Вверх
6060dd99 b1dd 4673 b8a5 6fbef28dbd62

Фотокамеры Nikon Z: 9 лайфхаков по съёмке на беззеркалки

Дата публикации: 28.01.2021
Фотокамеры Nikon Z: 9 лайфхаков по съёмке на беззеркалки NIKON Z 5 / 50mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Современная фотокамера — сложный творческий инструмент. У каждого продвинутого фотографа есть хитрости и приёмы, связанные с настройкой своей техники. В этой статье мы собрали несколько лайфхаков, которые пригодятся при съёмке на беззеркальные камеры Nikon Z.

Быстрое переключение между распознаванием лиц людей и животных

Этот совет в меньшей степени актуален для новейших камер Nikon Z 6 II и Nikon Z 7 II. У них переключение между режимами распознавания происходит сразу при выборе режима зоны автофокуса. Однако у Nikon Z 6, Nikon Z 7, Nikon Z 5 и Nikon Z 50 нужная настройка находится глубоко в основном меню.

Как сделать так, чтобы каждый раз не залезать в меню, когда мы переходим со съёмки людей на съёмку животных? В камерах Nikon есть возможность любой пункт основного меню вынести в быстрый доступ. Вот простой алгоритм.

  • В пункт «Мое меню» можно добавить из основного меню любые нужные настройки, чтобы они не терялись. Добавим сюда и пункт для переключения режима распознавания.
  • Теперь зайдём в меню кастомизации управления. На некоторые кнопки (например, Rec) мы можем назначить активацию верхнего пункта из раздела «Мое меню». Я так и сделал: кнопка записи видео в фоторежиме не нужна, и на неё вполне можно назначить какую-то полезную функцию. Например, переключение между распознаванием людей и животных.
Готово! Теперь в разделе «Мое меню» есть нужный пункт. Как быстро активировать его одной кнопкой?

Готово! Теперь в разделе «Мое меню» есть нужный пункт. Как быстро активировать его одной кнопкой?

Теперь, когда мы нажимаем кнопку Rec (или любую другую, на которую вы назначите активацию верхнего пункта «Мое меню»), на экране появляется экран, где можно быстро выбрать режим распознавания.

Как повысить эффективность фокусировки с распознаванием лиц и глаз при слабом освещении и в студии?

Любая камера испытывает трудности во время фокусировки при слабом освещении. Как сделать так, чтобы автофокус беззеркалки Nikon Z точно находил глаза и лица в кадре даже при слабом освещении?

Особенность автофокуса Nikon Z в том, что лица и глаза определяются по превью-картинке, которую видит пользователь на экране или в видоискателе. Так что необходимо следить за тем, чтобы кадр в видоискателе не был слишком тёмным. Если лицо на снимке едва различимо, камера его не распознает.

Чем темнее кадр, тем хуже определяются лицо и глаза...

Чем темнее кадр, тем хуже определяются лицо и глаза...

Тут можно дать два совета.

  • Следите за экспозицией, яркостью снимков. Настройте параметры так, чтобы лица на экране и в видоискателе были хорошо различимы.

  • Отключите режим отображения настроек при съёмке. За это отвечает пункт «Применить настройки live view». Тогда картинка в видоискателе всегда будет достаточно яркой, и камера сможет быстро и точно сфокусироваться. Этот вариант отлично подойдёт тогда, когда по творческим соображениям необходимо сделать кадр темнее. Допустим, чтобы передать атмосферу вечера. Только не забудьте, что при отключении Live View кадры будут отличаться по яркости от той картинки, что мы видим на экране или в видоискателе в момент съёмки. Тут можно пользоваться шкалой экспонометра, как обладатели зеркалок, или сначала выставить правильные настройки экспозиции, проверив желаемую яркость снимка, и уже потом отключить режим Live View.

При съёмке в студии с импульсным светом этот режим тоже нужно отключать, иначе в видоискателе и на экране будет просто темнота, ведь камера при создании превью не может учесть тот свет, который дадут в момент съёмки импульсные приборы.

Функцию включения и отключения Live View удобно держать в быстром меню: не придётся искать нужный пункт в основном меню фотоаппарата. Вынести любой пункт основного меню в быстрое очень легко, достаточно зайти в меню кастомизации фотоаппарата.

NIKON Z 5 / 50mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с, 50.0 мм экв.

Удобная комбинация для динамичной съёмки: режим М с Авто-ISO

Привычные всем режимы съёмки P, S, A и М достались современным фотоаппаратам в наследство от плёночной фототехники, а там своя специфика управления. К примеру, ISO можно поменять только путём замены кассеты с фотоплёнкой. Любой цифровой фотоаппарат позволяет выбрать, с каким ISO мы будем делать кадр. С одной стороны, это удобно, но с другой — теперь о правильном выборе светочувствительности нужно думать перед съёмкой каждого кадра. А ведь ISO — самый «технический» из трёх параметров экспозиции. Он не отвечает напрямую за передачу движения на фото (это делается с помощью выдержки), не регулирует глубину резкости (она регулируется, к примеру, диафрагмой). ISO мы просто подстраиваем под желаемые значения выдержки и диафрагмы. Это служебный параметр, которой позволяет сделать яркую картинку при выбранной экспопаре.

Классические режимы приоритета А и S имеют свои недостатки. В режиме А мы контролируем диафрагму, а автоматика ставит выдержку. В этом случае невероятно высок риск получения смазанных кадров, ведь автоматика может поставить не ту выдержку. В режиме S часто получаются очень тёмные кадры: фотограф поставил короткую выдержку для динамичного сюжета, но забыл подобрать светочувствительность… В этих режимах смаз или ошибки с экспозицией получаются просто из-за того, что пользователь не уследил за служебным параметром светочувствительности.

А ведь ISO вполне можно отдать под управление автоматики. В камерах Nikon есть функция «Авто-ISO». Работает она максимально корректно и имеет все необходимые настройки. К примеру, можно задать максимальное значение чувствительности, доступное автоматике, или максимальную выдержку в режимах, когда камера будет управлять и ею, и светочувствительностью (режимы Р и А), что застрахует от смаза, «шевелёнки».

Ещё интереснее работает связка «Режим М + Авто-ISO». Это мощный полуавтоматический режим, в котором мы можем задать идеальные параметры выдержки и диафрагмы. Получится эдакий «режим приоритета выдержки и диафрагмы». Его невозможно получить на плёночных камерах, а вот на цифровых — пожалуйста! Так вы всегда сможете максимально точно настроить значения выдержки и диафрагмы, а камера сама поймёт, на какой светочувствительности лучше снимать. Похоже на автоматическую коробку передач в машине! Так режим М из сложного, подходящего только для неторопливой вдумчивой съёмки, превращается в идеальный режим для съёмки динамики и практически любых сюжетов.

Кстати, при авто-ISO в режиме М работает экспокоррекция: с её помощью можно регулировать яркость получаемых кадров, если по умолчанию камера даёт немного не тот результат. Да и про режимы замера экспозиции забывать не надо.

Быстрое включение и выключение функции авто-ISO

Неужели для включения и отключения авто-ISO необходимо каждый раз заходить в основное меню фотокамеры? Совсем не обязательно!

Лайфхак будет актуален для обладателей камер с двумя колёсиками регулировки параметров: всех беззеркалок и продвинутых зеркалок начиная с серии 7ххх. Обладатели таких моделей знают, как быстро настроить ISO вручную: зажимаем кнопку ISO и крутим заднее колёсико регулировки параметров.

А что, если при нажатой кнопке ISO повернуть переднее колёсико?

Так регулируется светочувствительность вручную.

Так регулируется светочувствительность вручную.

Так включается и выключается функция «Авто-ISO».

Так включается и выключается функция «Авто-ISO».

Повернём его на один клик, и на экране загорится иконка авто-ISO. Зажав кнопку ISO и поворачивая колёсико, можно легко включать-отключать эту функцию.

Я авто-ISO отключаю лишь при съёмке в студии с импульсным освещением и при съёмке со штатива, где нужно зафиксировать экспозицию, чтобы все кадры были сняты с одинаковыми параметрами и их яркость не менялась от снимка к снимку.

