Вверх

Солист в фокусе: как снимать главного артиста в театре

Дата публикации: 28.02.2018
Солист в фокусе: как снимать главного артиста в театре NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/200 с, 70.0 мм экв.

Сегодня мы будем говорить об одной из сравнительно редко встречающихся граней театральной фотографии — работе с солистом, когда фотограф сосредоточен на конкретной личности в течение длительного времени. Для меня это одна из самых интересных, но одновременно и самых сложных задач.

Фотографии, иллюстрирующие эту публикацию, были сделаны в рамках реализации именно такого проекта. Работал я с прима-балериной Мариинского театра, одной из лучших балерин мира, Дианой Вишнёвой. Меня интересовал процесс поиска, вживания в роль, перемен, происходящих в пластике танцора — в репетициях, спектаклях, а иногда и вне сцены.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/250 с, 160.0 мм экв.

Для того, чтобы фотограф смог осуществить задуманные съёмки, в том числе во время полностью закрытых и не терпящих постороннего присутствия репетиций, необходимо не только получить все внутритеатральные разрешения, но и установить эмоциональный контакт с артистом. Важно чувствовать, когда можно работать, когда лучше тихо посидеть в уголке, а когда самым правильным будет незаметно исчезнуть из репетиционного зала. Помните, что главное правило фотографа в театре — не мешать.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/250 с, 200.0 мм экв.

Особое внимание я уделял подготовке к съёмкам, учитывая любые мелочи. Для того, чтобы в самых сложных условиях фокусировка производилась мгновенно и безупречно, важна идеально чистая оптика и отлаженная камера. В [Nikon NPS] реализована система, дающая участникам ряд привилегий в сервис-центрах. Одной из них — чисткой и настройкой камеры и оптики — я и воспользовался перед началом проекта.

Совет: отлаженное и чистое оборудование даёт вам дополнительные шансы получить точную и быструю фокусировку, особенно при контровом свете.

Технически необходимо быть готовым к очень разным условиям. Съёмки могут происходить в любом месте — в репетиционных залах, на малой сцене, на основной сцене театра, в театральном коридоре, в буфете, у входа в служебный подъезд. Свет — от очень плохого до просто прекрасного. Дистанция — и сорок метров до артиста, и в упор, когда от лица до камеры меньше полуметра. Думаю, не будет преувеличением сказать, что для каждого из ваших объективов найдётся работа, поэтому рекомендую использовать всю имеющуюся оптику, исходя из конкретных задач и сюжета.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/100 с, 200.0 мм экв.

В репетиционных залах наиболее востребованными могут оказаться два любимых мной объектива: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR и AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II. Они позволяют работать в условиях плохого света, не беспокоясь о возможных промахах по фокусу даже на диафрагме 2.8, и перекрывают востребованные фокусные расстояния. Так, можно построить кадр с широкой перспективой или снять крупноплановый портрет и при этом быть уверенным в качестве картинки. Мне кажется, у Nikon именно эта оптика фокусируется наиболее точно в любой ситуации, во всяком случае, на моём Nikon D4.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/320 с, 165.0 мм экв.

Эмоциональные моменты при почти полном отсутствии света за кулисами я снимаю с помощью AF NIKKOR 50mm f/1.4D и AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED. Красивая, пластичная картинка близка моему представлению о том, как должно выглядеть театральное закулисье и портрет артиста в этой среде. Очень высокие ISO и открытая диафрагма этих сверхсветосильных объективов позволили мне работать и не упустить момент.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/80 с, 125.0 мм экв.

ISO до 4000–8000 при работе с большими значениями диафрагмы позволяют сохранять относительно короткую выдержку, важную для работы с портретом. Но можно и экспериментировать, снимая на длинных выдержках, — кадр получит больше воздуха и динамики, особенно если сыграть на контрасте движения и статики.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.2, 1/320 с, 200.0 мм экв.

Последние приготовления перед выходом на сцену происходят в гримёрке, и фотограф, оказавшись там, получает уникальную возможность съёмки. Места нет, артист занят собой, но лучший из сюжетов можно найти в зеркале: взгляд, жест, отражение развешанных костюмов. Я снимал объективом AF NIKKOR 50mm f/1.4D, но если не хватает пространства, то можно выбрать AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR или AF-S NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED. Если в вашем арсенале есть светосильные фиксы AF-S NIKKOR 28mm f/1.4E ED или AF-S Nikkor 35mm f/1.4G, то этот сюжет — для них, фотографии будут просто волшебными.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/500 с, 165.0 мм экв.

