Вверх
39da9d3d 2a57 4356 9a0a a93a5c71d20e

Семь причин купить 85-мм объектив

Дата публикации: 21.05.2017

Недавно мы рассказывали вам о «полтинниках». Сегодня речь пойдёт о не менее популярном классе фиксов — светосильных объективах с фокусным расстоянием 85 мм, которые часто называют портретными объективами. Это оптика умеренного теледиапазона: она имеет довольно узкое поле зрения, заметно приближает картинку (ключевое отличие от «полтинника», который обеспечивает нормальный угол). Какими ещё особенностями обладают 85-мм объективы? Давайте разбираться!

Семь причин купить 85-мм объектив

Nikon Df и Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor

1. Отличная резкость и высокая светосила

Объективы с фокусным расстоянием 85 мм могут обеспечить одновременно и высокую светосилу, и отличную резкость изображения. То есть с ними можно снимать при слабом освещении и при этом получать качественные, резкие снимки. Кроме того, высокая светосила позволяет размыть фон, главный объект съёмки при этом остаётся резким (разумеется, если вы точно сфокусировались).

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 90, F1.6, 1/200 с, 85.0 мм экв.

2. Идеальный вариант для портретной съёмки

85-мм оптика помогает соблюдать именно ту дистанцию съёмки, при которой крупность плана и перспективные искажения оптимальны для портрета.

Традиционно «портретники» на открытых диафрагмах дают картинку с мягким контрастом, который хорошо подходит для портретов, нивелирует изъяны кожи модели.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.

Все возможности такой оптики проявляются при работе с полнокадровыми фотоаппаратами: Nikon D610, D750, D810 и пр.

С APS-C-камерами (например, Nikon D3400, D5600, D7200) за счёт кроп-фактора объектив начинает сильно приближать картинку. На «кропе» он будет уже полноценным телевиком, и чтобы снимать с ним, придётся далеко отходить от объекта съёмки. Объектив подойдёт для крупных планов и съёмки на открытой местности. Если вам нужен более универсальный портретный объектив на «кроп», лучше присмотритесь к «полтинникам» — там они дают угол обзора, который сопоставим с 85 мм на полном кадре.

3. Универсальность

85-мм объективы подходят не только для съёмки портретов. Благодаря резкости, высокой светосиле, отсутствию искажений и востребованному углу обзора, их можно использовать во многих направлениях фотосъёмки. К примеру, в пейзаже, предметной фотографии.

Резкий светосильный объектив поможет сделать нежные кадры с малой глубиной резкости и красиво размытым фоном. Единственное ограничение при съёмке предметов на светосильный 85-мм объектив — большая минимальная дистанция фокусировки, около 90 см. Это не макрообъектив, и с ним не получится взять крупные планы без дополнительных приспособлений (макроколец, например).

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 85.0 мм экв.

Искривление объектов на фото из-за несовершенства оптики называется дисторсией. Она заметна, если в кадре есть прямые линии. Эта проблема актуальна для короткофокусной оптики, но она встречается и при работе с длиннофокусными объективами (особенно с универсальными зумами). Объективы с фокусным расстоянием 85 мм лишены дисторсий. Это очень важно в предметной, архитектурной съёмке.

Благодаря высокой детализации и лаконичной передаче перспективы, 85-мм фикс отлично подходит для съёмки натюрмортов.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 60 с, 85.0 мм экв.

4. Красиво размытый фон, боке

Высокая светосила и длинное фокусное расстояние делают эти объективы настоящими монстрами боке. 50-мм объективы дают более жёсткое боке с чётко очерченными одиночными бликами, боке 85-мм объективов мягче. Пожалуй, любой светосильный 85-мм объектив даёт приятное размытие фона. Каждый может выбрать ту модель, которая, по его мнению, создаёт самый впечатляющий рисунок.

Размытие фона позволяет выделить основной объект или замаскировать нежелательные детали. «Полтинники» обычно сохраняют читаемость размытых предметов. Конечно, необязательно всегда размывать фон, однако эта возможность очень важна для творчества.

Ночная иллюминация — отличный повод поиграть с боке!

Ночная иллюминация — отличный повод поиграть с боке!

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 640, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 50, F1.8, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

5. Сжатая перспектива

Характерное свойство любого телеобъектива — сжатие перспективы: объекты, находящиеся далеко от нас, в кадре приближаются, выглядят крупнее.

Съёмка широкоугольным объективом: объекты на фото стремительно уменьшаются по мере удаления от нас.

Съёмка широкоугольным объективом: объекты на фото стремительно уменьшаются по мере удаления от нас.

Съёмка телеобъективом: при удалении от камеры объекты уменьшаются не так сильно.

Съёмка телеобъективом: при удалении от камеры объекты уменьшаются не так сильно.

Фотографы пользуются этим при работе с фоном или задним планом. Так, при съёмке в горах можно визуально увеличить горы на фоне, чтобы они выглядели крупно и величественно.

При съёмке на телеобъектив из-за сильных перспективных искажений даже самые высокие горы могут казаться маленькими.

При съёмке на телеобъектив из-за сильных перспективных искажений даже самые высокие горы могут казаться маленькими.

Снимая на телеобъектив (например, 85 мм), вы сможете подчеркнуть масштаб пейзажа.

Снимая на телеобъектив (например, 85 мм), вы сможете подчеркнуть масштаб пейзажа.

С 85-мм объективом можно открыть для себя сюжеты, которые были не так интересны при съёмке на другие фокусные расстояния.

6. Компактность

Светосильные телеобъективы (особенно зумы) почти всегда крупные и тяжёлые. Достаточно посмотреть на оптику класса 70-200mm F2.8. Например, новый Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8 FL ED VR. Этот резкий, быстрый и очень качественный объектив весит почти полтора килограмма, его длина — более 20 см! На фоне таких телевиков 85-мм объективы смотрятся малышами: они весят около 500 грамм, их длина редко превышает 10 см (отличный вариант для путешествий!).

Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8 FL ED VR является и отличным портретником. Единственный нюанс — большие габариты и вес, как и у всех объективов класса 70-200mm F2.8. Кстати, Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor почти вчетверо легче и во столько же раз компактнее!

Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8 FL ED VR является и отличным портретником. Единственный нюанс — большие габариты и вес, как и у всех объективов класса 70-200mm F2.8. Кстати, Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor почти вчетверо легче и во столько же раз компактнее!

7. Необходимое дополнение к «полтиннику»

Классического «полтинника» не всегда достаточно. Часто нужно взять более крупный план или снять отдалённый сюжет, по-другому поработать с перспективой. Лучшим дополнением к 50-мм объективу будет линза с фокусным расстоянием 85 мм. Таким минимальным набором фиксов часто пользуются свадебные и семейные фотографы на постановочных съёмках: 50 мм — для общих планов, а 85 мм — для крупных.

Этот комплект выручит вас и в путешествии. 85-мм объектив справится со всеми задачами умеренного телевика и позволит снимать с рук даже в сумерках благодаря высокой светосиле.

Особенности работы с 85-мм объективами

Как и любой продвинутый творческий инструмент, 85-мм объектив требует от фотографа определённых навыков, сноровки.

Внимание на фокус

Снимать на светосильный фикс не так легко, как на зум, в том числе и в плане фокусировки. Глубина резкости при съёмке телевиком на открытых диафрагмах будет крайне мала, поэтому промахнуться с фокусировкой проще простого. Важно научиться точно фокусироваться и освоить все настройки и хитрости системы автофокуса вашего фотоаппарата. В этом вам помогут наши статьи. Для начала возьмите за правило просматривать после съёмки каждый кадр с увеличением.

Прикрытая до F2.5 диафрагма позволила взять лицо модели в резкость целиком, фон при этом остался размытым.

Прикрытая до F2.5 диафрагма позволила взять лицо модели в резкость целиком, фон при этом остался размытым.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.5, 1/320 с, 85.0 мм экв.

Прикрывайте диафрагму

Если снимать на максимально открытой диафрагме с близкой дистанции, глубина резкости будет очень мала, в неё может практически ничего не попасть. В итоге кадр будет выглядеть нерезким. Небольшое прикрытие диафрагмы обеспечит лучшее качество картинки и избавит от сильных хроматических аберраций, а самое главное — слегка увеличит глубину резкости и даже позволит компенсировать небольшие ошибки фокусировки. Со временем вы научитесь контролировать глубину резкости и будете знать, какие сюжеты на каких диафрагмах лучше снимать.

«Шевелёнка»

Вы замечали, что чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее дрожит картинка в видоискателе? Риск получить смазанные кадры из-за дрожания камеры в руках повышается, поэтому стоит следить за выдержкой. При работе с 85-мм объективом я стараюсь не удлинять выдержку более 1/160–1/200 с.

Сложность съёмки в помещении

При съёмке с 85-мм объективом нужно соблюдать изрядную дистанцию до объекта. Такой оптикой новичкам удобнее пользоваться на открытом воздухе.

85-мм объективы в системе Nikon. Какой выбрать?

Для зеркальных камер Nikon есть множество объективов с фокусным расстоянием 85 мм. Какой выбрать? Прежде чем мы рассмотрим конкретные модели, обратим внимание на то, что объектив должен иметь автофокус.

Сегодня на рынке множество 85-мм объективов без автофокуса от третьих производителей. Они могут давать сколь угодно качественную картинку или подкупать низкой ценой, но эти линзы непрактичны в реальной съёмке. Наводиться на резкость вручную очень трудно, это занимает много времени. О репортажных и динамичных сюжетах можно вообще забыть.

Лучше выбирать «родные» объективы Nikon. Сейчас в системе четыре востребованных модели 85-мм объективов.

Начнём с немного устаревших моделей, снятых с производства. Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor и Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor до сих пор пользуются многие фотографы. Они имеют конструкцию без встроенного мотора фокусировки, поэтому автоматическая фокусировка возможна лишь на фотокамерах, имеющих собственный привод фокусировки («отвёртку»). К ним относятся все современные зеркалки, кроме фотоаппаратов начального уровня серии 3ххх и 5ххх (Nikon D3300, D3400, D5300, D5600 и пр.).

Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor — самый доступный из используемых сегодня 85-мм объективов для Nikon. Он выпускался с 1994 года. К его достоинствам следует отнести отличную резкость с открытой диафрагмы, быструю фокусировку, уникальную для этого класса оптики компактность. Вес объектива составляет всего 380 грамм. Из минусов: появление хроматических аберраций на открытых диафрагмах, громкое жужжание во время фокусировки.

Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor

Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor

Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor славится уникальным благородным рисунком, интересным боке и отличной резкостью. У него высокая светосила. Как и Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor, он не имеет встроенного привода фокусировки, так что автофокус будет работать лишь на старших моделях фотокамер Nikon, оснащённых механическим приводом фокусировки. Объектив весит всего 550 грамм. Из недостатков стоит отметить незначительные хроматические аберрации на открытых диафрагмах (пропадают уже к F2), относительно шумную фокусировку. Поскольку Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor охотно ловит блики, лучше использовать его с блендой. Скорость фокусировки не молниеносная, но на фоне даже современных конкурентов вполне приемлемая.

Эти модели сложно купить новыми, чаще их покупают на вторичном рынке. Объективы можно порекомендовать прежде всего опытным фотографам, ценителям классической оптики и художественной, немного винтажной картинки.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 220, F1.4, 1/100 с, 85.0 мм экв.

На смену двум описанным выше объективам пришли новые модели со встроенным ультразвуковым приводом фокусировки. Фокусировка работает тихо и быстро на всех современных зеркалках Nikon.

Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor имеет относительно доступную цену, быстрый ультразвуковой мотор, может похвастаться отличным качеством изображения начиная с открытой диафрагмы, хорошо собран. Он не так компактен, как Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor, зато довольно лёгок: вес объектива всего 350 грамм.

Nikon AF-S 85mm f/1.4G Nikkor — топовый 85-мм объектив от Nikon, идеальный инструмент для профессиональной работы. Он обеспечивает резкую и красивую картинку, ловит меньше бликов, имеет достаточно быстрый автофокус. В нём отлично скорректированы хроматические аберрации. Nikon AF-S 85mm f/1.4G Nikkor относительно лёгок и компактен, его вес составляет всего 595 грамм. Если вы собираете фотокомплект для профессиональной портретной и свадебной съёмки, то этот вариант вам подойдёт.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 360, F1.8, 1/320 с, 85.0 мм экв.

Заключение

Часто фотограф, перепробовав объективы с разными фокусными расстояниями, находит наиболее комфортное для себя. Возможно, именно 85 мм станут для вас тем самым фокусным.

Отличных кадров! Оставайтесь с нами на Prophotos.ru!

Дата публикации: 21.05.2017
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Александр Савочкин, 2017-05-30T06:57:02

Как ни странно, детский портрет вполне себе ростовой, даже горизонтальным кадром.

Жорж, 2017-05-30T06:34:33

с 15 метров на 400мм это лицевой портрет?))

Александр Савочкин, 2017-05-29T17:04:00

Вот ровно поэтому и нужен объектив 85-135 мм — он позволяет работать ещё без рации. Хотя я как-то видел ролик из серии "за сценой", там фотограф детей снимал объективом как бы не 400/2,8. Отходил метров эдак на 15. :)

Жорж, 2017-05-29T16:10:47

Вообще, я не люблю пейзажи, я людей люблю))
Пробовал на людях-пока добежишь до точки съемки, с которой в объектив влезает весь крупный задний план, с моделью придется общаться уже по рации =)
Так себе инструмент.