Режим задержки экспозиции вместо автоспуска

У серии Nikon Z есть один нюанс. Чтобы камера была дружелюбнее к новичку, режим автоспуска отключается, если её выключить. А ведь автоспуск нужен в пейзажной, интерьерной, предметной съёмке, при съёмке автопортретов… Словом, во всех жанрах фотографии, где используется штатив. Съёмка с автоспуском при использовании штатива нужна для того, чтобы не трясти камеру при нажатии на кнопку спуска. Для этих же целей можно использовать пульт дистанционного управления или приложение SnapBridge, но пульт есть не у всех, а приложение имеет свои ограничения. Фотографам, которые привыкли снимать с автоспуском, постоянное его отключение доставляет неудобства. Возможно, в дальнейших версиях прошивок ситуацию исправят. Но есть и альтернативный способ сделать так, чтобы сразу после включения камера снимала с задержкой и не нужно было каждый раз активировать автоспуск.

Пункт активации съёмки с задержкой экспозиции можно добавить в быстрое меню.

Пункт активации съёмки с задержкой экспозиции можно добавить в быстрое меню.

Есть функция «Режим задержки экспозиции». Его можно найти в меню фотокамеры. Поставим задержку экспозиции на 1–2 секунды: этого достаточно, чтобы вибрации камеры прекратились после нажатия на кнопку спуска.

После активации функции задержки экспозиции она будет включена всегда. Работает точно так же, как и автоспуск, только не пищит и не приводит к последовательной съёмке кадров при включённом брекетинге экспозиции. Придётся для съёмки каждого следующего кадра брекетинга снова нажимать кнопку спуска.

Удобнее всего функцию задержки экспозиции записать в один из пользовательских режимов (U1, U2, U3). Таким образом, там можно создать идеальные настройки для съёмки со штатива.

Кроме того, функцию задержки экспозиции можно добавить в быстрое меню, чтобы не искать её каждый раз в основном меню.

Надо помнить, что режим задержки экспозиции мешает снимать быстрые сюжеты, портреты… Так что держать его включённым постоянно не требуется.

NIKON Z 5 / 50mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с, 50.0 мм экв.

Как быстро и точно сфокусироваться вручную?

Допустим, вы обзавелись мануальным объективом без автофокуса или просто не доверяете функциям автоматической фокусировки. Как можно быстро и точно сфокусироваться вручную? У нас есть такой помощник, как фокус-пикинг — он выделяет резкие объекты в кадре цветными контурами. Удобно! Но контуры не всегда хорошо заметны, возможны погрешности.

Изображение не в фокусе: точка фокусировки красная.

Изображение не в фокусе: точка фокусировки красная.

Изображение в фокусе: точка фокусировки зелёная.

Изображение в фокусе: точка фокусировки зелёная.

Но есть ещё одна функция, которая поможет узнать, есть ли резкость в нужной точке. Обратим внимание, что даже при отсутствии автофокуса в видоискателе можно выбирать точку фокусировки. Поместим этот красный квадратик в то место, на котором хотим сфокусироваться. Теперь начнём наводиться с помощью кольца фокусировки на объективе — в определённый момент мы заметим, что квадратик стал зелёным! Это означает, что фокус пойман в нужной точке. Можно снимать! Во многих случаях ориентироваться на цвет точки фокусировки (красный — нерезко, зелёный — резко) гораздо удобнее, чем на контуры фокус-пикинга. Эта функция работает как в режиме фото, так и видео.

Всегда можно увеличить изображение в выбранной точке с помощью соответствующей кнопки. А ещё функцию увеличения можно задать на любую функциональную кнопку. Если вы часто пользуетесь ручной фокусировкой, назначьте эту функцию, например, на кнопку AF-ON. Впрочем, для неё есть и другие сценарии использования…

Блокировка фокусировки кнопкой AF-ON и прочие возможности кастомизации управления

Часто необходимо «остановить» фокус на определённой дистанции, чтобы камера на некоторое время перестала фокусироваться. К примеру, когда мы сфокусировались единожды, хотим снять такой же кадр, но чуток с другой компоновкой. Конечно, можно дёргать рычажок AF/MF на объективе, но гораздо удобнее блокировать работу автофокуса какой-то кнопкой на фотокамере. Идеально на эту роль подходит кнопка AF-ON. По умолчанию она отвечает за активацию фокусировки и получается, что дублирует функцию кнопки спуска, которая активирует автофокус при полунажатии. Мы посвятили несколько статей возможностям кастомизации управления на камерах Nikon. Здесь же лишь вдохновим читателя на более глубокое изучение вопроса и покажем, как назначить свою функцию на одну из кнопок на фотоаппарате.

Зайдём в меню «Управление» → «Пользовательские элементы управления». Тут предлагается настроить функции некоторых кнопок. Удобно, что все они отображаются на схеме! Выберем кнопку AF-ON и функцию «Блокировка фокусировки». Теперь можно в нужный момент съёмки её нажать и перекомпоновать кадр как угодно, не боясь потерять фокус на нужной дистанции.

У фотографов разные стили съёмки, да и задачи сильно разнятся! Одно дело снимать пейзажи или интерьеры, а другое — динамичный репортаж. Каждый может настроить камеру под свои задачи. Для этого в беззеркалках Nikon Z есть все возможности!

Как эффективнее пользоваться стабилизацией изображения на длинных выдержках?

Стабилизация изображения, основанная на сдвиге матрицы — одно из важнейших достоинств беззеркалок Nikon Z. Впрочем, даже если у вашей камеры стабилизация не на матрице, а только в объективе, этот совет вам тоже будет полезен. Стаб — это не замена штатива, а подстраховка фотографа при работе на рискованных выдержках. Но что делать, если хочется снимать на длинной выдержке в районе ½ с, а штатива под рукой нет? Такая задача часто возникает в момент вечерних прогулок по городу. Чтобы точно получить резкий кадр без штатива на столь длинной выдержке, активируйте серийную съёмку. Удерживая кнопку спуска, сделайте серию из порядка 10 кадров, из них можно выбрать наиболее резкий. Как правило, первый и последний кадр в серии менее чёткие, потому что в этот момент фотограф нажимал или отпускал кнопку спуска. Не забудьте принять максимально устойчивую позу, чтобы свести вибрации к минимуму. Если получится опереть камеру на неподвижную поверхность, будет ещё лучше.

Как сделать так, чтобы камера не выключалась при длительных съёмках или при просмотре снятых фото?

Иногда камера должна быть постоянно включена. Это пригодится при съёмке таймлапс-видео, где между кадрами серьёзный интервал, управление происходит не с камеры, а с пульта дистанционного управления. Или в тех ситуациях, когда нужно долго ждать и быстро снимать: при фотоохоте или в репортажных задачах. Что ж, зайдём в меню «Таймеры/блокировка АЭ» и выберем пункт «Задержка выключения».

Тут собраны все таймеры фотоаппарата. Можно сделать так, чтобы камера подольше показывала снятые кадры (удобно, когда мы показываем каждый кадр заказчику). Но нас интересует последний пункт — «Таймер режима ожидания». Прокрутив список доступных вариантов в самый низ, видим пункт «Нет ограничения». Если его активировать, камера не будет переходить в спящий режим. Но батарея фотоаппарата будет разряжаться быстрее.

Если ваша задача — съёмка таймлапса, имейте в виду, что Nikon Z 5, Nikon Z 6 II и Nikon Z 7 II могут питаться от внешнего пауэрбанка прямо во время съёмки. Поставив камеру на длительную съёмку, можно сразу подключить её к пауэрбанку, чтобы батарея точно не разрядилась. В этих же камерах есть режим энергосбережения. Он в первую очередь снижает частоту обновления картинки в видоискателе и экране, что некритично при съёмке.

Мы рассказали о некоторых хитростях, связанных с настройкой и съёмкой на камеры Nikon Z. Разумеется, наш список неполный. Наверняка каждый фотограф, имеющий опыт съёмки на эти фотоаппараты, сможет поделиться своими приёмами. Делитесь ими в комментариях и оставайтесь с нами на Prophotos.ru!

Дата публикации: 28.01.2021
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Ali Aliev, 2021-02-03T06:58:25

По моему такая функция есть на всех брендах. Но Nikon есть.

Андрей Ч, 2021-01-31T08:05:41

Спасибо! Куча полезного!
А можно ли здесь сделать, чтобы блокировка автофокуса сохранялась бы и после отпускания кнопки AF-ON, как на Panasonic?