатления. Но тут рассчитывать только на везение нельзя. Подожмите кнопку спуска наполовину и внутренне представьте себя и камеру одним целым — только так, будучи «заряженным» и предвосхищая острые ситуации, можно сделать отличные фото.

Если у вас нет возможности попасть на большие соревнования, не считайте зазорным потренироваться в съемке роллеров, скейтеров или каких-нибудь веселых стартов. Опыт приобретается постепенно. Оттачивать фотомастерство можно, даже снимая дворовый футбол, тем более что по накалу страстей мальчишки могут дать фору и профессионалам.

И последнее. Спортивный фотограф не должен зацикливаться только на соревнованиях. Вокруг спортивных событий всегда полно болельщиков, зрителей или родителей, переживающих за своих чад. Так что не упустите случая сделать хорошие снимки.

z
z

Спортивные фотографии — это не всегда только собственно соревнования, но и эмоции участников, а также зрители и болельщики.

Во время съемок Чемпионата мира по хоккею 2000 года в Петербурге фотографы, работающие на информационные агентства, снимали первый период очень внимательно. Им важно было отснять все острые моменты и во время перерыва обработать и передать в агентство первые кадры. Важные матчи начинались вечером, и снимки, сделанные в первом периоде, успевали попасть в вечерние выпуски газет или на обложку утренних изданий во всем мире. Коллеги из конкурирующих агентств работали практически рядом и ревностно следили друг за другом, кто и как отснял тот или иной острый момент. Кроме собственно хоккея все снимали еще и атмосферу соревнований: разрисованные лица болельщиков, эмоции.

На Олимпийских играх, как и на других важных мировых событиях, кроме спортивных фотографов иногда работают еще и «фитчеристы» (feature —особенность, очерк): они снимают обычную жизнь вокруг соревнований — болельщиков, эмоции, забавные ситуации, что тоже можно считать спортивной фотографией.

Много лет назад один из моих коллег, еще не будучи профессионалом, регулярно ходил на второстепенные соревнования по бальным танцам. Не то чтобы он очень любил это дело, нет, просто хаотично и спонтанно перемещающиеся под музыку танцевальные пары были для него отличными объектами спортивной съемки. У него не было зума, автофокуса и высокочувствительной пленки, но, снимая сотни кадров, он набивал руку и оттачивал свои навыки. Став профессионалом, он уже знал, в какой момент надо нажимать на кнопку. Чем не пример для подражания?

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

Дата публикации: 22.01.2008
Комментировать
User
Александр Беленький

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Vlad Wings, 2018-02-08T21:17:52

Спасибо за ответ

Alexander Savochkin, 2018-02-08T18:56:08

Мне думается, модуль автофокуса у D5500 чуть получше для динамичных сцен. Хотя опять же, смотря каких сцен, и смотря с какой оптикой.

Vlad Wings, 2018-02-08T16:56:57

Здравствуйте А из указанных мной D5500 и 750D , какой больше подойдёт для динамических сцен ?

Vlad Wings, 2018-02-06T17:43:52

спс. будем искать или Nikon D5500 . Canon EOS 750D

Alexander Savochkin, 2018-02-05T23:08:31

Я тут рассчитал, какой объектив нужен. Смотрите: с расстояния в 20 метров человек ростом 190 см входит в вертикальный кадр с запасом по грудь, если фокусное расстояние объектива 200 мм, и камера формата APS-C, то есть кроп. Будем считать, что всадник с такого расстояния войдёт в вертикальный кадр целиком. Можно предположить, что с 50 метров при такой аппаратуре группа всадников в полный рост войдёт в горизонтальный кадр. То есть вам нужен объектив с фокусным расстоянием 200 мм.

Беззеркальные системы на нынешнем рынке — это Сони, Олимпус и Фуджифильм. Самой доступной из систем мне представляется Сони. В линейке этой фирмы есть зум SEL55210, он, кажется, самый недорогой с таким фокусным расстоянием: https://www.sony.ru/electro... Вам для репортажа лучше подошёл бы зум SEL18200: https://www.sony.ru/electro... Все эти объективы плохи только одним: даже на вторичном рынке вы скорее всего не уложитесь в бюджет. Точно так же я сомневаюсь и насчёт Олимпуса и Фуджифильма.

