В этой статье мы познакомимся с азами композиции и построения кадра. Несколько простых приемов сделают наши фотографии красивее и понятнее. Все кадры приведенные тут сняты на камерофон Nokia Lumia 1020.
Даже в обычном портрете очень важны такие моменты как компоновка кадра, его ориентация и кадрирование, наличие различных элементов окружения и фон. С чего начать и как сориентироваться?
Формат кадра
Форматом кадра называют соотношение его сторон, кроме того различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий вам формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.
Некоторые из распространенных форматов кадра:
1:1 Квадрат или “один к одному”
3:2 Классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”
2:3 Вертикальная ориентация того же формата
4:5 Классический, более основательный формат “четыре к пяти” - в таком формате делали стеклянные фото-пластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры
16:9 Молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь встречающийся и в фотографии
Это далеко не все существующие форматы, но основные из них. Кстати, зачастую разумно кадрировать работы не в произвольном формате, а в одном из выше описанных - людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров не скачут от фото к фото.
Какой формат выбрать для конкретного кадра или всей съемки?
Квадрат хорош для спокойных, завершенных, гармоничных сюжетов. В том числе для натюрмортов или портретов людей в соответствующем настроении:
А вот для сравнения исходный, полный кадр из которого квадрат был кадрирован:
Вертикальные кадры хорошо передают неустойчивое равновесие, некое намеренье или возможность падения, движения, перемен:
Если вам надо снять высокое здание или канатаходца, который балансирует на веревке - вертикальный кадр лучшее решение. А вот пример, когда опасная и истерическая личность образа так и просит вертикального, неустойчивого кадра.
Более традиционный и винтажный формат 4:5 отлично подходит для классического портрета, намекая на исторические аналоговые корни фотографии. Приведу в пример кадры с камерофона Nokia Lumia 1020, стилизованные под аналоговую съемку и печать в программе Snapseed:
Горизонтальные форматы хороши для пейзажей, сцен с большим числом героев. Когда есть что показать на фоне - будь то интерьер, виды города или природы.
Отлично подходят они и для явного движения, динамики в портрете. Даже широкоэкранный формат 16:9 смотрится оправданно в такой ситуации.
Не бойтесь экспериментировать с форматами и ориентацией кадра - перемена окна может сделать мир за ним новее и интереснее :-)
Модель и фон
Отношения модели и фона - вопрос непростой и очень важный. Самое первое что нужно освоить - отделение модели от фона. На плоской поверхности картинки мир немного не такой как в реальности - торчащий из головы модели или “приклеенный” к ней сбоку заметный предмет (линия, горизонт, яркое пятно на фоне) может испортить верное ощущение пространства и отобрать удовольствие у зрителя.
Хорошо когда модель заметно светлее или темнее фона - это называется “тональное разделение”
Если быть кратким - внимательно следите за фоном - он должен обрамлять модель, крутиться вокруг нее, но не конфликтовать с ней.
Не оставляйте во время съемки без внимания заметных объектов и линий на фоне, которые уж точно бросятся в глаза вашим зрителям в результате, а используйте их в свою пользу - создавая композицию, баланс, концентрируя внимание на модели и ее состоянии.
Точка зрения
Пробуйте необычные ракурсы, положения камеры и точки зрения - они сделают ваши снимки интереснее и покажут зрителю привычные вещи с новой стороны.
Снимайте не только сверху и снизу но и через какие либо препятствия - создавая ощущение подглядывания, объема. На телефон можно снимать даже через подзорную трубу или бинокль:
Ну что-же. Напоследок - еще несколько примеров интересных кадров, снятых под разным углом вверх или вниз, а нам останется только пожелать вам хорошего настроения и творческих идей!