Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Компьютер: pro et contra

Дата публикации: 18.12.2009

До сих пор можно встретить людей, отрицающих значимость компьютерной обработки изображений. Есть даже конкурсы, на которые не принимаются работы, уличенные в «тяжком компьютерном грехе». Все это напоминает этакие Олимпийские игры для инвалидов, где безногие «бегут» злосчастную стометровку…

Однако нельзя впадать и в другую крайность: компьютер — не панацея, и если кадр не представляет собой ничего особенного, то и результат окажется соответствующим. Бездумное применение различных фильтров и обработок также вряд ли поможет: с самого начала необходимо твердо знать, чего именно хочет добиться автор с помощью тех или иных манипуляций. Глупо было бы перечислять фильтры, при помощи которых сделаны представленные снимки: этот набор, вероятно, подходит к данной работе, но совершенно неприменим к какой-то иной.

Господа фотографы! Те, кто гордо называет себя «профи»! В курсе ли вы, что без информации о возможностях и технических особенностях компьютерной доработки жить и работать дальше невозможно? Сегодня вы просто обязаны говорить на одном языке с техперсоналом всевозможных рекламных агентств и редакций!

Приведу конкретный пример. Не так давно одна из фирм заказала серию иллюстраций для годового отчета.
На обсуждении работы присутствовали заказчица и художница агентства, получившая этот самый заказ. Композиционные поиски взял на себя фотограф, однако заказчица пожелала, чтобы все было выполнено «в голубоватых оттенках». Вступившая же в обсуждение художница сказала, что «видит все в охристых тонах» — то есть желто-коричневых.
Как ни странно, между дамами не возникло никакого спора. Моя же попытка понять, осознают ли они, что голубоватый и охристый — совершенно разные цвета, была тщетной; в общем, реализовать их желания не представлялось возможным.

Что было бы, не знай я азов компьютера? Предложенное мной решение устроило всех только потому, что я снял все на черно-белый негатив, а потом отсканировал — после этого можно было работать даже серо-буро-малиновыми тонами! Итак, работа сделана, и сделана хорошо — все довольны. Стоит отметить, что подобных случаев становится все больше.

Парадокс: лишь 10% аудитории данного журнала прочтет эти строки! Число взято не с потолка: оно — прямое следствие опросов. На лекциях и семинарах я регулярно сталкиваюсь с людьми, задающими вопросы, ответы на которые уже давно напечатаны в Foto&Video (в том числе и в моих статьях). Возможно, они просто пропустили этот номер, скажет кто-то — и будет неправ: все гораздо прозаичней. Они, эти люди, просто смотрят картинки — «чего бы стянуть?»; они не читают текст… Однако это уже совсем другая история, а потому вернемся к фотографиям.

Пересматривая архив, я обнаружил свои давнишние работы, к которым относился как к ученическим. Однако после стольких лет сюжеты не показались мне примитивными; единственное — сама подача материала потеряла актуальность. Тогда я решил обработать изображения и дать им соответствующий контур: надо сказать, результат меня устроил. Целью обработки натюрморта с лампами, весами, цепями и прочим железом было получение фактуры фотографии, кое-где «вспухшей» от ржавчины. А серия с проросшим картофелем сама по себе очень красива и загадочна — обработка придала ей современное звучание, добавив новые, свежие нотки; то же самое касается и серии «Археологический слой ХХ века».

И вот еще что. У каждого профессионального фотографа должен быть мощный современный компьютер, ведь мы работаем с изображениями, вес которых достигает порой 100 МБ. На старом маломощном ящике они если и откроются, то лишь через несколько часов (а уж о какой-либо обработке даже мечтать не придется). Конечно, вопрос в принципиальных противниках — PC или Apple. Скажу исходя из собственного опыта: если бы моим первым компьютером оказался PC, обучение закончилось бы, даже не начавшись. MАС же по праву гордится всеми чудесами, которые дарит техника творческому человеку.

Все использованные кадры сняты камерой Linhof — за исключением «Дерева»: это дело рук обычного старенького «Зенита» (разницу вы едва ли обнаружите). Сканировалось все, правда, на отличном профессиональном сканере в моей редакции «Наше наследие»; дальнейшая обработка велась с помощью Photoshop CS3 со стандартными штатными фильтрами.

Рамки, использованные для обрамления кадров, — уже готовая коллекция на двух СD, которой можно обзавестись на «Горбушке» либо найти у друзей в рекламных агентствах или редакциях журналов. Впрочем, сделать их самому — не проблема, и хотя на это уйдет какое-то время, вы будете уверены, что такой рамки ни у кого, кроме вас, нет.

Дата публикации: 18.12.2009
Комментировать
User
Вадим Некрасов

Основная специализация — натюрморт, архитектура, путешествия, концептуальная фотография. Самое главное для Вадима — идея, заключающаяся в композиционном решении фотографии.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus