В прошлой статье на тему предметной фотографии мы затронули специфику съёмки матовых объектов. Сейчас я предлагаю продолжить и рассмотреть приёмы съёмки глянцевых предметов, с которыми могут возникнуть определённые трудности из-за бликов и отражений на их поверхности.
Имиджевая съёмка для бренда косметики Skin Code
Глянцевую поверхность могут создавать различные материалы: пластик, металл, зеркальная фольга, цветное стекло и т.д. Каждый из этих материалов имеет свои светоотражающие способности и по-разному ведёт себя при съёмке с мягким и жёстким светом. Применяемое нами в съёмке освещение также зависит и от формы объекта. В одних и тех же световых условиях мы можем подчеркнуть объём и получить красивые блики на одном объекте и невнятное изображение на другом, даже если они будут из схожих материалов, но при этом существенно отличаться по форме.
А как мы помним, основная задача предметной рекламной фотографии — максимально выигрышно продемонстрировать предлагаемый товар и передать его основные свойства: объём, фактуру, материал, цвет, детали и форму.
Для того чтобы рассмотреть технические приёмы и возможные трудности, с которыми вы можете столкнуться при съёмке глянцевых объектов, я выбрала для примера 5 различных флаконов:
- №1 — пластиковая глянцевая туба (крем для рук);
- №2 — пластиковый глянцевый флакон с логотипом, выполненным серебряным тиснением (тушь для ресниц);
- №3 — металлизированный флакон (помада);
- №4 — пластиковый глянцевый флакон с металлизированной этикеткой и крышкой из матового пластика (лак для ногтей);
- №5 — металлический флакон с зеркальной поверхностью (туалетная вода).
Предлагаю сделать фото этих продуктов на белом фоне «под обтравку» для использования на сайте, рассмотрев различные световые схемы и выбрав наиболее удачные для каждого объекта.
Как и при съёмке матовых объектов, мне потребуется 3 источника импульсного света, синхронизатор, стол, штатив и 2 листа белого пластика.
Световая схема №1 (Рефлекторы)
Для начала давайте попробуем снять поочерёдно 5 наших объектов, используя на всех моноблоках стандартные насадки-рефлекторы. Для удобства назовём данный вид освещения «Световая схема №1».
Один лист белого пластика мы положим на стол, второй лист поставим позади стола в качестве фона и разместим за ним источник импульсного света с рефлектором, чтобы светить через пластик на просвет.
В данной съёмке я использовала моноблоки мощностью 400 Дж. Их диапазон регулировки мощности 1/1–1/32 с шагом 1/10 ступени (градации от 20 до 60).
Настройки у меня были следующие: 2 рефлектора по бокам на 25 градации мощности, рефлектор позади пластика на 28 градации. Камера Nikon D800, объектив Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR. Настройки камеры: ISO 100, выдержка 1/250, диафрагма f/16, баланс белого — «вспышка». Фокусное расстояние объектива при съёмке — 120 мм.
С двух сторон от объекта размещены небольшие чёрные листы картона, их также называют чёрными флагами. Они позволяют отсечь лишние световые лучи и сделать границы объекта более чёткими (этот приём мы рассматривали в статье о съёмке матовых объектов).
Более-менее приемлемо у нас получилось осветить флакон №1. Но если мы внимательно посмотрим на белые блики от рефлекторов, кликнув по этим областям инструментом Eyedropper Tool (Пипетка) в программе Adobe Photoshop, то поймём, что они содержат 0% информации (белый цвет RGB 255, 255, 255). При печати в типографии мы получим «дырку» (CMYK 0, 0, 0, 0) — область изображения, где лист бумаги остаётся полностью незапечатанным.
Хотя мой Nikon D800 и обладает широким динамическим диапазоном, но даже из его RAW-файла в этих участках не удастся вытянуть фактуру и детали.
На флаконе №2 полностью пропал объём, проявились мельчайшие царапины.
На флаконе №3 также недостаточно объёма, не читается текстура материала.
На флаконе №4 у нас хорошо проявилась фактура крышки из матового пластика, но при этом стали видны множественные мельчайшие царапины на глянцевом флаконе и металлизированной этикетке.
На флаконе №5 полностью пропали объём и текстура материала, а его зеркальная поверхность отразила в себе все окружающие предметы студии.
