Вверх
623d06c8 222c 4897 8c47 95723c9e3b25

Широкоугольный объектив: преимущества, о которых вы не задумывались

Дата публикации: 20.07.2022

Особенно актуальной эта статья будет для тех, кто предпочитает снимать на смартфон! Ведь основная камера практически во всех современных мобильных телефонах — широкоугольная. А второй чаще всего выступает сверхширокоугольная. Правила работы с ними и с профессиональной фотооптикой одни и те же.

Широкоугольная оптика дарит широкие возможности для творчества, но многие фотографы не понимают всех её преимуществ. После прочтения статьи вы не только полюбите снимать на широкоугольную оптику, а возможно, просто влюбитесь в неё.

Снимать на широкоугольник нелегко, и у него есть свои ограничения, но это всегда увлекательно и даже весело. Давайте поговорим о перспективе и искажениях, с которыми мы сегодня научимся работать. Это больше похоже на своеобразную игру-головоломку, которая позволит вам рассказывать историю и располагать объекты на снимке в нужной последовательности и с нужной крупностью.

Мыслите шире!

Основное преимущество широкоугольной оптики в том, что вы, находясь в тесном пространстве, можете показать его шире, чем оно есть на самом деле. Вы можете находиться очень близко к объекту съемки и при этом четко контролировать то, что войдёт в кадр, а что нет. В малых пространствах иногда просто нет альтернатив широкоугольной съёмке.

Широкоугольный объектив: преимущества, о которых вы не задумывались

Естественно, применять широкоугольники можно не только в тесных пространствах, а где угодно.

Ближе и крупнее

При работе с широкоугольной оптикой есть одно простое правило. Чтобы выделить объект на снимке, нужно приблизиться к нему. И он будет больше по отношению к окружению.

Стандартный совет — всегда ищите передний план. Это придаст больше объема вашей сцене. Ниже обычная скучная сцена. Но комбинируя удалённость объектов, мы можем контролировать, сколько места в кадре они займут.

Сцена с множеством объектов на широкоугольник может выглядеть весьма скучной.

Сцена с множеством объектов на широкоугольник может выглядеть весьма скучной.

То же место, но чуть-чуть с другой точки.

То же место, но чуть-чуть с другой точки.

Если осмысленно выбрать точку съёмки, то можно разграничить сцену на планы и показать её глубину. Это придаст вашей сцене не только больше объема, но и даст возможность ввести в кадр нужные детали, которые будут работать на общую историю.

Фотограф может «оживить» любой сюжет, поместив на передний план больше деталей.

Стоить заметить, что при съемке на широкоугольную оптику нужно всегда следить за своей тенью. Она часто попадает в кадр, и вам следует про это постоянно помнить.

Искажения перспективы

То, что расположенные ближе к камере объекты при съёмке на широкоугольный объектив кажутся непривычно крупными, объясняется перспективными искажениями. Они неизбежны при работе с такой оптикой. При съёмке людей важно следить, чтобы искажения не ломали фигуру и форму лица. Иногда искажения можно применить и как художественный прием, но с этим надо быть очень осторожным: наш глаз моментально их улавливает.

Портрет на грани: из-за сильной близости к камере появляются искажения лица. Нос кажется явно больше, чем есть на самом деле.

Портрет на грани: из-за сильной близости к камере появляются искажения лица. Нос кажется явно больше, чем есть на самом деле.

Если вы снимаете портрет, не переусердствуйте с близостью к модели. Поясные планы можно прекрасно снимать на умеренно широкий угол, но не более… Если у вас есть светосильный ширик, то вы даже сможете немного размыть фон.

Если же вы будете приближаться к объекту очень близко или угол будет слишком широким, то и искажений не избежать. Они будут тем сильнее, чем ближе ваш объект и широкоугольнее объектив.

На снимках выше использован один и тот же объектив, но во втором случае камера расположена практически вплотную к ноге.

В этом вся прелесть. Вы помещаете зрителя в центр происходящего, где явно есть лево и право, верх и низ, а планы четко разграничены размерами объектов и их расстоянием друг от друга. Со временем вы научитесь на лету определять, из какого места какой будет вид, и насколько широко вы сможете показать то или иное место. Немного практики, и вы научитесь использовать искажения творчески.

