У современных фотокамер имеется много точек фокусировки. Но так было не всегда. Первые автофокусные фотоаппараты 80-х годов прошлого века имели всего одну такую точку, которая располагалась строго по центру. Как же тогда компоновали снимки и пользовались правилом третей? Неужели все объекты на фото приходилось располагать исключительно по центру? Конечно, нет.
Наш сегодняшний материал посвящён приёму фокусировки, который был изобретён в прошлом веке, но до сих пор актуален в некоторых ситуациях.
Видоискатель Nikon D3500. Видны квадраты точек фокусировки — в этих областях камера может сфокусироваться. Но что делать, если я хочу сфокусироваться на объекте, расположенном в одном из углов кадра?..
Например, после компоновки кадра по всем правилам оказывается, что ни одна из доступных точек фокусировки не совпадает со снимаемым объектом. Эта ситуация хорошо знакома обладателям зеркалок, в особенности старых и бюджетных моделей. В этом сегменте до сих пор датчиков автофокуса не так много, к тому же расположены они все ближе к центру кадра.
Сфокусироваться в том месте кадра, где нет ни одной точки фокусировки, вам поможет фокусировка с перестроением.
Как делается фокусировка с перестроением
В фотокамерах неспроста есть режим покадровой фокусировки AF-S. Вспомним, как он работает: при полунажатии на кнопку спуска камера фокусируется и подаёт звуковой сигнал по готовности. Включим этот режим.
Пока мы держим спуск нажатым наполовину, автофокус заблокирован и дистанция фокусировки не меняется. За это время можно перекомпоновать кадр как нам хочется, резкость при этом останется на той же дистанции.
Фокусировка с перестроением в режиме следящего автофокуса Режим следящей фокусировки, AF-C, для многих фотографов является основным. Сфокусировавшись на объекте, он не блокируется и продолжает следить за фокусировкой в выбранной зоне до тех пор, пока кнопка удерживается нажатой наполовину.
Поэтому в данном режиме нельзя просто взять и перекомпоновать кадр: резкость убежит с объекта съёмки вслед за точкой фокусировки. Но выход есть: на корпусе камеры расположена кнопка AF-L/AE-L.
По умолчанию она блокирует экспозамер (функция AE-L, AutoExposure Lock) и автофокус (AF-L, AutoFocus Lock). Нажав на эту кнопку, мы блокируем работу автофокуса и можем перекомпоновать наш кадр. В продвинутых камерах функцию блокировки фокуса можно назначить на любую функциональную кнопку. Некоторые объективы Nikon тоже имеют программируемые кнопки, куда можно назначить эту опцию.
А ещё можно убрать активацию автофокуса с кнопки спуска, оставив её только на кнопке AF-ON. В таком случае для перефокусировки с перекомпоновкой в режиме AF-C не потребуется нажимать дополнительные кнопки — об этом мы писали в статье по кастомизации управления.
Плюсы фокусировки с перестроением
- Фокусировка с перестроением — палочка-выручалочка для обладателей аппаратов со слабо развитой системой автофокуса. 1,3,11 точек фокусировки — это совсем немного. К тому же обычно точки фазового автофокуса расположены ближе к центру кадра, что затрудняет фокусировку по краям. Но это не станет ограничением в творчестве, если вы овладеете таким простым приёмом как фокусировка с перестроением.
-
Система фазовой фокусировки зеркальных камер устроена таким образом, что центральная точка автофокуса — самая чувствительная, а фокусировка с её помощью — самая точная. К тому же в большинстве камер именно под неё задаются корректировки бэк- и фронт-фокуса. Поэтому иногда случается (особенно с объективами сторонних производителей), что по центральной точке фокусировки объектив работает точно, а при наводке по боковым — фатально промахивается. Поэтому некоторые фотографы работают только с центральной точкой, всегда пользуясь фокусировкой с перестроением: так надёжнее.
-
Оперативность работы. Порой проще быстро перекомпоновать кадр, чем загонять с помощью джойстика или стрелок навипада точку фокусировки в желаемое место. Это особенно ощущается на камерах с большим количеством точек, где, чтобы передвинуть точку из одного края видоискателя в другой, нужно с десяток раз нажать на навипад. Так что, если надо снять что-то срочно, пока репортажный сюжет не ушёл, это можно сделать путем фокусировки с перестроением. При должной сноровке это занимает считанные мгновения.
Ограничения фокусировки с перестроением
Главный нюанс в фокусировке с перестроением — когда мы перестраиваем кадр с зажатой кнопкой, дистанция до объекта съёмки всё-таки меняется, а значит и фокусировка с объекта уходит. Если при этом мы снимаем на оптику со слабой светосилой, пользуемся очень короткими фокусными расстояниями или снимаем объекты, расположенные в сотнях метров от нас, проблем не будет — все огрехи компенсируются большой глубиной резкости. Но стоит попробовать таким образом снимать портреты на светосильную оптику (что практикуют многие фотографы), как процент брака по фокусу вырастет до неприличных значений. Разберёмся, почему это происходит.
-
Движения фотографа не идеальны. При перестроении камеры он вполне может сдвинуться относительно модели. Или модель непроизвольно подастся вперёд (или назад). Пара сантиметров в сторону — и вот резкость уже на ушах или носу модели, а глаза не в фокусе: технический брак.
-
Даже если камера установлена на штативе, а объект съёмки неподвижен, всё равно резкость может потеряться при перестроении. Ведь поворачивая камеру на определённый градус относительно объекта съёмки, мы увеличиваем дистанцию до него. Обыкновенная геометрия.
- Кривизна поля изображения. Некоторые объективы имеют данный оптический недостаток: в центре и по краям резкость находится на разных дистанциях. Следовательно, резкость в центре кадра не гарантирует резкости на краю на той же дистанции.
Все эти нюансы говорят о том, что фокусировку с перестроением не стоит применять при работе с крайне узкой глубиной резкости: при портретной съёмке, при съёмке предметов с размытым фоном. Если вы — счастливый обладатель портретного объектива, откажитесь от фокусировки с перестроением. Это только повысит резкость ваших кадров, а брака по фокусу станет гораздо меньше.
Современные беззеркалки системы Nikon Z способны фокусироваться в любой точке кадра, причем без скидок на бэк- и фронт фокус, кривизну поля и прочие проблемы зеркалок. Ведь в них используется гибридная фокусировка. Быстрым фазовым датчикам, расположенным прямо на матрице, помогает точная (но медленная) фокусировка по контрасту. Поэтому даже объективы, постоянно промахивающиеся с фокусировкой на зеркалках, на Nikon Z получают новое дыхание. Для меня некоторые объективы на этой системе буквально ожили!
К тому же в беззеркалках Nikon Z реализована функция фокусировки по глазам. Больше не нужно пытаться «попасть точкой фокусировки в глаз модели», как это было на зеркалках. Аппарат сам распознает лицо и глаза человека и сфокусируется в нужном месте кадра, даже если лицо близко к краю.
Сегодня метод фокусировки с перестроением всё больше уходит в прошлое. Тем не менее овладеть им стоит. Независимо от количества точек фокусировки в вашей камере, этот метод может быть полезен при работе с пейзажем и архитектурой, где важно навестись не на конкретный объект, а на дистанцию, при этом всё равно, делать это боковыми точками или центральной.
Фокусировка на переднем плане пейзажного снимка. Чтобы сфокусироваться на стволе дерева, можно использовать метод фокусировки с перестроением. Сверхширокоугольный объектив и закрытая диафрагма дают очень большую глубину резкости.
Недостатки этого метода не проявляются и при работе с телеобъективами, когда мы снимаем значительно удалённые от нас объекты. Этот метод расширит ваши творческие способности и позволит по-новому взглянуть на процесс фокусировки как таковой. Потренируйтесь фокусироваться с перестроением, и вскоре вы сможете это делать легко и непринуждённо!