Итак, мы видим, что подобный вид жёсткого освещения, хорошо выявляющий фактуру матовых объектов, совершенно не подходит для съёмки глянцевых предметов. Он создаёт на их поверхности непривлекательные отражения и блики, разрушающие форму и не передающие материал. Поэтому мы попробуем применить другие виды освещения для глянцевых объектов.
А сейчас, немного забегая вперёд, я хотела бы описать один небольшой приём, который я периодически использую при съёмке глянцевых и отражающих объектов.
Когда мы ставим глянцевый объект на предметный стол, часто у нас появляется отражение поверхности стола в объекте (фото №1). Интенсивность и проявление данного эффекта зависит от материала, формы и фактуры снимаемого объекта, но мы должны не упускать это из виду. Чтобы избежать подобных отражений, нам необходимо поднять объект вверх над плоскостью при помощи какой-либо подставки, по возможности не выступающей по ширине за основание объекта. Лично я нашла удобным для этого прозрачные пластиковые крышки от флаконов духов, вы можете использовать любую другую подставку.
На фото №2 видно, что мы приподняли флакон, и отражение плоскости стола в нём уменьшилось, но не исчезло окончательно, поэтому нам приходится увеличить высоту нашей подставки. На фото №3 мы видим, что теперь плоскость стола во флаконе не отражается.
Световая схема №2 (Лайткуб)
Но вернёмся к экспериментам со светом на наших флаконах.
Многие считают, что лайткуб идеален для съёмки глянцевых объектов, так как даёт мягкий рассеянный свет и полностью изолирует объект от окружающей среды.
Давайте попробуем снять в нём наши объекты. Назовём это «Световая схема №2».
Поставим 2 рефлектора по бокам лайткуба на 30 градации мощности и один позади — на 28. Камера Nikon D800, объектив Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR. Настройки камеры: ISO 100, выдержка 250, диафрагма f/16, баланс белого — «вспышка». Фокусное расстояние объектива при съёмке — 100 мм.
По краям от объектов используем чёрные флаги из картона.
Флакон №1 в целом получился неплохо. У нас нет пересвеченных бликов с отсутствием информации, но при этом их равномерность в нижней части объекта оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что ткань, натянутая на лайткуб, очень часто имеет множество складок и неровностей, которые отражаются в объекте.
Флаконы №2 и №3 также имеют неровные блики в нижней части, хотя здесь при съёмке я уже пробовала приподнять их вверх от поверхности при помощи пластиковой подставки.
Флакон №4 смотрится неплохо, но на нём можно рассмотреть некоторые неровности из-за отражения ткани, а вот фактура матовой крышки заметно сгладилась и потерялась.
Флакон №5 с зеркальной металлизированной поверхностью отражает в себе все складки и неровности ткани лайткуба. Изображение выглядит очень странным.
Таким образом, лайткуб создаёт мягкое рассеянное освещение, но не решает проблему появления отражений на поверхности глянцевых объектов и не позволяет вам в необходимой мере контролировать дистанцию от объекта до плоскости стола и фона, так как обладает ограниченным пространством. Я никогда не использую его в своих съёмках, но в определённых ситуациях, возможно, он может быть вам удобен.
Световая схема №3 (Стрип-боксы)
Теперь давайте попробуем использовать для освещения наших объектов 2 стрип-бокса (специальные насадки на источник света в виде узких прямоугольных софтбоксов) по двум сторонам от камеры. Назовём данный вид освещения «Световая схема №3».
Один лист белого пластика мы положим на стол, второй лист поставим позади стола в качестве фона и разместим за ним источник импульсного света с рефлектором, чтобы светить через пластик на просвет.
Настройки у меня были следующие: стрип-бокс слева на 40 градации мощности, стрип-бокс справа на 55 градации мощности (стрип-бокс справа чуть больше по размеру, так как у меня не нашлось двух одинаковых), рефлектор позади пластика на 28 градации. Камера Nikon D800, объектив Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR. Настройки камеры: ISO 100, выдержка 1/250, диафрагма f/16, баланс белого — «вспышка». Фокусное расстояние объектива при съемке — 120 мм.
По краям от объектов используем чёрные флаги из картона.
На флаконе №1 мы получили ровные, довольно контрастные, но при этом не пересвеченные блики от стрип-боксов, хорошо подчёркивающие его форму. Данный вид освещения на этом флаконе мне нравится.
