Вверх

Как выровнять тон кожи лица в Photoshop: метод частотного разложения

Дата публикации: 11.01.2017

Важную часть в ретуши фотографий, особенно портретов, занимает детализация и цвет кожи. Один из самых удобных методов обработки, популярных на сегодняшний день, — метод частотного разложения. Он очень удобен и прост, если работать с ним чётко по инструкции.

До и после:

Как выровнять тон кожи лица в Photoshop: метод частотного разложения

Для меня метод частотного разложения — словно проверенный кулинарный рецепт. Работает безотказно. Даже в самых сложных ситуациях, когда не знаешь, с чего начать.

Фотографии, используемые в этом уроке, сняты на фотоаппарат Nikon D810. Это одна из самых новых моделей Nikon, универсальная фотокамера с высоким разрешением — 36,3 МП. Она позволяет создавать детализированные снимки с мельчайшими текстурами. Для ретуши снимков такого высокого разрешения довольно важно (и в то же время сложно) сохранить мелкие детали. Поэтому лучше использовать метод частотного разложения, нежели обработку с помощью умных инструментов.

ПОДГОТОВКА

Для начала проведём с изображением ряд предварительных обязательных процедур. Разделим его на те самые частоты, составные части. Ниже представлена подробная пошаговая инструкция.

1. Первым делом создаём 2 слоя копии исходного изображения. Сделать это можно разными способами (например, как на скриншотах), но самый быстрый — клавиши Ctrl+J. Чтобы легко ориентироваться, лучше сразу дать слоям имена. Недолго думая назовём их low и hi, впоследствии это и будут наши низкие и высокие частоты.

Делать копии — это очень простая и полезная привычка, особенно при ретушировании. У вас всегда будет возможность обратиться к исходнику, если что-то пойдёт не так.

2. Верхнему слою с копией выключаем видимость, им займёмся позже. Переходим к слою low, т. е. к первой копии.

3. Этот слой необходимо размыть с помощью фильтра Gaussian Blur. Здесь, как в любом рецепте, наступает первый творческий момент. Необходимо выбрать радиус размытия. Нам нужно убрать неровности кожи, мелкие морщинки, пыль и тому подобное. Но глаза, нос и брови мы, скорее всего, захотим оставить. Поэтому, начиная увеличивать радиус, внимательно смотрим, как меняется картинка.

Результат очень зависит от размера исходника (наш пример чуть больше 20 МП), а также от того, сколько места занимает человек в кадре. Для этого изображения давайте остановимся на отметке 13px для радиуса размытия. Важно запомнить выбранное значение, это число пригодится нам уже в следующем шаге.

Со временем вы научитесь определять подходящий радиус сразу и оцените, как удобно иметь набор заготовленных сценариев для разложения с разными радиусами.

4. Нижняя половина изображения готова, теперь переходим к верхнему слою hi. Нам нужно скомпенсировать изображение таким образом, чтобы при наложении на наш размытый слой low в результате получить исходную картинку. Для этого используется фильтр, который в совокупности с подходящим режимом наложения даст эффект, противоположный Gaussian Blur, который мы использовали ранее. И имя этому фильтру High Pass.

В открывшемся окне High Pass всего один регулируемый параметр, и это опять радиус. Здесь нужно выставить значение из прошлого шага. Выставляем 13px, именно на столько мы размывали слой low.

5. Переводим слой hi в режим наложения Linear Light. Этот режим работает таким образом, что серый цвет становится прозрачным, а любые отклонения от серого драматически увеличивают яркость и контраст. Результат после наложения на размытый слой получается ровно в два раза более контрастный, чем оригинальный снимок.

6. Уменьшить контраст можно разными способами, я предпочитаю использовать корректирующие слои, т. е. слои с настройками (например, слой с кривыми). Такой способ легко позволяет на время отключать понижение контраста. С контрастной версией очень удобно работать во время ретуши, сразу выделяются все неровности и детали, которые можно случайно пропустить, глядя на исходный вариант.

Итак, создаем корректирующий слой: New Adjustment Layer > Curves.

