Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Серия «Квадраты» Андрея Чежина

Дата публикации: 10.05.2008
Серия «Квадраты» Андрея Чежина

Фотография Андрея Чежина

Квадраты — самая ранняя серия, с которой все началось.

Черный квадрат. В 1988 году я пришел на выставку Казимира Малевича в Русский музей и увидел не только «Черный квадрат», но и многие другие его произведения. Там у меня были совершенно фантастические визуальные ощущения, из-за контраста цветов черное / белое картина начинала жить независимо от меня. После этого я придумал серию, которую через какое-то время сфотографировал. Она называлась «Черный квадрат». Я решил, что возьму диапроектор, в который вставлю слайд с черным квадратом, и буду проецировать его на голову модели. Во время съемки происходили разные ситуации: необходимо было передвигать камеру, модель, диапроектор.

На разных снимках четко видно, что человек находится в движении, а квадрат остается неподвижным, или наоборот… Последний снимок серии возник совершенно случайно: я приклеил на стекло черный прямоугольник / квадрат и поставил напротив него камеру. Во время экспозиции я перемещал стекло в разных плоскостях. При этом перед объективом неподвижно висела черная нитка, которая создавала некий профиль. Изначально я не знал, что из этого получится. Было снято три-четыре пленки, и в результате все это сложилось — и я получил результат, который меня устроил.

z
z

«Красный квадрат». Я снимал эту серию в 1988 году и совершенно не думал о том, что у нее будет продолжение. Мы часто пытаемся думать о том, что до нас было сделано очень много всего интересного и неожиданного, вторая серия возникла совершенно случайно, хотя, возможно, это и есть то, ради чего я все это и делал. В 1990 году я решил сфотографировать свой автопортрет. Я снимал его каждый день по одной фотографии. И через пару недель я четко понял, что фотографировать его просто так — невозможно, поскольку я изначально задумал, что это будет некий проект, который в дальнейшем будет выставляться. Я задумал шесть маленьких снимков, напечатанных на листе форматом 40 x 30, и то, что они должны взаимодействовать между собой.

Идея с веревкой была подсмотрена у каких-то японцев. 1990 год был годом распада Советского Союза. Снятие с себя веревки, изначально натянутой в форме звезды, — в результате получилось снятие оков. На полу, говоря условно, бумага в форме флага, я ее просто бросил на не очень чистый пол в мастерской, поскольку вставать голыми ногами на него мне не хотелось. И в итоге получилось очень забавно. Красный прямоугольник в центре изображения — это часть такой же черно-белой фотографии, только окрашенной в красном анилине и приклеенной сверху резиновым клеем. Это коллаж, но, если оторвать верхний слой, там будет такое же черно-белое изображение.

z
z

Синий квадрат — это своеобразная проба пера. Я пробовал идею, которую воплотил в одном из своих следующих проектов — «Пространство Эшера».

Техника съемки следующая: для объектива изготавливается специальная маска в виде круга с одним вырезанным сектором — допустим, ¼. Я фотографирую на одну четвертую кадра, который многократно экспонируется с поворотом маски по кругу.

Условно говоря, все это можно сделать на компьютере, но для меня это бессмысленно, потому что все удовольствие в непредсказуемости результата. Здесь я просто фотографирую линию горизонта, которая замыкается, разделенная на четыре части. Это была заявка на будущие проекты, потому что я понял, что если можно фотографировать таким образом воду, то так же можно снимать и архитектуру.

z
z

Желтый квадрат — изображение тут очень сложно рассмотреть. Я сфотографировал канцелярские кнопки, потом напечатал их изображения на металлизированной бумаге, а затем тонировал их в желтый цвет. Желтый и серый — это цвета, которые очень сложно взаимодействуют друг с другом. Растворенное изображение начинает становиться видимым только с определенного ракурса. А так я вижу либо серое, либо желтое.

z
z

Серый квадрат — этот проект связан с моим знакомством с известным концептуальным поэтом Алексеем Варсопко, которому я предложил такую идею. Каждый из нас совершил определенный подвиг: я снимал свой автопортрет каждый день, а он каждый день писал текст, смотря на мои фотографии и ассоциируя себя с ними. Здесь я фотографировал его тексты многократно на один кадр, получился такой странный результат: текст остается, но прочесть его практически невозможно.

z
z

Коричневый квадрат. Каждая серия придумывалась и печаталась как определенная концептуальная технология. Я четко осознаю, что если существует негативная и позитивная пленка, то они являют собой определенный набор эмульсионных слоев, отличных по контрасту. Просто одна из них более (негативная), а другая менее (позитивная) контрастная. Существует процесс, который называется диапозитивным, при котором любую негативную пленку можно определенным образом засветить и получить из нее позитивное изображение.

Я использовал негатив, который разграфил на квадраты, применяя шахматную маску, с которой был сделан контактный отпечаток, в результате которого получился негатив этой маски. Печатал изображение, сложенное бутербродом с маской, а затем все это я засвечивал и обрабатывал по схеме обращения изображения. Здесь понимаешь, что такое ручная печать, каждый раз получается изображение, отличное от предыдущего, даже в одном тираже.

z
z

Зеленый квадрат. Мною была сфотографирована довольно большая женская грудь, и мне хотелось раздробить это изображение. Для этого была сделана маска из большого числа квадратов. По принципу с описанной до этого технологией она была несколько раз переведена из негатива в позитив и наоборот и печаталась бутербродом. Затем каждый из отпечатков я окрасил в зеленом анилине и особым образом обрезал края.

z
z

Разноцветный квадрат имеет вполне определенную структуру: есть 16 портретов, которые я напечатал большим количеством экземпляров. Затем я тонировал их анилином в желтый, красный, синий и зеленый цвета. Я использовал особую документную бумагу, которая сама по себе очень тонкая и благодаря этому ровно окрашивается. После чего высушил ее, и, разорвав, соединил части между собой при помощи резинового клея. Получился такой совершенно отвязный вариант Уорхола. Мне нравится, что в этом изображении практически ничего, кроме цвета, не меняется.

z
z

Еще есть белый квадрат. В то время я работал фотографом в строительной конторе, у меня была фотолаборатория, в которой стены были отделаны кафелем, он был белым, глянцевым, но с браком, в этих бракованных линиях я увидел формы женского тела, может быть, просто тела, но тогда меня интересовало именно женское тело, впрочем, как и сейчас. Фотографировалось все параллельно: и плитки с графическим браком, и женское тело, какое подвернулось, во фрагментах, а потом это объединялось в панно.

Серия существует, может быть, будет продолжение, все зависит от потребностей и возможностей.

Все фотографии Андрея Чежина из серии “Квадраты”

Фотография Андрея Чежина

Фотография Андрея Чежина

Дата публикации: 10.05.2008
Комментировать
User
Андрей Чежин

Участник художественного объединения «Фoтpostscriptum». Член Союза фотохудожников России. Член Петербургского гуманитарного фонда «Свободная культура». Член Международной федерации художников.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus