Вам часто приходилось ездить в автомобиле в качестве пассажира? Был под рукой фотоаппарат, но вы думали, что вид за окном слишком скучный, нет подходящего света и места для съёмки?
Вы просто наблюдали, как проносятся бескрайние поля или однообразные верхушки деревьев… Где-то вдалеке виднелись домики. Не самые цепляющие сюжеты, правда? Кадры получаются мрачными и однообразными. Да ещё и погода пасмурная.
В этой статье мы поговорим о том, как использовать подобные неподходящие условия для создания эффектных снимков.
Условия съёмки
А что если нам специально ухудшить съёмочные условия? К примеру, сильнее закрыть диафрагму или установить на объектив нейтральный фильтр (затемнённое стекло)? Его можно приобрести почти в любом фотомагазине. Он предназначен для увеличения выдержки.
Выдержку можно увеличить за счёт закрытия диафрагмы, не применяя нейтральный фильтр. Но в этом случае меняется диапазон ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). И рисунок получается немного другим.
Если нужно получить изображение с размытыми планами, то диафрагму надо открывать и использовать нейтральный фильтр. Если же его нет, регулируйте только значение диафрагмы.
А что делать, если приходится снимать через грязное стекло? Просто измените ГРИП, максимально открыв диафрагму, и используйте максимальные фокусные расстояния. Так вы размоете пятна и пыль на стекле.
При съёмке в солнечный день без нейтрального фильтра только закрытие диафрагмы не даст получить выдержку от 1/5 до 1/20 с. Съёмка при утреннем и вечернем свете позволяет использовать значения до f/8–16 при ISO 100 и получать выдержки от 1/5 до 1/20 с. И только ближе к полудню приходится зажимать диафрагму до предела.
Нам нужна камера с быстрым автофокусом и хорошей эргономикой, чтобы она словно сливалась с вашими пальцами. Второй управляющий диск на камере позволит быстрее управлять экспозицией. Контролировать съёмку поможет монохромный дисплей, который непрерывно выводит текущие настройки. Зачем, спросите вы, такие требования? При скорости 60–90 км/ч у вас будут секунды на настройку экспозиции. В таких условиях важно иметь все параметры под рукой.
Техника
На протяжении многих лет я снимаю только камерами Nikon: от модели Nikon D7000 и выше. Для съёмок при неблагоприятных погодных условиях и недостаточной освещённости подойдут любые модели, которые дают возможность работать с ручными настройками.
Поскольку необходимо снимать объекты в движении и делать несколько дублей, скорость съёмки и работа автофокуса (АФ) часто будут играть решающую роль.
Если вы хотите ставить творческие эксперименты, лучше работать с камерами, имеющими расширенные ручные настройки. Например, Nikon D3400 и более продвинутые модели.
На камерах начального уровня мы будем использовать режимы с автоматическим подбором некоторых настроек (полуавтоматические режимы):
- автоматический подбор диафрагмы (приоритет выдержки, буква S);
- автоматический подбор ISO (Auto ISO).
Часто эти же автоматические режимы применимы и для продвинутых камер, когда нам не нужно контролировать открытие диафрагмы.
Также понадобится объектив с широким углом и фокусным расстоянием 10–35 мм.
Для полнокадровых камер (FX) можно использовать AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5 G ED или универсальный AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, если открытие диафрагмы до f/2.8 для вас не так принципиально. Можно применять и любые старые широкоугольные объективы Nikon, даже без автофокуса. В этом случае выставите резкость на бесконечность.
Для камер с кроп-фактором (DX) лучше выбрать AF-S DX NIKKOR 12-24mm f/4G IF-ED или AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR .
Более светосильные широкоугольные объективы Nikon для полнокадровых камер (FX) и камер с кроп-фактором (DX) с диафрагмой f/2.8 или даже f/1.4 относятся к другой ценовой категории.
Вы можете поставить и любой другой объектив: фикс, широкоугольный зум или универсальный зум, главное — диапазон фокусных расстояний от 10 до 35 мм. В рассматриваемых съёмочных условиях вы будете ограничены в выборе композиции. Поэтому лучше снимать с запасом на широкий угол — лишние детали всегда можно отрезать.
Кадрированием вы займётесь дома, а сейчас вам нужно получить интересный исходный фотоматериал.
Вы уже готовы отправиться в путь? Тогда поехали!
Настройки
Рассмотрим пример. Фокусное расстояние равно 24 мм, и у нас есть возможность опустить запылённое стекло автомобиля. Раннее утро, свет неяркий, тени нерезкие. Мы обошлись без нейтрального фильтра, регулируя только диафрагму.
- Переводим камеру Nikon в режим приоритета выдержки (S).
- Автофокус ставим по центральной точке.
- Диафрагму открываем максимально, если используем режим М.
- Выдержку фиксируем в диапазоне от 1/5 до 1/20 с (зависит от скорости движения автомобиля).
- Используем авто ISO (Auto ISO).
- Просматриваем тестовые кадры на дисплее, при необходимости корректируем минимальную выдержку и баланс белого.
А сейчас мы смотрим в окно. Вдалеке видим одинокое дерево. Вот то, что нам нужно! Выдержка 1/15 c, заранее держим широкий угол от 17 до 30 мм. Скорость автомобиля около 80 км/ч. При этом фокусном расстоянии, такой скорости и выдержке размытие будет смотреться интересно. Уже смотрим в видоискатель. Ждём, когда дерево попадёт на квадратик центральной точки автофокуса.
Есть! Жмём на спуск! Чуть-чуть протягиваем камеру, чтобы она повернулась на миллиметры вдоль своей оси, как показано на схеме. Тогда получится радиальный размыв на траве, а само дерево будет в фокусе.
Это такая удача — поймать такой момент!
При движении автомобиля условия освещения быстро меняются. Впереди поворот дороги, и тень от соснового леса падает прямо на вас. Новый поворот — солнце светит с другой стороны. В режиме S будет автоматически меняться диафрагма, подбираться ISO. При ручном управлении (режим М) автоматически выставится только ISO.
Звучит слишком сложно? Не бойтесь ошибаться при съёмке! Возможно, именно ваши индивидуальные настройки придадут кадру художественную ценность. Небольшие погрешности в экспозиции или в балансе белого можно скорректировать при съёмке в RAW.
Не, ну статья эта ни о чем, конечно. У меня такой "творческий смаз" при съемке на больших выдержках через стекло автобуса самым первым в корзину отправляется. Уж извините, я не знал, что это такая форма искусства. Теперь исправлюсь и буду всем друзьям показывать эти высокие художества.
При этом надо отдать обсуждаемому автору должное — снимать он умеет, и к технической стороне его снимков никаких вопросов быть не может — там всё в порядке. Мы же все понимаем, что тонкая цветопередача и идеальная детализация сами по себе снимок фотографией не делают. И всё же отмечу, что для предметки высоких достижений куда практичнее иметь на сенсоре сразу 35 Мп, а не в 8 заходов. Для стрита же 35 Мп совершенно излишни и только усложняют жизнь. Так что и правда каждой задаче своя камера.
И это тоже верно. Но главное: сейчас есть на рынке инструменты на любой вкус. Главное — научиться ими пользоваться.
А еще у него, насколько я понимаю, нет задачи получить результат здесь и сейчас любой ценой.
Здесь немаловажный фактор, что Olympus со всеми его плюсами и минусами просто идеально подходит для тех сюжетов и жанров, в которых работает обсуждаемый нами фотограф. Его фото — это композиция, контраст, сами сюжеты и ситуации. Он не делает ставку на техническую сторону: тонкую цветопередачу, идеальную детализацию, уникальное боке.
Да, но я скорее о качестве снимков вообще. :)
Там, скорее, знаменитый Олимпусовский стаб рулит =)
Я ещё добавлю, что геноссе Зверев снимает Олимпусом, и всякий, кто видел его снимки, а особенно отпечатки, вполне может закрыть вопрос о качестве съёмки камерами этой фирмы. :)
Как-то весной наткнулся на серию снимков в метро от Дмитрия Зверева.
На тех кадрах было очень интересно закручено все вокруг главного объекта съемки. Так и не докопавшись до того как это снято, выкинул снимки из головы. И вот сегодня благополучно закрыл этот гештальт, пополнив копилку знаниями о съемке радиального размытия.
Эдуард, спасибо большое.
Совершенно непонятно что не понравилось комментаторам ниже.
Действительно... Просто писать не о чем, а бабки как то нужно зарабатывать...
Мария, большое спасибо за Ваш комментарий. Я пробовал снимать на разных выдержках и на разных фокусных расстояниях. На выдержке менее 1/30 красивого смаза у меня не было. Поэтому рекомендовал выдержку от 1/5 до 1/20. Возможно у других людей будут более интересные фото на других параметрах. А при съемке против солнца - автоматика не всегда дает нужный результат. И творческая экспозиция (пусть не всегда корректная по Зонной теории Адамса) - позволяет рисовать светом, придавая фотографии какое то настроение. Поэтому и обратил внимание на выбор экспозиции. Но это мое субъективное мнение, возможно ошибочное. Ведь для нас главное - творчество. А в творчестве - нет границ. Удачных Вам снимков и творческих успехов !
Мария, спасибо за развернутый ответ! Ваше мнение очень важно для нас.
Спасибо за краткую лекцию по искусству. Полагаю, вы искусствовед? Снимки с помощью "смаза", а также "фильтров" из грязи, дождевых капель и прочего на окнах машины получаются действительно очень интересными, и иногда результат получается гораздо интереснее, чем обычная съемка. А вот статья на эту тему - как раз вариант "о чем писать, когда не о чем писать". Сама техника снимка не подразумевает такого вдумчивого подхода к экспозиции, это попросту нереально, ибо хороший кадр "убегает" со скоростью около 90 км в час. Ну и зачем все эти углы, выдержки, объективы, проявления "никонианства"? Что они дают? Вот примеры - да, полезно, вдохновляет на поиск своих сюжетов.
И да - такой съемкой я занимаюсь давно. И на собственном опыте убедилась, что главный залог ее успешности не в определении экспозиции и выборе объектива, а в быстрой реакции и хорошем "глазе". Если фотограф "видит" и успевает нажать на кнопку - кадр будет. В противном случае - нет, даже с отличной оптикой и математически выверенной экспозицией. Впрочем, это относится ко всем без исключения снимкам.
Извините за почти что обсценную лексику в комменте - не сдержалась ))))
Мария, искусство многогранно. Для того, чтобы понять его следующую грань, нужно познакомиться с предыдущими, понять и принять их. Одним словом, иметь некий культурный базис, несколько отличный от котоведения.
Когда коту делать нечего, он лижет...