Георгий Полицарнов, 2017-05-29T15:13:05

По сравнению с широкоугольником, которым новички часто снимают все подряд пейзажи, может! Попробуйте:) К тому же, автор это неплохо демонстрирует.

Жорж, 2017-05-29T14:54:22

Так ведь весь раздел спонсируется Никоном. Логично, что пишут, ссылаясь на примеры из их линейки оборудования.
Но вот то, что портретник может визуально увеличить горы-это забавно =)

Георгий Полицарнов, 2017-05-29T07:37:21

О, а тут весело! Можно я в духе наших комментаторов задам вопрос почти по теме, но не строго по ней? Вот вы тут про Canon EF 85mm f/1.2 пишете. А вы на него снимали? Нет, ну так, чисто полюбопытствовать. Как вам работа автофокуса с f/1,2? Как решаете проблему фокусировки на ближнем или дальней кончике ресницы?

Нет, я сам фанат этого объектива. Но f/1,2 — это далеко не главное его достоинство, которое глупо приводить в доказательствах технического превосходства одной системы над другой. На практике f/1,2 применяется не так уж и часто, гораздо чаще используются прикрытые диафрагмы до f/2 примерно. Преимущество данной модели — в рисунке: специфическом, воздушном. Но никак не в формальной светосиле.

Bob Bolden, 2017-05-29T01:59:49

Александр, чтобы не углубляться в дебри. Просто факты.
Никон не может сделать АФ любой объектив лучше чем 1.4. Ну никакой, ну совершенно! Проблема не в отрезке а в байонете, это подтверждает сам Никон. Это просто факт. Хотите, уточните в сервисе Никон. Или почитайте интервью где они это подтверждают. Это же подтверждает и Сигма. Отказ от старого байонета и переход на новый будет означать .. сами понимаете ))). Надо ли 1.2? Многим реально надо, и Никон разве не делал их в НЕ автофокусную эру? )))
ГРИП у 1.2 и 1.4 отличается очень незначительно на макс открытой, при этом картинка/бокешка будет более приятная на 1.2.
Не надо 1.2 или 1.4 - многим более чем достаточно 1.8, ИМХО, оптимальные по цене/весу/качеству. Рост светосилы как известно идет в геометрической прогрессии к цене/весу. )))

Alexander Savochkin, 2017-05-28T22:23:02

ГРИП, строго говоря, зависит не от расстояния, а от относительного отверстия и масштаба изображения, поэтому при одинаковой диафрагме и одинаковой крупности не зависит от фокусного расстояния. Сказанному вами это не противоречит ровно потому, что масштаб изображения определяется как раз фокусным расстоянием и дистанцией до объекта.

Красота боке зависит от особенностей оптической схемы, а сила размытия боке обратно пропорциональна углу зрения объектива — чем он меньше, тем сильнее боке. Хотя прямой взаимосвязи со светосилой нет, обычно у объектива с относительным отверстием 1:1,4 боке получается красивее, чем у менее светосильной оптики, да и выражено чуть сильнее. При этом угол зрения объектива с фокусным расстоянием 85 мм позволяет снимать на комфортной дистанции. Поэтому объективы 85/1,4 можно считать удачным компромиссом для съёмки ростового портрета с достаточно мягким рисунком и достаточно сильным боке. Да и лишние 2/3 ступени светосилы не избыточны в традиционном сценарии использования такого объектива.

У объектива с относительным отверстием 1:1,2 преимущества и недостатки светосильного портретного объектива выражены ещё сильнее. Сказать, что там мешает именно байонет, я не могу: от кэноновского он и по заднему отрезку, и по рабочему диаметру отличается незначительно. На мой взгляд, такой объектив не выпустили не потому, что не могут, а потому, что нецелесообразно. Впрочем, гадать не буду.

А насчёт прогресса в конструкции объективов не соглашусь. Прогресса в этой области почти нет. В самом деле, массовыми стали почти исключительно асферические комбинированные линзы, да ещё нормальные конструкционные пластмассы. Однако необходимость двигать большие массы стеклянных элементов никуда не делась. Никуда не делись и ограничения на мощность привода. Улучшать вроде и есть чего, да нечем.

