Вверх
  • Снимаем дома: фотостудия своими руками
  • Использование фильтров в пейзажной съёмке
  • Снимаем спектакль
  • Замороженные цветы
  • Творческий смаз, или охота за объектом
  • Съёмка детей в студии
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Творческий смаз, или охота за объектом

Обсудить
Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 125, F2.8, 1/15 с, 25.0 мм экв., 9.0 МБ

Вам часто приходилось ездить в автомобиле в качестве пассажира? Был под рукой фотоаппарат, но вы думали, что вид за окном слишком скучный, нет подходящего света и места для съёмки?

Вы просто наблюдали, как проносятся бескрайние поля или однообразные верхушки деревьев… Где-то вдалеке виднелись домики. Не самые цепляющие сюжеты, правда? Кадры получаются мрачными и однообразными. Да ещё и погода пасмурная.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/3 с, 52.0 мм экв., 4.0 МБ

В этой статье мы поговорим о том, как использовать подобные неподходящие условия для создания эффектных снимков.

Условия съёмки

А что если нам специально ухудшить съёмочные условия? К примеру, сильнее закрыть диафрагму или установить на объектив нейтральный фильтр (затемнённое стекло)? Его можно приобрести почти в любом фотомагазине. Он предназначен для увеличения выдержки.

Выдержку можно увеличить за счёт закрытия диафрагмы, не применяя нейтральный фильтр. Но в этом случае меняется диапазон ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). И рисунок получается немного другим.

Если нужно получить изображение с размытыми планами, то диафрагму надо открывать и использовать нейтральный фильтр. Если же его нет, регулируйте только значение диафрагмы.

А что делать, если приходится снимать через грязное стекло? Просто измените ГРИП, максимально открыв диафрагму, и используйте максимальные фокусные расстояния. Так вы размоете пятна и пыль на стекле.

При съёмке в солнечный день без нейтрального фильтра только закрытие диафрагмы не даст получить выдержку от 1/5 до 1/20 с. Съёмка при утреннем и вечернем свете позволяет использовать значения до f/8–16 при ISO 100 и получать выдержки от 1/5 до 1/20 с. И только ближе к полудню приходится зажимать диафрагму до предела.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/8 с, 25.0 мм экв., 12.0 МБ

Нам нужна камера с быстрым автофокусом и хорошей эргономикой, чтобы она словно сливалась с вашими пальцами. Второй управляющий диск на камере позволит быстрее управлять экспозицией. Контролировать съёмку поможет монохромный дисплей, который непрерывно выводит текущие настройки. Зачем, спросите вы, такие требования? При скорости 60–90 км/ч у вас будут секунды на настройку экспозиции. В таких условиях важно иметь все параметры под рукой.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/5 с, 37.0 мм экв., 3.0 МБ

Техника

На протяжении многих лет я снимаю только камерами Nikon: от модели Nikon D7000 и выше. Для съёмок при неблагоприятных погодных условиях и недостаточной освещённости подойдут любые модели, которые дают возможность работать с ручными настройками.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/6 с, 75.0 мм экв., 3.0 МБ

Поскольку необходимо снимать объекты в движении и делать несколько дублей, скорость съёмки и работа автофокуса (АФ) часто будут играть решающую роль.

Если вы хотите ставить творческие эксперименты, лучше работать с камерами, имеющими расширенные ручные настройки. Например, Nikon D3400 и более продвинутые модели.

На камерах начального уровня мы будем использовать режимы с автоматическим подбором некоторых настроек (полуавтоматические режимы):

  • автоматический подбор диафрагмы (приоритет выдержки, буква S);
  • автоматический подбор ISO (Auto ISO).

Часто эти же автоматические режимы применимы и для продвинутых камер, когда нам не нужно контролировать открытие диафрагмы.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/3 с, 25.0 мм экв., 9.0 МБ

Также понадобится объектив с широким углом и фокусным расстоянием 10–35 мм.

Для полнокадровых камер (FX) можно использовать AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5 G ED или универсальный AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, если открытие диафрагмы до f/2.8 для вас не так принципиально. Можно применять и любые старые широкоугольные объективы Nikon, даже без автофокуса. В этом случае выставите резкость на бесконечность.

Для камер с кроп-фактором (DX) лучше выбрать AF-S DX NIKKOR 12-24mm f/4G IF-ED или AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR .

Более светосильные широкоугольные объективы Nikon для полнокадровых камер (FX) и камер с кроп-фактором (DX) с диафрагмой f/2.8 или даже f/1.4 относятся к другой ценовой категории.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/13 с, 25.0 мм экв., 13.0 МБ

Вы можете поставить и любой другой объектив: фикс, широкоугольный зум или универсальный зум, главное — диапазон фокусных расстояний от 10 до 35 мм. В рассматриваемых съёмочных условиях вы будете ограничены в выборе композиции. Поэтому лучше снимать с запасом на широкий угол — лишние детали всегда можно отрезать.

Кадрированием вы займётесь дома, а сейчас вам нужно получить интересный исходный фотоматериал.

Вы уже готовы отправиться в путь? Тогда поехали!

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/6 с, 25.0 мм экв., 10.0 МБ

Настройки

Рассмотрим пример. Фокусное расстояние равно 24 мм, и у нас есть возможность опустить запылённое стекло автомобиля. Раннее утро, свет неяркий, тени нерезкие. Мы обошлись без нейтрального фильтра, регулируя только диафрагму.

  1. Переводим камеру Nikon в режим приоритета выдержки (S).
  2. Автофокус ставим по центральной точке.
  3. Диафрагму открываем максимально, если используем режим М.
  4. Выдержку фиксируем в диапазоне от 1/5 до 1/20 с (зависит от скорости движения автомобиля).
  5. Используем авто ISO (Auto ISO).
  6. Просматриваем тестовые кадры на дисплее, при необходимости корректируем минимальную выдержку и баланс белого.
Творческий смаз, или охота за объектом

А сейчас мы смотрим в окно. Вдалеке видим одинокое дерево. Вот то, что нам нужно! Выдержка 1/15 c, заранее держим широкий угол от 17 до 30 мм. Скорость автомобиля около 80 км/ч. При этом фокусном расстоянии, такой скорости и выдержке размытие будет смотреться интересно. Уже смотрим в видоискатель. Ждём, когда дерево попадёт на квадратик центральной точки автофокуса.

Есть! Жмём на спуск! Чуть-чуть протягиваем камеру, чтобы она повернулась на миллиметры вдоль своей оси, как показано на схеме. Тогда получится радиальный размыв на траве, а само дерево будет в фокусе.

Это такая удача — поймать такой момент!

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/15 с, 46.0 мм экв., 3.0 МБ

При движении автомобиля условия освещения быстро меняются. Впереди поворот дороги, и тень от соснового леса падает прямо на вас. Новый поворот — солнце светит с другой стороны. В режиме S будет автоматически меняться диафрагма, подбираться ISO. При ручном управлении (режим М) автоматически выставится только ISO.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.2, 1/15 с, 30.0 мм экв., 7.0 МБ

Звучит слишком сложно? Не бойтесь ошибаться при съёмке! Возможно, именно ваши индивидуальные настройки придадут кадру художественную ценность. Небольшие погрешности в экспозиции или в балансе белого можно скорректировать при съёмке в RAW.

Творческий смаз, или охота за объектом NIKON D7000 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/3 с, 52.0 мм экв., 7.0 МБ

Опубликовано: 14.11.2017

Обсудить
A95829b6 6df9 4dc2 a30b 839f5323841a square 100
Эдуард Кульд
Опубликовано 14.11.2017
Alexander Savochkin, 2017-11-23T11:41:12

При этом надо отдать обсуждаемому автору должное — снимать он умеет, и к технической стороне его снимков никаких вопросов быть не может — там всё в порядке. Мы же все понимаем, что тонкая цветопередача и идеальная детализация сами по себе снимок фотографией не делают. И всё же отмечу, что для предметки высоких достижений куда практичнее иметь на сенсоре сразу 35 Мп, а не в 8 заходов. Для стрита же 35 Мп совершенно излишни и только усложняют жизнь. Так что и правда каждой задаче своя камера.

Георгий Полицарнов, 2017-11-23T09:30:14

И это тоже верно. Но главное: сейчас есть на рынке инструменты на любой вкус. Главное — научиться ими пользоваться.

Жорж, 2017-11-23T08:36:45

А еще у него, насколько я понимаю, нет задачи получить результат здесь и сейчас любой ценой.

Георгий Полицарнов, 2017-11-23T07:24:21

Здесь немаловажный фактор, что Olympus со всеми его плюсами и минусами просто идеально подходит для тех сюжетов и жанров, в которых работает обсуждаемый нами фотограф. Его фото — это композиция, контраст, сами сюжеты и ситуации. Он не делает ставку на техническую сторону: тонкую цветопередачу, идеальную детализацию, уникальное боке.

Alexander Savochkin, 2017-11-23T07:11:47

Да, но я скорее о качестве снимков вообще. :)

Жорж, 2017-11-23T06:54:13

Там, скорее, знаменитый Олимпусовский стаб рулит =)

Alexander Savochkin, 2017-11-22T17:08:25

Я ещё добавлю, что геноссе Зверев снимает Олимпусом, и всякий, кто видел его снимки, а особенно отпечатки, вполне может закрыть вопрос о качестве съёмки камерами этой фирмы. :)

Жорж, 2017-11-22T08:54:53

Как-то весной наткнулся на серию снимков в метро от Дмитрия Зверева.
На тех кадрах было очень интересно закручено все вокруг главного объекта съемки. Так и не докопавшись до того как это снято, выкинул снимки из головы. И вот сегодня благополучно закрыл этот гештальт, пополнив копилку знаниями о съемке радиального размытия.
Эдуард, спасибо большое.

Совершенно непонятно что не понравилось комментаторам ниже.

Александр, 2017-11-21T12:59:38

Действительно... Просто писать не о чем, а бабки как то нужно зарабатывать...

Edward Kuld, 2017-11-16T21:00:04

Мария, большое спасибо за Ваш комментарий. Я пробовал снимать на разных выдержках и на разных фокусных расстояниях. На выдержке менее 1/30 красивого смаза у меня не было. Поэтому рекомендовал выдержку от 1/5 до 1/20. Возможно у других людей будут более интересные фото на других параметрах. А при съемке против солнца - автоматика не всегда дает нужный результат. И творческая экспозиция (пусть не всегда корректная по Зонной теории Адамса) - позволяет рисовать светом, придавая фотографии какое то настроение. Поэтому и обратил внимание на выбор экспозиции. Но это мое субъективное мнение, возможно ошибочное. Ведь для нас главное - творчество. А в творчестве - нет границ. Удачных Вам снимков и творческих успехов !

Георгий Полицарнов, 2017-11-16T09:30:19

Мария, спасибо за развернутый ответ! Ваше мнение очень важно для нас.

Мария Рубайло, 2017-11-16T09:11:57

Спасибо за краткую лекцию по искусству. Полагаю, вы искусствовед? Снимки с помощью "смаза", а также "фильтров" из грязи, дождевых капель и прочего на окнах машины получаются действительно очень интересными, и иногда результат получается гораздо интереснее, чем обычная съемка. А вот статья на эту тему - как раз вариант "о чем писать, когда не о чем писать". Сама техника снимка не подразумевает такого вдумчивого подхода к экспозиции, это попросту нереально, ибо хороший кадр "убегает" со скоростью около 90 км в час. Ну и зачем все эти углы, выдержки, объективы, проявления "никонианства"? Что они дают? Вот примеры - да, полезно, вдохновляет на поиск своих сюжетов.
И да - такой съемкой я занимаюсь давно. И на собственном опыте убедилась, что главный залог ее успешности не в определении экспозиции и выборе объектива, а в быстрой реакции и хорошем "глазе". Если фотограф "видит" и успевает нажать на кнопку - кадр будет. В противном случае - нет, даже с отличной оптикой и математически выверенной экспозицией. Впрочем, это относится ко всем без исключения снимкам.
Извините за почти что обсценную лексику в комменте - не сдержалась ))))

Георгий Полицарнов, 2017-11-16T09:05:55

Мария, искусство многогранно. Для того, чтобы понять его следующую грань, нужно познакомиться с предыдущими, понять и принять их. Одним словом, иметь некий культурный базис, несколько отличный от котоведения.

Мария Рубайло, 2017-11-16T08:56:43

Когда коту делать нечего, он лижет...

C1bb7c89 5cdd 4f3d ac9d 6af08f50b04d