На флаконе №2 также появились 2 ярких длинных блика. Это добавило объекту контрастности, подчеркнуло его форму и придало чёрному пластику блеск. Мне нравится эта картинка. Но нам не удалось осветить логотип и название туши, нанесённые серебряным тиснением на флакон. Для этого я зафиксирую штатив и сделаю ещё один дополнительный кадр флакона, предварительно поставив перед ним белый лист бумаги А4 с прорезанным отверстием для объектива. Теперь логотип хорошо виден. Я смогу взять его из второго кадра и без труда совместить с первым кадром флакона в Photoshop.
А вот на флаконе №3 блики от стрип-боксов смотрятся слишком контрастными и разрушают объём. Форму и металлизированную текстуру флакона не удалось передать с данным видом освещения. Флакон стал выглядеть полосатым.
На флаконе №4 блики на металлизированной этикетке опять содержат 0% информации (белый цвет RGB 255, 255, 255). Текстура матовой крышки, как мы уже отметили, выигрышнее всего смотрелась при жёстком освещении двумя рефлекторами (Световая схема №1).
На флаконе №5 с зеркальной металлизированной поверхностью мы чётко видим отражения стрип-боксов, а также их разницу в размерах. Я не нашла 2 одинаковых стрип-бокса, поэтому правый чуть больше. Информация в отражениях снова равна нулю (белый цвет RGB 255, 255, 255). Флакон выглядит слишком контрастным и текстура его материала не читается.
Световая схема №4 (Фрост-фильтры)
Наконец, перейдём к последней на сегодня схеме освещения. Для этого мне понадобится фрост-фильтр (Frost). Это специальный светорассвеивающий фильтр, чем-то похожий на кальку, который используется для смягчения теней. Вы можете приобрести его в рулонах в специализированных магазинах кино- и фотоаксессуаров.
Фрост-фильтр натягивается на специальные прямоугольные фрост-рамы, которые крепятся к стойкам, либо можно просто растянуть его, закрепив между двумя стойками. Данная конструкция размещается между источником света и снимаемым объектом.
Один лист белого пластика мы положим на стол, второй поставим позади стола в качестве фона и разместим за ним источник импульсного света с рефлектором, чтобы светить через пластик на просвет.
С двух сторон от стола я симметрично растянула фрост-фильтры. При этом желательно, чтобы они немного заходили за лист белого пластика, расположенного позади стола в качестве фона, и максимально близко сходились спереди от стола, оставляя лишь пространство для объектива. Таким образом мы максимально изолируем глянцевые объекты от возможных ненужных отражений.
С двух сторон от камеры за фрост-фильтрами мы ставим 2 моноблока со стандартными рефлекторами.
Настройки у меня были следующие: 2 рефлектора по бокам на 25 градации мощности и один позади — на 28. Камера Nikon D800, объектив Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor. Настройки камеры: ISO 100, выдержка 1/250, диафрагма f/16, баланс белого — «вспышка». Фокусное расстояние объектива при съёмке — 120 мм.
На флаконах №1 и №2 получились мягкие ровные блики, гармонично подчёркивающие объём. Но материал флаконов при этом выглядит менее глянцевым, чем при съёмке с двумя стрип-боксами (Световая схема №3)
На флаконе №3 нам наконец-то удалось получить равномерные блики, хорошо подчеркивающие объём, и передать материал и фактуру объекта, чего мы не могли добиться ни в лайткубе, ни при помощи двух стрип-боксов.
На флаконе №4 получились равномерные блики на чёрном глянцевом пластике, фактура же матовой крышки при этом потерялась окончательно.
Чтобы равномерно высветить металлизированную этикетку, нам опять пришлось снять дополнительный кадр, разместив перед ней лист белой бумаги А4.
На флаконе №5 с зеркальной поверхностью мы, наконец-таки, смогли получить более-менее равномерные блики и световые переходы, передающие объём и материал объекта, свести к минимуму ненужные отражения.
Убрать до конца тёмную полосу по центру флакона нам не удастся, так как мы не можем вплотную соединить 2 полотна фрост-фильтров — нам необходимо оставить отверстие для штатива с камерой. Но мы уже смогли получить максимально качественную картинку с ровными переходами, которую сможем довести до идеала при ретуши в Photoshop.
Теперь я выберу максимально удачный кадр для каждого из 5 флаконов и отретуширую.