Сцена и закулисье дают самые широкие возможности для выбора точки съёмки и ракурса. Здесь можно найти сюжет и для самого тяжёлого из моих объективов — AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II, а можно прекрасно работать с AF-S NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/160 с, 110.0 мм экв.

Помните, для чего вы здесь и умейте сосредоточиться на главной задаче. Если целью съёмки стал солист, вы обязаны заранее изучить спектакль и знать все выгодные в той или иной ситуации съёмочные точки. Выгодные не только для решения обычных задач театрального фотографа, но и в приложении к герою вашей съёмки: важно знать наиболее удачные для конкретного человека ракурсы, причём на протяжении всего спектакля. Необходимо понимать развитие сюжета и оказываться всегда в нужное время в нужном месте.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.2, 1/800 с, 200.0 мм экв.

Те из вас, у кого есть опыт театральных съёмок и желание открыть для себя новые горизонты, могут придумать для себя проект, в котором фотограф будет сосредоточен на одном герое. И не обязательно это должен быть солист большого театра. Поверьте, здесь важнее желание и талант автора. Желание почувствовать внутренний мир артиста, увидеть стороны театра, скрытые зачастую от посторонних глаз. И талант, который поможет передать это в фотографиях.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/200 с, 82.0 мм экв.
Дата публикации: 28.02.2018
Комментировать
0835de39 e337 4ea5 92d8 df9a7a36fd4b square 100
Марк Олич

Театральный художник, фотограф. Член Союза фотохудожников России. Работает в Мариинском театре, сотрудничает с российскими и зарубежными балетными труппами, ведущими фестивалями современного и классического танца, самыми знаменитыми балеринами. Преподаёт, ведёт авторский курс театральной фотографии в рамках фестиваля Context, несколько лет проводит мастер-классы на фестивале Dance Open. По словам Марка, фотография приобретает завершённость только будучи напечатанной. Много лет он посвятил поиску и совершенствованию техник создания фотографического отпечатка на художественных материалах и останавливаться пока не намерен. Узнаваемый стиль, знание предмета и талант делают его одним из самых востребованных современных фотографов театра.

www.instagram.com/markolich

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Explorus, 2018-03-14T10:50:21

Хотелось бы осветить такой вопрос как выбор параметров экспозиции (включая ISO) во время съемки, с учетом постоянно и быстро меняющегося освещения. То есть когда мануал просто нереально выставлять постоянно, а значит нужно смотреть в сторону каких-то автоматов. Я балет снимаю в мануале и автоматическом ISO в диапазоне до 3200 на открытой диафрагме (2.8) и выдержкой 1/125 - 1/200. Чтобы не было пересветов, убираю экспокоррекцию в 0.5. На последней своей съемке забыл экспокоррекцию выставить, в результате имею около 5% пересвеченных слегка фотографий. Это речь про выступления, когда нет времени переключать выдержку со статичных сюжетов на динамичные.
И я не уловил, Вы звукоизоляцию на своей камере/объективах используете? И если да, то что именно?
За статью спасибо, за рекламу Никона тоже )
Ваши фотографии очень хорошо передают дух театра и такого замечательного искусства, как балет.

юра меня зовут, 2018-03-07T14:56:23

пригласите на работу..Нет который год

Марк Олич, 2018-03-07T08:02:40

Георгий, спасибо! Мне кажется, что диалог - это всегда двусторонний процесс. Все мы учимся, всю жизнь, кстати.

Спасибо Максиму - я постараюсь внимательнее делать выборку иллюстраций, принимая во внимание exif, а не только сюжет. Вообще, если читатели ресурса подскажут темы, которые интересны им - будет здорово)

Георгий Полицарнов, 2018-03-07T07:34:05

Марк, спасибо за отличную статью и развернутые комментарии! Общение с читателями — это действительно ценно. К сожалению, Далеко не все фотографы понимают суть профессиональной работы, ее тонкости и особенности. Ваши статьи приоткрывают дверь в мир серьезной профессиональной фотографии. Каждый раз читаю их с интересом и нахожу для себя что-то новое, что раньше не знал.

