Вверх
  • Снимаем обряд венчания
  • Как выровнять тон кожи лица в Photoshop: метод частотного разложения
  • Съёмка животных зимой
  • Модель в подводной фотографии
  • Студийная съёмка с проектором
  • Как делать резкие кадры? Советы начинающим фотографам
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Модель в подводной фотографии

Обсудить

«Проект NikonPro»

При подводной съёмке модель необходима фотографу гораздо чаще, чем при наземной. Мир морей и океанов мало знаком зрителю, и приходится добавлять в кадр узнаваемый объект просто для того, чтобы было понятно, какого же размера всё то, что изображено на снимке. Особенно это касается подводных пейзажей и существ.

Согласно современным стандартам погружений с аквалангом, нырять необходимо с напарником, но это совсем не значит, что он автоматически будет заинтересован вам помогать. Очень часто в паре с подводным фотографом оказывается другой фотограф, и тогда они совершенно не могут договориться, кто же из них будет вести съёмку, ведь они оба «главные». Но даже если вам повезло, и ваш бадди согласился работать на камеру, он может быть недостаточно подготовлен. Это очень важный момент: ваша модель должна иметь высокую дайверскую квалификацию и хорошую психологическую устойчивость, чтобы подолгу неподвижно висеть в толще воды и терпеливо ждать, пока вы разбираетесь с настройками камеры и композицией.

<b><span role='device-inline' data-device-id=4563 data-device-primary=false>Nikon D200</span> / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 200, F5.0, 1/50 S</b>
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Nikon D200 / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.0, 1/50 S
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Если бы на этом фото не было людей, мы не могли бы определить, что это: огромный зал в пещере, небольшой ход или вовсе микроскопические каверны в породе. Таким образом, модель в подводной фотографии играет роль «человека-линейки».

<b><span role='device-inline' data-device-id=4563 data-device-primary=false>Nikon D200</span> / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 200, F8.0, 1/125 S</b>
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Nikon D200 / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8.0, 1/125 S
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Но не стоит преуменьшать роль модели в кадре, даже если она там находится только для масштаба. Поскольку образ человека очень узнаваем, становятся важны все мелочи, с ним связанные. Например, зритель всегда подсознательно обращает внимание на то, куда смотрит модель.

<b><span role='device-inline' data-device-id=4563 data-device-primary=false>Nikon D200</span> / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 200, F8.0, 1/160 S</b>
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Nikon D200 / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8.0, 1/160 S
Фокусное расстояние — 10.5 мм

На фото выше взгляд дайвера, выпуклости потолка подземного хода и «ходовик» (прочная верёвка, с помощью которой пещерные дайверы находят путь к выходу) задают сильную диагональ. Зритель понимает, что дайвер плывёт куда-то по пещере. Но представьте, что человек смотрит в кадр. Тогда будет казаться, что он зачем-то остановился, но причины остановки в кадре нет. Впечатление от фото ослабнет. А если бы модель решила смотреть в угол, противоположный движению, то фото вообще развалилось бы.

Направление взгляда можно продублировать направлением луча света от фонаря. Это удобно, поскольку на общем плане не всегда можно разглядеть глаза. Фонарь указывает зрителю, куда нужно смотреть, куда движется дайвер, и просто разбивает чёрную массу силуэта.

<b><span role='device-inline' data-device-id=14306 data-device-primary=false>Nikon D3s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 400, F5.6, 1/50 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D3s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/50 S
Фокусное расстояние — 16 мм

А на фото ниже — пример, как модель может испортить фотографию: получился очень красивый свет и рельефно отрисовалась фактура стен пещеры, но модель смотрит вниз и светит в сторону. Этого достаточно, чтобы кадр «потерялся».

<b><span role='device-inline' data-device-id=4563 data-device-primary=false>Nikon D200</span> / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 100, F8.0, 1/160 S</b>
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Nikon D200 / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F8.0, 1/160 S
Фокусное расстояние — 10.5 мм

А вот другой пример. Фото сделано на Белом море, где мы снимали уникальное природное явление — сероводородную реку, текущую подо льдом. Здесь модель фонарём и взглядом выделяет главное в фотографии и объединяет элементы композиции воедино. Без этого кадр распался бы на две части.

<b><span role='device-inline' data-device-id=14306 data-device-primary=false>Nikon D3s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 800, F9.0, 1/125 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D3s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 800, F9.0, 1/125 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Человеческий мозг хорошо натренирован узнавать силуэты. Кадры, на которых силуэт человека не угадывается, знамениты в среде дайверов, но у обычной публики гораздо менее популярны, ведь зрителю они непонятны.

Модель на фото с деревом находится в нехарактерной для дайвера позе: ей приходится выпрямлять ноги и вытягивать руку, чтобы «проявился» человеческий силуэт. Попробуйте прикрыть вытянутую руку, и это уже какой-то жук-плавунец. А если бы дайвер держался в воде как положено, то с этого ракурса мы бы увидели ноги только до колен.

<b><span role='device-inline' data-device-id=4563 data-device-primary=false>Nikon D200</span> / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 200, F10.0, 1/100 S</b>
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Nikon D200 / AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5 MM F/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F10.0, 1/100 S
Фокусное расстояние — 10.5 мм

Силуэт, поза, направление взгляда — всё важно. Центральная композиция фото очень статична, и именно поза дайвера сообщает динамику сплит-кадру ниже. В реальности дайвер никуда не плывёт, он привязан. Однако его позы достаточно, чтобы любой зритель додумал происходящее в кадре.

<b><span role='device-inline' data-device-id=14306 data-device-primary=false>Nikon D3s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 200, F13.0, 1/80 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D3s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 200, F13.0, 1/80 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Силуэт человека — очень важная и сильная деталь композиции. Он может «рифмоваться» с остальными деталями или им противоречить.

Несмотря на то что по цвету фигура человека и стены подводного каньона совпадают, мы сразу обращаем внимание на модель. Положение тела мягко рифмуется с изгибами стен, подчёркивая их округлые формы.

<b><span role='device-inline' data-device-id=16077 data-device-primary=false>Nikon D4s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 800, F16.0, 1/100 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D4s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 800, F16.0, 1/100 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Здесь положение тела дайвера напоминает букву V, повторяя рисунок трещин во льду, и завершает композицию:

<b><span role='device-inline' data-device-id=14306 data-device-primary=false>Nikon D3s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 1600, F11.0, 1/60 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D3s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 1600, F11.0, 1/60 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Одно из достоинств модели, совершенно не востребованное на суше, — умение вовремя пускать пузыри. Это звучит смешно, но так и есть. Пузыри, выдыхаемые дайвером, напоминают, что дело происходит в воде:

<b><span role='device-inline' data-device-id=14306 data-device-primary=false>Nikon D3s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 800, F8.0, 1/80 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D3s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 800, F8.0, 1/80 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Человек погружается в подводный сероводородный слой. Без пузырей непонятно, где же находится дайвер — под водой или вообще на суше.

А на этом фото я попросил модель задержать дыхание на как можно больший срок, чтобы успокоилась поверхность воды и появилось отражение. Кадр был сделан в тот момент, когда модель уже не могла сдерживать дыхание и выдохнула, но пузыри ещё не коснулись поверхности.

<b><span role='device-inline' data-device-id=16077 data-device-primary=false>Nikon D4s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 1600, F11.0, 1/80 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D4s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 1600, F11.0, 1/80 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Поскольку под водой нельзя разговаривать и всплывать на поверхность тоже не всегда удобно, все подводные фотографы общаются с моделями с помощью системы жестов. Часть из них универсальная, такие как «смотри туда», «выше», «ниже», «повернись», «повтори», а часть придумывается для конкретного случая: «ноги», «пузыри», «свет»… Но всё же основная часть работы над кадром происходит на суше, где вы должны заранее объяснить модели, что нужно делать, и отрепетировать возможные варианты поведения.

<b>NIKON D3x / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 400, F9.0, 1/100 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

NIKON D3x / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 400, F9.0, 1/100 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Здесь мы подошли к новому очень важному разделу — позированию на задержке дыхания. Хорошие фотографии с моделью под водой имеют магическую привлекательность, и другим фотографам хочется повторить это волшебство в собственных снимках. Поэтому многие с этого начинают, хотя занятие это довольно непростое, и следует сразу определиться, для чего оно нужно. Человек на задержке дыхания в качестве «линейки» используется довольно редко, зато в направлениях fashion, арт и концепт мы часто видим именно такие работы. Что же особенного даёт вода, чего нельзя было бы получить на суше? Зачем кому-то мучиться и задерживать дыхание? Дело в том, что под водой расслабляются становые мышцы, и человек как будто парит в невесомости. Это видно на фото, у моделей очень необычное положение тела. Такого эффекта нельзя достичь, подвесив модель на трапеции.

<b>NIKON D3x / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 400, F8.0, 1/60 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

NIKON D3x / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 400, F8.0, 1/60 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Вторая причина — обстановка и животные подводного мира. Когда рядом с ними появляется человек на задержке дыхания, создаётся впечатление, что он там живёт, ведь те моменты, когда он дышит, остаются за кадром.