Для флакона №1 я считаю одинаково удачными световые схемы №3 (со стрип-боксами) и №4 (с фрост-фильтрами). Здесь уже выбор зависит от ваших личных предпочтений и предпочтений заказчика: показать флакон более контрастным и глянцевым либо подчеркнуть его объём лёгким «атласным» свечением. Я, пожалуй, выберу для ретуши фото со схемой освещения №3: мне нравится, как блики от стрип-боксов сочетаются с бликами на изображении оливок на флаконе с кремом.
Для флакона №2 я также считаю удачными световые схемы №3 (со стрип-боксами) и №4 (с фрост-фильтрами).
Но снова остановлю свой выбор на фото со световой схемой №3. На мой взгляд, эта картинка с тушью для ресниц выглядит более контрастной и коммерческой. При этом мы помним, что изображение логотипа мы берём из дополнительно отснятого кадра с использованием листа бумаги А4.
Флакон №3 меня устраивает только с использованием схемы освещения №4 (с фрост-фильтрами). Здесь мы смогли передать его форму, объём и материал. Это фото я и возьму для ретуши.
Флакон №4 состоит из двух видов пластика: матового на крышке и глянцевого на самом флаконе. Фактуру матовой крышки нам максимально удалось передать при помощи жёсткого света «Световой схемы №1» (с рефлекторами). Глянцевый пластик неплохо получился на световых схемах №2 (с лайткубом) и №4 (с фрост-фильтрами). При этом картинка, сделанная в лайткубе, получилась более контрастной, но при детальном рассмотрении она потребует большего времени для ретуши, так как чёрный глянцевый пластик отразил складки и неровности ткани лайткуба. На картинке с фрост-фильтрами чёрный глянцевый пластик менее контрастный, но имеет более равномерную текстуру. Мы помним, что изображение металлизированной этикетки мы берём из дополнительно отснятого кадра с использованием листа бумаги А4.
Для ретуши я возьму флакон, отснятый с фрост-фильтрами, и совмещу его с крышкой, отснятой с рефлекторами.
Флакон №4. Слева — «Световая схема №1», по центру — «Световая схема №2», справа — «Световая схема №4»
Флакон №5 меня устраивает только с использованием схемы освещения №4. Лишь с применением фрост-фильтров мы смогли передать объём и материал, максимально сократив всевозможные отражения на зеркальной металлизированной поверхности.
Теперь отредактируем наши фото в Adobe Photoshop. Сделаем обтравку изображений на белом фоне (выделим фон при помощи инструментов Magic Wand и Polygonal Lasso, удалим фон и заменим его на белый цвет RGB 255, 255, 255). Где планировали, сделаем совмещение деталей фото из нескольких отснятых кадров. Немного откорректируем по контрасту и балансу белого с помощью настроек Color Balance, Levels и Curves. Почистим фактуру инструментами Spot Healing Brush Tool и Patch Tool. При необходимости на отдельном слое с маской выровняем блики при помощи Edit — Transform — Warp или фильтра Liquify и наложим их сверху на наши флаконы.
Добавим резкости, использовав фильтр Unsharp Mask или Sharpen Edges.
В этой статье мы рассмотрели четыре варианта освещения объектов на примере пяти различных флаконов. Стало понятно, что не бывает одной идеальной схемы освещения для всех объектов. Очень многое зависит от отражающих способностей материала, текстуры и формы снимаемого объекта. Немаловажным являются и ваши личные предпочтения, а также пожелания заказчика относительно финального изображения.
Видение материалов и того, какую световую схему для них лучше всего использовать, приходит с опытом в процессе съёмки. Могу сказать лишь то, что при потоковых съёмках больших объёмов косметической продукции для сайтов в условиях ограниченного времени я чаще всего использую световую схему №4 с фрост-фильтрами, так как с ней можно приемлемым образом осветить наибольшее количество разнообразных объектов.
Но в идеале, конечно, следует подбирать самый выигрышный вид освещения под конкретный объект.
Когда объект состоит из нескольких различных фактур и материалов (например, из матового и глянцевого пластика), довольно часто не получается высветить и проработать все детали в один кадр с единым вариантом освещения. В подобных ситуациях я делаю дополнительный кадр, отдельно высвечивая нужную деталь, а затем собираю два кадра в Photoshop (как мы сегодня сделали с логотипом на туши и этикеткой на флаконе с лаком).
В процессе съёмки у вас, скорее всего, появятся свои любимые приёмы и секреты, ускоряющие съёмочный процесс и улучшающие качество финального изображения. Не бойтесь экспериментировать и анализировать: в фотографии нет чётких правил и все световые схемы — простые условности. Удачи!