Как с этим работать? Давайте разберём простой пример со съёмкой в парке.

На таком кадре внимание ничего не привлекает и трудно за что-то зацепится взгляду.

На таком кадре внимание ничего не привлекает и трудно за что-то зацепится взгляду.

Но стоит немного подумать, и мы можем выделить что-то самое яркое, просто подойдя поближе.

Но стоит немного подумать, и мы можем выделить что-то самое яркое, просто подойдя поближе.

Снимая модель фоне чего-либо, отталкивайтесь крупных объектов фона. Для начала скомпонуйте кадр с фоном, потом просто поставьте модель перед объективом. Выбор расстояния до камеры будет влиять на крупность модели в кадре.

Геометрия кадра

Если вы снимаете архитектуру или пейзажи с прямыми линиями в кадре, всегда держите камеру параллельно земле и не заваливайте горизонт. Неровно снятый кадр сложно исправить в графическом редакторе. Поэтому ещё на этапе съёмки камеру нужно выставлять максимально точно. На верхнем снимке камера смотрит немного в небо, видны искажения. На нижнем снимке камера параллельна земле, а снимок получился без искажений.

Акценты в кадре

Широкоугольная оптика любит, когда ей снимают со смыслом, расставляя акценты на объектах. От стиля съемки «хочу всё снять, да так, чтобы всё влезло» переходите к осмысленному творчеству. Подумайте, что вы можете выделить в кадре? На что обратить внимание зрителя в первую очередь? Приближайтесь к тому, что вы хотите показать крупнее. Располагайте объекты в кадре по крупности, взвешенно выстраивая композицию.

Для примера увеличим табличку со стрелкой и направим взгляд зрителя в нужное место. Она превратится из желтого пятна, которое отвлекало внимание, в смысловую линию, которая направит взгляд зрителя в нужную сторону.

Думайте, как можно использовать пространство вокруг вас, чему можно дать в кадре больше места, чему — меньше.

Низкая точка съёмки как ключ к новым сюжетам

То, что для одних лужа, для фотографа с шириком целый сюжет!

Старайтесь искать интересные ракурсы. Например, снимая снизу, всегда захватывайте больше земли в кадре. Это привлекает внимание зрителя. Показывайте мир и вещи в нём последовательно. Можно сосредоточить внимание на главном и при этом не забыть про второстепенное. Вместе же компоновка кадра поможет рассказать небольшую историю.

Всегда обращайте внимание на детали и старайтесь показать их ближе. В какие то моменты это может дополнить композицию, в какие-то — сделать ваш объект на переднем плане смысловым центром композиции.

Линии, полоски, рамки…

Арки и проёмы — прекрасное средство для обрамления ваших фотографий и выделения главного объекта. Сама же арка по смыслу должна гармонировать с наполнением и работать на общую идею.

Сходящиеся линии и ярко выраженная геометрия кадра — это вотчина широкоугольной оптики. Ищите туннели, лестницы и перила. Выделяйте того, кого снимаете, линиями. Пусть они сходятся к вашему объекту съёмки.

Ищите и экспериментируйте!

А иногда правила можно и нарушить. На первом снимке ваше лицо практически погрузилось в мягкое прикосновение — и ведь всё не по рекомендациям снято. Но смотрится интересно. А на втором снимке для подчеркивания комичности происходящего портрет снят практически с 10 сантиметров от носа модели, с сильнейшими искажениями. Главное правило широкоугольника — подходите ближе и не бойтесь экспериментов.

Не забывайте, что в фотографии все относительно. Применить все советы статьи можно и на стандартных фокусных расстояниях. Просто именно широкоугольная оптика позволяет усилить такие эффекты.

Дата публикации: 20.07.2022
Комментировать
8185c75b e1ab 4537 bf93 2fb5ae799be3 square 100
Ренат Мансуров

Профессиональный Фотограф, фотохудожник.
Занимается фотографией уже более 20 лет. Ведет популярный ютуб-канал «Фотоазбука», где делится своим опытом со всеми желающими. Лауреат международной фотопремии MIFA, член Ассоциации Профессиональных Фотографов Казахстана.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей