Вверх

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

Дата публикации: 19.01.2015

Читайте также:


Как влияет размер матрицы фотоаппарата на угол обзора объектива?

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

Это третья часть урока, рассказывающего про объективы для фотокамер. В первой и второй части мы познакомились с устройством и основными характеристиками объективов. О том, что угол обзора и фокусное расстояние объектива — главные характеристики, мы говорили в прошлых уроках. Мы уже знаем, что эти характеристики взаимосвязаны:

Чем меньше фокусное расстояние объектива — тем шире его угол обзора.
Чем больше фокусное расстояние объектива — тем уже его угол обзора.

Чем меньше фокусное расстояние объектива — тем шире его угол обзора.

Чем больше фокусное расстояние объектива — тем уже его угол обзора.

Когда человек пользуется собственной фотокамерой, он со временем привыкает, что при определенных фокусных расстояниях, его объектив дает тот или иной угол обзора: “приближает” снимаемый сюжет сильнее или слабее. Сохранятся или изменятся эти соотношения между фокусным расстоянием и углом обзора в случае смены фотоаппарата? Сегодня мы это выясним. Часто при обсуждении снимков фотографы говорят: “эта картинка снята с таким-то фокусным расстоянием”, характеризуя тем самым угол обзора, при котором было снято изображение. Даже под фотопримерами в наших статьях часто указано фокусное расстояние объектива, на который эти изображения были сняты. Как узнать, какое фокусное расстояние на вашем фотоаппарате соответствует такому же углу обзора? Как на вашу камеру сделать такое же фото?

Нам предстоит разобраться с тем, как будет зависеть угол обзора объектива от модели вашей камеры, познакомиться с понятиями “кроп-фактор” и “эквивалентное фокусное расстояние”.

Экскурс в историю

Раньше, в пленочную эпоху, широчайшее распространение имела пленка формата 35 мм — обычная фотопленка, знакомая каждому человеку. Она использовалась повсеместно, начиная от простейших компактных фотоаппаратов (пожалуй, у каждого была пленочная “мыльница”), заканчивая серьезной профессиональной техникой. Поскольку все аппараты имели одинаковую площадь светочувствительного элемента (пленочного кадра), на всех аппаратах объективы с одинаковым фокусным расстоянием давали одинаковый угол обзора. К примеру, на любом фотоаппарате, работающем с 35-мм пленкой, объектив с фокусным расстоянием 50 мм имел угол обзора 45°. Напомним, что и в современных полнокадровых цифровых камерах используется сенсор, по размеру равный кадру фотопленки — 24х36 мм.

Угол обзора объектива и размер матрицы

Сегодня же ситуация изменилась. Матрицы в цифровых фотоаппаратах бывают разного размера.

Современные форматы матриц фотоаппаратов

Современные форматы матриц фотоаппаратов

Поэтому при одинаковых фокусных расстояниях объектива на разных камерах угол обзора будет зависеть еще и от того, каков размер матрицы фотоаппарата. Взглянем на схему:

Чем меньше матрица фотоаппарата, тем уже угол обзора объектива при том же фокусном расстоянии

Чем меньше матрица фотоаппарата, тем уже угол обзора объектива при том же фокусном расстоянии

Получается, что если на полнокадровой матрице (или на пленочном кадре) объектив с фокусным расстоянием 50 мм обеспечит угол обзора 45°, то на матрице формата APS-C — уже 35°. На фотокамере системы Nikon 1 с еще более компактной матрицей формата 1” тот же объектив даст угол обзора всего лишь 15°. Чем меньше в фотоаппарате матрица, тем сильнее объектив с тем же фокусным расстоянием будет “приближать”. Один и тот же объектив, будучи установленным на разные фотоаппараты, будет давать совершенно разную картинку. Это нужно учитывать при выборе оптики.

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

Поскольку сегодня в различных камерах установлены матрицы совершенно разного размера, легко запутаться с тем, какой угол обзора даст объектив с тем или иным фокусным расстоянием на той или иной фотокамере.

Фотографам старой закалки, привыкшим к работе с пленочной фототехникой и к классическим значениям фокусных расстояний, четко ассоциируют их с конкретными углами обзора. Чтобы разобраться с тем, какому фокусному расстоянию соответствует тот или иной угол обзора объектива на современных аппаратах, было введено два понятия: кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние.

Эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР)

Данная характеристика не нужна новичкам, тем кто купил свою первую фотокамеру — ему цифры эквивалентного фокусного расстояния ни о чем не скажут. А вот опытным фотографам, привыкшим к пленочной фототехнике, эта характеристика окажется полезной. Также она будет полезна тем, кто задумался о покупке новой фотокамеры с матрицей другого размера и хочет выбрать подходящую для нее оптику, узнать, как на новой камере будут работать его старые объективы.

Эквивалентное фокусное расстояние позволяет узнать, какое фокусное расстояние будет иметь объектив с таким же углом обзора на полнокадровой (или пленочной) фотокамере. Эта характеристика позволяет сравнивать объективы, всех типов камер, в том числе и компактных. В характеристиках объектива, рассчитанного не под полнокадровую камеру, зачастую можно найти пункт “эквивалентное фокусное расстояние” или “фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте”. Этот пункт нужен для того, чтобы фотограф, смог разобраться с тем, какой угол обзора даст данный объектив. К примеру, для объектива с фокусным расстоянием 50 мм, установленного на камеру с матрицей APS-C эквивалентными фокусным расстоянием будет 75 мм. Крохотное фокусное расстояние 4,3 мм, используемое в объективе компактной камеры, соответствует по углу обзора 24-мм объективу на полном кадре.

Как рассчитать самому эквивалентное фокусное расстояние? Для этого нужно знать кроп-фактор. Это условный множитель, отражающий изменение угла обзора объектива при его использовании с матрицами меньшего размера. Этот множитель выводится при сопоставлении диагоналей матриц цифровых аппаратов с пленочным кадром 24х36 мм. Слово “кроп-фактор” происходит от английских слов crop — “обрезать” и factor — “множитель”.

Например, диагональ матрицы формата APS-C меньше полнокадровой примерно в 1,5 раза. Так что кроп-фактор для матрицы APS-C будет равен 1,5. А вот диагональ матрицы формата Nikon CX меньше полнокадровой в 2,7 раз. Поэтому ее кроп-фактор будет равняться 2,7. Теперь, зная кроп-фактор, мы сможем рассчитать и эквивалентное фокусное расстояние для объектива. Для этого нужно фактическое фокусное расстояние объектива умножить на кроп-фактор. Допустим, нам необходимо узнать эквивалентное фокусное расстояние для объектива 35 мм, если он будет установлен на камеру с матрицей APS-C. 35х1,5=50мм. Итак, эквивалентное фокусное расстояние такого объектива будет равно 50 мм. То есть на любительской зеркалке 35-мм объектив будет вести себя так же, как классический “полтинник” на полном кадре.

Фотография, сделанная полнокадровым аппаратом и объективом с фокусным расстоянием 20 мм. Что будет, если тот же объектив установить на камеру с матрицей APS-C или на аппарат семейства Nikon-1? Угол обзора станет уже. В кадр войдут только области, показанные на картинке.

Фотография, сделанная полнокадровым аппаратом и объективом с фокусным расстоянием 20 мм. Что будет, если тот же объектив установить на камеру с матрицей APS-C или на аппарат семейства Nikon-1? Угол обзора станет уже. В кадр войдут только области, показанные на картинке.

В дальнейших уроках мы будем изучать, какими объективами пользуются при съемке различных сюжетов, укажем их фокусные расстояния как для фотокамер с матрицей APS-C, так и для полнокадровых аппаратов.

Размеры матриц и кроп-фактор фототехники Nikon

В современных системных зеркальных и беззеркальных фотокамерах Nikon применяется всего три стандарта матриц различного размера. В них легко разобраться.

Полнокадровые матрицы (Nikon FX). Имеют физический размер 36х24 мм, то есть равны по размерам кадру с 35-мм пленки. На такие фотоаппараты рассчитано большинство современных объективов. И на них они могут раскрыть весь свой потенциал. Среди современных аппаратов Nikon, полнокадровыми матрицами оснащаются: Nikon D610, Nikon D750, Nikon D800/D800E, Nikon D810, Nikon D4/D4s, Nikon Df. Поскольку матрица таких фотоаппаратов равна по размерам пленочному кадру, то и понятие кроп-фактора и ЭФР для таких аппаратов не нужно.

Матрицы формата APS-C (Nikon DX). Имеют физический размер 25,1х16,7 мм и кроп-фактор 1,5. Такая матрица незначительно меньше полнокадровой, но зато значительно дешевле. Подобные матрицы иногда называют “кропнутыми” (обрезанными). Такой размер матриц используют почти все производители цифровых зеркальных фотоаппаратов. Среди современных аппаратов Nikon матрицы APS-C имеют камеры Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D5500, Nikon D7100. С ними по-прежнему можно использовать полнокадровую оптику, однако, все объективы будут значительно сильнее “приближать”, что не всегда удобно, ведь некоторые объективы рассчитаны на сугубо определенный вид съемки и потеря ими нужного угла обзора не позволяет их использовать по назначению. Прежде всего это касается широкоугольной, портретной и репортажной оптики. Полнокадровая широкоугольная оптика теряет свое главное достоинство — большой угол обзора; портретные полнокадровые объективы на “кропе” начинают слишком сильно приближать, и на них становится сложно снимать, приходится очень далеко отходить. Например, установив классический портретный объектив с фокусным расстоянием 85 мм на кропнутую камеру, придется отойти от фотографируемого человека на 5-7 метров, чтобы снять хотя бы портрет по пояс. Полнокадровая репортажная оптика (прежде всего зум-объективы с фокусным расстоянием 24-70 мм) получает на кропе неудобные углы обзора, не очень подходящие на практике для быстрой, динамичной репортажной съемки.

Чтобы создать подходящие для этих задач объективы, для “кропа” выпускают специально разработанные объективы. В системе Nikon такие объективы маркируются буквами “DX” в названии. Поскольку такие объективы рассчитываются для использования на меньшей по размеру матрице, они и сами становятся компактнее и дешевле своих полнокадровых собратьев.

Важно иметь в виду, что на DX-объективах (рассчитанных на камеры с матрицей APS-C) указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние

Важно иметь в виду, что на DX-объективах (рассчитанных на камеры с матрицей APS-C) указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние

По этой же причине они не смогут корректно работать на полнокадровых матирцах. Что будет, если установить “кропнутый” объектив на полнокадровую камеру? В отличие от фотоаппаратов Canon, у Nikon есть такая возможность. В таком случае будет получаться очень сильное затемнение по краям кадра. Кстати, современные полнокадровые аппараты Nikon могут распознавать “кропнутую” оптику в случае ее установки, они автоматически обрезают кадр до размеров матрицы APS-C. Такую настройку можно включить или выключить в меню камеры.

Фото сделано на полнокадровую фотокамеру объективом с фокусным расстоянием 85мм.

Фото сделано на полнокадровую фотокамеру объективом с фокусным расстоянием 85мм.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F1.4, 1/1250 с, 85.0 мм экв.
Фото сделано на фотокамеру с матрицей APS-C тем же объективом и с той же дистанции. Как видите, объектив на кропе дал более узкий угол обзора.

Фото сделано на фотокамеру с матрицей APS-C тем же объективом и с той же дистанции. Как видите, объектив на кропе дал более узкий угол обзора.

NIKON D5300 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с

Фотографии сделаны одним и тем же объективом с одинаковой дистанции. Как видите, вариант, сделанный на “кропнутую” камеру имеет более узкий угол обзора, в кадр вошло меньше деталей.

Nikon CX — формат матриц для беззеркалок семейства Nikon 1. Физический размер — 13,2х8,8 мм. Имеют кроп-фактор 2,7. Столь небольшая матрица обеспечивает всей системе компактность. Для нее разрабатывается своя оптика: она компактна и практична. Через специальный переходник (Nikon FT-1) на камерах Nikon 1 можно использовать и объективы для полнокадровых и APS-C аппаратов.

Через переходник Nikon FT-1 можно устанавливать объективы от зеркалок на фотокамеры семейства Nikon 1.

Через переходник Nikon FT-1 можно устанавливать объективы от зеркалок на фотокамеры семейства Nikon 1.

У других производителей встречаются матрицы и других размеров, а значит и с другим кроп-фактором. Например, широко известен стандарт матриц micro 4/3, используемый сразу несколькими производителями. Этот стандарт имеет кроп-фактор 2. Это не очень крупные матрицы, со всеми вытекающими плюсами и минусами. Камеры, оборудованные такими матрицами компактны, как и разработанная для них оптика. Однако, аппаратам с таким сенсором очень сложно тягаться в качестве изображения с полнокадровыми аппаратами — площадь матрицы различается в четыре раза.

Итоги

Если вы собираетесь покупать новую фотокамеру или выбираете новую оптику к старой и хотите выполнить примерный расчет угла обзора объектива, узнайте кроп-фактор установленной в ней матрицы. Исходя из этого выбирайте и технику. Если ваш фотоаппарат имеет кроп-фактор 1,5, знайте, что вам потребуется более короткофокусная оптика, чем для полнокадровых фотоаппаратов. В следующем уроке мы поговорим о том, объективы с каким фокусным расстоянием подойдут для тех или иных видов съемки, какой подойдет объектив для съемки портретов, а какой — для съемки пейзажей.

Дата публикации: 19.01.2015
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Alexander Savochkin, 2017-11-04T21:38:29

Совсем забыл. Диагональ кадра принимайте равной 30 мм (на самом деле меньше, но не суть), выраженные свойства у оптики появляются от умножения диагонали на 2,5 и деления на 1,5. Если упрощённо, больше половины диагонали и меньше двух диагоналей объектив почти наверняка с нормальным полем зрения (точнее, с нормальной передачей перспективы), а дальше либо телевик, либо широкоугольник.

Ольга Иванова, 2017-11-04T21:02:38

спасибо за помощь. более чем понятно

Alexander Savochkin, 2017-11-04T20:07:42

Ольга! Сравнивайте с диагональю кадра. Выраженный широкоугольник начинается с половины диагонали и меньше, если подтянуть под это определение стандартный ряд фокусных расстояний, то от 18 мм и вниз. Поэтому 20-35 и тем более 24-85 формально широкоугольные, но угол зрения у них не столь велик, сколь хотелось бы. На роль универсального зума лучше сгодился бы 24-85, на роль пейзажного широкоугольника лучше взять 20-35, а ещё лучше поискать что-то с меньшим фокусным расстоянием. Из фирменной оптики вспоминаются зумы EF 15-85/3.5-5.6 IS USM и китовый 18-55, из неродной — любой объектив с подобным фокусным расстоянием, отдельно упомяну объектив с ручной фокусировкой Samyang 14/2.8. Причин не доверять стандартному 18-55 лично я не вижу: объектив как объектив, особенно если допустить, что снимки предназначены для рассматривания людьми, а не для попиксельного изучения деталей картинки.

Ольга Иванова, 2017-11-04T17:21:36

Александр, здравствуйте! Была бы рада услышать экспертное мнение об объективах Canon 24-85mm F/3.5-4.5 и Canon EF 20-35mm F/3,5-5,4, внимая Вашему совету подумать о покупке 18-55, я отправилась смотреть предложения б/у объективов и столкнулась с новой проблемой - что выбрать из этих трех? Canon EF 20-35mm F/3,5-5,4 по обзору мне показался самым лучшим для моей цели - поснимать шириком и вместить в кадр больше. Доверия к китовому18-55 у меня не было как при покупке камеры, так и сейчас нет, не могу объяснить почему. Вполне вероятно, зря.

Alexander Savochkin, 2017-10-10T06:33:18

Этот выраженный длиннофокусник — отличный объектив для съёмки людей. На мой взгляд, это куда лучший "портретник", чем EF 50/1.8, который для кроп-кэнонов все дружно советуют на роль портретной оптики.

Если вам не хватает угла зрения оптики, а другой под руками нет, снимите панораму. Панорама 2х2 увеличивает поле зрения раза в полтора, панорама 3х3 — примерно в 2,5 раза. Панораму снимать нужно с перекрытием кадров, так, чтобы в каждом следующем кадре был фрагмент сцены из предыдущего — тогда фотошоп или там PTGui нормально соберут панораму. Я именно таким способом делал вот этот снимок: http://www.nat-geo.ru/photo... — это как раз панорама 2х2 макрообъективом 90 мм.

Если думаете над подержанным советским широкоугольником, что вам мешает подумать о подержанном кэноновском штатном зуме 18-55? Стоить он дорого не будет. Поищите широкоугольные зумы для кэнона на вторичном рынке, наверняка найдёте.

Если же тянет использовать именно советский объектив, тогда ищите Зенитар-16/2,8С. Новый такой объектив стоит тысяч 8 с небольшим, и это настоящий широкоугольник. Правда, у него заметная дисторсия, ручная фокусировка, и могут быть вопросы с работой диафрагмы, но тем не менее, объектив рабочий.

Георгий Полицарнов, 2017-10-09T14:15:40

Выбор объекта съемки, темы. Наполнение кадра, композиция. Расстановка акцентов. Работа с точной фокусировкой, малой глубиной резкости.

Ольга Иванова, 2017-10-09T13:16:57

Георгий, спасибо. Да! Конечно приоритетную цель нужно оправдывать. А что Вы имели в виду под "Длиннофокусная оптика — лучший учитель", какие навыки в работе с ней совершенствуются?

Георгий Полицарнов, 2017-10-09T07:46:26

Ольга, нельзя объять необъятное. Ставьте акценты, выделяйте главное. Длиннофокусная оптика — лучший учитель. А советских широкоугольников под кроп не бывает.

Ольга Иванова, 2017-10-08T13:16:35

Еще раз спасибо за помощь! Понимание данного вопроса помогло бы сделать мне правильный выбор. Похоже я ошиблась, купив Canon 85mm 1.8, выраженный длиннофокусник на моей 600д)
А так хочется вместить в кадр больше.
18-55 мм у меня нет, брала тушку + 50 мм.1.8. Благодарю за рекомендацию по 10-18, бюджет уже истрачен(
Думаю над б/у советским широкоугольным объективом.

Alexander Savochkin, 2017-10-04T11:10:11

Пересчитывать и правда ничего не нужно, понятие кроп-фактора устарело лет эдак на 15.

Сравнивайте фокусное расстояние с диагональю кадра. Если фокусное расстояние хотя бы вдвое меньше диагонали — налицо выраженный широкоугольник. Если хотя бы вдвое больше — выраженный длиннофокусник. Диагональ кадра в вашей камере равна примерно 30 мм. Стало быть, характерные искажения пространства вы заметите с объективом 16 мм, хотя в принципе с 18 мм тоже заметите. С объективами 24-35 мм вы заметите нормальную передачу перспективы. По факту штатный объектив 18-55, который наверняка есть у вас, уже вполне себе широкоугольник. Если у вас такого объектива нет, можете начать сразу с объектива EF-S 10-18/4.5-5.6 IS STM — с ним вы «пощупаете» широкий угол зрения во всей красе.

Ольга Иванова, 2017-10-04T09:46:48

Добрый день! Ломаю голову который день над вопросом нужно ли пересчитывать ФР для кроп-камеры, мнения разнятся, момент действительно сложен для моего понимания. Перечитывая снова и снова (точные науки для меня всегда были космосом), я пришла к выводу, что пересчитывать не нужно, а вот с углом обзора важно разобраться. Могли бы Вы мне подсказать на примере выбора широкоугольного объектива на кроп-матрицу (Canon 600d), если я возьму 35мм, смогу ли я ощутить те самые характерные искажения пространства или нужен хотя бы 24мм, чтобы "пощупать" широкий угол? Заранее спасибо.

Александр Савочкин, 2017-05-29T16:56:35

Продуктивнее всего сравнивать фокусное расстояние с диагональю кадра. У камер с сенсором APS-C диагональ равна примерно 28 мм. Дальше всё просто: если фокусное расстояние примерно равно диагонали — это объектив ни широкоугольный, ни длиннофокусный, а просто с нормальным полем зрения. Если фокусное расстояние в 2-2,5 раза больше диагонали — это умеренный длиннофокусный объектив, портретник. Если меньше фокусного расстояния в 1,5-2 раза — это умеренный широкоугольник. Разница между диагональю и фокусным расстоянием более чем вдвое — выраженный широкоугольник или телевик.

Георгий Полицарнов, 2017-05-29T14:16:24

Безусловно, угол обзора на кропе у того же объектива будет меньше. Это важно тем, кто уже имеет опыт съемки на полный кадр и понимает связь между конкретным ФР и углом обзора. Но любым другим фотографам эта информация просто не нужна.

Alex Greb, 2017-05-29T13:37:58

Читаю тех. характеристики обьективов на оф. сайте кэнон. Для обьективов EF-S для кроп камер везде указываю также ЭФР 35мм. Зачем? Значит справедливо утверждение что угол обзора на кроп камере меняется и к примеру полтинник установленный на кропе будет иметь угол обзора как 80мм фф?

Георгий Полицарнов, 2017-05-29T09:41:47

Не правильно. Ничего пересчитывать не нужно! Фокусное расстояние всегда указывается реальное. Пересчет с умножением на кроп-фактор был придуман опытными фотографами, которые всю жизнь снимали на полный кадр и затем перешли на кроп (в момент замены пленки цифрой). Он использовался ими для того, чтобы понять, как тот или иной объектив будет работать на кропе: ведь они прекрасно представляли угол обзора для каждого фокусного расстояния.

Alex Greb, 2017-05-29T09:38:52

Я правильно понял? - если ставим обьектив для полнокадровика на кропнутую камеру то фокусное расстояние нужно пересчитывать. Но у кэнон к примеру есть обьективы только для кропнутых камер.Вопрос - в этом случае тоже необходимо умножать на кроп фактор или это уже реальное фокусное расстояние?

Георгий Полицарнов, 2016-01-11T09:38:14

В статье имелась в виду разница в работе объективов на полнокадровой и APS-C камере. Естественно, что объективы с одинаковым фокусным расстоянием на одном и том же фотоаппарате будут давать примерно одинаковый угол обзора (разница может быть, но это уже частные случаи).

RomzessDX, 2016-01-09T16:35:53

Если честно, до сегодня верил всем(читаю много, самоучка), кто писал про фокусное расстояние, пока сам не проверил. Сам далеко не профи. Может и не так все понимаю. Имею камеру D5100, кит-объектив 18-55 формата DX разумеется;) (пристрелом добился фокусного в 50мм., снимал со штатива), затем зацепил полтинник формата FX и... вуаля... НИ-КА-КОЙ разницы! Как написал автор "портретные полнокадровые объективы на “кропе” начинают слишком сильно приближать". А затем, для своего пущего убеждения, зацепил 55-300 DX, разница есть в приближении, но 5 мм. это несущественно, вот и разница несущественная. Фотографии 1, 2, 3 соответственно тексту.
Что имел ввиду автор? Может он имел ввиду про конкретные профессиональные объективы, а у меня слишком банальный, непрофессиональный пример?! Разъясните, пожалуйста, буду очень признателен.

Валерий Дурнов, 2015-01-29T18:09:28

И все-таки не вижу понимания, и скорее у вас не хватает опыта работы с разными форматами. И фраза о 35 мм с полного формата как о "полтиннике" на кропе некорректна.

Константин Воронов, 2015-01-29T15:48:24

Валерий, то есть Вы считаете, что объектив с фокусным расстоянием в N мм, рассчитанный на полный кадр, будет работать как-то иначе на малых матрицах, чем объектив в те же N мм, выпущенный специально для них? Мною ниже приведены примеры этого, которые Вы проигнорировали. Они наглядно показывают, что это не так. Или Вы хотите в ту же серию еще пример на 18мм? :) Уверяю Вас, он будет таким же.

Кстати, объектив в 50мм очень условно сопоставим с углом зрения человеческого глаза. Подойдите к другому человеку вплотную и посмотрите на него. Вы увидите картину, свойственную скорее широкоугольнику. Теперь выгляните в окно и посмотрите вдаль, Вы увидите картину, свойственную длиннофокусному объективу. Вспомните, что было сказано о ДИСТАНЦИИ съемки.

Безусловно, не всегда есть смысл использовать к примеру полнокадровый объектив на меньших матрицах, но уже из совсем других соображений. Как то неудобные фокусные расстояния, слишком большой вес по сравнению с рассчитанными под данный размер сенсора линзами, несоответствие фокусного расстояния назначению объектива (допустим, портретник 135мм на "кропе" малоприменим).

Я Вам скажу больше. Некоторые вполне успешно используют оптику, рассчитанную под кроп на полном кадре: https://flic.kr/p/67vCGF - у Никона есть такая специфическая возможность.

6fc9c9a5 ecf5 4e9d ba62 ab1b1c0eb11a