7. Для того чтобы применить понижение контраста только к нашему верхнему слою, создаем Clipping Mask. Весь эффект слоя с кривыми будет работать только на слой под ним. Это можно сделать через меню или, удерживая Alt, кликнуть на стык между слоями, для которых мы хотим создать Clipping Mask. В этот момент курсор изменит значок на стрелочку с квадратом, а после клика напротив слоя останется только стрелочка. Это значит, что всё прошло удачно.

  1. Теперь по поводу самой кривой. Переходим в настройки корректирующего слоя (они появляются по двойному клику на изображении кривой в палитре слоёв). Здесь нас интересуют крайние точки, они отвечают за границы яркости изображения: левая нижняя — самая чёрная, правая верхняя — самая белая. Чтобы уменьшить контраст, необходимо потянуть нижнюю вверх, а верхнюю вниз. Чтобы точно попасть в значение и уменьшить контраст в два раза (а не в 2,02), нужно подтянуть эти точки ровно на четверть сверху и снизу соответственно. Также можно задать координаты вручную, активировав поля, кликнув на точку кривой. В полях для верхней точки ставим Input 255, Output 192, для нижней — Input 0, Output 64.

Всё сошлось, картинка на экране выглядит ровно так же, как исходный оригинал. Наше изображение разложено на две части и готово к работе.

Слой с высокой частотой, который у нас называется hi, содержит текстуру кожи, мелкие детали одежды и волосы. Но цвет волос и цвет кожи находятся в слое low. Таким образом, исправлять неровности и дефекты кожи удобно именно в слое с высокой частотой hi.

ВЫСОКИЕ ЧАСТОТЫ

Есть несколько способов работы с высоким слоем. С помощью режимов наложения можно переключаться и работать как с серым изображением, так и с обычным. Кому-то, может быть, удобно редактировать оригинальный слой hi, но я бы рекомендовал делать копию, чтобы сохранить оригинал.

Первый способ, ретушь серого изображения

Отключаем видимость корректирующего слоя с кривыми и меняем режим наложения серого слоя hi обратно на Normal. Создаём новый слой поверх hi, и он автоматически переходит в Сlipping Mask. В этом слое и будет наша ретушь.

Выбираем штамп. Настройки инструмента:

Обязательно 100 % непрозрачность и 100 % жёсткость кисти (настраивается вместе с размером кисти по правому клику), чтобы не появлялись размытые участки. Мы игнорируем цвет на данном этапе, поэтому все текстуры отлично стыкуются с жёсткими настройками штампа. Если вы используете планшет (а это на самом деле ускоряет работу), не забудьте отключить регулировку непрозрачности от нажатия на стилус (значок сетчатого кружка с карандашом).

Второй способ, ретушь полноцветного изображения

Слой hi в режиме Linear Light. Дублируем его и переводим в Clipping Mask. В этом новом слое будем заниматься ретушью. Отключаем видимость корректирующего слоя с кривыми.

Настройки штампа практически те же, за исключением Sample — нужно изменить на Current Layer.

Наконец переходим к самой ретуши кожи. А это обычная работа штампом: берём область с понравившейся текстурой и заменяем то, что требуется.

Вот несколько советов из личного опыта по использованию штампа:

  • потраченное на ретушь время — синоним качества ретуши, настройтесь на монотонную работу со штампом в течение 40–60 минут;
  • с планшетом работа пойдёт в сто раз быстрее;
  • не нужно брать очень большую кисть, лучше сделать больше мазков. Для нашего формата идеальный размер кисти 15–25px;
  • необязательно после каждого клика менять источник для штампа, но постарайтесь делать это как можно чаще, во избежание возникновения артефактов;
  • родинки не являются дефектами кожи, но не забывайте про менее очевидные части тела. Губы, нос, торчащие волосы, открытые части рук и тела тоже нуждаются в вашем внимании.
Было

Было

Стало

Стало

Оценим результат после работы над верхней частотой. Мы детально поработали над кожей с помощью всего одного слоя, и теперь она выглядит очень гладкой. Но при этом сохранилась резкость, нет этого мыльного эффекта на коже, который обычно выдаёт некачественную ретушь.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Иногда можно обойтись тем, что уже получилось, и не трогать нижний слой. Но для образовательного эффекта давайте всё-таки попробуем сделать что-то ещё. Работать с нижней частотой очень просто. Можно использовать штамп или обычные кисти с подходящим цветом, но обязательно только самые мягкие настройки жёсткости и непрозрачность на уровне 20–30 %.

