Сегодня мы будем говорить об одной из сравнительно редко встречающихся граней театральной фотографии — работе с солистом, когда фотограф сосредоточен на конкретной личности в течение длительного времени. Для меня это одна из самых интересных, но одновременно и самых сложных задач.
Фотографии, иллюстрирующие эту публикацию, были сделаны в рамках реализации именно такого проекта. Работал я с прима-балериной Мариинского театра, одной из лучших балерин мира, Дианой Вишнёвой. Меня интересовал процесс поиска, вживания в роль, перемен, происходящих в пластике танцора — в репетициях, спектаклях, а иногда и вне сцены.
Для того, чтобы фотограф смог осуществить задуманные съёмки, в том числе во время полностью закрытых и не терпящих постороннего присутствия репетиций, необходимо не только получить все внутритеатральные разрешения, но и установить эмоциональный контакт с артистом. Важно чувствовать, когда можно работать, когда лучше тихо посидеть в уголке, а когда самым правильным будет незаметно исчезнуть из репетиционного зала. Помните, что главное правило фотографа в театре — не мешать.
Особое внимание я уделял подготовке к съёмкам, учитывая любые мелочи. Для того, чтобы в самых сложных условиях фокусировка производилась мгновенно и безупречно, важна идеально чистая оптика и отлаженная камера. В [Nikon NPS] реализована система, дающая участникам ряд привилегий в сервис-центрах. Одной из них — чисткой и настройкой камеры и оптики — я и воспользовался перед началом проекта.
Совет: отлаженное и чистое оборудование даёт вам дополнительные шансы получить точную и быструю фокусировку, особенно при контровом свете.
Технически необходимо быть готовым к очень разным условиям. Съёмки могут происходить в любом месте — в репетиционных залах, на малой сцене, на основной сцене театра, в театральном коридоре, в буфете, у входа в служебный подъезд. Свет — от очень плохого до просто прекрасного. Дистанция — и сорок метров до артиста, и в упор, когда от лица до камеры меньше полуметра. Думаю, не будет преувеличением сказать, что для каждого из ваших объективов найдётся работа, поэтому рекомендую использовать всю имеющуюся оптику, исходя из конкретных задач и сюжета.
В репетиционных залах наиболее востребованными могут оказаться два любимых мной объектива: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR и AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II. Они позволяют работать в условиях плохого света, не беспокоясь о возможных промахах по фокусу даже на диафрагме 2.8, и перекрывают востребованные фокусные расстояния. Так, можно построить кадр с широкой перспективой или снять крупноплановый портрет и при этом быть уверенным в качестве картинки. Мне кажется, у Nikon именно эта оптика фокусируется наиболее точно в любой ситуации, во всяком случае, на моём Nikon D4.
Эмоциональные моменты при почти полном отсутствии света за кулисами я снимаю с помощью AF NIKKOR 50mm f/1.4D и AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED. Красивая, пластичная картинка близка моему представлению о том, как должно выглядеть театральное закулисье и портрет артиста в этой среде. Очень высокие ISO и открытая диафрагма этих сверхсветосильных объективов позволили мне работать и не упустить момент.
ISO до 4000–8000 при работе с большими значениями диафрагмы позволяют сохранять относительно короткую выдержку, важную для работы с портретом. Но можно и экспериментировать, снимая на длинных выдержках, — кадр получит больше воздуха и динамики, особенно если сыграть на контрасте движения и статики.
Последние приготовления перед выходом на сцену происходят в гримёрке, и фотограф, оказавшись там, получает уникальную возможность съёмки. Места нет, артист занят собой, но лучший из сюжетов можно найти в зеркале: взгляд, жест, отражение развешанных костюмов. Я снимал объективом AF NIKKOR 50mm f/1.4D, но если не хватает пространства, то можно выбрать AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR или AF-S NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED. Если в вашем арсенале есть светосильные фиксы AF-S NIKKOR 28mm f/1.4E ED или AF-S Nikkor 35mm f/1.4G, то этот сюжет — для них, фотографии будут просто волшебными.
Сцена и закулисье дают самые широкие возможности для выбора точки съёмки и ракурса. Здесь можно найти сюжет и для самого тяжёлого из моих объективов — AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II, а можно прекрасно работать с AF-S NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED.
Помните, для чего вы здесь и умейте сосредоточиться на главной задаче. Если целью съёмки стал солист, вы обязаны заранее изучить спектакль и знать все выгодные в той или иной ситуации съёмочные точки. Выгодные не только для решения обычных задач театрального фотографа, но и в приложении к герою вашей съёмки: важно знать наиболее удачные для конкретного человека ракурсы, причём на протяжении всего спектакля. Необходимо понимать развитие сюжета и оказываться всегда в нужное время в нужном месте.
Те из вас, у кого есть опыт театральных съёмок и желание открыть для себя новые горизонты, могут придумать для себя проект, в котором фотограф будет сосредоточен на одном герое. И не обязательно это должен быть солист большого театра. Поверьте, здесь важнее желание и талант автора. Желание почувствовать внутренний мир артиста, увидеть стороны театра, скрытые зачастую от посторонних глаз. И талант, который поможет передать это в фотографиях.