Квадраты — самая ранняя серия, с которой все началось.
Черный квадрат. В 1988 году я пришел на выставку Казимира Малевича в Русский музей и увидел не только «Черный квадрат», но и многие другие его произведения. Там у меня были совершенно фантастические визуальные ощущения, из-за контраста цветов черное / белое картина начинала жить независимо от меня. После этого я придумал серию, которую через какое-то время сфотографировал. Она называлась «Черный квадрат». Я решил, что возьму диапроектор, в который вставлю слайд с черным квадратом, и буду проецировать его на голову модели. Во время съемки происходили разные ситуации: необходимо было передвигать камеру, модель, диапроектор.
На разных снимках четко видно, что человек находится в движении, а квадрат остается неподвижным, или наоборот… Последний снимок серии возник совершенно случайно: я приклеил на стекло черный прямоугольник / квадрат и поставил напротив него камеру. Во время экспозиции я перемещал стекло в разных плоскостях. При этом перед объективом неподвижно висела черная нитка, которая создавала некий профиль. Изначально я не знал, что из этого получится. Было снято три-четыре пленки, и в результате все это сложилось — и я получил результат, который меня устроил.
«Красный квадрат». Я снимал эту серию в 1988 году и совершенно не думал о том, что у нее будет продолжение. Мы часто пытаемся думать о том, что до нас было сделано очень много всего интересного и неожиданного, вторая серия возникла совершенно случайно, хотя, возможно, это и есть то, ради чего я все это и делал. В 1990 году я решил сфотографировать свой автопортрет. Я снимал его каждый день по одной фотографии. И через пару недель я четко понял, что фотографировать его просто так — невозможно, поскольку я изначально задумал, что это будет некий проект, который в дальнейшем будет выставляться. Я задумал шесть маленьких снимков, напечатанных на листе форматом 40 x 30, и то, что они должны взаимодействовать между собой.
Идея с веревкой была подсмотрена у каких-то японцев. 1990 год был годом распада Советского Союза. Снятие с себя веревки, изначально натянутой в форме звезды, — в результате получилось снятие оков. На полу, говоря условно, бумага в форме флага, я ее просто бросил на не очень чистый пол в мастерской, поскольку вставать голыми ногами на него мне не хотелось. И в итоге получилось очень забавно. Красный прямоугольник в центре изображения — это часть такой же черно-белой фотографии, только окрашенной в красном анилине и приклеенной сверху резиновым клеем. Это коллаж, но, если оторвать верхний слой, там будет такое же черно-белое изображение.
Синий квадрат — это своеобразная проба пера. Я пробовал идею, которую воплотил в одном из своих следующих проектов — «Пространство Эшера».
Техника съемки следующая: для объектива изготавливается специальная маска в виде круга с одним вырезанным сектором — допустим, ¼. Я фотографирую на одну четвертую кадра, который многократно экспонируется с поворотом маски по кругу.
Условно говоря, все это можно сделать на компьютере, но для меня это бессмысленно, потому что все удовольствие в непредсказуемости результата. Здесь я просто фотографирую линию горизонта, которая замыкается, разделенная на четыре части. Это была заявка на будущие проекты, потому что я понял, что если можно фотографировать таким образом воду, то так же можно снимать и архитектуру.
Желтый квадрат — изображение тут очень сложно рассмотреть. Я сфотографировал канцелярские кнопки, потом напечатал их изображения на металлизированной бумаге, а затем тонировал их в желтый цвет. Желтый и серый — это цвета, которые очень сложно взаимодействуют друг с другом. Растворенное изображение начинает становиться видимым только с определенного ракурса. А так я вижу либо серое, либо желтое.
Серый квадрат — этот проект связан с моим знакомством с известным концептуальным поэтом Алексеем Варсопко, которому я предложил такую идею. Каждый из нас совершил определенный подвиг: я снимал свой автопортрет каждый день, а он каждый день писал текст, смотря на мои фотографии и ассоциируя себя с ними. Здесь я фотографировал его тексты многократно на один кадр, получился такой странный результат: текст остается, но прочесть его практически невозможно.
Коричневый квадрат. Каждая серия придумывалась и печаталась как определенная концептуальная технология. Я четко осознаю, что если существует негативная и позитивная пленка, то они являют собой определенный набор эмульсионных слоев, отличных по контрасту. Просто одна из них более (негативная), а другая менее (позитивная) контрастная. Существует процесс, который называется диапозитивным, при котором любую негативную пленку можно определенным образом засветить и получить из нее позитивное изображение.
Я использовал негатив, который разграфил на квадраты, применяя шахматную маску, с которой был сделан контактный отпечаток, в результате которого получился негатив этой маски. Печатал изображение, сложенное бутербродом с маской, а затем все это я засвечивал и обрабатывал по схеме обращения изображения. Здесь понимаешь, что такое ручная печать, каждый раз получается изображение, отличное от предыдущего, даже в одном тираже.
Зеленый квадрат. Мною была сфотографирована довольно большая женская грудь, и мне хотелось раздробить это изображение. Для этого была сделана маска из большого числа квадратов. По принципу с описанной до этого технологией она была несколько раз переведена из негатива в позитив и наоборот и печаталась бутербродом. Затем каждый из отпечатков я окрасил в зеленом анилине и особым образом обрезал края.
Разноцветный квадрат имеет вполне определенную структуру: есть 16 портретов, которые я напечатал большим количеством экземпляров. Затем я тонировал их анилином в желтый, красный, синий и зеленый цвета. Я использовал особую документную бумагу, которая сама по себе очень тонкая и благодаря этому ровно окрашивается. После чего высушил ее, и, разорвав, соединил части между собой при помощи резинового клея. Получился такой совершенно отвязный вариант Уорхола. Мне нравится, что в этом изображении практически ничего, кроме цвета, не меняется.
Еще есть белый квадрат. В то время я работал фотографом в строительной конторе, у меня была фотолаборатория, в которой стены были отделаны кафелем, он был белым, глянцевым, но с браком, в этих бракованных линиях я увидел формы женского тела, может быть, просто тела, но тогда меня интересовало именно женское тело, впрочем, как и сейчас. Фотографировалось все параллельно: и плитки с графическим браком, и женское тело, какое подвернулось, во фрагментах, а потом это объединялось в панно.
Серия существует, может быть, будет продолжение, все зависит от потребностей и возможностей.
Все фотографии Андрея Чежина из серии “Квадраты”