Резюме: поищите Sony a6000 или Olympus OM-D E-M1 непременно с длиннофокусной оптикой. Возможно, найдёте если не новые, то в неплохом состоянии. Бюджет невелик, но всякое случается.

Vlad Wings, 2018-02-05T22:01:30

Съёмка у барьера с 50-20 м приближающегося наездника .Формат Ф4

Alexander Savochkin, 2018-02-04T12:13:16

Владимир! Беззеркальные камеры за такую сумму в теории найти можно, особенно на вторичном рынке, но как быть с оптикой? Что именно вы подразумеваете под съёмкой на ипподроме? Какие требования к качеству снимков, с какой точки предполагается снимать?

Владимир, 2018-02-04T11:10:51

Здравствуйте Есть ли вариант беззеркальной камеры стоимостью до 600 usd для съёмки на ипподроме.

Andrey Lit, 2017-04-07T08:57:19

Съёмка с проводкой, особенно для новичка, может оказаться сложнее, чем кажется. Тут дело даже не в том, какое фотооборудование использовать и как, а в том, как превратить собственное тело в элемент оборудования, способный обеспечить качественную проводку. На усмотрение модератора, оставлю ссылку на урок по съёмке с проводкой: http://spp-photo.ru/2016/11... Если сочтете за нарушение - удалите, заранее извиняюсь.

Алексей, 2017-04-07T08:46:54

Статью прочел с большим удовольствием. Если автор позволит, выскажу собственное мнение - в спортивной съёмке (в общем, как и в любой другой) ставлю во главу угла удачный кадр, эмоции, а уж качество снимка - на второй план. Эмоции на несовершенной в плане качества фотографии, по-моему, предпочтительнее наличия идеального (по качеству), но безэмоционального снимка.

Георгий Полицарнов, 2017-01-26T12:51:05

Я боюсь, что Ваша камера с этой задачей не справится: не хватит возможностей автофокуса и ПЗС-матрицы (будут сильные шумы на фото).

Александр, 2017-01-26T12:39:27

Подскажите пожалуйста, какой объектив подойдёт к фотоаппарату Nikon D40X для съёмки детского хоккея, в помещении?

Георгий Полицарнов, 2017-01-24T10:36:47

Игорь, если с трибуны или из-за ворот, то нужна все же зеркальная камера, плюс телеобъектив, плюс некоторый опыт. Из актуальных моделей нижняя граница для таких съемок, это Nikon D5500. По объективу абсолютный минимум — это Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S Nikkor. Но светосилы может не хватать. По-настоящему хорошо будет получаться лишь съемка в ясный день.

Игорь, 2017-01-24T10:24:13

Тогда обычная камера для например съемки из за ворот или перед воротами, прыжков, падений движений. Также съемки со например с трибуны? Какой марки камеру можете посоветоваь(цена бюджетная если можно) Заранее спасибою.

Георгий Полицарнов, 2017-01-24T09:40:29

GoPro только в одном случае: если камера будет закреплена непосредственно на спортсмене или в близости от него (штанга ворот).

Игорь, 2017-01-24T09:36:32

Добрый День. Камера нужна для съемки футбольных тренировок, тренировок футбольных вратарей. Съемка на улице в дневное время суток. Подскажите что выбрать, бюджет как можно меньше. GO Pro ?

Георгий Полицарнов, 2017-01-19T07:29:04

Если съемка на улице днем, то берите более легкий и компактный Canon EF 70-200mm f/4L IS USM. Отличный объектив!

Danya Mikeeva, 2017-01-18T17:23:46

Добрый день. Имеется Canon 7d mark 2, в основном съемка спорта "гонки на собачьих упряжках",подскажите пожалуйста какой взять объектив,рассматривала Canon 70-200 f2.8,тяжеловат.

Георгий Полицарнов, 2017-01-11T07:31:30

Выбирайте из моделей D5300-D5500 с объективом 18-140 или 18-105. Это стартовый комплект для серьезной съемки.

Анастасия Ф, 2017-01-10T17:25:10

Фотоаппарат нужен для семейной сьемки,и для сьемки фигурного катания(дочка занимается).Бюджет до 40тыс.Опыта сьемки-никакого.

6fc9c9a5 ecf5 4e9d ba62 ab1b1c0eb11a