Марк Олич, 2018-03-07T06:31:10

Максим, Вы как-то очень близко к сердцу все принимаете). Давайте спокойно разберемся? Начнем с хвоста - почему рубрика называется "Съемка для начинающих" - не знаю. Темы статей утверждаются заранее, а в как назвать рубрику - это к редакции. Дальше - по моему глубокому убеждению, без таланта не стоит пользоваться всем тем железом и стеклом, которое Вы так увлеченно перечисляете. Я понимаю, это тоже интересно, но давайте обойдемся без обсуждения стоимости оборудования. Снимаю я в театре лет пятнадцать, фанатом техники не являюсь. Но сумка театрального фотографа иногда весит и стоит значительно больше, чем Вы здесь насчитали, причем не потому, что денег некуда девать, а потому что для работы так нужно. И триста таскаешь, и полтинник - потому что съемочный день может длиться и пятнадцать часов и сюжетных ситуаций может быть десяток. Кстати, Вы забыли монопод (иногда и штатив таскать приходится, а еще звукоизоляционный чехол для камеры, иногда и два. И зарядки, аккумуляторы, ноутбук, жесткий диск и прочее... И вторую камеру. Рюкзак в пятнадцать килограммов - это на фестивале нормально. Выезжая из дома в свой театр, конечно, берешь только то, что нужно будет по сюжету.
Кстати, если все это Вас по-прежнему возмущает, обратите внимание на вес и стоимость оборудования, даже простенького, какой-нибудь новостной телевизионной бригады))). Когда после съемки собираешь рюкзак и становится себя жалко, всегда смотрю на пакующих свое барахло видиков - и жить становится значительно легче)
Все, технику больше не хочу обсуждать. Если вопросы по деталям съемки - постараюсь ответить.

Igor Tigor, 2018-03-07T02:11:02

Согласен полностью!!!

Maksim Kravchenko, 2018-03-06T21:53:11

70-200 (50%) - 219 990,00 (оф. сайт) - 1430 гр.
24-70 (30%) - 169 990,00 (оф. сайт) - 1070 гр.
50 (я думаю f/1.4) - 19 989,00 (оф. диллер) - 230 гр.
105 (15%) - 149 990,00 (оф. сайт) - 985 гр.
=
559 959,00 + ТУшка + рюкзак (сумка)
и
3,7 кг оптики
Это все берем на концерт и носим с собой... или оставим в гардеробе или возле какого-нибудь ряда =) Пусть полежит.
Я, конечно, дикий профан в фотографии, но у меня не уложилось все в голове...

P.S. Был невнимателен...:
Плюс ко всему
AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II - 459 990,00 - 2,9 кг
AF-S NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED - 149 990,00 - 745 гр.
AF-S NIKKOR 28mm f/1.4E ED - 159 990,00 - 645 гр.
AF-S Nikkor 35mm f/1.4G - 139 990,00 - 600 гр.
И это плюс к Вашим наблюдениям 909 960,00 и 4,9 кг
Итого с собой на съемку 1 469 919,00 рублей оптики весом 8,6 кг!
«И талант, который поможет передать это в фотографиях.»
Расстроен и возмущён, у нас и так весь интернет пестрит «впариванием»...

Вы кому статью-то писали в рубрике «Уроки фотографии СЪЁМКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» ?

Марк Олич, 2018-03-06T19:56:47

Это мой косяк, пожалуй - текст писал спокойно, а картинки для иллюстраций отбирал в спешке, не глядя на exif. И совпало, что все сделаны одним объективом. Что касается использования разной оптики, то текст статьи верен))). Осенью проводил анализ на эту тему, делал выборку по десяти съемкам, получилось примерно следующее: 70-200 (50%), 24-70 (30%), 50 и 105(15%), 17-35 и 300(5%). Как-то так.

Дмитрий Галеев, 2018-03-06T19:27:46

Ясно же все..... Прорекламировать нужно широкую линейку оптики, ну и похвалиться своим парком. А снимают все обычно, на то, чем удобнее. Чтобы не дергать линзы туда-сюда и не пропустить кадр. Тут главное момент поймать, а не рисунок оптики. К тому же у 70-200 автофокус шустрее и цепче, чем у фиксов про которые идет речь в статье. Я довольно часто снимаю спектакли и почти всегда на D800 и 70-200.

Maksim Kravchenko, 2018-03-05T22:40:24

Как так? В обсуждении перечисляется множество объективов, а фото сделаны 70-200... Ничего не понимаю...

6fc9c9a5 ecf5 4e9d ba62 ab1b1c0eb11a