<b><span role='device-inline' data-device-id=14306 data-device-primary=false>Nikon D3s</span> / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 800, F4.0, 1/400 S</b>
Фокусное расстояние — 16 мм

Nikon D3s / AF Fisheye-NIKKOR 16 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 800, F4.0, 1/400 S
Фокусное расстояние — 16 мм

Хорошо, если у вашей модели уже есть отличная фридайверская и/или дайверская подготовка. Но если нет, научиться этому несложно. Важнее уметь позировать, ведь умению владеть своим телом и лицом учатся гораздо дольше. Поэтому лучшие модели получаются из балерин, танцовщиц, гимнасток и манекенщиц.

Многие считают, что модель должна уметь задерживать дыхание надолго. Это вовсе не так. Она должна задержать дыхание ровно на столько, чтобы оказаться в нужном месте и принять нужную позу. Это может быть и две минуты, и минута, и даже 20 секунд. Важно, чтобы модель могла это повторить достаточное количество раз и вы успели выставить настройки, поправили свет, сделать достаточно дублей.

Если вы прочли это и решили, что всё просто и уже договорились сходить в бассейн на фотосессию со своей моделью, то вынужден вас предупредить о тех трудностях, с которыми модель наверняка столкнётся под водой.

<b><span role='device-inline' data-device-id=4563 data-device-primary=false>Nikon D200</span> / AF NIKKOR 20 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 100, F6.3, 1/100 S</b>
Фокусное расстояние — 20 мм

Nikon D200 / AF NIKKOR 20 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/100 S
Фокусное расстояние — 20 мм

Поскольку коэффициент преломления у воды значительно выше, чем у воздуха, человек под водой практически ничего не видит, и взгляд его становится бессмысленным. Бороться с этим можно лишь одним способом: представлять что-то перед собой и смотреть на воображаемый объект. Что интересно, делать осмысленный взгляд под водой лучше получается у людей с сильной близорукостью. Вероятно, дело в том, что для них наличие размытых цветных пятен вокруг — привычная ситуация.

<b><span role='device-inline' data-device-id=4563 data-device-primary=false>Nikon D200</span> / AF NIKKOR 20 MM F/2.8D</b> УСТАНОВКИ: <b>ISO 100, F6.3, 1/125 S</b>
Фокусное расстояние — 20 мм

Nikon D200 / AF NIKKOR 20 MM F/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/125 S
Фокусное расстояние — 20 мм

Вторая проблема — напряжённые губы, подбородок, шея и зажатые плечи. Непроизвольное напряжение возникает от того, что человек задерживает дыхание. Чтобы не возникало зажимов в плечах и шее, могу посоветовать модели не жадничать и не вдыхать полной грудью, а задержать дыхание на полувдохе. Но если шею и плечи можно расслабить даже произвольно, то с мимическими мышцами всё сложнее. По моему наблюдению, лучше всего помогает такое упражнение: нужно петь песни под водой, старательно открывая рот и артикулируя все слова, но не выдыхая воздух. Так мышцы лица «вспомнят», когда нужно напрягаться, а когда расслабляться.

И третья сложность — физические свойства самой воды, которые отличаются от свойств привычной нам воздушной среды. Но об этом в другой статье.

Дерзайте! На пути у подводного фотографа много трудностей, но дорогу осилит идущий.

Опубликовано: 24.01.2017

Обсудить
31ff38fd 2937 484b 84a7 75b415a55c90 square 100
Виктор Лягушкин
Опубликовано 24.01.2017

Фотограф National Geographic, известный своими подводными и пещерными съемками. Он - автор более тысячи публикаций и репортажей в самых известных журналах мира, художник-декоратор по образованию, победитель многих международных конкурсов по фотографии, лауреат национальной премии «Подводный мир», амбассадор Nikon. Его работы выставляются и публикуются во всем мире и производят на людей неизгладимое впечатление.

Побывав в Ординской пещере, фотограф захотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть. Идея переросла в проект, положивший начало профессиональной карьере Виктора – съемка оказалась настолько интересной общественности, что после выхода книги «Ординская пещера. Познание» у фотографа совсем не осталось времени на прежнюю, «сухопутную», работу.

Проекты Виктора Лягушкина:
2010 – Ординская пещера. Познание
2011 – Принцесса китов
2011 – Пещеры Урала
2012 – Черек-Кель. Кувшин джина
2012 – Хозяйка Орды
2013 – Ледяное подземелье
2013 – Балтика. Тайны затонувших кораблей
2014 – Быть дельфином
2015 - Чужие на Байкале

Подробнее о Викторе Лягушкине можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Жорж, 2017-01-24T13:00:38

"Человек погружается в подводный сероводородный слой. Без пузырей"
Тут опечатка или речь действительно о некой сероводородной среде?

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8