Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Магический узор: фотографии насекомых

Дата публикации: 28.05.2008
Магический узор: фотографии насекомых

© Николай Кузнецов

Однажды, фотографируя насекомых, я вдруг осознал, что они живут в совершенно другом мире. Они живут рядом с нами, вокруг нас, — но их мир абсолютно иной. Там другие пропорции, ритмы, течение времени, свет и цвет. Там все выглядит совсем иначе. При погружении в тот мир меняется дыхание, ритм сердца, ощущение перспективы пространства. Краски вдруг обретают небывалые цвета, глубину и насыщенность. Солнечный свет становится текучим и начинает струиться, перетекая от капли к капле, наполняя особым сиянием все вокруг. Похоже, что даже сила тяжести там меняет свое качество, и насекомые чувствуют себя вполне комфортно в любом положении относительно горизонта. Там нет отдельно стоящих предметов или частиц, а есть единый поток жизни, где все неразрывно связано, где каждый находится на своем месте — и свет, и насекомые, и цветы, и люди…

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

Ощущая нити взаимосвязей, насекомые двигаются, создавая некий магический узор, сплетенный из света, тени, росы и… моего внимания. В какой-то момент я сам себя начинаю ощущать частью и одновременно неким центром этого узора, он отражается в зеркале моего фотоаппарата… Щелчок — и мир, сворачиваясь, летит в холодную космическую черноту, оставляя непроявленный рисунок на фотографической пленке, и я тоже растворяюсь в этой черноте без остатка. Еще щелчки… и только смена пленки указывает на то, что время не застыло на месте. Вдох — и я снова ощущаю себя парящим в этом особом мире. Движение — и я чувствую затекшие суставы, озираюсь по сторонам и начинаю осознавать, в каком нелепом положении простоял так долго…

Каждый раз после такой фотосессии, словно после полного погружения в океан света и тени, я уношу с собой ощущение сказки и несколько заветных коробочек с фотопленкой — независимым свидетелем чуда.

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

После проявки пленки и печати снимков начинается другой, не менее важный, но очень болезненный этап. Я, словно хирург со скальпелем в руках, безжалостно обрезаю все лишнее. То, что недостаточно точно и корректно отражает чудо, свидетелем которому я был и которое поселилось в моем сердце. Я сравниваю две картинки — лежащую на столе и пульсирующую в моем сердце. Как правило, сравнение оказывается не в пользу тех, что на столе, и тогда удаляется вся пленка. Из огромного количества материала остаются лишь меленькие крупицы, но в них угадывается ощущение чуда, а значит, усилия потрачены не напрасно.

За несколько лет опыта таких погружений я понял, что невозможно адекватно отразить суть без хорошей фототехники, правильного внутреннего настроя и кропотливой работы над собой. И всему этому надо уделять особое внимание.

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

Как мастер меча не сможет раскрыться в полную мощь, держа в руках плохую железку, так и фотограф не сможет раскрыться на сто процентов, используя плохую фотокамеру. Фотоаппарат должен стать продолжением тела, новым органом восприятия. Если произошло слияние человека и техники, то аппаратура становится чутким, тонким и надежным помощником в этом путешествии — путешествии по особым мирам, мирам света и тени.

Правильный внутренний настрой позволяет точно улавливать малейшие нюансы и вовремя реагировать на мгновенные изменения ситуации. Внутренняя честность позволяет более точно и адекватно оценивать степень своего мастерства в передаче тончайших нюансов и оттенков. Все вместе позволяет оттачивать восприятие и двигаться дальше, вглубь самого себя.

© Nikolay Kuznetsov

© Nikolay Kuznetsov

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

Тут возникает вопрос: какая же камера может стать тем самым инструментом? На него нет однозначного ответа. У каждого фотографа есть свои предпочтения. Единственный критерий выбора — это ощущение «своей» камеры. Если взять такую вещь в руки, сразу возникает ощущение: оно. Но и этого ощущения недостаточно. Для макросъемки должна иметься соответствующая оптика, позволяющая снимать макро- и микроуровни. И, конечно, необходим штатив.

Хороший штатив — это одно из непременных условий достижения хорошего результата. Дело даже не в том, что он позволяет увеличить выдержку без появления эффекта «шевеленки» и свободно менять глубину резкости. Штатив является точкой опоры не только для фотоаппарата, но и для восприятия фотографа. О чем это я? Во время фотосессии при погружении в макромир в сознании происходит некое раздвоение. Одна часть внимания фотографа полностью захвачена происходящим, а другая контролирует процесс фотосъемки. В этом случае штатив позволяет держать оптимальную дистанцию съемки, контролировать композиционный рисунок и уделить больше внимания происходящему в кадре. Тем самым штатив увеличивает предсказуемость результата фотосъемки, позволяя экономить силы и энергию. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда будет гораздо труднее добиться стабильных результатов. А стабильность — признак мастерства.

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

Совсем не зря столько лет люди совершенствуют, казалось бы, уже давно совершенную аппаратуру. Каждый год выходят все новые и новые камеры с новыми, порой уникальными возможностями. И вот наступил век цифровой техники. Что он нам дает? Новые возможности творчества для тех, кто движется вглубь, и старые, скучно-мыльные картинки для тех, кто так ничего и не понял.

Мир вокруг нас все так же наполнен тайной и сказкой, и все так же трудно и легко проникнуть в нее. Ведь секрет не в технике, а в нас с вами, — он внутри нас.

По большому счету не важно, цифровая или пленочная камера в руках. Суть не в том, на какую камеру снимать, а в том, как это делать, с каким настроем. Умение погружаться в бездну и возвращаться с непустыми руками — это и есть искусство, искусство восприятия, искусство фотографии.

Тот, кто овладел им, — по-настоящему счастлив.

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

© Николай Кузнецов

Дата публикации: 28.05.2008
Комментировать
User
Николай Кузнецов

Член союза фотохудожников России.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus