Как сделать всё резким? Этим вопросом задаётся каждый фотограф, столкнувшийся с нехваткой глубины резкости на своих фотографиях. Не получается взять весь объект в резкость при предметной фотографии? Не удаётся сделать резкими одновременно передний и задний планы при съёмке пейзажа? Тогда вам будет интересен метод, описанный в этой статье.
До определённого предела глубину резкости можно увеличить, закрывая диафрагму, используя гиперфокальное расстояние. Но в силу физических ограничений во многих сюжетах просто не получится увеличивать глубину резкости до бесконечности. Достаточно попробовать сфотографировать небольшой объект крупным планом на длиннофокусный объектив, чтобы столкнуться с нехваткой глубины резкости даже на закрытой диафрагме.
Одно из решений — сделать несколько кадров, снятых с фокусировкой на разных дистанциях, а потом объединить их в одно изображение. Тем самым мы можем увеличивать глубину резкости до бесконечности. Это и есть фокус-стекинг. Применяется стекинг по фокусу во многих направлениях съёмки — в макрофотографии, ювелирной и предметной съёмке, в пейзаже. Словом, везде, где нужна максимальная глубина резкости. Единственное ограничение — этим методом не получится снимать движущиеся предметы, поскольку нельзя будет сделать несколько одинаковых кадров со сдвигом фокусировки.
Попытка добиться достаточной глубины резкости для этого сюжета путём закрытия диафрагмы до F16. Боке испорчено, а передняя и задняя границы предмета не резкие.
Кадр, сделанный с фокус-стекингом. Предмет полностью резок.
Один из неочевидных плюсов стекинга — в одном кадре можно получить и большую глубину резкости, и красивое боке, которое бывает только на сравнительно открытых диафрагмах. Для этого достаточно сделать стекинг на F2,8–F8.
Основная сложность съёмки со стекингом — создание серии снимков с равномерным шагом фокусировки. Некоторые фотографы просто крутят фокусировочное кольцо объектива руками, что не всегда обеспечивает должную точность смены дистанции фокусировки от кадра к кадру. Другие используют дорогостоящее ПО и оборудование для этих нужд. Однако обладателям Nikon Z 6 и Nikon Z 7 это всё не понадобится. Вслед за зеркалкой Nikon D850 эти камеры получили функцию съёмки с шагом фокусировки. Камера сама создаст серию кадров и самостоятельно будет перефокусировать объектив с необходимым шагом. Вам останется лишь свести их воедино на компьютере.
Итак, кроме фотоаппарата с функцией съёмки с шагом фокусировки, нам для работы с фокус-стекингом потребуются:
-
Программное обеспечение для склейки серии кадров, снятой с шагом фокусировки. Для продвинутой работы со стекингом существуют программы Helicon Focus, Zerene Stacker. Но мы будем использовать знакомый большинству фотографов графический редактор Adobe Photoshop, предоставляющий базовые функции стекинга.
-
Штатив. Серия кадров должна быть снята строго с одного ракурса, иначе не получится собрать итоговое изображение.
-
Объектив, не имеющий «дыхания». Объектив не должен менять угол обзора при фокусировке на разных дистанциях. Проверить это легко. Смотря на экран фотоаппарата, перефокусируйте вручную объектив от минимальной дистанции до бесконечности. Если картинка меняет свой масштаб, а объекты на краях кадра то появляются в нём, то уходят за его границы, значит ваш объектив «дышит». Если объектив имеет такой нюанс, то каждый кадр серии будет отличаться по углу обзора от предыдущего, что заметно усложнит последующую склейку фотографий.
Новый Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S резок, начиная с открытой диафрагмы, и не имеет «дыхания». Современная оптика в системе Z рассчитывается с учётом подобных специфических требований. А вот объективы более старые, даже профессионального уровня, запросто могут «дышать». Кроме того, минимальная дистанция фокусировки у него — всего лишь 30 см (дистанция фокусировки отмеряется не от передней линзы объектива, а от плоскости матрицы фотоаппарата). Мы специально использовали этот объектив, чтобы показать его возможности при съёмке небольших предметов. Разумеется, через переходник FTZ можно использовать для съёмки со стекингом любую оптику с байонетом Nikon F.
