В этом уроке Школы Мобильной Фотографии предлагаем отточить навыки построения кадра: поговорим об основах композиции, съёмочных приёмах, которые преобразят любой снимок.
Правило третей
Классический кадр можно визуально разделить на 9 прямоугольных зон. И даже если он симметричный, получится, что центральный объект находится в трёх внутренних прямоугольниках, и тогда надо будет задуматься о балансе в кадре. Объясним всё по порядку.
В приложении камеры в смартфонах серии OPPO Reno5 можно выбрать разные виды направляющих: сетка, диагонали и спираль.
Мы обычно рекомендуем пользоваться сеткой, которая делит кадр на 9 одинаковых прямоугольников. Ориентируясь по ней, вы точно не завалите горизонт (отдельный уровень в смартфонах OPPO Reno5 Lite и OPPO Reno5 также есть).
«Диагональ» тоже делит кадр на трети, но это более продвинутое решение.
«Золотая спираль» похожа на морскую раковину Наутилус. Она сложнее, но вновь делит кадр на трети и не поворачивается при изменении положения смартфона.
Обычную сетку в смартфонах OPPO Reno5 можно включить и при съёмке видео.
Для её активации нужно войти в настройки приложения «Камера», найти пункт «Композиция» и выбрать в списке подходящий вариант.
Как применить правило третей? Просто расположите модель или объект в одной из третей кадра.
Важно не забывать о балансе. Здесь в левой трети на первый план вышло круглое отражение, но оно уравновешено задним планом с обилием цвета и информации.
Ещё один пример — люстра в торговом центре, которая находится в верхней трети кадра. Её уравновешивает уходящий вдаль атриум с создающими ритм шторами.
Все эти кадры сделаны на OPPO Reno5 Lite.
А вот пример с OPPO Reno5. Примечательно, что это вертикальная фотография. Олимпийский Мишка расположен в левой трети кадра, а две трети справа с тоннелем и фонтаном на заднем плане создают баланс и одновременно играют на перспективу.
Правило симметрии
Правило симметрии противоположно правилу третей. Казалось бы, что может быть сложного в том, чтобы расположить модель или объект съёмки в центре, но в этом и есть коварство приёма. Такие фотографии не прощают ошибок. Важно продумать баланс (в том числе цветовой), расположить кадр идеально по уровню, наполнить левую и правую части. И далеко не всё можно сфотографировать симметрично.
Здесь «модель» справа находится ровно в правой трети кадра, но «модель» по центру становится первым объектом, который замечает наш взгляд. А в левой трети ничего нет. И всё же снимок получился сбалансированным и по цветам, и по композиции. Но это скорее исключение из правил. Кадр заиграл бы по-другому, если слева добавить девушку с таким же взглядом, в платье и с ярким макияжем в цветах граффити: голубым, рыжим и телесным. Но об этом чуть позже…
А вот примеры почти идеальной симметрии. Проще всего этим приёмом пользоваться при работе с прямыми линиями. Они могут добавить композиции перспективы, как в случае слева: световой тоннель просто уходит вперёд.
Два перекликающихся симметричных кадра. Нехотя я сделал раскрашенную колонну торгового центра взлетающей ракетой. А справа — простой и понятный снимок ракеты, дополненный светом павильона «Космос» и отражением в воде.
Обратите внимание, что визуально гладь воды заканчивается в нижней трети кадра. Комбинирование разных приёмов съёмки делает её ещё более творческой.
Баланс в кадре
Баланс в кадре сложно просчитать, но его можно увидеть и исправить, изменив ракурс или добавив какие-то объекты.
Например, мне очень нравится симметрия кадра с «Москва-Сити». Старался снять так, чтобы мост, под которым я стою, идеально уходил вдаль. Но в этом кадре явно не хватает баланса: башня «Эволюция» упорно перевешивает влево, ведь справа нет ничего, кроме светящегося вдалеке дома.
Вот ещё один пример из нашего проекта «Ночная съёмка на OРРО Reno5 и Reno5 Lite: от заката до рассвета».
Казалось бы, хороший кадр, уравновешенный. Подсвеченные арки павильона из правой трети кадра уходят перспективой в левую и почти в центре снимка упираются в купол. Но чего-то не хватает.
А здесь под фонарём появился человек. Он уравновесил и даже «приземлил» кадр, добавил идею или историю.
Вот ещё один пример уравновешенного снимка, но тут совсем мало деталей.
На этой фотографии много деталей, но сцена выглядит уравновешенной. Диван, столы и картина в центральной трети являются центром композиции. Слева — фрагмент кресла и полки, торшер, справа — фрагмент кресла и шторы, цветы. Композиция сложная: в ней много объектов, и все фактурные, но в итоге баланс удалось найти.
Так что если у вас есть возможность, просто пододвиньте какой-нибудь уместный объект в сюжет.
Правило трёх цветов
Мы уже коротко говорили о нём в случае с сюжетом с граффити, а также три цвета (основных оттенка) можно увидеть на кадре выше. Это не обязательное правило, а трюк, упрощающий картину.
Тут у нас красный кирпич, который работает вместе с «одёжкой» странной птицы, зелёная дверь и бежевый цвет. В таком построении кадра нет ничего лишнего.
Ещё один яркий пример, когда цвета дружат: жёлтая машина сочетается с горизонтальной жёлтой трубой и фрагментом разметки слева, красная стена выступает в паре с тормозными дисками красного цвета, и всё это дополнено серой стеной, которая взяла себе в союзники асфальт и диски с колёсами.
Необычные ракурсы
Каждый видит мир по-своему, в том числе через объектив смартфона. Сейчас, когда у вас есть фотоаппарат в кармане, просто не забывайте искать что-то необычное и интересное, экспериментируйте.
Отражения
Всевозможные отражения могут сделать кадр интереснее, причём можно использовать тёмное стекло, зеркало, призму, отполированный камень и даже лужу.
У меня есть простое правило: видишь лужу — ищи отражение, наверняка в кадре окажется или красивое здание, или яркий автомобиль. Нужно приложить смартфон как можно ближе к глади воды. Далее кадр можно перевернуть на 180 градусов. Лайфхак: воду на дорогу можно налить самому, чтобы получить эпичные отражения.
Фрейминг
Это может быть какая-то рамка, сделанная своими руками, или арка, «окошко», созданное архитектурными сооружениями. Таким окошком может стать практически любое отверстие: даже дырка в заборе, если вы её грамотно впишете в кадр.
Найдя «рамку», посмотрите через камеру смартфона в неё как в подзорную трубу — наверняка вы обнаружите примечательный объект. Благодаря малой глубине резкости рамка на переднем плане будет чуть размыта, что позволит выделить основной объект.
Фото с размытием
Я часто использую этот приём при съёмке станций метро и других городских зарисовок. И OPPO Reno5 Lite и OPPO Reno5 позволяют сделать такие фотографии, поскольку в них предусмотрены ручные настройки съёмки.
Эффектное фото в панорамном режиме для сверхширокоугольной съёмки
В смартфонах OPPO Reno5 и OPPO Reno5 Lite есть сверхширокоугольная камера, но можно сделать более качественный сверхширокоугольный снимок на основную. Для этого заходим в режим «Панорама» и просто начинаем снимать, например, небоскрёб: можно делать это слева направо или снизу вверх. Свет должен быть ровным, желательно избегать солнца. Такой «сверхширокоугольный» кадр получится снять с рук или со штатива.
(слева направо): Снимок на основную камеру OPPO Reno5, Снимок на сверхширокоугольную камеру OPPO Reno5, Снимок, сделанный в панорамном режиме на OPPO Reno5
(слева направо): Снимок на сверхширокоугольную камеру OPPO Reno5 Lite, Снимок, сделанный в панорамном режиме на OPPO Reno5 Lite.
И главное правило: нет никаких правил! Совмещайте несколько приёмов, экспериментируйте с сюжетами с помощью ваших смартфонов, открывая новые грани творчества со смартфонами серии OPPO Reno5.