Вот несколько трюков, к которым нам открывает доступ размытый слой low:

  • выровнять оттенок лица, избавиться от светлых / тёмных / цветных пятен;
  • локально поработать с фоном, убрать лишние тени;
  • убрать волны на фоне, сделать фон более однородным.

Для работы с пятнами отлично подойдёт обычная кисть (самая мягкая, непрозрачность 20–30 %). Создаём новый слой над слоем low. С помощью пробы цвета или удерживая клавишу Alt, выбираем цвет рядом с областью, которую требуется закрасить, и аккуратными движениями кисти наносим его на эту область. Можно менять цвет кисти, для того чтобы добиться оптимальной коррекции.

Точно так же c помощью кисти или штампа работаем с тенями на фоне.

Процедура разглаживания фона выглядит немного сложнее. Это особенно актуально для бумажных фонов, которые в ходе долгой службы в студиях начинают мяться и покрываются волнами. Выделяем с помощью умного выделения весь фон и дублируем его на новый слой.

Выделяем всё содержимое этого слоя: удерживая Ctrl, кликаем по значку слоя. Выделение необходимо для того, чтобы удержать размытие фона и чтобы новый гладкий фон не накладывался на модель.

Теперь размываем. Я использовал Gaussian Blur с большим значением радиуса. Значение легко определить — видно, как фон становится гладким по мере его увеличения. Я остановился на значении 36,6. Такое вот здоровое размытие получилось.

Скорее всего, после этого мелкие детали на границе потеряют резкость. Чтобы сохранить резкие границы вокруг фона, можно создать небольшую маску слоя с нашим размытием и обвести чёрным цветом контур модели.

Очень похоже

Очень похоже

ИТОГИ

На мой взгляд, картинка в результате получилась достаточно естественной. Этот метод идеально подходит для аккуратной ретуши. Детальной проработке подверглась текстура кожи, оттенки цвета и перепады яркости на лице.

До и после:

Дата публикации: 11.01.2017
Комментировать
User e737db0189e98747bb25cb484c63d7c76ebc3f81937068cb21429b5377da455b
Михаил Уваров

Наши тесты Nikon D810

Развернуть весь список

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Alexander Savochkin, 2018-03-07T11:34:24

Высокочастотный и низкочастотный слои при соответствующих режимах наложения выглядят совершенно идентично оригинальному изображению.

В дополнение к статье вот вам два более рациональных способа работать с частотным разложением. Первый касается собственно разложения. Вся штука в том, что блюр бывает разного типа, а вот хайпас — обратное преобразование размытия по Гауссу. Однако есть виды размытия, более удобные для ретуши. Например, Surface blur: он сохраняет резкие края, но размывает переходы со значением меньше порогового. Хайпас такое размытие не скомпенсирует. Второй недостаток хайпаса — контраст, и необходимость последующей возни с кривыми.

Чтобы этого не было, создайте две копии слоя, верхнюю и нижнюю. Верхнюю на время отключите, нижнюю размойте любым способом — хоть по Гауссу, хоть по поверхности. Радиус размытия подберите такой, чтобы полностью скрыть фактуру, но оставить объём. После этого включите верхний слой, выделите его на палитре слоёв и пройдите в меню Image → Apply Image. Появится панель с параметрами. В списке Layer выберите нижнюю размытую копию и установите параметры:

Blending: Subtract,

Scale: 2,

Offset: 128.

Если работаете с 16-битным изображением, ставьте:

Blending: Add,

Scale: 2,

Offset: 0.
Высокочастотный слой образуется автоматически, и сразу того контраста, какой нужен. Задайте ему режим наложения Linear Light, и всё, можно работать дальше.