Установим фотоаппарат на штатив и сфокусируемся на передней границе объекта, который мы хотим полностью вместить в глубину резкости. В случае пейзажной съёмки — на самой передней границе нашего сюжета.
Теперь настроим функцию съёмки со сдвигом фокусировки. В соответствующем меню можно настроить количество кадров в серии и величину шага фокусировки.
Чем больше кадров будет сделано и чем шире шаг фокусировки, тем дальше к «бесконечности» уйдёт дистанция фокусировки объектива за время съёмки. Шаг фокусировки измеряется в относительных величинах. Наиболее оптимальное количество кадров в серии и шаг фокусировки для разных сюжетов стоит искать экспериментально. Если речь о предметной или макросъёмке, серия может насчитывать несколько десятков кадров, потому что мы будем иметь дело с очень узкой ГРИП. Экспозиция всех кадров должна быть одинаковой, иначе будут проблемы при склейке, съёмку лучше вести в режиме М. Также, чтобы избежать лишних трудностей при склейке, прикроем диафрагму до F11–F16. Сильнее закрывать не стоит из-за падения резкости под влиянием дифракции.
Важный параметр — временной интервал между снимками. Его нужно настроить, если вы снимаете с импульсным освещением, со вспышкой. Поставьте интервал, чтобы его с запасом хватило для перезарядки ваших вспышек. Если съёмка ведётся при постоянном свете, интервал можно поставить на ноль, тогда аппарат будет без промедления снимать кадр за кадром. Чтобы вспышка сработала на всех кадрах серии, параметр «Блокировка экспозиции по первому кадру» переведём в положение OFF.
В Nikon Z 6 и Nikon Z 7 можно сформировать превью для изображения, сделанного со стекингом. Изображения из серии, снятой со сдвигом фокусировки, камера объединит в одну чёрно-белую картинку для предварительной оценки результата.
Итак, снимки готовы. Загрузим их на компьютер. Если вы работаете с RAW, можно предварительно обработать снимки в RAW-конвертере. Главное, чтобы обработка всех кадров была одинакова, для чего синхронизируйте все настройки. Теперь приступим к созданию итогового изображения с большой глубиной резкости.
Предварительную обработку снимков удобно проводить в Adobe Lightroom. После того, как настройки проведены и синхронизированы на всех изображениях, выделим их; в контекстном меню выберем пункт Edit In → Open as Layers in Photoshop.
Откроем все наши файлы как слои в Adobe Photoshop. Если съёмка велась без штатива или/и ваш объектив имеет «дыхание», то перед проведением стекинга «подгоним» все слои друг к другу. Выделим их, зайдём в меню Edit, выберем Auto-Align Layers.
Теперь, когда все слои совпадают друг с другом, снова зайдём в меню Edit и выберем пункт Auto-Blend Layers. В открывшемся окне выберем опцию Stack Images. Нажимаем ОК и ждём некоторое время.
Программа автоматически находит резкие области на каждом изображении и создаёт маски для него (их в последующем можно редактировать, что тоже удобно). Итог — готовое изображение с большой глубиной резкости. Теперь можно продолжить работу с ним как с обычной фотографией — ретушировать, проводить цветокоррекцию и так далее.
Вкупе со сверхширокоугольной оптикой и прикрытой диафрагмой в пейзажной съёмке достаточно 3–5 кадров в стекинговой серии, чтобы добиться глубины резкости от нескольких десятков сантиметров до бесконечности.
С Nikon Z 6 и Nikon Z 7 фокус-стекинг стал очень простой операцией. Использовать его удобно, во многих ситуациях он выручает, позволяя получать изображения с максимальной глубиной резкости.