Bob Bolden, 2017-05-28T14:13:14

тогда зачем 1.4? 1.8 вполне достаточно :)))
и цена в разы меньше и вес.
а 4 еще легче и дешевле!

Bob Bolden, 2017-05-28T14:06:02

Александр, ГРИП зависит и от расстояния :)
пример: ростовой портрет, расстояние до модели 3м, камера типа Марк 3/Д750, фокусное 85мм, диафрагма 1.2. ГРИП - 9см, что совсем даже не мм. Расстояние 5 м - ГРИП - 24см.

9-24см вполне достаточны для портрета.
Для сравнения: на 1.4 ГРИП при тех же данных меняется незначительно, на 3м - с 9см аж до 10см, на 5м - с 24см до 29см.
Отказываемся от 1.4 за ненужностью? ))) Думаю, не все с вами согласятся.

Касательно 85 1.2. Все его недостатки - физика, и особенности конструкции 20 летней давности. Например "медленный" АФ - из-за тяжелых линзоблоков и маленькой ГРИП на открытых. Промахи АФ не больше чем на обычных линзах, просто при маленькой ГРИП они лучше видны :). Поэтому на Марке 4 с дуал пиксель линза не имеет проблем с промахами АФ.
Оптич схема не обеспечивает лучшую детализацию/резкость, имеет высокие ХА на открытой.
Но зато выдает очень интересный рисунок и красивое боке, ИМХО, возможно лучшее в своем классе линз.

Еще раз - Кенон и другие бренды могут сделать другой 85 1.2. Никон его за 20 лет не смог сделать и в обозримом будущем скорее всего не сделает - проблемы байонета.

Александр Савочкин, 2017-05-28T03:52:56

А зачем его повторять? Повторить и вообще сделать можно что угодно, было бы ради чего. Высокая светосила, как правило, сопровождается компромиссом в отношении качества изображения, удобства использования (это не только масса и габариты, но и скорость автофокуса), и цены. Всё это не каждый раз целесообразно.

Александр Савочкин, 2017-05-28T03:46:19

Тут всё-таки нужно отметить, что светосила 1:1,2 влечёт глубину резкости порядка миллиметров, что нужно не всегда — тогда как портретники выбирают иногда только ради рисунка, но не глубины резкости. Более того, даже среди пользователей Кэнона ценность объектива 85/1,2 не бесспорна.

Bob Bolden, 2017-05-28T00:34:34

совсем. уже 20 лет как совсем не выпускается например Кенон 85 1.2.
и столько же времени как Никон не в состоянии его повторить )))

Bob Bolden, 2017-05-28T00:33:35

ну да. компрессия перспективы. так в статье много чего понаписано, главная ее идея - покупай никон, иначе совсем никак.

Bob Bolden, 2017-05-28T00:31:43

автор забыл только добавить, что на системе Никон, которую он постоянно приводит в пример, в принципе отсутствуют именно светосильные АФ 85-ки лучше чем 1.4 :))) по причине проблем с устаревшим байонетом.

печально, конечно, что автор до сих пор не в курсе, почему фотолюбители и профи ценят Кенон АФ 85 1.2L всех версий, несмотря на приличный список его недостатков.
А еще есть Сони и другие бренды. Есть Фуджи, где Мартынов на кропе (какой ужас!) снимает отличные портреты )))
Есть у Фуджи и матрицы БОЛЬШЕ тех матриц Сони, которые рекламируются выше в тушках ФФ Никон.
Если верить статье, то 135мм - не идеальный вариант для портретной съемки?
автор в курсе СКОЛЬКО портретов снято на это фокусное?
Ах да, у никона нет нормальной 135-ки )))
А чего Сигмы Арт забыты? Не годятся совсем? )))
Хотя что от джинсы ожидать )))

Георгий Полицарнов, 2017-05-26T12:08:57

Спасибо за Ваше мнение. Оно крайне важно для нас!

Константин Воронов, 2017-05-26T11:55:54

А то, что делается полтинником, делается и 35-кой с кропом и так далее :)
Удобная логика. Может вообще только широкоугольником будем обходиться, а остальное с помощью кропа делать?

Константин Воронов, 2017-05-26T11:48:18

Проблемы с "великим и могучим" у того, кто не в состоянии до конца несколько абзацев текста прочитать. Про применение 85мм на матрицах разного размера есть как раз во втором пункте. От себя добавлю, что долгое время снимал 85-кой на кропе и горя не знал.

a2000s, 2017-05-26T11:33:31

С "великим и могучим" проблемы, уважаемый?