Разглаживать низкочастотный слой лучше всего не обычной кистью, а инструментом Mixer Brush — он находится там же, где кисть. Параметры инструменту задайте такие, как на скриншоте:
https://uploads.disquscdn.c... Этой кистью надо просто аккуратно размазывать дефекты, пока они не разгладятся. Это избавит вас от проблемы подбора цвета для кисти. Однако будьте внимательны, так можно легко испортить объём. Отдельные же пятна легче всего заделывать штампом с полностью размытыми краями.

Ретушировать высокочастотный слой лучше не штампом, а инструментом Healing Brush, и обязательно с жёсткими краями, иначе полезут артефакты. Образец для этой кисти следует брать с ближайшего участка кожи.

В результате получится аккуратно и без лишних движений с кривыми и инструментами.

Roman, 2018-03-07T10:03:06

А где конец? Что делать с low & hi в конце?
Я всё подкорректировал в них, как теперь свести?

Edit: тьфу, надо было просто hi включить обратно

Александр Савочкин, 2017-03-19T00:10:55

По-моему, частотное разложение — первый претендент на автоматизацию экшенами. А там вариант с запоминанием радиуса размытия чертовски неудобен — если в настраиваемом экшене нужно дважды вводить одно и то же, это плохой экшен. Поэтому я за аплай-имедж. К тому же для 8 и 16-битной картинки нужны разные экшены. Восьмибитный делается через вычитание с масштабом 2 и офсетом 128, а 16-битный — через сложение инвертированного размытого слоя с масштабом 2 и офсетом 0. Это предотвращает потерю точности.

Михаил Родин, 2017-01-14T13:26:45

Хай пасс в сочетании с размытым слоем всегда дает искажение. Всегда. Чтобы в этом убедиться достаточно разложить изображение не на две частоты, а на три и более. Тогда это искажение видно "на глаз". Можно использовать и его, но в этом случае придется делать компенсирующий слой, через тот же эплай имэдж. То есть плюс еще одной действие.
Уж если так хочется видеть мусор через контраст, добавьте один слой в клиппинг маск: то же количество действий, НО отсутствие искажений на конечной фотографии.

Разница между штампом и кистью. Вам действительно не понятна разница между копией "полной" кисти и пипеткой пять на пять пикселей? Ничем не могу помочь. Впрочем использование инструмента вопрос привычки.

Михаил Уваров, 2017-01-14T08:34:23

High Pass + слой с кривыми для понижения контраста удобен тем что можно быстро переключаться в более контрастную версию для поиска дефектов. Да, это требует дополнительного действия вначале. Такая конфигурация дает искажение только если слой High Pass переводить в ч/б. Тогда действительно теряется цвет в мелких деталях. Но я нигде не советовал это делать) Mixer Brush действительно может быть удобным инструментом, спасибо! А вот использование штампа ничем не отличается от кисти, тоже придется использовать встроенную пипетку;)

Den Bychkovsky, 2017-01-12T00:33:02

Способ норм, сам пользуюсь, но как написали уже, в различных мелочах, вроде выбора инструментов, творится какой-то адок. А на результате "После" вся кожа пятнистая, вижу это даже не повышая контраст для проверки.
И 40-60 минут на ретушь?! Серьезно? Я ее делаю за 10-15 минут.

Михаил Родин, 2017-01-11T12:36:06

Читая про методы частотного разложения неизменно возникает ощущение, что авторы намеренно искажают и усложняют процесс. Вместо слоя через аплай имэйдж делают слой через хай пасс. Мало того что это требует дополнительных действий по понижению контраста, так еще и дает искажение. Вместо миксер браш или хотя бы мягкого штампа берут обычную кисть, что требует использование пипетки. Или это делается для сохранения "секретов мастерства" и последующей рекламы "мастер-классов" по ретуши?

Viachaslav K, 2017-01-11T12:34:31

у девочки в бирюзовом переносица сломалась
ретушь + imagenomic отличное решение для меня
а ретушь очень хорошо ускоряет мэйкап

324d7615 79f8 401e 8bcb f29ab51e2470